Стресс и фрустрация на рабочем месте

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 11:00, реферат

Краткое описание

Предметом исследования: стресс и фрустрация на рабочем месте.
Задачами реферата являются:
Проявление стресса и фрустрации на рабочем месте;
Причины стресса;
Динамика стрессов;

Оглавление

Введение 3
Проявление стресса и фрустрации на рабочем месте. 4
Причины стресса 6
Динамика стрессов 9
Способы управления стрессом 11
Заключение 13
Список использованной литературы 14

Файлы: 1 файл

реф по оп.docx

— 45.40 Кб (Скачать)

НАЦИОНАЛЬНЫЙ  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ – ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ

ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Стресс и фрустрация на рабочем месте».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2011

 

Оглавление

 

 

Введение 3

Проявление стресса и фрустрации на рабочем месте. 4

Причины стресса 6

Динамика стрессов 9

Способы управления стрессом 11

Заключение 13

Список использованной литературы 14

 

Введение

 

Актуальность данной темы: «Стресс  и фрустрация на рабочем месте», обуславливается следующим образом. В связи с тем, что для любой  организации стресс побуждает издержки предприятия, а в частности, текучесть кадров, снижение работоспособности и т.д., изучение данной проблемы необходимо для предотвращения убытка предприятия.

Целью этой работы является рассмотрение стресса в организационной структуре, выявление причины возникновения, что влияет на это, а также ознакомиться с действиями, которые проводятся для ликвидации таких ситуаций.

Объектом исследования является: организационная  структура.

Предметом исследования: стресс и  фрустрация на рабочем месте.

Задачами  реферата являются:

  • Проявление стресса и фрустрации на рабочем месте;
  • Причины стресса;
  • Динамика стрессов;
  • Способы управления стрессом.

Реферат состоит из четырёх частей, введения, заключения и списка литературы. 
Проявление стресса и фрустрации на рабочем месте.

Неотъемлемой  составляющей повседневной жизни являются разновидные стрессы, к сожалению, они неизбежны, в связи с тем, что со стрессовыми ситуациями можно  столкнуться в каждой сфере жизнедеятельности.

Под стрессом подразумевают «состояние человека, которое возникает как реакция на любые события или требования, с которыми человеку трудно или невозможно справиться»1. Реакцией на требования являются симптомы стресса, и выражаются они в головных болях, сердцебиении, болях в спине и т.д.

Из приведённого выше определения  можно заключить, что ответом  на неблагоприятное воздействие, напряжённое  состояние, человека можно назвать  стрессом. Таким образом, показателем  того, что у человека ухудшается здоровье, является то, что индивид  не справляется со стрессом. Сила воздействия  на здоровье зависит от продолжительности стрессового состояния.

На основе определения, данного  выше, можно выделить несколько подходов: первый подход, основывается на реакции  на стресс и описывается с точки  зрения физиологии (описывает симптомы стресса). В данном случае стресс напрямую связан с беспокоящими побуждающими расстройствами. Следующий подход акцентирует  внимание на причине стресса, а также  нацелен на их устранение (основанный на стимуле). В этом случае, мы можем  отметить, что стресс не является зависимой  переменной, так как рассматриваем  причины, а не сами действия. Предпочтительно  рассматривать стресс в форме  «стимул-реакция», в связи с тем, что при отдельном истолковании этих двух составляющих, могут возникнуть некоторые  минусы. Выделим эти  стороны: стоит отметить, что стресс рассматривается только в качестве процесса, следовательно, предположить, что уделяется недостаточное  внимание его причинам, кроме того, персональные характеристики индивидов  не учитываются. Что же касается второго  подхода, то он рассматривает только причину стресса в синтезе  взаимодействия  человека и внешней  среды, никак не затрагивая симптомы стресса[2].

Приведённые подходы к стрессу  заключают в себе характеристики не взаимоисключающие, а взаимодополняющие, поэтому будут рассмотрены не только причины и проявление стресса, а так же их источники.

Рассмотрим негативную сторону  стрессовой ситуации. В большинстве  случаев стресс рассматривают в  качестве адаптационной реакции  на внешние факторы воздействия человеческого организма, а также в качестве реакции на какие-либо цели, которые индивид не в силах выполнить.

Немало важный факт, что влияние  одного и того же события действует  на человека по-разному, в связи с  его индивидуальными качествами; поэтому мы не можем выстроить  определённую линию событий, которые  влияли бы негативно на состояние  человека.  Тем самым, различия внутренних качеств человека сталкиваются с  разными реакциями на агрессию, раздражительность, радость, меланхолию и т.п. Стоит  отметить, что от силы давления и  продолжительности стресса, зависит  отличие реакции.

Далее рассмотренные факторы, описывающие  только позитивную сторону стрессовой ситуации. Стресс может быть вызван неожиданным повышением по службе, получением премии, похвалой со стороны  руководителя и т.п. Согласно учениям  многих теоретиков и психологов, можно  выделить акцентирование на том, что  и негативный стресс может вызвать  в организационной структуре  положительные явления. Примерами  могут являться незначительные стрессы, которые вызовут только мотивацию  и побудят индивида к работе. В  то время как долгие стрессы вызывают негативные эмоции,  результаты, вышеприведённого стресса, могут и положительно складываться на состоянии индивида.

Также степень воздействия и  длительность стресса определяет форму  реакции на него. Рассмотрим примеры  видов стресса и как с ними справляться. Если у индивида возникает  лёгкий стресс, и он не продолжителен  по времени, то человек может быстро справиться со стрессом и на восстановление уйдёт немного времени. Если продолжительность  стресса затягивается, то на человека это будет негативно влиять, в  первую очередь физически и психологически, и для этого понадобится больше времени на восстановление, в итоге, такой вид стресса может привести к истощению индивида как физически, так и морально. Такое состояние характеризуются как «истощение сил - когда эмоционально опустошенные работники отдаляются от работы, ощущают беспомощность»3. В этом случае данное действие снижает производительность труда индивида, а не только делает его раздражительным, к тому же в таком состоянии у человека появляются мысли о смене деятельности: профессии, работы и т.д. Для организации не выгодно позволять такие ситуации, потому что происходит текучесть кадров.

Из вышесказанного следует, что  организации должны непосредственно  обращать внимание на такую проблему и бороться с ней при помощи общения с работниками, в итоге чего, должны выявлять как работы, истощающие сотрудников, так и сотрудников, подвергшихся их влиянию.

Далее рассмотрим следующее последствие стресса – моральные травмы.

Согласно Басенко В. П., «моральная травма на рабочем месте - разрушение самооценки работников, подрыв их веры в свои способности как результат предвзятого отношения на работе, несправедливого увольнения, дискриминации или ощущения сотрудником неспособности к достижению ожидаемых показателей»4. Стоит заметить, что в такой ситуации большинство работников боятся увольнения с работы, и, что самое интересное, боятся увольнения не только те, кому реально оно грозит, но и те, которые не попадают под сокращение. Таким образом, происходит негативная отрицательная цепь. Ещё одним фактором морального риска является наблюдение негативной ситуации на рабочем месте, это может быть стычка коллег, драка или что-то в этом роде, что естественно порождает боязнь быть самому в эпицентре таких событий.

В результате стресса индивид может совершить необдуманные действия, которые в обычном состоянии он не стала бы делать.

Причины стресса

 

Причинами стресса, которые возникают как  от внешнего и внутреннего воздействия  называют стрессорами. Теперь рассмотрим их основные устои:

  1. Иногда выделяют информационные, но чаще всего психологические и физиологические.

К стрессорам психологического характера относятся: устойчивость и неустойчивость индивида относительно действий, направленных на него таких как: унижение, работа, которая не оправдывает надежд, включает и задетое самолюбие. Касаемо физиологических стрессоров, тут задействована окружающая среда сотрудника организации, а именно: отсутствие хорошооснащённой вентиляционной системы, посторонние раздражители, выступаемые в качестве шума, неприятных запахов и т.д. Относительно информационных стрессоров можно сказать то, в данном основании происходит недостаток и избыток информации[5].

  1. За содержательную часть отвечают организационные, групповые и личностные стрессы. То есть всё, что происходит внутри организации с её структурой и функционированием и происшествиями, которые возникают в жизни индивида.

Наиболее распространённые примеры  организационных стрессов на рабочем  месте – требования к выполнению поставленных задач, неопределённость полномочий. В таких обстоятельствах  работник не понимает, что от него требуется, вдобавок ко всему факторы внешнего раздражения тоже играют свою роль.  К личностным стрессорам относятся: те конфликты, которые возникают на почве предъявления человеку слишком большие требования, с которыми он не может справиться, такие конфликты называют ролевыми. Также этические конфликты появляются, когда от человека требуют то, что противоречит его личностным устоям[6].

  1. Стрессы внутренние и внешние в организации.

Приведём пример сначала внутренних  стрессов, таковым является слух о сокращении сотрудников в организации, а внутренним стрессом является кризис, последствия которого непосредственно отражаются на области компании, в которой он произошёл. Тем не менее, и в одном, и в другом случае у сотрудника появляется мысль об увольнении.

  1. Распределение продуктивности действия на положительные, средние и отрицательные.

Как было подмечено ранее, существует связь между продолжительностью стресса и его эффектом на производительность работников.

  1. Фрустрация

Показывает следующую ситуацию на рабочем месте: когда индивид  вкладывает все силы, чтобы получить какую-либо работу, а её отдают другому  сотруднику.

  1. По осознанности: соответственно осознаваемые и неосознаваемые.
  2. Рассматривается кратковременная и долговременная продолжительность.
  3. Слабый и сильный уровень влияния.
  4. И, наконец, можно выделить специфические (действуют по-разному) и общие (одинаково влияют на всех во всех ситуациях) стрессоры.

Теперь хотелось бы сказать рассмотреть  фрустрацию в организации. «Фрустрация - блокирование мотивации (стремления), не позволяющее индивиду достичь желаемой цели»7.

Источниками возникновения фрустрации могут  стать как сотрудники, так и высокопоставленные начальники, и даже сам индивид. Если же причиной является он сам,  то фрустрация является последствием несоответствия поставленных им целей и предпринимаемых действий, а если такие действия совершает начальник или окружающие, то блокируется желание работать. В данном случае для достижения целей индивид не предпринимает  действий. Стоит дополнить ещё то, что причинами фрустрации являются не только кризисные ситуации в жизни человека, но то, что на пути к цели у индивида появляются препятствия. Большое количество заданий, недопонимание коллег, не интересующая работа – всё это является примерами таких препятствий. Так или иначе, в отдельности все компоненты не влекут за собой фрустрации, но в совокупности они могут перейти в пагубное для человека состояние, которое перерастёт в стрессовое состояние.

За  счёт того, что индивид больше не мотивирован к действию, благодаря  неудачным обстоятельствам, – это подтверждает, что существует взаимосвязь между мотивацией и фрустрацией. Фрустрация определяется мотивированностью человека, и чем выше эта мотивация, тем сильнее ощущение фрустрации. Как правило, последствиями фрустрации могут быть: апатия, агрессия, уход или регресс к менее взрослому поведению.

Наиболее  общей классификацией стрессов является классификация стрессов на организационные, групповые и личностные, в эту  совокупность также часто добавляют и внешние стрессы. Рассмотрим, каким образом,  составляющие  данной подгруппы вызывают стресс, а также как они влияют на работников в организации, с целью выявить источники стресса.

    • Внешняя среда организации

Внешняя среда организации является источником стрессов, если организация является открытой системой, которой характеризуется  большинство современных организаций.

Таким образом, можно сказать, что внешние влияние могут оказывать различные изменения в обществе: технологические изменения, в ходе научно-технического прогресса, экологические изменения, экономические, демографические, а также и все элементы среды, в которых обитает работник.

Пример  внешней среды организации: взаимоотношения  в семье работника значительно  влияет на психологическое и эмоциональное  состояние индивида, если в семье напряженные отношения, конфликты или даже стрессовое состояние у одного из ее членов, это негативно скажется на всей семье. Относительно демографической ситуации,  деление в обществе происходит по национальному, возрастному, половому  т.д. признакам.

Стоит отметить, что при изменении любой составляющей внешней среды, человек может испытать как положительный, так и отрицательный стресс.

  • Внутриорганизационные факторы

В этой подгруппе рассматриваются  факторы, которые отражают политику организации, ее административное устройство, основные принципы существования, которыми она руководствуется,  характеристики структуры организации, коммуникации в организации, наличие или отсутствие обратной связи,  участие работников в принятии решений, рабочие условия (отсутствие хорошооснащённой  вентиляционной системы, посторонние раздражители, выступаемые в качестве шума, неприятных запахов и т.д.). Все данные характеристики организации в целом, организационного процесса, могут оказывать как положительные эффекты (в качестве достижения совокупности характеристик, способствующих производственному процессу), так и отрицательные, одним из них является стресс.

Информация о работе Стресс и фрустрация на рабочем месте