Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 11:00, реферат
Предметом исследования: стресс и фрустрация на рабочем месте.
Задачами реферата являются:
Проявление стресса и фрустрации на рабочем месте;
Причины стресса;
Динамика стрессов;
Введение 3
Проявление стресса и фрустрации на рабочем месте. 4
Причины стресса 6
Динамика стрессов 9
Способы управления стрессом 11
Заключение 13
Список использованной литературы 14
Тема: «Стресс и фрустрация на рабочем месте».
Москва
2011
Оглавление
Введение 3
Проявление стресса и фрустрации на рабочем месте. 4
Причины стресса 6
Динамика стрессов 9
Способы управления стрессом 11
Заключение 13
Список использованной литературы 14
Актуальность данной темы: «Стресс
и фрустрация на рабочем месте»,
обуславливается следующим
Целью этой работы является рассмотрение
стресса в организационной
Объектом исследования является: организационная структура.
Предметом исследования: стресс и фрустрация на рабочем месте.
Задачами реферата являются:
Реферат
состоит из четырёх частей, введения,
заключения и списка литературы.
Проявление стресса и фрустрации на рабочем
месте.
Неотъемлемой составляющей повседневной жизни являются разновидные стрессы, к сожалению, они неизбежны, в связи с тем, что со стрессовыми ситуациями можно столкнуться в каждой сфере жизнедеятельности.
Под стрессом подразумевают «состояние человека, которое возникает как реакция на любые события или требования, с которыми человеку трудно или невозможно справиться»1. Реакцией на требования являются симптомы стресса, и выражаются они в головных болях, сердцебиении, болях в спине и т.д.
Из приведённого выше определения можно заключить, что ответом на неблагоприятное воздействие, напряжённое состояние, человека можно назвать стрессом. Таким образом, показателем того, что у человека ухудшается здоровье, является то, что индивид не справляется со стрессом. Сила воздействия на здоровье зависит от продолжительности стрессового состояния.
На основе определения, данного выше, можно выделить несколько подходов: первый подход, основывается на реакции на стресс и описывается с точки зрения физиологии (описывает симптомы стресса). В данном случае стресс напрямую связан с беспокоящими побуждающими расстройствами. Следующий подход акцентирует внимание на причине стресса, а также нацелен на их устранение (основанный на стимуле). В этом случае, мы можем отметить, что стресс не является зависимой переменной, так как рассматриваем причины, а не сами действия. Предпочтительно рассматривать стресс в форме «стимул-реакция», в связи с тем, что при отдельном истолковании этих двух составляющих, могут возникнуть некоторые минусы. Выделим эти стороны: стоит отметить, что стресс рассматривается только в качестве процесса, следовательно, предположить, что уделяется недостаточное внимание его причинам, кроме того, персональные характеристики индивидов не учитываются. Что же касается второго подхода, то он рассматривает только причину стресса в синтезе взаимодействия человека и внешней среды, никак не затрагивая симптомы стресса[2].
Приведённые подходы к стрессу заключают в себе характеристики не взаимоисключающие, а взаимодополняющие, поэтому будут рассмотрены не только причины и проявление стресса, а так же их источники.
Рассмотрим негативную сторону стрессовой ситуации. В большинстве случаев стресс рассматривают в качестве адаптационной реакции на внешние факторы воздействия человеческого организма, а также в качестве реакции на какие-либо цели, которые индивид не в силах выполнить.
Немало важный факт, что влияние
одного и того же события действует
на человека по-разному, в связи с
его индивидуальными
Далее рассмотренные факторы, описывающие только позитивную сторону стрессовой ситуации. Стресс может быть вызван неожиданным повышением по службе, получением премии, похвалой со стороны руководителя и т.п. Согласно учениям многих теоретиков и психологов, можно выделить акцентирование на том, что и негативный стресс может вызвать в организационной структуре положительные явления. Примерами могут являться незначительные стрессы, которые вызовут только мотивацию и побудят индивида к работе. В то время как долгие стрессы вызывают негативные эмоции, результаты, вышеприведённого стресса, могут и положительно складываться на состоянии индивида.
Также степень воздействия и
длительность стресса определяет форму
реакции на него. Рассмотрим примеры
видов стресса и как с ними
справляться. Если у индивида возникает
лёгкий стресс, и он не продолжителен
по времени, то человек может быстро
справиться со стрессом и на восстановление
уйдёт немного времени. Если продолжительность
стресса затягивается, то на человека
это будет негативно влиять, в
первую очередь физически и
Из вышесказанного следует, что организации должны непосредственно обращать внимание на такую проблему и бороться с ней при помощи общения с работниками, в итоге чего, должны выявлять как работы, истощающие сотрудников, так и сотрудников, подвергшихся их влиянию.
Далее рассмотрим следующее последствие стресса – моральные травмы.
Согласно Басенко В. П., «моральная травма на рабочем месте - разрушение самооценки работников, подрыв их веры в свои способности как результат предвзятого отношения на работе, несправедливого увольнения, дискриминации или ощущения сотрудником неспособности к достижению ожидаемых показателей»4. Стоит заметить, что в такой ситуации большинство работников боятся увольнения с работы, и, что самое интересное, боятся увольнения не только те, кому реально оно грозит, но и те, которые не попадают под сокращение. Таким образом, происходит негативная отрицательная цепь. Ещё одним фактором морального риска является наблюдение негативной ситуации на рабочем месте, это может быть стычка коллег, драка или что-то в этом роде, что естественно порождает боязнь быть самому в эпицентре таких событий.
В результате стресса индивид может совершить необдуманные действия, которые в обычном состоянии он не стала бы делать.
Причинами стресса, которые возникают как от внешнего и внутреннего воздействия называют стрессорами. Теперь рассмотрим их основные устои:
К стрессорам психологического характера относятся: устойчивость и неустойчивость индивида относительно действий, направленных на него таких как: унижение, работа, которая не оправдывает надежд, включает и задетое самолюбие. Касаемо физиологических стрессоров, тут задействована окружающая среда сотрудника организации, а именно: отсутствие хорошооснащённой вентиляционной системы, посторонние раздражители, выступаемые в качестве шума, неприятных запахов и т.д. Относительно информационных стрессоров можно сказать то, в данном основании происходит недостаток и избыток информации[5].
Наиболее распространённые примеры организационных стрессов на рабочем месте – требования к выполнению поставленных задач, неопределённость полномочий. В таких обстоятельствах работник не понимает, что от него требуется, вдобавок ко всему факторы внешнего раздражения тоже играют свою роль. К личностным стрессорам относятся: те конфликты, которые возникают на почве предъявления человеку слишком большие требования, с которыми он не может справиться, такие конфликты называют ролевыми. Также этические конфликты появляются, когда от человека требуют то, что противоречит его личностным устоям[6].
Приведём пример сначала внутренних стрессов, таковым является слух о сокращении сотрудников в организации, а внутренним стрессом является кризис, последствия которого непосредственно отражаются на области компании, в которой он произошёл. Тем не менее, и в одном, и в другом случае у сотрудника появляется мысль об увольнении.
Как было подмечено ранее, существует связь между продолжительностью стресса и его эффектом на производительность работников.
Показывает следующую ситуацию на рабочем месте: когда индивид вкладывает все силы, чтобы получить какую-либо работу, а её отдают другому сотруднику.
Теперь хотелось бы сказать рассмотреть фрустрацию в организации. «Фрустрация - блокирование мотивации (стремления), не позволяющее индивиду достичь желаемой цели»7.
Источниками возникновения фрустрации могут стать как сотрудники, так и высокопоставленные начальники, и даже сам индивид. Если же причиной является он сам, то фрустрация является последствием несоответствия поставленных им целей и предпринимаемых действий, а если такие действия совершает начальник или окружающие, то блокируется желание работать. В данном случае для достижения целей индивид не предпринимает действий. Стоит дополнить ещё то, что причинами фрустрации являются не только кризисные ситуации в жизни человека, но то, что на пути к цели у индивида появляются препятствия. Большое количество заданий, недопонимание коллег, не интересующая работа – всё это является примерами таких препятствий. Так или иначе, в отдельности все компоненты не влекут за собой фрустрации, но в совокупности они могут перейти в пагубное для человека состояние, которое перерастёт в стрессовое состояние.
За счёт того, что индивид больше не мотивирован к действию, благодаря неудачным обстоятельствам, – это подтверждает, что существует взаимосвязь между мотивацией и фрустрацией. Фрустрация определяется мотивированностью человека, и чем выше эта мотивация, тем сильнее ощущение фрустрации. Как правило, последствиями фрустрации могут быть: апатия, агрессия, уход или регресс к менее взрослому поведению.
Наиболее общей классификацией стрессов является классификация стрессов на организационные, групповые и личностные, в эту совокупность также часто добавляют и внешние стрессы. Рассмотрим, каким образом, составляющие данной подгруппы вызывают стресс, а также как они влияют на работников в организации, с целью выявить источники стресса.
Внешняя
среда организации является источником
стрессов, если организация является
открытой системой, которой характеризуется
большинство современных
Таким образом, можно сказать, что внешние влияние могут оказывать различные изменения в обществе: технологические изменения, в ходе научно-технического прогресса, экологические изменения, экономические, демографические, а также и все элементы среды, в которых обитает работник.
Пример
внешней среды организации: взаимоотношения
в семье работника значительно
влияет на психологическое и
Стоит отметить, что при изменении любой составляющей внешней среды, человек может испытать как положительный, так и отрицательный стресс.
В этой подгруппе рассматриваются факторы, которые отражают политику организации, ее административное устройство, основные принципы существования, которыми она руководствуется, характеристики структуры организации, коммуникации в организации, наличие или отсутствие обратной связи, участие работников в принятии решений, рабочие условия (отсутствие хорошооснащённой вентиляционной системы, посторонние раздражители, выступаемые в качестве шума, неприятных запахов и т.д.). Все данные характеристики организации в целом, организационного процесса, могут оказывать как положительные эффекты (в качестве достижения совокупности характеристик, способствующих производственному процессу), так и отрицательные, одним из них является стресс.