Стресс и фрустрация на рабочем месте

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 11:00, реферат

Краткое описание

Предметом исследования: стресс и фрустрация на рабочем месте.
Задачами реферата являются:
Проявление стресса и фрустрации на рабочем месте;
Причины стресса;
Динамика стрессов;

Оглавление

Введение 3
Проявление стресса и фрустрации на рабочем месте. 4
Причины стресса 6
Динамика стрессов 9
Способы управления стрессом 11
Заключение 13
Список использованной литературы 14

Файлы: 1 файл

реф по оп.docx

— 45.40 Кб (Скачать)
  • Групповые факторы стресса

Группа в организации  оказывает существенное влияние  на поведение индивида, на его ощущения и восприятие происходящего. Если индивид считает себя членом какой-либо определённой группы, то в данном случае его интересы совпадают с целями, установленными в этой группе. Работник, ценности и цели которого не совпадают с ценностями и целями группы, будет чувствовать себя неудовлетворенным. В таком случае могут возникать внутренние и открытее конфликты индивида и группы, а, следовательно, это приведёт к застою напряжения и стрессовому состоянию сотрудника.

Кроме того на индивида влияет уровень сплоченности группы, соответственно  уровень стресса повышается, если работник не причисляет себя ни к какой группе. Приводит к стрессу также то, если индивид не принадлежит группе или же она не является сплоченной, он не получает надлежащей поддержки. Разногласия между работником и его коллегами в несовпадение мнения, тоже может породить конфликт, перетекающих в стресс.

Динамика  стрессов

 

Рассмотрим динамику стресса  на основе анализов Ганса Селье. Он рассматривал такое явление, как адаптационных синдром, другими словами стресс.


Такое явление проходило 3 стадии, заменяющие друг друга: тревога, сопротивление  и истощение.

Представленная модель показывает на разных стадиях стрессовых ситуаций ощущения личности.

На участке фазы А можно показать характеристику состояния человека: индивид входит в состояние тревоги, где можно наблюдать сначала спать сил, а потом их восстановление.

При этом приводятся в действие все силы индивида, активизируется весь его потенциал, что помогает ему быстрее реагировать на источники стресса. Есть несколько учёных, которые вывели такое суждение, что стресс влияет на человека в рабочей сфере положительно (увеличивается продуктивность работы), а отсутствие стресса вообще порождает к расслаблению и не фокусировании на работе. Такой стресс называют конструктивным, помогающий работникам отреагировать на вызов сложившейся ситуации.

В фазе Б описывается напряженное состояние работника, когда он прилагает все усилия, чтобы противостоять стрессу, используя все имеющиеся возможности. На данном этапе он достигает состояния,  потенциальной способности сопротивляться ситуации.

Основные параметры его деятельности постепенно ухудшаются, и они называются  дезадаптация («нарушение приспособления организмов к условиям существования»8), потому что по мере сопротивления стрессорам у него начинают исчерпываться силы и ресурсы в целом.

Фаза В иллюстрирует последнюю стадию борьбы со стрессом -  истощение сил, такое происходит тогда, когда индивид исчерпывает имеющиеся ресурсы и теряет контроль над стрессом.

У работника пропадает желание сопротивляться стрессу, в виду исчерпания сил и ресурсов, разрушается сложившаяся структура работы[9]. Такую стадию называют ещё стадией деструктивного стресса.

На основе вышеприведенной информации можно заключить, что как высокая степень стресса, как и её отсутствие, приводит к накладке в организации. Согласно Ньюстрому, стресс сравнивается со струной скрипки:  она не должна быть расслабленной или слишком натянутой. Поэтому в идеале стресс, оказываемый на сотрудника, должен быть средней интенсивности и побуждать его к повышению производительности.

Способы управления стрессом

 

Управление стрессом включает в  себя действия по устранению или смягчению  негативного воздействия стресса  на состояние работников организации. Главной целью данных действий является установление поведения, способствующего  преодолению стресса.

Действия, направленные на устранение стресса должны предприниматься  не только организаций, но и самим  виновником внутреннего расстройства.

Действия, которые преодолевают стрессовые состояния, предпринимаемые самим индивидом, включают в себя:

    1. исследование сферы задания
    2. консультирование с руководителем
    3. устранение противоречий, возникающих относительно его задания
    4. тайм-менеджмент
    5. оценка своих сил и отказ от заданий, с которыми он не сможет справиться
    6. расстановление приоритетов
    7. реализация возможностей работника
    8. много времени отведенного под отдых

 

Для борьбы со стрессом на работе проводятся мероприятия, на которых решается:

    • предоставлять работнику возможность выбирать посильную ему работу
    • разработать систему вознаграждения сотрудников и систему социальной поддержки
    • четко определять права и обязанности работника

 

В организационных структурах часто  возникает проблема, что сотруднику не хватает общения, в результате чего он чувствует себя неуютно и  некомфортно. Поэтому организация должна обеспечивать  социальную поддержку в четырех направлениях:

    • помочь достигнуть поставленную цель,
    • предоставить необходимую информацию,
    • оценивать состояние индивида (не давать ему отчаяться)
    • оказывать ему эмоциональную поддержку.

Идеальным состоянием компании является, когда менеджеры готовы оказывать необходимую поддержку сотрудникам или есть специальные подразделения, направленные на оказание помощи сотрудникам, которые занимаются: привлечением работников к принятию решений, проводя дополнительные собрания и консультации; проведением специальных тренингов, других мероприятий, расслабляющих работников и т.д.

На тренингах специалисты предлагают возможные способы изменения  жизни работников, во избежание стрессов, возможно и изменение рациона  питания индивидов, физические упражнения и т.д.

Расслабляющие мероприятия, прежде всего, должны обеспечить умственную релаксацию работников. Она может проходить несколько раз в день после или до напряденной работы.

Также, стоит отметить, что некоторые организации предоставляют работникам «дни вдохновения», которые позволяют работникам отойти от дел и отдохнуть, впоследствии вернуться к работе отдохнувшими как физически, так и эмоционально.

Главной целью всех этих мероприятий  является улучшение как физического, так и психологического состояния  индивидов.

 

Заключение

 

Неблагоприятное воздействие, напряжённое состояние, человека можно  назвать стрессом. Таким образом, показателем того, что у человека ухудшается здоровье, является то, что  индивид не справляется со стрессом. Сила воздействия на здоровье зависит  от продолжительности стрессового  состояния.

В результате стресса индивид может  совершить необдуманные действия, которые  в обычном состоянии он не стала  бы делать.

Причинами стресса, которые  возникают как от внешнего, так  и внутреннего воздействия называют стрессорами.

Источниками возникновения  фрустрации могут стать как сотрудники, так и высокопоставленные начальники, и даже сам индивид. Если же причиной является он сам,  то фрустрация является последствием несоответствия поставленных им целей и предпринимаемых действий, а если такие действия совершает  начальник или окружающие, то блокируется  желание работать.

Высокая степень стресса, как и её отсутствие, приводит к  накладке в организации. Согласно Ньюстрому, стресс сравнивается со струной скрипки:  она не должна быть расслабленной или слишком натянутой. Поэтому в идеале  стресс, оказываемый на сотрудника, должен быть средней интенсивности и побуждать его к повышению производительности.

Главной целью всех этих мероприятий  является улучшение как физического, так и психологического состояния  индивидов.

 

 

Список  использованной литературы

 

  1. Кэри Л. Купер,Филипп Дж. Дэйв, О’Драйсколл М. П. Организационный стресс. Теории, исследования и практическое применение/ Пер. с англ.- Х.: Изд-во Гумунитарный Центр,2007.
  2. Басенко В.П., Жуков Б.М. , Романов А.А. Организационное поведение: современные аспекты трудовых отношений. Учебное пособие. // Издательство "Академия Естествознания", 2009.
  3. Латфуллина Г.Р., Громова О.Н. Организационное поведение: Учебник для вузов. 2-е изд. Доп. И перераб.- Спб.,Питер, 2009.
  4. Шермерорн Дж., Хант Дж.,Осборн Р. Организационное поведение, 8-е издание./пер. с англ. Под ред. Е.Г.Молл.- Спб.: Питер,2004
  5. Ньюсторм Дж. В., Дэвис К. Организационное поведение/ Перевод с англ. Под ред. Ю.Н. Каптуревского-Спб.: Издательство «Питер», 2000
  6. Хохлова Т.П. Организационное поведение: учеб.пособие- 2-е изд., перераб. И доп.- М.: Магистр, 2009.
  7. Статья: Стресс (http://danyleiko.at.ua/publ/stress/1-1-0-5) Проверено 15.11.10
  8. Толковый словарь психиатрических терминов: Дезадаптация (http://www.edudic.ru/psh/1154)

 

 

1Статья: Стресс (http://danyleiko.at.ua/publ/stress/1-1-0-5) Проверено 15.11.10

2 Кэри Л. Купер,Филипп Дж. Дэйв, О’Драйсколл М. П. Организационный стресс. Теории, исследования и практическое применение/ Пер. с англ.- Х.: Изд-во Гумунитарный Центр,2007.

3 Басенко В.П., Жуков Б.М. , Романов А.А. Организационное поведение: современные аспекты трудовых отношений. Учебное пособие. // Издательство "Академия Естествознания", 2009.

4 См. ссылку 3.

5 Латфуллина Г.Р., Громова О.Н. Организационное поведение: Учебник для вузов. 2-е изд. Доп. И перераб.- Спб.,Питер, 2009

6 Шермерорн Дж., Хант Дж.,Осборн Р. Организационное поведение, 8-е издание./пер. с англ. Под ред. Е.Г.Молл.- Спб.: Питер,2004

7 Ньюсторм Дж. В., Дэвис К. Организационное поведение/ Перевод с англ. Под ред. Ю.Н. Каптуревского-Спб.: Издательство «Питер», 2000

8 Толковый словарь психиатрических терминов: Дезадаптация (http://www.edudic.ru/psh/1154)

9 Хохлова Т.П. Организационное поведение: учеб.пособие- 2-е изд., перераб. И доп.- М.: Магистр, 2009.

 


Информация о работе Стресс и фрустрация на рабочем месте