Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 20:12, дипломная работа
Цель исследования – изучить методы управления персоналом и разработать рекомендации по усовершенствованию существующих методов управления в Кокшетауском филиале банка второго уровня АО «KaspiBank»
Объектом исследования послужила деятельность Кокшетауского филиала АО «KaspiBank»
Предмет исследования – методы управления персоналом в коммерческом банке.
Введение
1 Теоретические аспекты рационального использования персонала
1.1 Сущность управленческой структуры и кадрового менеджмента
1.2 Развитие персонала как форма его рационального использования
1.3 Методика анализа и оценка эффективности использования трудовых ресурсов
1.4 Управление персоналом банка: планирование и оценка кадров
1.5 Мотивация труда и поведения персонала банка
2 Анализ управления персоналом и тенденции развития Кокшетауского филиала АО «KaspiBank»
2.1 Краткая характеристика Кокшетауского филиала АО «KaspiBank» и его деятельность
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности АО «KaspiBank»
2.3 Основные направления работы кадровой службы АО «KaspiBank»
2.4 Роль кадровой службы и рациональное использование рабочего времени
3 Направления совершенствования деятельности по управлению персоналом АО «KaspiBank»
3.1 Анализ методов управления персоналом в коммерческом банке
3.2 Программа и планы конкретных мероприятий по усовершенствованию существующих методов управления персоналом в коммерческом банке
Заключение
Список использованной литературы
Для
определения непроизводительных потерь
рабочего времени, связанных с браком,
необходимо сумму заработной платы
рабочих в забракованной
Сокращение потерь рабочего времени – один из резервов увеличения выпуска продукции. Однако надо иметь в виду, что потери рабочего времени не всегда приводят к уменьшению объёма производства продукции, т.к. они могут быть компенсированы повышением интенсивности труда работников. Поэтому при анализе использования трудовых ресурсов большое внимание уделяется изучению показателей производительности труда.
Для
выявления причин целодневных и
внутрисменных потерь рабочего времени
сопоставляют данные фактического и планового
баланса рабочего времени (таблица 5).
Таблица
5 - Баланс рабочего времени на одного
среднесписочного рабочего АО «KaspiBank»
Показатели | 2009 | 2010 | план | 2011 | абсолют. откл. | относ. прирост, % | ||
от 2009 | от плана | фактический | по плану | |||||
Календарный фонд времени, в т.ч. | 365 | 365 | 365 | 365 | - | - | - | - |
-праздничные | 10 | 10 | 10 | 11 | +1 | +1 | 110 | 110 |
-выходные | 104 | 106 | 104 | 104 | -2 | - | 98 | - |
Номинальный фонд рабочего времени, дни | 250 | 249 | 251 | 250 | +1 | -1 | 100,4 | 99,6 |
Неявки на работу, дни, в т.ч.: | 10,8 | 10,8 | 10 | 12,8 | +2 | +2,8 | 118,5 | 128 |
-ежегод.отпуска | 6,2 | 5,4 | 5,2 | 7,2 | +1,8 | +2 | 133 | 138,5 |
-болезни | 5 | 5 | 5 | 5,4 | +0,4 | +0,4 | 108 | 108 |
-прогулы | 0,2 | 0,4 | - | 0,2 | -0,2 | +0,2 | 50 | - |
Явочный фонд рабочего времени, дни | 239 | 238,2 | 241 | 237,2 | -1 | -3,8 | 99,6 | 98,4 |
Продолжительность рабочего дня, час. | 8 | 8 | 8 | 8 | - | - | 100 | 100 |
Бюджет рабочего времени, час, | 1903,2 | 1905,6 | 1928 | 1897,6 | -8 | -30,4 | 99,6 | 98,4 |
Предпраздничные сокращенные дни, час. | 11 | 10 | 10 | 11 | +1 | +1 | 110 | 110 |
Внутрисменные простои, час. | - | - | - | - | - | - | - | - |
Полезный фонд рабочего времени, час, | 1889,3 | 1895,6 | 1918 | 1886,6 | -9 | -31,4 | 99,5 | 98,4 |
Средняя продолжительность рабочего дня, час. | 7,9 | 7,89 | 7,96 | 7,96 | +0,07 | - | 100,9 | - |
Примечание:
Составлено автором
Графиком работы АО «KaspiBank» установлено 2 выходных дня. Трудовой кодекс устанавливает продолжительность рабочего дня – 8 ч. (при пятидневной рабочей неделе).
Как видно по данным таблицы 5, планом намечалось улучшить использование рабочего времени. Каждый член трудового коллектива в 2011 г. должен был отработать 241 рабочий день вместо 238,2 за прошлый год.
Снижение целодневных потерь рабочего времени предусматривалось в результате проведения мероприятий по сокращению прогулов, простоев и заболеваний. Число неявок в 2011 г. предполагалось снизить на 18,5%, а снижение составило 28%.
По
данным баланса рабочего времени
видно, что неявки на работу возросли
против плана на 2,8 дня. Это увеличение
вызвано:
-превышением плановой величины ежегодных отпусков +2 дня
-
болезнями
-сокращением
прогулов
Из
всех целодневных потерь рабочего времени
особое внимание уделяется потерям рабочего
времени в результате прогулов. В 2011 г.
АО «KaspiBank» уволило 10 человек за
нарушение трудовой дисциплины. Проводились
мероприятия по сокращению прогулов, выяснялись
причины невыходов на работу и других
нарушений.
3 Направления совершенствования деятельности по управлению персоналом АО «KaspiBank»
3.1
Анализ методов управления
персоналом в коммерческом
банке
Менеджеры АО «KaspiBank» развивают социальные выплаты и поддерживают их в оптимальном соотношении с денежными выплатами по труду и по способностям к труду. Особенно важны для них те виды выплат и льгот, которые крайне необходимы для поддержания способностей к труду работников и их всестороннего развития. Речь идет об образовательных услугах, поддержании здоровья, нормальных жилищных условий. В силу различных условий потребности в этих услугах у различных групп работников развиваются в неодинаковой степени (они имеют различные по составу семьи, у многих недостаточно развиты потребности в образовании, небрежное отношение к своему здоровью и т.д.), и расходы из семейных бюджетов на эти услуги могут ограничиваться. Несет потери не только сам работник, но и фирма.
В АО «KaspiBank» разрабатываются и применяются следующие социальные выплаты и льготы, которые включены в коллективный договор и являются предметом обсуждения при заключении контрактов с сотрудниками.
Женщинам, имеющим детей до 3 лет, предоставляется оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком в размере 80% основного оклада; при рождении ребенка оказывается материальная помощь семье в размере месячного оклада.
В целях обеспечения к моменту выхода на пенсию по старости второй пенсии, сотрудникам банка, достигшим 50 лет (для мужчин) и 45 лет (для женщин), банк осуществляет ежемесячные взносы в Негосударственный пенсионный фонд.
Для возмещения ритуальных расходов семье в случае смерти работника банка или бывшего работника банка, ушедшего на пенсию из банка, выделяется материальная помощь в размере двух окладов; для похорон близких родственников (детей, родных братьев и сестер) работнику предоставляется трехдневный отпуск с сохранением среднего заработка.
Работникам, впервые вступающим в брак, оказывается материальная помощь в размере месячного оклада и трехдневный отпуск с сохранением заработной платы.
Сотрудникам
банка, имеющим 3 и более детей
или воспитывающим детей-
Молодой семье (при возрасте супругов до 30 лет), если один из ее членов проработал в банке не менее 2 лет, предоставляется беспроцентная ссуда сроком на 10 лет в пределах социальной нормы жилищной обеспеченности (до 25 кв.м на человека общей жилой площади).
Социально-
Опыт работы по управлению персоналом в Сбербанке показал, что роль социально-психологических методов постоянно возрастает. Это обусловлено тремя моментами: а) повышением образовательного и культурного уровня работников, что вызывает с их стороны ожидание в применении методов управления их деятельностью, основанных на учете их интересов, интересов коллективов, в которых они работают, методов, которые не подавляют их как личность, вызывают рост их творческой активности; б) развитием демократических начал в управлении; в) значительная часть коллективов банка является не только наемными работниками, но и акционерами банка, что вызывает необходимость некоторого насыщения организационных (административно-правовых) и экономических методов - методами социально-психологического воздействия. Речь идет не об усилении одного метода за счет ослабления другого, а о подкреплении одного метода другим. Это означает, например, что экономические методы, связанные с разработкой систем материального стимулирования труда работников, должны максимально учитывать социально - психологические факторы, которые сложились в коллективе.
Организационные методы:
В исследуемом банке выделяют следующие формы контроля: аттестация руководителей и специалистов; компьютерное тестирование; принятие работником личного творческого плана и отчет о его выполнении; самоконтроль; внутрибанковский аудит, задачами которого является оценка результатов работы подразделений и проверка качества профессиональной подготовки специалистов.
Опыт АО «KaspiBank» в управлении персоналом показал, что самоконтроль является одним из самых эффективных форм контроля, ибо он вовлекает в систему управления персоналом такие черты специалистов, которые невозможно выявить и использовать с помощью других методов. Никто лучше самого работника не знает свои способности и возможности. Следует лишь помочь работнику выявить эти способности. Для этого в коллективе должен работать психолог.
Технология организации самоконтроля видится в следующем: а) с помощью тестов и бесед; б) доведения до сведения работников критериев оценки их способностей при аттестации; в) информирование работника о возможных его заработках, при получении определенных результатов в работе.
АО «KaspiBank» в настоящее время интенсивно развивается:
повышение производительности труда (например, снижение количества времени, затрачиваемого на выполнение какой-либо банковской операции); применение более эффективных средств и технологий для проведения банковских операций (например, программного и компьютерного обеспечения);оптимальное использовании имеющихся человеческих и материальных ресурсов; совершенствование организации труда и подготовки кадров; освоение новых сегментов рынка; разработка и внедрение новых видов банковских продуктов; совершенствование уровня представления и качества банковских услуг и т.д.
На мотивацию сотрудников АО «KaspiBank» влияют следующие факторы:
Непосредственно влияют (группа А):
А1: Так как в банке труд изначально носит коллективный характер, то каждый сотрудник осознаёт важность хорошего климата в рабочей группе, также они прекрасно понимают свою зависимость от финансового состояния банка, его клиентов, имиджа.
А2: Компьютерные технологии постоянно обновляются, новые программы сокращают время многих банковских операций, но вызывают проблему обучения сотрудников старшего возраста.
А3: Степень всех сотрудников банка чрезвычайно высока, вся их работа в какой-то степени связана с рисками, а их последствия сказываются на банке в целом, поэтому менеджеры Сбербанка пытаются стимулировать заинтересованность в максимально возможном безошибочном проведении операций и взвешенном принятии решений, кроме того поощряется принятие положительно результативных решений.
А4: На характер, содержание и качество деятельности работников особое влияние оказывают специфические (особые) факторы в процессе труда. Так, на вопрос "Часто ли Вы ощущаете негативные психические состояния (стресс, сильное утомление, раздражительность и т.д.), связанные с Вашей работой?" ответ "достаточно часто" дали каждый третий операционист и руководитель, и каждый пятый специалист отдела. Негативные психические состояния наименее свойственны специалистам (практически никогда их не ощущают 8,33% опрошенных). Причина такого показателя в том, что работа специалиста отдела меньше связана с принятием ответственных решений (по сравнению с руководителями); и в меньшей степени имеет место работа с людьми, с наличными деньгами и т.д. Данные опроса позволяют уточнить причины таких негативных состояний.
Из негативных факторов у специалистов на первом месте (21,22%) - неравномерная загруженность в течение дня (месяца, года); например, в период сдачи отчётности и подведения финансовых и экономических итогов работа специалистов более интенсивна, чем в течение года. Высокая степень ответственности имеет место в работе каждого пятого руководителя высшего и среднего звена управления. Из общих для всех категорий работников факторов превалируют длительная работа на компьютере, монотонность и др. Операционисты часто работают в режиме сверхурочного времени, типичны и традиционны переработки: "выключить компьютер" можно лишь подведя все итоги, сведя балансы своего участка работы. В некоторые дни, когда банк работает в режиме "аврал", рабочий день может увеличиваться на несколько часов, если это необходимо для заключения операционного дня.
Клиенты
нередко в обычных
Кроме специфических факторов, связанных с работой, на банковских работников действуют и последствия обычных, общих стрессовых явлений. Это - угроза потерять работу, рост стоимости жизни, правовая и социальная незащищенность, опасность, связанная с повышенной криминальной ситуацией в стране (налеты, грабежи) и т.д. Отсюда непродуктивная психическая напряженность, эмоциональные срывы, нетерпимость, стремление любым способом снизить травмирующую силу напряженности. Это часто приводит к преждевременному утомлению, снижению внимания, ухудшению показателей самочувствия, активности, и, как следствие, к увеличению числа ошибок, ухудшению качества работы и другим нежелательным явлениям.