Управление персоналом на примере министерства строительства архитектуры и жкх

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 10:14, дипломная работа

Краткое описание

В этой связи, целью выпускной квалификационной работы является изучение теоретико-методологических основ управления персоналом государственной службы, анализ деятельности по управлению персоналом в Министерстве строительства, архитектуры и ЖКХ РМЭ и выявление направлений совершенствования кадровой политики в системе государственного управления.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 241.90 Кб (Скачать)

     Следует отметить количество уволенных по тем  или иным причинам в период с 2007 по 2010 гг. Данные о причинах увольнения отражены в таблице 6.

     Таблица 6

     Причины увольнения государственных  гражданских служащих

     по  годам [17]

Причины увольнения 2007 2008 2009 2010
По  собственной инициативе 4 6 5 2
По  окончании служебного контракта 2 1 - -
По  достижение предельно-допустимого возраста - - - 1
Увольнение  в связи с невыполнением служебных  обязанностей - - - -
Всего 6 7 5 3

     Данные  приведенные в таблице 6 свидетельствуют, что увольнение персонала происходит только по собственному желанию или в связи с прекращением трудового договора.

Таблица 7

Показатели  изменения численности  и состава персонала  Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РМЭ [17]

Показатели Годы
2007 2008 2009 2010
 Среднесписочная  численность 53 60 62 61
Коэффициент оборота по приему 0,098 0,156 0,149 0,155
 Коэффициент  оборота по выбытию 0,058 0,058 0,056 0,051
 Коэффициент  текучести кадров 0,058 0,058 0,056 0,051
Коэффициент сменяемости 0,156 0,215 0,205 0,206
 Коэффициент  постоянства состава 0,863 0,922 0,879 0,914
 

     Анализируя  приведенные данные таблицы 7, можно сделать вывод об относительной стабильности кадрового состава Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл. Так на протяжении с 2007 до 2010 гг. показатели остаются сравнительно небольшими, что говорит о положительной тенденции в организации, так значения коэффициентов оборота по приему и по выбытию близки к нулю. Формулы для их расчета приведены ниже [18]:

      , где                                                                                             (1)

      - коэффициент оборота по приему;

      - количество принятого персонала;

      - среднесписочная численность  персонала.

      , где                                            (2)

      - коэффициент оборота по выбытию;

      - количество уволенного персонала;

      - среднесписочная численность  персонала.

      При этом показатели по выбытию существенно  ниже аналогичных показателей по приему, что связано с необходимостью постоянного набора кадров по причине планомерного расширения функций Министерства, и невозможностью самовольного сокращения персонала, поскольку нормативная его численность регламентируется на законодательном уровне [2]. Так увеличение штатной численности в размере 6 единиц в 2009 году было обусловлен за счет передачи Министерству штатной численности Департамента лесного и топливного комплекса Республики Марий Эл в размере 5 единиц и 1 единицы водителя [10]. Увеличение штатной численности в 2010 году на 4 единицы 1 консультанта и 3 единиц главных специалистов-экспертов было связано с возложением дополнительных функций на Министерство по контролю и надзору в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости на территории Республики Марий Эл. Показатель по выбытию, как уже сказано выше, небольшой и причиной увольнения в большинстве случаев является выход работников на пенсию по возрасту.

      Кроме того, следует обратить внимание на очень низкую текучесть кадров, что  говорит о стабильности трудового  коллектива, вероятно, это связано с привлекательностью работы для служащих в и их нежеланием оставить свое место работы, особенно при возрастающем престиже государственной службы и декларируемых перспективах для государственных служащих. Естественная текучесть 3-5% в год способствует своевременному обновлению коллектива и не требует особых мер со стороны руководства и кадровой службы. Если из организации уходит «слабенький» сотрудник, то происходит функциональная текучесть, что может оказаться положительным событием для организации, т.к.  затраты на содержание непродуктивного работника иногда выше, чем стоимость подбора и обучения нового, более эффективного сотрудника. Расчет текучести кадров производится по следующей формуле [18]:

       , где                                                                        (3)

- коэффициент текучести кадров;

- количество уволенного персонала  по собственному желанию и за нарушение трудовой дисциплины;

- среднесписочная численность  персонала.

      Из  выше сказанного следует, что коэффициенты постоянства состава персонала  высокие при низких коэффициентах  его сменяемости.

       , где                                                                             (4)

- коэффициент постоянства состава  персонала;

- количество работников, проработавших  весь год;

- среднесписочная численность  персонала.

            , где                                                                          (5)

- коэффициент сменяемости;

- общее количество принятого  и уволенного персонала; 

- среднесписочная численность  персонала.

     Таким образом, будучи органом государственной власти, Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ РМЭ в своей деятельности руководствуется главным образом актами органов законодательной и исполнительной власти как федерального, так и республиканского уровня. Сказанное относится и к персоналу Министерства. Его структура и штатная численность утверждаются Правительством РМЭ, при этом Министр назначается Президентом республики, а его заместители Правительством. Ввод новых единиц и сокращение существующих производится только по разрешению вышестоящих органов, которые и регламентируют данную процедуру, что обуславливает ее сложность и жесткие требования ко всем этапам и применяемым при отборе методам.  
 
 
 

    3. Совершенствование управления персоналом в Министерстве строительства, архитектуры и ЖКХ РМЭ 

    3.1. Основные направления совершенствования управления персоналом в государственной структуре

     За  последние годы в Российской Федерации  была проделана исключительно большая работа по становлению и развитию новой системы государственного и муниципального управления и самоуправления, по совершенствованию работы органов власти и управления всех уровней. И, тем не менее, государственная власть и управление в нашей стране по сей день находятся в весьма сложном положении, выход из которого возможен только на путях резкого повышения эффективности деятельности органов государственной и муниципальной власти, кадровых работников государственной и муниципальной службы.

     Кадры, то есть профессиональные (штатные) работники  организации в аппарате государства  как субъекта управления социальными  процессами являются главным источником и движущей силой обеспечения стабильности государства, превращения норм законодательных актов, государственных планов и программ в реальную действительность. Именно через кадры, через включение в управленческий процесс их мыслей и энергии, знаний и воли обеспечивается влияние на общественную жизнь, на функциональные и организационные структуры государства, на все сферы социальной действительности [22, c. 45].

     Даже  Президент РФ вынужден признать, что  механизм государственной власти «сегодня сильно запущен, расхлябан и разболтан: стоит ли удивляться, что реформы идут так трудно, – удивительно, что они вообще как-то идут... Машина государства работает со сбоями, а коэффициент ее полезной деятельности чрезвычайно низок» [42, c. 147].

     Кадровая ситуация в органах государственного управления Российской Федерации характеризуется в наши дни как сложная: в кадровой деятельности отсутствует системность, нарастает бюрократизация управленческих структур. Неутешительные итоги экономического, социального, культурного развития России вначале XXI в. свидетельствуют, что «аппарат государственного управления пока мало приспособлен к практическому осуществлению общенародного интереса и принятию нормативно-правовых установлений, политизирован и хаотично структурирован, слабо справляется с многочисленными соблазнами власти. Общественность адекватно реагирует на это, смотрит на госслужащего, как на волокитчика и бюрократа, малоинтеллигентного и ограниченного человека, казнокрада, всячески стремящегося к карьере». В обществе нарастает обеспокоенность бюрократизацией управленческих структур [52].

     В чем основные причины невысокой  компетентности и неэффективности действий современных государственных и муниципальных служащих? На первый план выдвигаются две основные причины: несовершенство нормативно-законодательной базы (22,5% опрошенных) и недостаток знаний и умений для работы по-новому (22,5%). Отсюда, вполне закономерно следует второй блок причин: неясное представление работниками органов государственного и муниципального управления круга своих полномочий (15%) и отсутствие достаточно подготовленных кадров (15%) [55].

     Должностная система государственной службы отличается наличием государственных  должностей с четко определенными  обязанностями. Претендовать на замещение государственных должностей могут лица, отвечающие специфическим требованиям. Декларирование таких квалификационных требований к каждой должности служит эффективным инструментом, гарантирующим назначение на должности граждан, соответствующих по образованию и опыту работе, что является своеобразным стандартом качества государственной службы. Основным критерием продвижения по служебной лестнице также являются наличие специальных знаний и умений, а вместе с ними результаты и стаж работ. Главной целью кадровой политики в системе государственного и муниципального управления является формирование такого кадрового потенциала, который в профессиональном и деловом отношении позволял бы обеспечить эффективное функционирование и развитие государственного аппарата и органов местной власти [41].

     В условиях современного государства  от работников исполнительной власти требуются не столько глубокие знания технологии и организации работы подведомственных объектов, сколько умение видеть их поведение и последствия их деятельности в правовых и финансово-экономических формах и предпринимать соответствующие воздействия.

     Кроме того, важнейшим условием для претендующих на должности государственной службы является наличие у претендентов гражданских и моральных качеств, необходимыми для выполнения всего комплекса функций, возлагаемых обществом на государственный аппарат. Это полное и всестороннее осознание государственным служащим личностных и государственных интересов, открытость, системность мышления, креативность, эмпатия и внимание по отношению к другим людям [25, с. 44].

     На  сегодняшний день, совершенствование  управления персоналом в государственных  структурах необходимо на всех этапах проведения кадровой политики.

     Как отмечалось выше, назначение на должность  некомпетентного сотрудника в первую очередь зависит от того, каким образом был произведен отбор персонала. Здесь необходимо отметить, что процесс отбора персонала на государственную гражданскую службу в настоящее время не доведен до надлежащего уровня, т.е. существуют некоторые недостатки системы. Например: так как отбор персонала на государственную гражданскую службу проводится на конкурсной основе в виде собеседования, то в ходе прохождения конкурса практически невозможно выявить те или иные негативные или даже позитивные стороны претендента на вакантную должность. Возможно, претендент и владеет знаниями основных законов, нормативных актов, имеет соответствующее образование, однако это не говорит о том, что он благополучно впишется в коллектив, пройдет адаптацию.

     Немаловажную  роль в формировании компетентного  персонала играет аттестация персонала. Главное в аттестации государственных служащих – комплексная оценка их деятельности, включающая оценку как профессиональных, деловых, духовно-нравственных и личностных качеств работника, так и результатов его труда на основе системы соответствующих показателей и индикаторов, характеризующих степень достижения работником конкретных целей, его соответствия квалификационным требованиям. Существующая система аттестации государственных гражданских служащих недостаточно емкая, и поэтому необходимо внедрить многоуровневую систему аттестации, то есть охват аттестационными процедурами и процессами объемов, представляющих все основные уровни  управления организацией – от  отдельных работников и коллективов до организации в целом.

Информация о работе Управление персоналом на примере министерства строительства архитектуры и жкх