Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 10:14, дипломная работа
В этой связи, целью выпускной квалификационной работы является изучение теоретико-методологических основ управления персоналом государственной службы, анализ деятельности по управлению персоналом в Министерстве строительства, архитектуры и ЖКХ РМЭ и выявление направлений совершенствования кадровой политики в системе государственного управления.
Следует отметить количество уволенных по тем или иным причинам в период с 2007 по 2010 гг. Данные о причинах увольнения отражены в таблице 6.
Таблица 6
Причины увольнения государственных гражданских служащих
по годам [17]
Причины увольнения | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
По собственной инициативе | 4 | 6 | 5 | 2 |
По окончании служебного контракта | 2 | 1 | - | - |
По достижение предельно-допустимого возраста | - | - | - | 1 |
Увольнение
в связи с невыполнением |
- | - | - | - |
Всего | 6 | 7 | 5 | 3 |
Данные приведенные в таблице 6 свидетельствуют, что увольнение персонала происходит только по собственному желанию или в связи с прекращением трудового договора.
Таблица
7
Показатели изменения численности и состава персонала Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РМЭ [17] | |||||||
Показатели | Годы | ||||||
2007 | 2008 | 2009 | 2010 | ||||
Среднесписочная численность | 53 | 60 | 62 | 61 | |||
Коэффициент оборота по приему | 0,098 | 0,156 | 0,149 | 0,155 | |||
Коэффициент оборота по выбытию | 0,058 | 0,058 | 0,056 | 0,051 | |||
Коэффициент текучести кадров | 0,058 | 0,058 | 0,056 | 0,051 | |||
Коэффициент сменяемости | 0,156 | 0,215 | 0,205 | 0,206 | |||
Коэффициент постоянства состава | 0,863 | 0,922 | 0,879 | 0,914 |
Анализируя приведенные данные таблицы 7, можно сделать вывод об относительной стабильности кадрового состава Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл. Так на протяжении с 2007 до 2010 гг. показатели остаются сравнительно небольшими, что говорит о положительной тенденции в организации, так значения коэффициентов оборота по приему и по выбытию близки к нулю. Формулы для их расчета приведены ниже [18]:
, где
- коэффициент оборота по приему;
- количество принятого
- среднесписочная численность персонала.
, где (2)
- коэффициент оборота по
- количество уволенного
- среднесписочная численность персонала.
При этом показатели по выбытию существенно ниже аналогичных показателей по приему, что связано с необходимостью постоянного набора кадров по причине планомерного расширения функций Министерства, и невозможностью самовольного сокращения персонала, поскольку нормативная его численность регламентируется на законодательном уровне [2]. Так увеличение штатной численности в размере 6 единиц в 2009 году было обусловлен за счет передачи Министерству штатной численности Департамента лесного и топливного комплекса Республики Марий Эл в размере 5 единиц и 1 единицы водителя [10]. Увеличение штатной численности в 2010 году на 4 единицы 1 консультанта и 3 единиц главных специалистов-экспертов было связано с возложением дополнительных функций на Министерство по контролю и надзору в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости на территории Республики Марий Эл. Показатель по выбытию, как уже сказано выше, небольшой и причиной увольнения в большинстве случаев является выход работников на пенсию по возрасту.
Кроме того, следует обратить внимание на очень низкую текучесть кадров, что говорит о стабильности трудового коллектива, вероятно, это связано с привлекательностью работы для служащих в и их нежеланием оставить свое место работы, особенно при возрастающем престиже государственной службы и декларируемых перспективах для государственных служащих. Естественная текучесть 3-5% в год способствует своевременному обновлению коллектива и не требует особых мер со стороны руководства и кадровой службы. Если из организации уходит «слабенький» сотрудник, то происходит функциональная текучесть, что может оказаться положительным событием для организации, т.к. затраты на содержание непродуктивного работника иногда выше, чем стоимость подбора и обучения нового, более эффективного сотрудника. Расчет текучести кадров производится по следующей формуле [18]:
, где
- коэффициент текучести кадров;
- количество уволенного
- среднесписочная численность персонала.
Из выше сказанного следует, что коэффициенты постоянства состава персонала высокие при низких коэффициентах его сменяемости.
, где
- коэффициент постоянства
- количество работников, проработавших весь год;
- среднесписочная численность персонала.
, где
- коэффициент сменяемости;
- общее количество принятого и уволенного персонала;
- среднесписочная численность персонала.
Таким
образом, будучи органом государственной
власти, Министерство строительства, архитектуры
и ЖКХ РМЭ в своей деятельности руководствуется
главным образом актами органов законодательной
и исполнительной власти как федерального,
так и республиканского уровня. Сказанное
относится и к персоналу Министерства.
Его структура и штатная численность утверждаются
Правительством РМЭ, при этом Министр
назначается Президентом республики,
а его заместители Правительством. Ввод
новых единиц и сокращение существующих
производится только по разрешению вышестоящих
органов, которые и регламентируют данную
процедуру, что обуславливает ее сложность
и жесткие требования ко всем этапам и
применяемым при отборе методам.
3.
Совершенствование
управления персоналом
в Министерстве строительства,
архитектуры и ЖКХ РМЭ
3.1. Основные направления совершенствования управления персоналом в государственной структуре
Должностная система государственной службы отличается наличием государственных должностей с четко определенными обязанностями. Претендовать на замещение государственных должностей могут лица, отвечающие специфическим требованиям. Декларирование таких квалификационных требований к каждой должности служит эффективным инструментом, гарантирующим назначение на должности граждан, соответствующих по образованию и опыту работе, что является своеобразным стандартом качества государственной службы. Основным критерием продвижения по служебной лестнице также являются наличие специальных знаний и умений, а вместе с ними результаты и стаж работ. Главной целью кадровой политики в системе государственного и муниципального управления является формирование такого кадрового потенциала, который в профессиональном и деловом отношении позволял бы обеспечить эффективное функционирование и развитие государственного аппарата и органов местной власти [41].
В условиях современного государства от работников исполнительной власти требуются не столько глубокие знания технологии и организации работы подведомственных объектов, сколько умение видеть их поведение и последствия их деятельности в правовых и финансово-экономических формах и предпринимать соответствующие воздействия.
Кроме того, важнейшим условием для претендующих на должности государственной службы является наличие у претендентов гражданских и моральных качеств, необходимыми для выполнения всего комплекса функций, возлагаемых обществом на государственный аппарат. Это полное и всестороннее осознание государственным служащим личностных и государственных интересов, открытость, системность мышления, креативность, эмпатия и внимание по отношению к другим людям [25, с. 44].
На сегодняшний день, совершенствование управления персоналом в государственных структурах необходимо на всех этапах проведения кадровой политики.
Как отмечалось выше, назначение на должность некомпетентного сотрудника в первую очередь зависит от того, каким образом был произведен отбор персонала. Здесь необходимо отметить, что процесс отбора персонала на государственную гражданскую службу в настоящее время не доведен до надлежащего уровня, т.е. существуют некоторые недостатки системы. Например: так как отбор персонала на государственную гражданскую службу проводится на конкурсной основе в виде собеседования, то в ходе прохождения конкурса практически невозможно выявить те или иные негативные или даже позитивные стороны претендента на вакантную должность. Возможно, претендент и владеет знаниями основных законов, нормативных актов, имеет соответствующее образование, однако это не говорит о том, что он благополучно впишется в коллектив, пройдет адаптацию.
Немаловажную роль в формировании компетентного персонала играет аттестация персонала. Главное в аттестации государственных служащих – комплексная оценка их деятельности, включающая оценку как профессиональных, деловых, духовно-нравственных и личностных качеств работника, так и результатов его труда на основе системы соответствующих показателей и индикаторов, характеризующих степень достижения работником конкретных целей, его соответствия квалификационным требованиям. Существующая система аттестации государственных гражданских служащих недостаточно емкая, и поэтому необходимо внедрить многоуровневую систему аттестации, то есть охват аттестационными процедурами и процессами объемов, представляющих все основные уровни управления организацией – от отдельных работников и коллективов до организации в целом.
Информация о работе Управление персоналом на примере министерства строительства архитектуры и жкх