Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 20:30, курсовая работа
Цель курсового проекта – закрепление теоретических знаний о инновационной деятельности на предприятиях и практическая разработка инновационного проекта.
В рамках поставленной цели решались следующие задачи:
- изучение сущности, этапов создания и классификации нововведений;
- изучение необходимости создания новаторской атмосферы на предприятии;
- изучение возможных рисков в инновационной деятельности;
Введение……………………………………………………………………….1
Глава 1. Создание положительной атмосферы для внедрения
нововведений в организацию………………………………………………..2
1.1 Сущность и классификация нововведений……………………………...2
1.2 Условия для нововведений и создание новаторской атмосферы на предприятии……………………………………………………………….......4
1.3 Риски инновационной деятельности…………………………………….6
1.4 Особенности инновационной деятельности в туристских
Компаниях……………………………………………………………………8
Глава 2. Развитие инновационной деятельности туристского агентства ООО «Авантаж-Тур»…………………………………………………………….....10
2.1 Анализ деятельности предприятия за 2008-2010 гг. …………………..11
2.2 Анализ условий для нововведений в агентстве «Авантаж-Тур»……...18
2.3 Цели инновационного проекта…………………………………………..19
2.4 Структуризация целей (дерево целей)……………………………….….20
2.5 Обоснование экономической эффективности проекта………………...22
Заключение…………………………………………………………………....24
Список литературы…………………………………………………………...25
Задачей компании является организация продажи туристских. Под продажей туруслуг подразумевается предложение стандартных пакетов туруслуг туроператора и все связанные с ним операции, а также предложение индивидуальных туров.
«Авантаж-Тур» предлагает различные виды услуг:
Организационно – правовая форма предприятия и форма собственности – общество с ограниченной ответственностью. Учредителями являются физические лица.
Организационная структура предприятия.
Схему организационной структуры управления можно представить на рисунке.
Рис. 2 - Организационная структура ООО «Авантаж-Тур»
Более полную картину работы предприятия даст анализ основных технико-экономических показателей.
Основные показатели деятельности предприятия представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Основные показатели деятельности предприятия.
Показатель |
2008 |
2009 |
% 2009 к 2008 |
2010 |
%2010 к 2009 |
Кол-во реализованных услуг, шт. |
600 |
710 |
118 |
750 |
105 |
Сред. цена одной услуги, руб. |
12 000 |
10 500 |
87 |
12 000 |
114 |
Объём реализации |
7 200 000р. |
7 455 000р. |
103 |
9 000 000р. |
121 |
Общие затраты, руб. |
3 250 700 |
3 119 303 |
96 |
4 740 134 |
152 |
Валовый доход, руб. |
5 599 744 |
5 898 555 |
105 |
7 368 366 |
125 |
Полная себестоимость услуг, руб. |
1 600 256 |
1 556 445 |
97 |
1 631 634 |
105 |
Сред. себестоимость одной услуги, руб. |
2667 |
2192 |
82 |
2176 |
99 |
Прибыль, руб. |
2 349 044 |
2 779 252 |
118 |
2 628 232 |
94 |
В связи с понижением средней цены за единицу услуги с 12 тыс./руб. в 2008г. до 10,5 тыс./руб. в 2009г., повысился объём реализации на 110 заказов за один год. Из-за подобного снижения цены на услуги за фирмой укрепилось положительное мнение у покупателей, что позволило в 2010г. вновь увеличить цены на услуги, но при этом не только не потерять клиентов, но и повысить количество продаж на 40 заказов.
Как видно из таблицы 4, уровень валового дохода за 2008-2009гг. практически не изменяется. Но наблюдается резкий скачок в 2010г., что связано с увеличением объема реализации.
Прибыль является важнейшим показателем эффективности, качества работы предприятия, отражающим результаты производственно-хозяйственной деятельности фирмы. Относительно рассматриваемого предприятия, можно сказать, что наибольшая прибыль была получена в 2009г., несмотря на уменьшение стоимости услуг, т.к. наблюдается большее количество реализованных услуг и сравнительно небольшие затраты по сравнению с 2008 и 2010г. Так же по прибыли в 2010г. наблюдается отсутствие положительного эффекта от увеличения количества реализуемых услуг и цены за одну услугу, т.к. прибыль только уменьшилась на 151 020 рублей по сравнению с 2009г. Это произошло за счёт увеличения общих затрат на 1 620 831 рублей из-за непродуманного увеличения числа рабочих и, следовательно, ростом статьи заработная плата.
Предприятие в процессе своей деятельности совершает материальные и денежные затраты на производство и реализацию услуг, социальное развитие трудового коллектива и др. Совокупность производственных затрат показывает, во что обходится предприятию изготовление выпускаемой продукции. Проанализируем структуру затрат агентства «Авантаж-Тур».
Данные о размере и структуре затрат представлено в таблице 2.
Таблица 2 - Данные о размере и структуре затрат.
Статьи затрат |
2009 |
2010 |
руб. |
руб. | |
Аренда офиса |
488 000 |
256 000 |
З/п |
2 070 000 |
3 888 000 |
Накладные расходы |
242 741 |
299 605 |
Затраты на рекламу |
94 574 |
100 815 |
Статьи затрат |
2009 |
2010 |
Руб. |
Руб. | |
Прочие затраты |
223 988 |
195 714 |
Всего |
3 119 303 |
4 740 134 |
В основном процентное соотношение между двумя статьями затрат изменяется незначительно. Рост отмечен статьёй з/п, т.к. доля затрат в общем объёме выросла с 66% в 2009г. до 82% в 2010г. Это связано с увеличением числа работников с 15 до 27 человек в 2010г.
Общий анализ трудовых ресурсов на предприятии.
Трудовые ресурсы предприятия представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Трудовые ресурсы предприятия
Год |
Параметры | |||||
Движение кадров |
||||||
Руководители предприятия, чел. |
Менеджеры по туризму, чел. |
прочий персонал, чел. |
Всего, чел. |
средняя з/п одного работника, руб. |
средний возраст персонала, лет | |
2008 |
2 |
5 |
3 |
10 |
13 000 |
30-35 |
2009 |
2 |
11 |
2 |
15 |
11 500 |
25-30 |
2010 |
2 |
18 |
7 |
27 |
12 000 |
25-30 |
Туристское агентство в своём распоряжении имеет большую часть специалистов их рост наиболее заметен в 2009 и 2010гг. Так же видно сильное снижение заработной платы сотрудников в 2009г., в связи с сильным увеличением численности работников. Изменения 2009г. от 2010г. составили: +7 специалиста, +5 неспециалиста, и это говорит о развитии фирмы и обеспеченностью квалифицированными кадрами. В 2010г. наблюдается увеличение кадров на 12 человек, и так же повышение оплаты труда на 500 рублей, что отрицательно сказалось на общей прибыли предприятия за рассмотренный год.
Для рассмотрения персонала предприятия с точки зрения инновационной приспособленности, проводится анкетирование, которое поможет выявить отношение сотрудников фирмы к внедрению нововведения. По завершении данного анкетного опроса выясниться, как настроены работники к нововведениям.
В данном анкетировании приняли участие работники «Авантаж-Тур», в количестве 20 человек.
В ходе данного анкетирования выяснилось, что в турфирме «Авантаж-Тур» участвуют в инновационном процессе следующие поведенческие типы: инноваторы – 5%, сторонники – 70%, колеблющиеся – 10%, скептические настроенные – 15%.
Для сокращения издержек и управления компанией наиболее эффективно, руководителям необходимо ежегодно рассчитывать показатели рентабельности, позволяющие препарировать баланс предприятия с позиций взаимосвязи его составных частей с прибылью. Рассмотрим рентабельность агентства «Авантаж-Тур».
Расчет рентабельности предприятия представлено в таблице 4.
Таблица 4 - Расчет рентабельности предприятия.
Показатели |
Года | ||
2008 |
2009 |
2010 | |
Объем реализации |
7 200 000р. |
7 455 000р. |
9 000 000р. |
Общие затраты, руб. |
3 250 700 |
3 119 303 |
4 740 134 |
Прибыль, руб. |
2 349 044 |
2 779 252 |
2 628 232 |
Полная себестоимость реализации услуг, руб. |
1 600 256 |
1 556 445 |
1 631 634 |
Рентабельность предприятия, % |
72 |
89 |
55 |
Фирма реализовала свои возможности в 2009г. и ей удалось повысить свою рентабельность до 89%, что на 17% больше чем в 2008г. Но далее мы наблюдаем сильный спад деятельности предприятия, и упадок её рентабельности до 55% в 2010г., что ниже на 17% чем в 2008г. и на 34% чем в 2009г. Подобный спад можно объяснить, тем, что в 2010г на работу был принят дополнительный персонал, в связи с чем повысились расходы на з\п сотрудников. Так же наблюдается увеличение затрат на рекламу.
Рассмотрим фактическое положение агентства и стратегические перспективы фирмы на основе СВОТ – анализа.
Матрица SWOT- анализа представлено в таблице 5.
Таблица 5 - Матрица SWOT-анализа.
Возможности |
Угрозы | |
1. увеличение темпов роста туристского рынка в Самарской обл. |
1. изменение вкуса потребителей | |
2. расширение круга потребителей |
2. потеря связи с иностранным посредником | |
3. снижение платежеспособности населения | ||
Сильные стороны |
||
1. наличие навыков и квалификации у сотрудников |
Выход на новые сегменты при высоком уровне обслуживания позволит повысить конкурентные позиции; |
Постоянные потребители позволяют просто изменить варианты продаваемых туров даже при условии сокращения спроса; |
2. работа фирмы более пяти лет |
Снижение цены при высоком уровне обслуживания и прочной конкурентной позиции позволит привлечь новых клиентов; |
Квалифицированные кадры без труда смогут восстановить деловые отношения с посредником или же найдут ему замену; |
3. широкий ассортимент туруслуг | ||
4. наличие постоянных клиентов |
Широкий ассортимент услуг позволит удержать новые группы потребителей. |
Прочные конкурентные позиции помогут удержаться в условиях сложившейся экономической ситуации в стране. |
Слабые стороны |
||
1. большое количество компаний-конкурентов |
При увеличении рынка, фирму могут «вытеснить» конкуренты, необходимо развитие подходящей стратегии; |
Отсутствие информации об изменении моды на место отдыха потребителей, заставит клиентов обращаться в компании-конкуренты; |
2. не изменяющиеся категории услуг |
Отсутствие новых видов услуг негативно скажется на репутации фирмы у новых потребителей; |
При уменьшении дохода, клиенты будут выбирать ту фирму, которая положительно отличается от своих конкурентов; |
3. не широкая известность по городу |
Клиенты могут отказаться от услуг турфирмы из-за неэффективной рекламы. |
Отсутствие новых услуг приведет к потере клиентов с постоянно меняющимися вкусами. |
Увеличение темпов роста туристского рынка в Самарской обл. наиболее вероятная возможность для рассматриваемого предприятия, т.к. по словам Е.А. Сегал, генерального директора Самараинтур, Самарская область сейчас находиться на уровне развития своего туристского потенциала, что соответственно положительно сказывается на всех турфирмах данной области.
Введение в работу организации какого-либо ноу-хау, позволит привлечь новых групп потребителей, что будет являться важной возможностью для предприятия.
Угрозами для турфирмы будут следующие ситуации: изменение вкуса потребителей – изменение моды у туристов на место проведения отдыха и некомпетентность компании в выявлении этого веяния; потеря связи с посредником – прекращение выгодного договора с туроператором из-за несвоевременных выплат или же невыполнения какого-либо пункта в договоре и отсутствие возможности наладить с ним связь; снижение платежеспособности населения – любая нестабильная экономическая ситуация в стране в первую очередь отразится на уровне дохода населения.
С учетом проведенного анализа фирмы можно выделить основную проблему в деятельности туристского агентства «Авантаж-Тур» - снижение прибыли предприятия, в связи с:
- непродуманным повышением
числа работников и их
- плохо развитой маркетинговой службой;
- отсутствием нововведений в наборе услуг.
Для того, чтобы устранить существующие проблемы, представим инновационную идею, позволяющую раскрыть потенциал фирмы и занять агентству более устойчивое положение на рынке.
2.2 Анализ условий для
Прежде чем сформулировать необходимое нововведение, которое может помочь улучшить работу турфирмы, следует провести анализ факторов, блокирующих и поддерживающих инновационную деятельность внутри данного предприятия.
Факторы, влияющие на развитие инновационной деятельности представлено в таблице 6.
Таблица 6 - Факторы, влияющие на развитие инновационной деятельности.
Группа факторов |
Факторы, блокирующие инновационную деятельность |
Факторы, поддерживающие инновационную деятельность |
1. Экономические, технологические |
- доминируют интересы текущей деятельности; - отсутствие поощрения за инновационную деятельность. |
- возможность выделения
дополнительных средств - наличие квалифицированных
кадров и необходимой |
2. Организационно-управленческие |
- ориентация на краткосрочную окупаемость. |
- легкость во взаимодействии персонала; - преимущественно возраст
работников колеблется в |
3. Социально-психологические, культурные |
- не развитая система мотивации сотрудников; - отсутствие поощрения со стороны руководства. |
- у сотрудников наблюдается любопытство к новым идеям; - около 70% персонала фирмы
положительно относится к |