Управление в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2012 в 16:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: исследование психологических аспектов формирования команды.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по теме исследования.
2. Рассмотреть типы и виды команд в менеджменте.
3. Проанализировать роль руководителя в создании и развитии команды.
4. Изучить психологические аспекты эффективной работы команды.

Оглавление

Введение
1 Типы и виды команд в менеджменте
2 Роль руководителя в создании и развитии команды
3 Психологические аспекты эффективной работы команды
Заключение
Список нормативных актов и литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Психологические аспекты командной работы в у.doc

— 142.50 Кб (Скачать)


Оглавление

 

Введение

1 Типы и виды команд в менеджменте

2 Роль руководителя в создании и развитии команды

3 Психологические аспекты эффективной работы команды

Заключение

Список нормативных актов и литературы


Введение

 

Актуальность проблемы изучения психологических аспектов командной работы в управлении обусловлена  тем, что командная работа – давно продемонстрировавший свой непревзойденный эффект способ работы разрозненных звеньев персонала любой организации. От того, насколько удастся руководителю организовать командную работу, зависит очень многое. Нередки случаи, когда исключительно благодаря слаженным действиям определенной группы людей компании удавалось получить отличный результат деятельности организации, добиться расширения возможностей и перспектив организации.

Использование эффективной управленческой команды приводит к значительному изменению качества рабочей силы, т.к. совместная работа требует самоуправления и более широкого информирования членов команды. Кроме того, развитие образования и современных технологий требует использования в работе множественных трудовых навыков, а не только выполнять одну-две конкретные операции.

В связи с возросшим интересом к изучению групп и команд в организации, появилось значительное число исследований в менеджменте о руководстве и лидерстве, где авторы подчеркивают важную роль командной работы в бизнесе. Однако насущной потребностью в деятельности современных российских практиков-управленцев командная работа, к сожалению, не стала еще на сегодняшний день критическим фактором успеха.

В условиях же динамичного роста одним из ключевых факторов успеха организации является наличие эффективной управленческой команды, которая способна решать новые задачи в постоянно изменяющейся среде.

Актуальность исследования определяет тему курсовой работы: «Психологические аспекты командной работы в управлении».



23

 

Цель исследования: исследование психологических аспектов формирования команды.

Объект исследования: психологические аспекты управления.

Предмет исследования: психологические аспекты командной работы в управлении.

Задачи исследования:

1.      Провести теоретический анализ литературы по теме исследования.

2.      Рассмотреть типы и виды команд в менеджменте.

3.      Проанализировать роль руководителя в создании и развитии команды.

4.      Изучить психологические аспекты эффективной работы команды.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, терминологический анализ, анализ отношений между отдельными сторонами явлений.

В качестве базы исследования были использованы работы следующих авторов:

Вересов Н.Н. в книге «Психология управления» рассматривает оригинальную концепцию психологии управления, в которой управление рассмотрено как целостная специфическая деятельность, имеющая психологические особенности. Отдельным вопросом рассмотрена проблема создания и функционирования управленческих команд.

Волкогонова О.Д., Зуб А.Т. в книге «Управленческая психология» рассматриваются основы психологических знаний применительно к управлению организациями, анализируются различные психологические теории и концепции повышения эффективности управленческой деятельности, управленческих команд. Учебник содержит конкретные ситуации для анализа, позволяющие использовать приобретенные в процессе изучения курса знания для оценки реальных проблем, а также ряд психологических тестов, что обеспечивает более прочное усвоение теоретического материала.

Паркер Г. М. в книге «Формирование команды» раскрывает условия становления успешным лидером и создание команды. Упражнения, рассмотренные автором позволяют сформировать соответствующие навыки не только у себя, но и у всех членов команды и могут быть использованы как в уже существующих командах, так и в учебных тренинговых группах.

 


1 Типы и виды команд в менеджменте

 

Команда - это формальная группа, которая состоит из связанных между собой людей, которые совместно отвечают за достижение намеченной цели [8, С.32]. Лишь формальные группы являются рабочими командами.

Существуют разные принципы распределения команд на категории, но удобнее классифицировать их по следующим четырем характеристикам: цель, срок действия, членство и структура.

Команды, как правило, отличаются по своим целях. Они могут заниматься разработкой продукта, решением проблем, принимать участие в реорганизации или выполнять любые другие виды работ, связанные с деятельностью организации, на базе которой они созданы.

Команды бывают постоянными или временными. Команды функциональных отделов и другие, которые являются частью формальной структуры организации является постоянными. Временными будут команды, которые создаются для решения конкретных заданий: команды для работы над отдельными проектами, команды для решения проблем и любые другие типы краткосрочных команд, создаваемых для развития, анализа или изучения вопросов, связанных с работой или с определенным направлением бизнеса.

Членство в команде бывает функциональным или перекрестно-функциональным. Команда, созданная на базе одного отдела, является функциональной, поскольку в ней собранные специалисты в одной конкретной области. Сегодня во многих организациях используют команды с перекрестными функциями, что способствует формированию духа новаторства, сотрудничества, взаимопомощи и преданности организации. В командах с перекрестными функциями работают специалисты по разным функциональным областям разных организационных уровней.

И наконец, команды могут быть контролируемыми или самокерованими. Контролируемая команда работает под началом менеджера, который отвечает за руководство ею при постановке целей и выполнении необходимых видов работ и оценивает ее производительность. Самокерована команда принимает ответственность за управление на себя.

С учетом этих четырех характеристик можно определить, какие типы команд шире используются в современных организациях: это функциональные команды, самоуправляемые команды и команды с перекрестными функциями [9, C.31].

Функциональные команды состоят из менеджера и его подчиненных, которые принадлежат к конкретному функциональному отделу. Все вопросы, связанные с властью (полномочиями), принятием решений, лидерством и взаимодействием членов, достаточно простые и понятные. Функциональные команды часто принимают участие в таких мероприятиях, как усовершенствование рабочих процессов или решение конкретных проблем в пределах данной функциональной области.

Еще один тип команды, которая сегодня широко используется в организациях, - это самоуправляемые команды. Это формальные группы сотрудников, которые работают без менеджера и отвечают за весь рабочий процесс (или его часть).

И последний тип команды - это команда с перекрестными функциями. Команда с перекрестными функциями — смешанная группа специалистов по разным областям, которые работают вместе для выполнения специфических заданий, которые стоят перед организацией. Команды данного типа используются сегодня во многих компаниях.

Единственного, универсального объяснения роста популярности команд в современных организациях не существует. Мы наведем здесь лишь некоторые причины.

1. Формирование корпоративного духа. Члены команды ожидают один от другого много чего и предъявляют друг к другу большие требования, чтобы способствовал формированию атмосферы сотрудничества и повышению морального духа работников. Командные нормы способствуют значительному повышению эффективности работы и степени удовлетворенности людей своей работой.

2. Создание условий для управленческого персонала мыслить стратегически. Использование команд, особенно самокерованих, освобождает менеджеров для выполнения заданий, связанных со стратегическим планированием. Когда работу выполняют отдельные люди, менеджеры часто тратят очень много времени на контроль за работниками и решение текущих вопросов. Таким образом, они слишком заняты другими делами для того, чтобы уделять надлежащее внимание проблемам стратегического характера [9, C. 32]. Благодаря рабочим командам менеджеры могут направить свою энергию, знание и опыт на решение более масштабных заданий, например составление долгосрочных планов работы своих подразделов.

3. Повышение гибкости. Передача полномочий по принятию решений на низший уровень, то есть рабочим командам, позволяет значительно повысить гибкость организации. Члены команд во многих случаях глубже информированные о сути проблемы, чем менеджеры. Более того, они намного более «близки» к проблеме. Если же для принятия решения необходимо учитывать мнения разных специалистов, наиболее гибким и действительно универсальным инструментом становятся команды с перекрестными функциями. К тому же они, как правило, работают очень быстро, поскольку все люди, которые владеют информацией, сосредоточены в одном месте, и к ним можно обратиться в любой момент.

4. Преимущества разнообразной рабочей силы. Группы, которые состоят из людей разной квалификации, с разным профессиональным уровнем и жизненным опытом часто видят то, которое не в состоянии заметить однородные группы. Поэтому использование команд, которые состоят из служащих с самыми разнообразными характеристиками, часто приводит к генерированию новаторских идей и более удачным решениям, чем если решения принимаются единолично.

5. Повышение производительности труда. И наконец, в совокупности все перечислены выше факторы, как правило, больше способствуют повышению производительности труда команды по сравнению с деятельностью отдельных людей.

Виды команд в организации и методы их развития:

1.      Управленческая команда.

Состав: топ-менедеры, линейные руководители

Цель деятельности: разработка и реализация стратегии, формирование развивающей среды организации

Инструменты развития:

- Сессии стратегического планирования.

- Тренинги формирования команды с экстремальной составляющей (развитие слаженности, взаимопомощи, умения принимать решения в ситуации неопределенности).

- Развитие компетенций руководства (целеполагание, планирование, постановка задач, лидерство, развитие сотрудников, контроль и обратная связь).

- Работа в проектных командах.

- Формирование и трансляция корпоративной культуры.

- Групповые формы работы с коллективом сотрудников (совещания, собрания, встречи).

2.      Функциональная команда.

Состав: сотрудники подразделения, департамента

Цель деятельности: достижение целей в рамках разработанной стратегии

Инструменты развития:

- Корпоративное обучение с целью развития необходимых знаний и навыков для профессиональной деятельности.

- Тренинг формирования команды на основе ценностей и принципов деятельности организации.

- Социальные проекты, в которых команда работает на внешнюю задачу (строительство детской площадки, очистка леса от мусора или благоустройство парка).

- Участие в развивающих сессиях по улучшению качества работы.

Работа в проектных командах.

3. Проектная команда.

Состав: участники проектной команды.

Цель деятельности: достижение цели проекта.

Инструменты развития:

- Тренинг формирования команды с целью определения командных ролей, правил работы в проекте, формирования алгоритма командной работы в проекте.

- Знаниевые семинары по развитию необходимых компетенций для реализации проекта.

4. Метакоманда.

Состав: все сотрудники организации.

Цель деятельности: реализация миссии и долгосрочных целей организации.

Инструменты развития:

- Совместное корпоративное обучение сотрудников из разных подразделений / департаментов с целью развития необходимых знаний и навыков для профессиональной деятельности и навыков совместной деятельности.

- Тренинг формирования команды на основе ценностей и принципов деятельности организации (на тренинге сотрудники работают в «смешанных» командах по вертикали и горизонтали управления).

- Социальные проекты, в которых команда работает на внешнюю задачу (строительство детской площадки, очистка леса от мусора или благоустройство парка).

- Участие в развивающих сессиях по улучшению качества совместной работы.

- Работа в проектных командах по оптимизации деятельности бизнес-процессов.

- Корпоративные праздники.

- Корпоративный отдых.

Модель формирования управленческой команды:

- Видение.

- Цепь формирования команды.

- Лидерство в команде.

- Подбор членов команды.

- Формирование коммуникативных связей.

- Распределение обязанностей и ответственности.

- Развитие командной деятельности.

- Завершение.

Таким образом, процесс формирования команды проекта начинается с момента возникновения видения проекта и заканчивается в момент завершения проекта.

В процессе своего становления команда проходит последовательно 4 стадии:

1. Этап формирования (стадия рабочей группы). Характеристика этапа. Неопределенность и пробные действия, серьезные темы и чувства избегаются. Руководящие указания могут быть неясными, цели и ожидания неясны, выполняется очень мало работы.

Информация о работе Управление в организации