Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2012 в 16:41, курсовая работа
Цель исследования: исследование психологических аспектов формирования команды.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по теме исследования.
2. Рассмотреть типы и виды команд в менеджменте.
3. Проанализировать роль руководителя в создании и развитии команды.
4. Изучить психологические аспекты эффективной работы команды.
Введение
1 Типы и виды команд в менеджменте
2 Роль руководителя в создании и развитии команды
3 Психологические аспекты эффективной работы команды
Заключение
Список нормативных актов и литературы
2. Этап контрнезависимости и конфликта (стадия псевдокоманды). Характеристика этапа. Проявление конфликта, соперничество за лидерство, цели по-прежнему могут быть неясны, враждебность и неясная позиция, достаточно низкая производительность.
3. Этап выработки норм и правил продуктивного поведения (стадия потенциальной команды). Характеристика этапа. Члены команды полностью не посвящают себя заданию, конфликты прорабатываются, появление чувства командной компетентности, принадлежности и гордости, удовольствие от совместной работы, производительность от средней до высокой.
4. Этап сотрудничества, или рабочий этап (стадия реальной команды). Характеристика этапа. Члены команды работают в полную силу и взаимозависимы, команда чрезвычайно гибко самоорганизуется, нововведения и экспериментирование при решении проблем, понимание друг друга без слов, постоянный личностный рост, высокая степень производительности [12, C.30].
Скорость прохождения командой стадий формирования зависит от компетенций лидера. Его умения формировать команду и налаживать взаимодействие, удерживать цель и поддерживать командный тонус.
Рассмотрим отличительные признаки команды. Важным отличительным признаком команды является её определённая автономия при подготовке и принятии решений, то есть, команды отличаются большими возможностями для самоуправления, чем группы. В командах происходят одновременно процессы управления и обучения управлению. Члены команды, как правило, владеют несколькими профессиями, имеют высокую квалификацию. Это позволяет обеспечивать постоянный рост эффективности труда, снижать потребность в узких специалистах и повышать удовлетворённость трудом.
Команде присуща внутренняя организация, которая может быть в значительной мере неформальной. Эта организация характеризуется своими целями, базовыми ценностями, ролями, формальной и неформальной структурой, нормами, правилами, координацией деятельности, чёткой системой контроля, собственной системой коммуникаций, своей ярко выраженной организационной культурой, системой мотивации и т.п. Следует отметить, что в командах чувство общей цели превращается в специфические задачи по выполнению работы. Такая неформальная организация позволяет осуществлять управление деятельностью своих членов с очень высокой эффективностью.
Другой отличительной особенностью команды является чувство общности коллектива, которое объединяет членов команды и является основой корпоративной солидарности. В командах, как правило, хорошо подобран и сбалансирован состав работников в зависимости от необходимых ролей, поэтому члены команд хорошо сотрудничают друг с другом и имеют высокую степень удовлетворённости от совместной деятельности,
Члены команд обладают определённой совокупностью знаний, умений и навыков, главными из которых являются технические, эвристические, а также навыки межличностного общения. Они позволяют членам команд проявлять креативный, творческий подход к решению любых поставленных перед ними целей и задач.
Одним из решающих ресурсов любой команды является разнообразие её членов по своим демографическим характеристикам, организационной и общей культуре, опыту, способностям, обладающим глубокими знаниями в различных областях знаний, имеющими различные точки зрения, применяющие различные творческие подходы к решению сложных и нетрадиционных задач.
В отличие от команд, имеющих однородный состав, команды с разнообразным составом на первых этапах своего существования могут испытывать определённые трудности, связанные с недопониманием, с межличностными конфликтами. Однако опыт показывает, что такие команды имеют большой и долгосрочный творческий потенциал, который обеспечивает выигрыш в креативности и эффективности работы. Командная работа в ситуации разнообразия является одним из важных преимуществ высокоэффективных организаций.
Исследователи отмечают, что команда во главе со своим лидером одновременно является «мозговым центром» организации и эффективным инструментом реализации её главных, стратегических целей [12, C.40].
Члены высокоэффективных команд хорошо мотивированы так как командная работа даёт её участникам значительные психологические, социальные и материальные преимущества.
Важной отличительной особенностью команды является её довольно продолжительный жизненный цикл, который отличается от продолжительности жизни различного рода временных коллективов (комитетов, проектных, групп и других).
Создание команды - процесс вовлечения в совместную работу, сотрудничество и воспитание командного духа среди членов команды. Чувство командного духа прививается членам команды с помощью интерактивных командных упражнений и групповых обсуждений. Создание команды требует организации групповой деятельности как раз в то время, когда современная сфера работы становится все более и более специализированной с разделением рабочей силы.
Успешное создание команды требует множества шагов, которые включают в себя следующее:
- Первое и наиболее главное требование для создания команды - это набор или выбор участников. Так как участники обеспечивают успех проекта, руководитель группы ищет некие общие черты в них. Они должны быть уверенными в себе и вызывать доверие среди коллег. Участник команды должен иметь лидерские качества и должен быть всегда позитивно настроен.
- На втором месте по важности после корректного отбора членов команды стоит четкое определение целей и разъяснение этих целей всем членам команды! Участники команды должны знать о причинах их приема в команду для увеличения их мотивации и для того, чтобы развить доверие внутри группы. Определение целей заранее даст участникам возможность почувствовать, что они достаточно компетентны, и в то же время даст им понять направление их работы. Иначе члены команды могут оказаться дезориентированными, бесцельными и у них не будет должной мотивации.
- Создание команды должно учитывать в своем контексте цели команды. Это включает в себя разнообразный и сбалансированный опыт членов команды, который должен привести к достижению цели. Правильная комбинация теоретического и практического набора навыков гарантирует успешное достижение целей. Люди с техническим и теоретическим опытом как члены команды потратят немало времени на то, чтобы придумать решение, которое принесет пользу всем. Каждый член команды должен быть назначен на место, для которого больше подходят его навыки. Члены команды должны быть готовы помочь друг другу, чтобы увеличить успех проекта.
- Руководитель группы играет огромную роль в производительности всей команды. Руководитель должен обладать лидерскими качествами, чтобы завоевать уважение членов команды. Создание команды, вероятно, пострадает из-за отсутствия у руководителя позитивной и эффективной индивидуальности лидера, который должен быть в состоянии положительно влиять на производственную обстановку.
- Кроме того, что было обсуждено выше, успех в создании команды включает обучение команды навыкам коммуникабельности, решения конфликтов и решительности и многим другим навыкам, которые помогут эффективной работе команды [14, C.55].
Важно, чтобы руководители и члены команды осознавали ситуационные ограничения, в которых они действуют, и старались с ними справиться. Было бы наивным полагать, что все команды имеют равные возможности превратиться в эффективную команду. При менее чем идеальных условиях это может быть всего лишь борьбой за выполнение проектных целей. Изобретательность, дисциплина, чувствительность к динамике команды необходимы для максимально эффективной работы команды.
Руководители используют ситуацию и факторы, естественным образом способствующие развитию команды, и находят возможность справиться с теми ситуациями и факторами, которые этому мешают. При этом они демонстрируют чрезвычайно интерактивный стиль управления, который служит примером командной работы, а также координируют отношения между командой и остальной частью организации.
Определив, что ему необходимо, руководитель должен выяснить, кто является хорошим работником, кто свободен, у кого есть желание работать в команде. Некоторые организации могут позволить себе провести прямые собеседования. Когда ключевой персонал найден, неплохо привлечь его к процессу отбора и найма остальных членов команды. Часто руководителю приходится использовать свой политический капитал, чтобы добиться назначения ценных работников для работы в команде.
Руководители играют огромную роль в установлении норм личным примером. Если они открыто признают свои ошибки и говорят о том, что о них известно, то и члены команды будут поступать так же. Одновременно при этом руководители должны вмешаться, если, по их мнению, эти нормы нарушаются. Они должны провести частную беседу с нарушителями и четко высказать свое мнение. Интересно, что, если группа сплоченная, со сложившимися нормами, то работники будут следить за их соблюдением, и управляющему не надо будет выполнять роль надсмотрщика.
Чтобы стать лидером, руководитель в процессе своей повседневной деятельности в зависимости от ситуации должен уметь исполнять в команде разные роли:
Штурман – формирует общее видение целей и систему ценностей, определяет курс, учитывая постоянные изменения, которые происходят вокруг и находя новые возможности.
Образец для подражания с точки зрения человеческих качеств. Личность, которая заслуживает полное доверие. «Учитель не тот, кто учит, а тот, у которого учатся».
Помощник - создает и, когда необходимо, меняет структуры, процессы, условия, которые обеспечивают эффективность работы каждого. Лидеры следуют правилам до того момента, пока они не увидят, что правила перестают действовать.
Вдохновитель - выявляет и направляет способности каждого на достижение результатов, а не на процессы и методы. Поощряет свободу, ответственность, инициативу и творчество, признает право на ошибку [15, C.55].
Эффективная рабочая команда возникает не сразу, а проходит в своем формировании определенные этапы.
Первый этап. Формирование
Это период ориентации и знакомства членов команды друг с другом. На этом этапе велика неопределенность, участники обычно принимают на себя любые полномочия, какие им предлагают.
Единство членов команды - это залог ее жизнеспособности. Руководителю команды необходимо создавать условия для формирования энергии единства и выполнять роль Штурмана:
– Знакомить членов команды друг с другом.
– Создавать обстановку доброжелательности и взаимопонимания.
– Наблюдать за каждым членом команды.
– Помогать в поиске своего места в команде.
– Помогать в развитии профессиональных навыков и пополнении знаний.
– Доводить до команды цели. Все члены команды должны хорошо представлять цель проекта, а также задачи команды на следующую неделю. Для этого необходимо проводить раз в неделю совещания команды, на которых обсуждаются итоги предыдущей недели и ставятся задачи на следующую.
– Выдвигать идеи и организовывать работу.
– Концентрировать внимание команды на совместном планировании и организации труда.
Также единению и лучшему знакомству членов команды способствуют неформальные мероприятия: совместные обеды, выезды на природу, праздники (Новый год, 23 февраля, 8 марта, дни рождения, успешное достижение промежуточной цели проекта), общие хобби.
Второй этап. Смятение (Бурление). Члены команды утверждаются в своих ролях, демонстрируют, чего от них можно ждать. Они могут начать бороться за позиции в команде. Пока группа не преодолеет разногласия, ее производительность находится на низком уровне.
Задачи руководителя на этом этапе в основном относятся к роли Образца:
– Помогать команде успешно решать споры.
– Обеспечивать обмен мнениями и конструктивное обсуждение проблем.
– Воодушевлять команду на достижение намеченных целей.
– Сохранять нейтралитет в конфликтах.
– Поддерживать и включать в творческий поиск каждого сотрудника.
– Формировать единое поле экономических интересов.
– Добиться большей самостоятельности членов команды, опираясь на коллегиальное мнение в отношении организации производственной деятельности.
– Показать выгоды и преимущества командной работы перед индивидуальной.
– Уточнять личные интересы людей.
Третий этап. Нормирование. Команда начинает совместное движение к общим целям, устанавливается равновесие конкурирующих сил и групповые нормы, определяющие поведение ее членов. Сотрудничество в команде становится все более эффективным.
Задачи руководителя команды на этом этапе относятся в основном к роли Помощника:
– Поддерживать и укреплять единство, способствовать усилению синергетического эффекта.
– Поддерживать обратную связь.
– Поощрять создание единого информационного поля, инициативу и творчество.
– Согласовывать устремления каждого члена команды с общими целями и ценностями.