Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2012 в 16:41, курсовая работа
Цель исследования: исследование психологических аспектов формирования команды.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по теме исследования.
2. Рассмотреть типы и виды команд в менеджменте.
3. Проанализировать роль руководителя в создании и развитии команды.
4. Изучить психологические аспекты эффективной работы команды.
Введение
1 Типы и виды команд в менеджменте
2 Роль руководителя в создании и развитии команды
3 Психологические аспекты эффективной работы команды
Заключение
Список нормативных актов и литературы
Для определения эффективности команды используются два класса критериев: психологические и непсихологические.
Непсихологические критерии эффективности в общем виде представляются как результативность команды. Но для того, чтобы эффективность (результативность) можно было измерить, оценить и проконтролировать, необходимо знать ее критерии.
Психологические критерии эффективности:
- удовлетворенность членов команды различными аспектами членства в ней (отношениями с коллегами и руководителями, условиями труда, заработной платой и т.д.);
- мотивация членов команды (желание трудиться и сохранить членство в коллективе);
- авторитет руководителя в коллективе;
- самооценка команды (она касается целого ряда важных ее характеристик и представляет собой некий общий итог успешности ее функционирования).
Под командой в менеджменте понимают коллектив единомышленников, сплочённых вокруг своего лидера, который является одновременно и высшим должностным лицом в данной организации.
Сплоченная команда профессионалов является одним из ключевых условий продуктивного решения задач любой организации. Она «диктует моду» взаимоотношений с партнерами, формирует климат готовности к деловому взаимодействию. Команда профессионалов, как «доверенное лицо» компании, является связующим звеном, облеченным полномочиями и пользующимся деловым авторитетом среди представителей организаций однородной сферы интересов. При этом основными деловыми качествами команды можно считать: профессионализм, активность, готовность к обоснованному риску, осознанная ответственность за ход и результаты решения производственной задачи, взаимопонимание и готовность к продуктивному взаимодействию.
Важным отличительным признаком команды является её определённая автономия при подготовке и принятии решений, то есть, команды отличаются большими возможностями для самоуправления, чем группы. Команде присуща внутренняя организация, которая может быть в значительной мере неформальной. Эта организация характеризуется своими целями, базовыми ценностями, ролями, формальной и неформальной структурой, нормами, правилами, координацией деятельности, чёткой системой контроля, собственной системой коммуникаций, своей ярко выраженной организационной культурой, системой мотивации и т.п. Члены команд проявляют креативный, творческий подход к решению любых поставленных перед ними целей и задач.
Классификация команд производится в зависимости от миссии и целей. Они могут быть рабочими, производственными, усовершенствования, совещательными, кружками качества, проектными.
В зависимости от времени существования команды делятся на постоянные и временные. Постоянные команды остаются неизменными на протяжении жизненного цикла организации. Команды, создаваемые для разработки и осуществления проектов - это временные, проектные команды.
В зависимости от степени автономности команды делят на полуавтономные и самоуправляемые. В полуавтономных командах работники делят между собой ответственность за принятые решения и за конечные результаты. Самоуправляемые команды создаются для решения определённых производственных задач. Эти команды сами выполняют ряд управленческих функций, начиная с планирования и заканчивая приёмом на работу новых работников.
В зависимости от структуры власти выделяют многофункциональные команды. Они формируются для совместной работы над определённым заданием и состоят из сотрудников, находящихся на одном организационном уровне, но работающих в разных профессиональных сферах (например, маркетинг, человеческие ресурсы, финансы и т.п.).
В зависимости от физического присутствия различают физически существующие и виртуальные команды. Физически существующие - это команды, в которых работники встречаются друг с другом в процессе решения поставленных перед командой задач. Виртуальные команды построены таким образом, что их члены могут жить и работать не только в разных городах, но и в разных странах и даже континентах и ни разу в жизни не встречаться.
Руководители играют ключевую роль в создании успешных команд. Они набирают работников, проводят собрания, формируют общие команды, создают чувство понимания общей цели или общего видения проблемы, создают и управляют общей системой поощрений, способствующей организации общих усилий команды, руководят принятием решений, разрешают конфликты, возникающие внутри команды, и возглавляют совещания, на которых, собственно, и создается команда.
Эффективная и слаженная работа членов команды зависит от многих факторов: размера команды, ее состава, особенностей групповых норм, уровня сплоченности, степени конфликтности, статуса команды, функциональных ролей ее членов, грамотности ее менеджера-лидера.
1. Большакова А.Н. Социальная психология для менеджеров / А.Н. Большакова [Текст]. – Ростов – н/Д: Феникс, 2008. – 243с.
2. Боровикова Н. Рецепт эффективности управленческой команды / Н.Боровикова [Текст] // Персонал-Микс. 2005. № 2 (27). С. 97-99.
3. Вересов Н.Н. Психология управления / Н.Н. Вересов [Текст]. – М.: Дело, 2006. – 224с.
4. Винокуров Л. Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов / Л.Винокуров [Текст]. - СПб: Питер, 2011. - 512с.
5. Волкогонова О.Д. Управленческая психология / О.Д.Волкогонова, А.Т.Зуб [Текст]. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. - 352с.
6. Григорьева Н.Н. Управление работой проектных команд / Н.Н. Григорьева [Текст]. - М.: МИЭМП, 2007. – 136с.
7. Долгов М. Командный менеджмент в России. Методы формирования и развития командных эффектов в организации / М. Долгов [Текст] // Управление персоналом. 2005. № 24. С. 31 – 34.
8. Дорофеева Л.И. Менеджмент / Л.И. Дорофеева [Текст]. - М.: Эксмо, 2007. — 192с.
9. Еланчук Е. Управленческая команда / Е. Еланчук [Текст] // Служба кадров. 2005. № 1. С. 31 – 34.
10. Жариков Е.С. Психология управления. Книга для руководителя и менеджера по персоналу / Е.С. Жариков [Текст]. – М.: МЦФЭР, 2003. – 512с.
11. Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления / В. И. Кнорринг [Текст]. – М.: НОРМА, 2001. – 528с.
12. Крюгер В. Руководство командой / В.Крюгер [Текст]. - М: ОМЕГА-Л, 2006. - 118с.
13. Лачинина Т. Команда в организации: эффективность совместной деятельности / Т. Лачинина [Текст] // Проблемы теории и практики управления. 2007. № 7. С.119 – 126.
14. Паркер Г. М. Формирование команды / Г. М. Паркер [Текст]. – СПб: Питер, 2005. – 160с.
15. Субботина М.В. Технология формирования управленческой команды / М.В.Субботина [Текст] // Справочник по управлению персоналом. 2004. № 3. С.64 – 75.
16. Шехтерман И. Команда, без которой нам не жить / И.Шехтерман [Текст] // Элитный персонал. 2005. № 46 (432). С.6 -10.
17. Юрасова Т. Чтобы преодолевать препятствия, нужны железные зубы / Т.Юрасова [Текст] // Элитный персонал. 2009. № 46 (512). С.4-11.
18. Яхонтова Е.С. Эффективность управленческого лидерства / Е.С.Яхонтова [Текст]. - М.: ТЕИС, 2009. - 501с.