Управление нововведениями в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 20:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсового проекта – закрепление теоретических знаний о инновационной деятельности на предприятиях и практическая разработка инновационного проекта.
В рамках поставленной цели решались следующие задачи:
- изучение сущности, этапов создания и классификации нововведений;
- изучение необходимости создания новаторской атмосферы на предприятии;
- изучение возможных рисков в инновационной деятельности;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….1
Глава 1. Создание положительной атмосферы для внедрения
нововведений в организацию………………………………………………..2
1.1 Сущность и классификация нововведений……………………………...2
1.2 Условия для нововведений и создание новаторской атмосферы на предприятии……………………………………………………………….......4
1.3 Риски инновационной деятельности…………………………………….6
1.4 Особенности инновационной деятельности в туристских
Компаниях……………………………………………………………………8
Глава 2. Развитие инновационной деятельности туристского агентства ООО «Авантаж-Тур»…………………………………………………………….....10
2.1 Анализ деятельности предприятия за 2008-2010 гг. …………………..11
2.2 Анализ условий для нововведений в агентстве «Авантаж-Тур»……...18
2.3 Цели инновационного проекта…………………………………………..19
2.4 Структуризация целей (дерево целей)……………………………….….20
2.5 Обоснование экономической эффективности проекта………………...22
Заключение…………………………………………………………………....24
Список литературы…………………………………………………………...25

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_po_menedzhmentu_331.docx

— 114.66 Кб (Скачать)

Внедряя новый продукт или услугу, следует так же учитывать отношение клиентов к инновациям. Успех инновационного менеджмента решающим образом зависит от того, удастся ли предприятию наряду с осуществлением, управлением и контролем над инновационным замыслом, создать стимулирующие внутренние и внешние условия для содействия нововведениям:

Внутренние условия:

  1. позиция, поведение руководителей (высшего) уровня;
  2. кадровая политика;
  3. организация;
  4. информация и коммуникация;
  5. финансирование.

Внешние условия:

  1. консультации;
  2. финансовое стимулирование;
  3. инфраструктурные услуги;
  4. кредиты и кредитная помощь.

Создание внутри фирмы климата, в котором могут зарождаться и осуществляться новые идеи, намного важнее пунктуального вмешательства в инновационный процесс. Благоприятная для инноваций организация должна поддерживать творческие процессы и обеспечивать возможности для реализации позитивно оцененных идей вплоть до успешного внедрения на рынок новой продукции. Самым благоприятным образом, на развитие инновационных проектов, сказывается отсутствие бюрократических барьеров в организации и низкая степень централизации, а также отсутствие слишком узкой специализации. И, наоборот, на этапе реализации идеи вплоть до рыночной стадии считается целесообразным более жесткое управление.

Наряду с организационными мероприятиями как существенным фактором внутрифирменных рамочных условий, для инновационного процесса необходимы подходящие люди. Подбор способных и склонных к новаторской деятельности людей является важной задачей инновационного менеджмента. Помимо способностей этим людям нужна также соответствующая внутриорганизационная обстановка.

«Больной» вопрос для малых и средних предприятий в рамках реализации инновационных проектов - слабость финансовой базы - может быть разрешен благодаря целевому планированию, которое находит отражение в соответствующей концепции финансирования. Такие предприятия могут воспользоваться государственной помощью или прибегнуть к формам финансирования долевого участия. Решающее значение имеет заблаговременное финансовое планирование с определением потребностей в финансовых средствах по всем фазам инновационного процесса, чтобы гарантировать их обеспечение в нужные сроки.

Итак, любая компания является потенциальным источником идей, если она не оставляет их без внимания и стимулирования. В организациях, ориентирующихся на инновационные стратегии, особое внимание стоит уделить динамическому моделированию бизнеса, которое облегчает формирование общей модели инновационного процесса. Так же следует провести все необходимые предварительные исследования и включение персонала в работу, что даст толчок к появлению новых идей и уменьшит возможность негативного отношения коллектива к инновациям.

 

1.3 Риск инновационной деятельности

Инновационная деятельность неизбежно связана с риском. Его обобщающим показателем выступает финансовый риск предпринимателя и инвесторов, который характеризует возможные потери в случае неудачного, независимо от причины, завершения финансируемого проекта. Риск в инновационной деятельности увеличивается с локализацией инновационного проекта. Если таких проектов много, и они рассредоточены по разным направлениям, то риск минимизируется.

Главный риск - это неопределенность, связанная с принятием решений, реализация которых происходит только с течением времени. Поэтому при разработке инновационных проектов учитывается вероятностный характер ожидаемого результата.

Основные риски, связанные с инновационными проектами, можно подразделить на следующие виды:

1). Экономический, связанный  с финансированием и калькуляцией  проекта, принятием и реализацией  экономических решений;

2). Оригинальности, обусловленный  возможностью не востребованности  предлагаемых технологий и продуктов  производством и рынком;

3). Технологической неадекватности, возникающий из-за принципиальной  разницы между технологией как  продуктом интеллектуальной деятельности  и технологией как объектом  инвестирования;

4). Финансового несоответствия, когда выделяемые средства на  реализацию инновационного проекта  не соответствуют его содержанию;

5). Неуправляемости проектом, возникающий из-за недостаточной  проработанности проекта, непрофессионализма  управленческой команды;

6). Юридический, связанный  с соблюдением нормативных актов  о защите интеллектуальной собственности, обязательств при исполнении  договоров, определением прав на разработки.

Инновационный риск возникает при следующих ситуациях:

1. при внедрении более  дешевого метода производства  товара или оказания услуги  по сравнению с уже использующимися. Подобные инвестиции принесут  организации временную сверхприбыль  до тех пор, пока организация  является единственным обладателем  данной технологии. В данной ситуации  организация сталкивается с одним  видом риска - возможной неправильной  оценкой спроса на производимый  товар;

2. при создании нового  товара или оказании услуги  на старом оборудовании. В данном  случае к риску неправильной  оценки спроса на новый товар  или услугу добавляется риск  несоответствия уровня качества  товара или услуги в связи  с применением оборудования, не  позволяющего обеспечивать необходимое  качество;

3. при производстве нового  товара или оказании услуги  с помощью новой техники и  технологии. В данной ситуации  инновационный риск включает  риск того, что новый товар  или услуга может не найти  покупателя.

Чтобы сократить негативное воздействие рисков на реализацию инновационных проектов, следует ими управлять: своевременно оценивать и обнаруживать (идентифицировать); принимать меры воздействия и контроля.

Идентификация рисков проекта - это определение рисков, способных повлиять на проект, и документирование характеристик рисков. Существенное снижение рисков проекта достигается за счет оценки рисков, т.е. определения того, какие из событий риска требует реагирования. В реальном проекте не так важна оценка рисков на основе формально-математических методов. Чаще используются оценки рисков, основанные на опыте и здравом смысле менеджера проекта.

Разработка реагирования - это определение необходимых действий для предупреждения рисков и реакции на угрозы для событий риска, требующих реагирования. Реагирование на угрожающие события может заключаться в следующем:

  1. устранение конкретной угрозы через устранение ее потенциальной причины;
  2. уменьшение ожидаемого размера потерь в результате наступления события риска;
  3. принятие последствий рискового события.

 

 

Возможны следующие варианты действий:

  1. уклонение - инвестор и исполнитель инновационного проекта готовы нести большие издержки на проведение различных страхующих мероприятий;
  2. сознательный риск - готовность нести ответственность за его последствия;
  3. безразличие - стремление к оптимизации затрат на смягчение последствий и взвешенное применение различных инструментов и методов страхования от последствий.

Таким образом, инновационная деятельность происходит в условиях неопределенности и связана с высокими рисками по сравнению с обычными процессами производственно-хозяйственной деятельности. При этом результативность инновационной деятельности прямо зависит от того, насколько точно произведена оценка и экспертиза риска, а также от того, насколько адекватно определены методы управления им. Тем не менее, все большее число предпринимателей, приступая к реализации нововведений, предпочитают просчитать свои риски и шансы, предусмотреть «узкие» места и попытаться снизить возможные негативные отклонения, т.к. положительный результат от реализации инновационного проекта значительно превышает все подготовительные затраты.

 

1.4 Особенности инновационной деятельности  в туристских компаниях

Базируясь на положениях Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС), в туристской сфере инновационная деятельность развивается по трем направлениям:

1. Внедрение нововведений (организационные инновации), связанных  с развитием предприятия и  туристского бизнеса в системе  и структуре управления, включая  реорганизацию, укрупнение, поглощение  конкурирующих субъектов на основе  новейшей техники и передовых  технологий; кадровой политики (обновление  и замена кадрового состава, система  повышения квалификации, переподготовка  и стимулирование работников); рациональной  экономической и финансовой деятельности (внедрение современных форм учета  и отчетности, обеспечивающих устойчивость  положения и развития предприятия).

2. Маркетинговые инновации, позволяющие охватывать потребности  целевых потребителей или привлекать  не охваченных на данный период  времени клиентов.

3. Периодические нововведения (продуктовые инновации), направленные  на изменение потребительских  свойств туристского продукта, его  позиционирование и дающие конкурентные  преимущества.

При организации инновационной деятельности в туристской компании, стоит проанализировать состояние внутренней и внешней среды предприятия. При анализе состояния внешней среды особое внимание следует обращать на факторы, которые непосредственно влияют на внедрение инноваций. Это:

  1. общая экономическая ситуация, под воздействием которой формируются покупательский спрос и платежеспособность населения;
  2. действия исполнительных органов власти по поддержке развития туризма, требования законодательного и регулирующего характера как общегосударственного, так и регионального значения, касающиеся туризма;
  3. интенсивность и масштаб конкуренции;
  4. состояние коммуникационных сетей (возможности использования Интернета, других альтернативных способов связи);
  5. возможность применения новых технологий при организации поездок (глобальные системы бронирования субъектами туристского рынка, число компаний, применяющих новые технологии, особенно в регионах);
  6. период времени, требующийся для продвижения новинок компьютерных технологий и новых предложений на региональных рынках.

Кроме факторов внешней среды, сдерживающих инновационные процессы в развитии туристского бизнеса, многое зависит от внутренней среды:

  1. политика и стратегия туристской компании;
  2. наличие в коллективе работника-инициатора;
  3. безоговорочная поддержка инновационных идей со стороны руководства;
  4. всемерное содействие экспериментам на всех уровнях и во всех подразделениях туристской компании;
  5. использование мотивационных систем, включающих различные формы поощрения творческой и инновационной деятельности;
  6. наличие специализированного подразделения по реализации новшеств;
  7. необходимый уровень финансовых возможностей;
  8. организационно-техническая готовность к реализации новшества.

Таким образом, инновационная деятельность в сфере туризма направлена на создание новой или изменение существующей услуги, на совершенствование транспортных, гостиничных и других услуг, освоение новых рынков, внедрение передовых информационных и телекоммуникационных технологий и современных форм организационно-управленческой деятельности.

Итак, создание и освоение нововведений становится особой сферой трудовой деятельности, частью инфраструктуры общества в масштабах всего народного хозяйства и регионов, отраслей и предприятий. Каждая организация, для своего успешного функционирования, должна быть направлена на улучшение своего инновационного потенциала, т.к. только предприятия- инноваторы способны удержаться на рынке. Прежде всего, предпринимателям, решившимся на создание нововведения, необходимо вкладывать средства в развитие своей организации. А именно: улучшить научно-техническую базу, не использовать устаревшее оборудование, уметь видеть будущий положительный эффект, возможно, перестроить устоявшуюся организационную структуру и т.п. Так же необходима работа с персоналом, для уменьшения сопротивления переменам. Примером может служить вовлечение работников в разработку нововведений, благодаря этому, они смогут почувствовать свою значимость для организации и, их не будет так пугать неизвестность. Важное значение для создания благоприятного новаторского климата имеет поощрение экспериментаторства в разных подразделениях компании.

 

Глава 2. Развитие инновационной деятельности туристского агентства ООО «Авантаж-Тур»

  2.1 Анализ деятельности предприятия за 2008-2010 гг.

Туристская фирма «Авантаж-Тур» работает с 2004 года. За время своей работы агентство «Авантаж-тур» зарекомендовало себя как надежная туристская компания для клиентов, постоянно обращающихся за услугами именно в эту организацию. Большой опыт и высокий профессионализм поставил компанию в ряд лучших туристских фирм г.Тольятти. Местонахождение и юридический адрес предприятия: Самарская обл., г.Тольятти, ул. Автостроителей, 96А.

Информация о работе Управление нововведениями в организации