Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 14:15, курсовая работа
Целью настоящей работы является социально-психологический анализ конфликтов на предприятии и причин их вызывающих.
Объект исследования– конфликты.
В соответствии с поставленной целью исследования можно выделить ряд задач:
- определить сущность конфликта,его типы и функции
- проанализировать формы и критерии завершения конфликтов
- изучить условия и факторы конструктивного разрешения конфликтов
- проанализировать алгоритм разрешения конфликта
- определить пути разрешения конфликтов между руководителем и подчиненным
- рассмотреть психологические особенности конфликтов персонала (на примере туристического агенства"Стар-Тревел".).
Введение
Глава1 Конфликты в организации
1.1Природа и функции конфликта
1.2Типология конфликтов
Глава2. Причины возникновения и модели разрешения конфликтов
2.1Основные причины и методы преодоления конфликтов с туристами
2.2Методы преодоления конфликтов с туристами
2.3Процесс развития конфликта.Разрешение конфликта
Глава3.Исследование конфликтности персонала в организации
3.1Общая характеристика исследуемого туристского предприятия
3.2Формирование выборки и описание этапов исследования
3.3Описание используемых методов и методик
3.4Обработка и интерпретация полученных данных
Заключение
Библиографический список
При разрешении конфликтных ситуаций во время туристической поездки сопровождающий ни при каких условиях не должен:
- сваливать всю вину
за случившуюся нештатную
- допускать столкновения
с туристами в присутствии
других туристов или
- явно и безапелляционно
указывать на неправоту
- указывать на неадекватное восприятие туристами ценности турпоездки.
После возвращения туристов
из поездки руководство
2.3 Процесс развития конфликта.
В процессе своего развития
конфликт проходит несколько стадий.
Эти стадии не являются обязательными,возможно,
что какие-то из них в ходе конфликта"проскакиваются".
Модель конфликта показана на рис. 4.
В основе любого конфликта лежит ситуация,включающая либо противоположные позиции сторон по какому-то вопросу, либо противоположные цели или средства их достижения,либо несовпадение интересов,желаний, влечений оппонентов и т. п. Положение дел накануне конфликта может быть совершенно благополучным,и конфликт тогда начинается внезапно под воздействием какого-то внешнего,случайно вторгнувшегося в ситуацию фактора. Но чаще всего на этой стадии уже существуют какие-то предпосылки для конфликта(даже в вышеприведенном примере это,скажем, сама возможность появления в комнате постороннего человека).
Рисунок4 . Модель конфликта
Бывает, что на предконфликтной стадии имеется достаточно сильная напряженность в отношениях,но она остается подспудной и не выливается в открытые конфликтные столкновения.Подобное положение может сохраняться довольно долго.Его называют потенциальным,или латентным(скрытым), конфликтом.Конфликтная ситуация обязательно включает в себя объекты и субъекты конфликта. Это и есть база конфликта.
Чтобы конфликт начал развиваться,необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать так, что ущемляет интересы другой.Инцидент может возникнуть как по инициативе субъектов конфликта(оппонентов),так и независимо от их воли и желания — вследствие объективных обстоятельств или случайности.
Конфликт,начавшийся с инцидента,может вместе с ним и закончиться.В одних случаях так происходит потому, что конфликтанты расстаются,чтобы больше не встречаться(например, перебранка пассажиров в городском автобусе). В других случаях конфликт исчерпывается инцидентом,так как конфликтантам удается в ходе инцидента разрешить свои разногласия.Но при "нормальном"ходе развития конфликта после инцидента наступает следующая его стадия.
В фазе эскалации конфликт "шагает по ступенькам",реализуясь в серии отдельных актов — действий и противодействий конфликтующих сторон. Эскалация может быть непрерывной с постоянно возрастающей степенью напряженности отношений и силы ударов,которыми обмениваются конфликтанты,и волнообразной,когда напряженность отношений то усиливается,то спадает,периоды активной конфронтации сменяются затишьями и временным улучшением отношений.
Эскалация также может быть крутой,быстро вздымающейся до крайне резких проявлений враждебности,и вялой, медленно разгорающейся,а то и долго держащейся примерно на одном уровне.В последнем случае имеет место хронический(затяжной) конфликт,который надолго задерживается на этой стадии:годами, а в общественных отношениях(например, классовых,международных)— десятилетиями или столетиями— и, возможно,так и не выходит за ее пределы.Иногда при этом он постепенно идет на спад и иссякает сам собой.
В развитии каждого конфликта
можно фиксировать
В идеале считается, что менеджер должен не устранять конфликт, а управлять им и эффективно использовать его.
Управление конфликтом—
это целенаправленное,
Управление конфликтами как сложный процесс включает следующие виды деятельности:
- прогнозирование конфликтов и оценка их функциональной направленности;
- предупреждение или
- регулирование конфликта;
- разрешение конфликта.
Содержание управления конфликтами
находится в строгом
Таблица 3Характеристика видов управления конфликтом на каждом этапе его развития
№ |
Этап конфликта |
Содержание управления (вид деятельности) |
1 |
Возникновение и развитие конфликтной ситуации |
Прогнозирование, предупреждение (стимулирование) |
2 |
Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия |
Предупреждение (стимулирование) |
3 |
Начало открытого конфликтного взаимодействия |
Регулирование |
4 |
Развитие открытого конфликта |
Регулирование |
5 |
Завершение конфликта |
Разрешение |
Особую сложность для менеджера составляет нахождение способов завершения конфликтов.Здесь необходимо ввести два понятия: цена конфликта и цена выхода из конфликта.
Выделяют следующие возможные способы завершения конфликта.
Разрешение конфликта —это совместная деятельность его участников,направленная на прекращение противодействия и решение проблемы,которая привела к столкновению.Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют,по устранению причин конфликта.Для разрешения конфликта необходимо изменение самих оппонентов(или хотя бы одного из них),их позиций,которые они отстаивали в конфликте.
Часто разрешение конфликта основывается на изменении отношения оппонентов к его объекту или друг к другу.
Урегулирование конфликта отличается от разрешения тем, что в устранении противоречия между оппонентами принимает участие третья сторона. Ее участие возможно как с согласия противоборствующих сторон, так и без их согласия.
Затухание конфликта —это
временное прекращение
- истощения ресурсов обеих сторон, необходимых для борьбы;
- потери мотива к борьбе,
снижения важности объекта
- переориентации мотивации оппонентов(возникновение новых проблем,более значимых,чем борьба в конфликте).
Устранение конфликта —такое воздействие на
Управление конфликтами на примере туристического агентства "Стар-Тревел"
него, в результате которого
ликвидируются основные структурные
элементы конфликта.Несмотря на"неконструктивность"
- изъятие из конфликта одного из оппонентов(перевод в другой
отдел, филиал,увольнение с работы);
- исключение взаимодействия
оппонентов на длительное
- устранение объекта конфликта(
Перерастание в другой конфликт происходит,когда в отношениях сторон возникает новое, более значимое противоречие и происходит смена объекта конфликта.
Исход конфликта рассматривается как результат борьбы с точки зрения состояния сторон и их отношения к объекту конфликта.Исходами конфликта могут быть:
- устранение одной или обеих сторон;
- приостановка конфликта
с возможностью его
- деление объекта конфликта(
- соглашение о правилах
совместного использования
- равнозначная компенсация.Одной из сторон за овладение объектом другой стороной;
- отказ обеих сторон от посягательств на данный объект7.
Конфликт редко проходит
совершенно бесследно.Влияние прошедшего
конфликта на возникшую после его завершения
ситуацию называется последействием конфликта.
Это последействие может быть деструктивным,негативным,
Глава 3. Исследование конфликтности персонала в организации
3.1 Общая характеристика
исследуемого туристского
Проведем анализ использования
маркетинговых приемов на примере
конкретного туристского
Данное агентство является одним из самых успешных агентств города Мурманска, об этом свидетельствует большой клиентопоток,большой объем постоянных клиентов, которые приобретают путевки выше среднего класса и возможность предоставления фиксированной заработной платы своим сотрудником,причем самой высокой из расчета заработной платы по всем турфирмам города Мурманска,а также предоставление премий и бонусов за продажуV.I.P.– туров и организация инсентив-туров для своего штата сотрудников.
Рассматриваемое нами туристское агентство еще достаточно молодое (оно было основано в 2000 году), но несмотря на это "Стар-Тревел"уже достигло определенных высот на туристском рынке (об этом свидетельствуют многочисленные дипломы от туроператоров,с которыми агентство успешно сотрудничает:Sunrise Tour, Mostravel, Deep Tour, Tez Tourи многие другие).
Турагентство,помимо того,что работает,как агент, также выступает и в качестве туроператора на внутреннем туристском рынке, создавая туры в Санкт-Петербург,по Золотому Кольцу России и т.п.
В офисе также налажена система авиакасс, через которую осуществляется продажа авиабилетов на рейсы как российских,так и иностранных авиалиний.
Определим основной сегмент,на котором работает рассматриваемое туристское агентство.
Потребительский контингент данного агентства следующий: в основном туры приобретают успешные предприниматели возраста от30 до 55 лет, чей уровень дохода выше среднего.Чаще всего это семейные люди,поэтому путевки приобретаются на 2 – 4 лица. Мотивация путешествия:желание отдохнуть,желание получить лечение, желание получить экстремальный тип туруслуги(дайвинг, сафари,экзотические страны и т.д.).
Таким образом,можно сделать следующий вывод– раз клиентами данного турагентства являются в основном перспективные,успешные предприниматели,то эта группа потребителей позволяет быстро окупать затраты на производство и продвижение своего туристского продукта. Однако не следует останавливаться лишь на данном сегменте, так как фирма должна завоевывать потребительское расположение.Именно исходя из этого все маркетинговые усилия должны быть направлены на формирование крепких предпочтений как у реальных,так и у потенциальных клиентов. Задачей здесь является привлечение новых категорий клиентов. Однако следует учитывать и тот факт, что расширение категории потребителя требует разработки нового турпродукта,который будет ориентирован конкретно на него, на что,соответственно,уйдут время и средства.
3.2 Формирование выборки и описание этапов исследования
По запросу ООО "Стар-Тревел"было проведено исследование,направленное на исследование психологических причин конфликтности личности в организации.
Исследование проводилось в первичном трудовом коллективе– ООО "Стар-Тревел",состоящем из12 человек, из них 7 женщин и5 мужчин. В исследовании приняло участие10 человек, двое отказались от участия из-за отсутствия времени.
Возрастной состав членов коллектива:от 24 до 42 лет.
Образование:среднее специальное и высшее.
Выборка была ограничена запросом (табл.4).
Таблица 4Сводная таблица первичных данных по выборке
№ |
Пол |
Возраст |
Должность |
Образование |
1 |
Муж |
42 |
Ген. Директор |
Высшее |
2 |
Муж |
42 |
Ком. Директор |
Высшее |
3 |
Жен |
24 |
Бухгалтер |
Среднее |
4 |
Жен |
38 |
Менеджер |
Н/ высшее |
5 |
Муж |
42 |
Техн. Директор |
Высшее |
6 |
Жен |
31 |
Диспетчер |
Высшее |
7 |
Муж |
28 |
Менеджер |
Среднее |
8 |
Муж |
26 |
Менеджер |
Среднее |
9 |
Жен |
40 |
Менеджер |
Высшее |
10 |
Жен |
24 |
Менеджер |
Высшее |
Информация о работе Управление конфликтами на примере туристического агентства "Стар-Тревел"