Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 14:15, курсовая работа
Целью настоящей работы является социально-психологический анализ конфликтов на предприятии и причин их вызывающих.
Объект исследования– конфликты.
В соответствии с поставленной целью исследования можно выделить ряд задач:
- определить сущность конфликта,его типы и функции
- проанализировать формы и критерии завершения конфликтов
- изучить условия и факторы конструктивного разрешения конфликтов
- проанализировать алгоритм разрешения конфликта
- определить пути разрешения конфликтов между руководителем и подчиненным
- рассмотреть психологические особенности конфликтов персонала (на примере туристического агенства"Стар-Тревел".).
Введение
Глава1 Конфликты в организации
1.1Природа и функции конфликта
1.2Типология конфликтов
Глава2. Причины возникновения и модели разрешения конфликтов
2.1Основные причины и методы преодоления конфликтов с туристами
2.2Методы преодоления конфликтов с туристами
2.3Процесс развития конфликта.Разрешение конфликта
Глава3.Исследование конфликтности персонала в организации
3.1Общая характеристика исследуемого туристского предприятия
3.2Формирование выборки и описание этапов исследования
3.3Описание используемых методов и методик
3.4Обработка и интерпретация полученных данных
Заключение
Библиографический список
3.3 Описание используемых методов и методик
Гипотеза:существует взаимосвязь между осознаваемостью предпочтения стратегии соперничества(по К. Томасу)и конфликтностью личности в коллективе.
Для проверки выдвинутой гипотезы были применены:метод наблюдения(стороннее(автор) и включенное(эксперты)), метод тестирования.В рамках метода тестирования были применены три методики:методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К.Томаса и методика самооценки степени конфликтности личности и оценки экспертом степени конфликтности личности, социометрия группы.
A.Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению.
Тест адаптирован Гришиной Н.В.для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению. В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делал акцент не только на разрешение конфликтов,а на управление ими. В соответствии с этим, К. Томас считает нужным сконцентрировать внимание на том, какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными,каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение
Для описания типов поведения
людей в конфликтных ситуациях
К.Томас применяет двухмерную модель регулирования
конфликтов,основополагающими измерениями
в которой являются кооперация,связанная
с вниманием человека к интересам других
людей,вовлеченных в конфликт, и напористость,для
которой характерен акцент на защите собственных
интересов.Соответственно этим двум основным
измерениям К. Томас выделяет следующие
способы урегулирования конфликтов:соперничество,
В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К.Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов двенадцатью суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных ситуациях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.Оптимальным поведением в конфликтах считается такое, когда применяются все стратегии и каждая из них имеет значение в интервале от 5 до 7 баллов(минимум – 0 баллов,максимум – 12баллов).
B.Методика диагностики самооценки степени конфликтности личности, а также оценки экспертом степени конфликтности личности (Ладанов И.Д.)
Шкала используется для самооценки и для оценки степени конфликтности других лиц.Сумма в 70 баллов указывает на очень высокую степень конфликтности;60 баллов – на высокую; 50 – на выраженную конфликтность.Сумма 11-15 баллов свидетельствует о склонности избегать конфликтных ситуаций.
C.Социометрия
Сущность методики сводится к выявлению системы "симпатий"и "антипатий"между членами группы, т.е. иными словами, к выявлению системы эмоциональных отношений в группе путем осуществления каждым из членов группы определенных"выборов" из всего состава группы по заданному критерию. Все данные о таких"выборах"представляются в виде особой диаграммы –социограммы8.
3.4 Обработка и интерпретация полученных данных
Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе путем стороннего наблюдения в естественных условиях была выявлена напряженность в отношениях.
На втором этапе было проведено метод тестирование,в рамках которого применялись три методики:диагностика стратегий поведения в конфликте К.Томаса и диагностика самооценки степени конфликтности и оценки экспертом степени конфликтности личности, социометрия группы.
На третьем этапе, после
тестирования работников к работе были
привлечен эксперт. Он оценил степень
конфликтности каждого
Таблица 5Результаты тестов и оценки экспертов.
№ испытуемого |
Ранг экспертов* |
Диагностика стратегий поведения в конфликте К. Томаса |
Самооценка уровня конфликтности* |
Оценка экспертом | ||||
Соперничество* |
Сотрудничество* |
Приспособление* |
Компромисс* |
Избегание* |
Группа № 1 (повышенная конфликтность) |
6 |
10 |
6 |
4 |
5 |
8 |
4 |
40 |
56 |
8 |
9 |
6 |
6 |
6 |
5 |
7 |
36 |
52 |
4 |
8 |
6 |
5 |
7 |
5 |
5 |
49 |
50 |
7 |
7 |
0 |
3 |
3 |
9 |
9 |
50 |
58 |
12 |
6 |
2 |
6 |
9 |
6 |
8 |
27 |
60 |
Группа № 2 (пониженная конфликтность) |
1 |
5 |
4 |
9 |
1 |
7 |
9 |
45 |
53 |
13 |
4 |
3 |
9 |
5 |
12 |
8 |
30 |
46 |
10 |
3 |
3 |
8 |
5 |
4 |
8 |
30 |
49 |
9 |
2 |
2 |
9 |
10 |
5 |
10 |
30 |
40 |
3 |
1 |
2 |
7 |
5 |
7 |
9 |
21 |
21 |
* достоверность различий между выборками доказана с помощью U-критерия Манна– Уитни.
На основе оценок эксперта были выделены две подгруппы(повышенная или пониженная конфликтность).Достоверность различий групп по этому показателю и по данным тестов была доказана с помощью U– критерия Манна – Уитни(критическое значение для выборки 5/5 равно2 при pЈ0,05).
По результатам социометрии менее конфликтные люди получили больше положительных выборов, т. е.с ними предпочли бы иметь профессиональные отношения.
Следующим этапом исследования было проведение корреляции с помощью программыMicrosoft Excel. (Приложение4). Корреляция проведена для выяснения влияния одних факторов на другие.
В результате исследования
установлено наличие связи
Помимо этого было выявлено,что личности,у которых наименьшие значения по шкале рангов(конфликтности)выбирают в качестве способа взаимодействия сотрудничество(r=-0,782). Нами также была обнаружена связь между стратегией сотрудничества и самооценкой уровня конфликтности,т.е. люди, считающие себя неконфликтными,склонны к сотрудничеству в конфликтной ситуации (r=-0, 72118).
Была обнаружена положительная корреляция между оценками независимого эксперта и количеством положительных выборов по результатам социометрии(r= - 0, 726), т. е. оценки независимого эксперта отражают то, что в отношениях предпочтение отдается неконфликтным членам коллектива.Менее привлекательными для построения отношений в группе испытуемых являются более конфликтные личности. Мы утверждаем,что более конфликтные личности отдают предпочтение стратегии соперничества.Однако в данной выборке более конфликтные сотрудники оценили свой уровень соперничества как средний и ниже среднего.Можно предположить,что данные сотрудники не до конца осознают собственную потребность в соперничестве,могут бороться за собственные интересы на уровне скрытых мотивов, т. е.демонстрировать одно поведение,а на скрытом уровне соперничать и ущемлять интересы других.
Таким образом,из результатов исследования в компании ООО"Стар-Тревел"можно сделать следующие выводы:
1.Существует взаимосвязь
между самооценкой уровня
2.Сотрудники,которых воспринимают неконфликтными,предпочитают стратегию избегания (по методики К.Томаса);
3.Причиной конфликтности
сотрудников в организации на
психологическом уровне может
являться неосознаваемая
Заключение
Конфликт в организации- это осознанное противоречие между общающимися членами этого коллектива,который сопровождается попытками его решить на фоне эмоциональных отношений.
Существуют пять типов
стратегий поведения индивидов
в конфликтной ситуации:
Было проведено
В результате проведенного корреляционного анализа была обнаружена взаимосвязь между стратегией избегания (по К. Томасу) и степенью конфликтности личности (по нашей шкале рангов). Неконфликтные люди в группе испытуемых предпочитают уход от конфликта.Была обнаружена положительная корреляция между оценками независимого эксперта и количеством положительных выборов по результатам социометрии(r= - 0, 726), т. е. оценки независимого эксперта отражают то, что в отношениях предпочтение отдается неконфликтным членам коллектива.Менее привлекательными для построения отношений в группе испытуемых являются более конфликтные личности.
Таким образом,из результатов исследования в компании ООО"Стар-Тревел"можно сделать следующие выводы:
Существует взаимосвязь
между самооценкой уровня конфликтности
и предпочитаемой стратегией поведения
в конфликте, которую можно
Сотрудники, которых воспринимают неконфликтными, предпочитают стратегию избегания (по методики К. Томаса);
Причиной конфликтности сотрудников в организации на психологическом уровне может являться неосознаваемая потребность в соперничестве, т. е. желание удовлетворить свои интересы в ущерб интересам других сотрудников на уровне скрытых мотивов.
Таким образом,гипотеза о наличии между осознаваемостью индивидами предпочтения стратегии соперничества в конфликте и конфликтностью испытуемого нашла свое подтверждение.
Библиографический список
Андреев В.И. Конфликтология. Искусство спора, конфликты. Казань, 2009. – 288 с.
Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. Учебник. - М.: Юнити, 2007. – 375 с.
Баринов В.А., Баринов Н.В. Организационный подход к управлению конфликтом в кризисной ситуации //Менеджмент в России и за рубежом.-2006.-№ 5. С. 19-21.
Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2009. — 176 с.
Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! - Новосибирск: "Наука", 2006. – 364 с.
Браймер Роберт А. Основы управления в индустрии гостеприимства. М.: Аспект, 2005. – 217 с.
Гагаринская Г. Конфликты и их предотвращение.//Кадры, 2007-№ 6. С. 12-14.
Глухов В.В. Менеджмент: Учеб. Спб.: Специальная литература, 2009. — 700 с.
Гостиничный и туристический бизнес. Учеб. М.: Экмос, 2008. — 352 с.
Горелик В.А. и др. Анализ конфликтных ситуаций в системах управления. М.: Радиосвязь, 2006. – 326 с.
Гришина Н. В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2009. – 299 с.
Дурович А.П., Копранев А.С. Маркетинг в туризме: Учеб. пособие. Мн.: Экономпресс, 2008. — 400 с.
Здравомыслов А.Г. Социология конфликта.- М.:Аспект-Пресс.-2005
Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учеб. пособие. Мн.: БГЭУ, 2007. — 644 с.
Квартальнов В.А. Стратегический менеджмент в туризме: современный опыт управления. М.: Финансы и статистика, 2008. — 487 с.
Климова С. Трудовые конфликты на российских предприятиях.//Кадры, - № 5. - 2007. С. 19-23.
Попова Е. Внутрифирменные конфликты: природа и методы преодоления. //Кадры, - 2007.- № 5. С. 8-10.
Соловьев А.В. Конфликт в организации: увольнение за участие в ложной забастовке или за прогул //Менеджмент в России и за рубежом.-2008.-№4. С. 31-35
Скотт Дж. Сила ума. Способы разрешения конфликтов.-М. СПб., 2006. – 611 с.
Уткин Э. А. Конфликтология. Теория и практика. М.: Экмос, 2008. – 387 с.
Фомин Г.П. Модели конфликтов// Менеджмент в России и за рубежом.-2007.-№ 6. С. 55-57.
Фэйр М. Выиграть может каждый.- М., 2008. – 654 с.
Чумиков А.Н. Управление конфликтами. - М., 2009. – 357 с.
Чередниченко И.П. Тельных Н.В. Психология управления – Ростов Н/Д:Феникс,2005. – 608 с.
1 Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. Учебник. - М.: Юнити, 2007. 56-59 с.
Информация о работе Управление конфликтами на примере туристического агентства "Стар-Тревел"