Управление качеством продукции на предприятии ОАО «Хлебокомбинат»

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 06:24, курсовая работа

Краткое описание

В условиях рыночных отношений в любых организациях и на предприятиях актуальность управления качеством определяется его направленностью на обеспечение такого уровня качества продукции и услуг, который может полностью удовлетворять все запросы потребителей. Высокое качество продукции и услуг является самой весомой составляющей, определяющей их конкурентоспособность. Без обеспечения стабильного качества, соответствующего требованиям потребителей, невозможно рационально интегрировать национальную экономику в мировое хозяйство и занять в ней достойное место.

Оглавление

Введение 3

1. Теоретические аспекты управления качеством на предприятии 5

1.1 Понятие и показатели качества продукции 5

1.2 Основные положения управления качеством 10

1.3 Механизм управления качеством 16

2. Процесс управление качеством продукции на предприятии……..18

2.1 Методы управления качеством 18

2.2 Состав комплексной системы управления качеством…………….21

2.3 Контроль качества продукции 37

3. Анализ управления качеством на ОАО «Хлебокомбинат» 40

3.1 Общая характеристика ОАО «Хлебокомбинат» 41

3.2 Исследование системы управления качеством на ОАО «Хлебокомбинат» 42

3.3 Разработка рекомендаций по увеличению эффективности управления качеством 45

Заключение………………………………………………………………..48

Файлы: 1 файл

1.docx

— 86.90 Кб (Скачать)

     Показатели  безопасности характеризуют особенности  продукции для безопасности покупателя и обслуживающего персонала, т.е. обеспечивают безопасность при монтаже, ремонте, потреблении продукции.

     Совокупность  перечисленных показателей формирует  качество продукции [349]. Но помимо всех этих показателей важна и цена изделия. Именно с ценой связан вопрос экономически оптимального качества. Покупатель, приобретая изделие, всегда сопоставляет, компенсирует ли цена изделия  набор свойств, которыми оно обладает.

     Под экономически оптимальным качеством  понимается соотношение качества и  затрат, или цена единицы качества, что можно выразить формулой:

     

     Kопт - экономически оптимальное качество;

     Q - качество изделия;

     C - затраты на приобретение и эксплуатацию изделия, руб.

     Основной  задачей каждого предприятия  является качество производимой продукции  и предоставляемых услуг. Успешная деятельность предприятия должна обеспечиваться производством продукции или  услуг, которые отвечают следующим  требованиям:

  • Отвечают четко определенным потребностям, сфере применения или назначения;
  • Удовлетворяют требованиям потребителя;
  • Соответствуют применяемым стандартам и техническим условиям;
  • Отвечают действующему законодательству;
  • Предлагаются потребителю по конкурентоспособным ценам;
  • Направлены на получение прибыли;

     Повышение качества продукции имеет большое  значение для предприятия – производителя, потребителя и национальной экономики  в целом. Выпуск качественных изделий  способствует увеличению объемов реализации и рентабельности капитала, росту  престижа фирмы. Потребление продукции  улучшенного качества и большей  потребительской стоимости уменьшает  удельные издержки пользователей и  обеспечивает более полное удовлетворение потребностей. Национальная экономика  от высококачественной продукции имеет  ряд преимуществ: увеличение экспортного  потенциала и доходной части платежного баланса страны, повышение жизненного уровня населения и авторитета государства в мировом сообществе [103].

     Последствия недостаточного уровня качества продукции  таковы:

  1. Экономические:
  • Потеря материальных и трудовых ресурсов, израсходованных на изготовление, транспортировку и хранение продукции, вышедшей из строя раньше плановых сроков физического износа.
  • Дополнительные затраты на ремонт техники.
  • Потери природных ресурсов в результате использования низкокачественных машин, используемых для добычи этих ресурсов.
  • Дополнительные затраты материальных и трудовых ресурсов на осуществление многозвенной и многоступенчатой системы органов технического контроля качества.
  1. Социальные:
  • Дефицитность отечественной продукции.
  • Падение престижа продукции, изготовляемой на национальных предприятиях.
  • Недостаточное удовлетворение потребностей производственно – технического и личного плана.
  • Снижение темпов роста благосостояния населения.
  • Ухудшение морального климата в коллективе.
  • Уменьшение прибыли предприятия.
  1. Экологические:
  • Дополнительные затраты на очистку: воздушного бассейна, водного бассейна, земельных ресурсов.
  • Потеря продуктивности продукции сельского хозяйства из-за плохого качества воздушной среды.
  • Дополнительные затраты на меры по оздоровлению населения.
  • Ускоренная амортизация и дополнительные затраты на ремонт гражданских зданий и транспорта из-за плохого качества воздушной среды [348].

     Отсюда  вытекает необходимость постоянной, целенаправленной, кропотливой работы товаропроизводителей по повышению  качества продукции в сравнении  с аналогами конкурентов [103]. Заниматься качеством должны все – от директора  предприятия до конкретного исполнителя  любой операции. Все процессы по обеспечению, проектированию, сохранению качества объединены в систему управления качеством.

     1.2 Основные положения  управления качеством

 

     Управление  качеством – действия, осуществляемые при создании, эксплуатации или потреблении  продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества.

     В последние годы широкое распространение  получили стандарты ИСО серии 9000, в которых отражен международный  опыт управления качеством продукции  на предприятии. В соответствии с  этими документами выделяется политика в области качества – непосредственно  система качества, включающая обеспечение, улучшение и управление качеством  продукции.

     Политика  в области качества может быть сформулирована в виде принципа деятельности предприятия или долгосрочной цели и включать:

  • улучшение экономического положения предприятия;
  • расширение и завоевание новых рынков сбыта;
  • достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих предприятий и фирм;
  • ориентацию на удовлетворение требований потребителя определенных отраслей или регионов;
  • освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах,
  • улучшение важнейших показателей качества продукции;
  • снижение уровня дефектности изготовляемой продукции;
  • увеличение сроков гарантии на продукцию;
  • развитие сервиса;

     Современный подход к управлению качеством отличает его нацеленность на постоянное совершенствование  процессов и результатов труда  во всех подразделениях предприятия. Отличительными элементами этого подхода являются ориентация управления на контроль качества процессов и предотвращения возможности  дефектов. Полное возложение ответственности  за качество результатов труда на непосредственных исполнителей, а также  активное использование человеческого  фактора, развитие творческого потенциала рабочих и служащих путем мотивации  труда. Важным элементом управления качеством служат также детальное  исследование и анализ возникающих  проблем обеспечения качества на всех этапах разработки, производства и эксплуатации продукции по принципу восходящего потока, то есть от последующей  операции этого процесса к предыдущей.

     Управление  качеством продукции представляет процесс, осуществляемый поэтапно, в  том числе:

  1. разработка плана повышения качества, включая разработку новых требований к качеству продукции и мероприятия, обеспечивающие создание новой продукции с желаемыми (проектируемыми) свойствами;
  2. оценка соответствия свойств изготовляемой продукции требованиям, которые были предусмотрены в плане;
  3. принятие необходимых мер воздействия на процесс создания ценности (качества) продукции в тех случаях, когда не удалось обеспечить соответствие;
  4. изучение условий эксплуатации с целью определения направлений дальнейшего повышения качества продукции.

     В мировой практике сегодня выделяют 4 уровня деятельности, направленной на достижение гарантированного качества продукции:

  1. Управление качеством как деятельность оперативного характера для выполнения установленных требований по качеству.
  2. Обеспечение качества как деятельность, направленная на достижение уверенности в том, что требования по качеству будут выполнены как внутри предприятия, так и вне его – у потребителя, в том числе в процессе всех видов деятельности, соответствующих модели «петля качества».
  3. Общее руководство качеством включает деятельность по управлению качеством и его обеспечением, а также предусматривает разработку и реализацию политики предприятия в области качества.
  4. Всеобщее управление качеством подразумевает долговременную стратегию общего руководства и управления предприятием, направленную на обеспечение качества и эффективной деятельности предприятия с участием в этом процессе всех заинтересованных лиц – сотрудников предприятия и его партнеров, потребителей и общества в целом.

     Всеобщее  управление качеством  включает:

    • Контроль в процессе разработки новой продукции;
    • Оценку качества опытного образца, планирование качества продукции и производственного процесса, контроль, оценку и планиреование качества поставляемого материала;
    • Входной контроль материалов;
    • Контроль готовой продукции;
    • Оценку качества продукции;
    • Оценку качества производственного процесса;
    • Контроль качества продукции и производственного процесса;
    • Использование информации о качестве продукции;
    • Контроль аппаратуры, дающей информацию о качестве продукции;
    • Обучение методам обеспечения качеством, повышение квалификации персонала;
    • Гарантийное обслуживание;
    • Координацию работ в области качества;
    • Работу кружков качества;
    • Управление человеческим фактором путем создания атмосферы удовлетворенности, заинтересованного участия, благополучия и процветания на фирме, фирмах-поставщиках, в сбытовых и обслуживающих организациях;
    • Выработку политики в области качества;
    • Участие служащих в финансовой деятельности (в прибыли, акционерном капитале), воспитание сознательного отношения к качеству, чувства партнерства, совершенствования социальной атмосферы и информированности служащих;
    • Проведение мер по формированию культуры качества;
    • Подготовка управленческих кадров для руководства деятельностью в области качества;
    • Возложение ответственности за деятельностью в области качества на высшее руководство.

     Анализ  особенностей деятельности на выделенных уровнях позволяет сделать выводы. Первые три уровня применимы как  для предприятия в целом, так  и к его подразделениям, четвертый  уровень – только к предприятию  в целом.

     Процесс управления качеством включает основные направления деятельности в области  качества и осуществляется путем  реализации управленческих функций. В  состав функций входит: планирование, организация, мотивация и контроль обеспечения качества продукции, производственных процессов и работы предприятия  в целом. Эти функции тесно  связаны между собой, и их последовательная реализация в рамках основных направлений деятельности предприятия по качеству охватывает все этапы исследований, разработки, производства и эксплуатации продукции. Этот процесс может быть представлен в виде обобщенной модели основных направлений деятельности в области качества и «петли качества» (прил. 1). Понятие петли качества является центральным в организации всей деятельности предприятия по качеству, что нашло отражение в международных стандартах ИСО 9000. Игнорирование или недостаточное внимание к качеству на любом из этапов петли приводит к потере конкурентоспособности выпускаемой продукции предприятия в целом. На рис 1. приведены типичные этапы жизненного цикла продукции, учитываемые при функционировании системы управления качеством.

     Основные  функциональные элементы (подсистемы) управления качеством:

     Планирование  качества предусматривает определение  целей и требований к качеству, а также обоснованный выбор конкретной модели системы качества на предприятии. Планирование включает: идентификацию  и оценку качества с учетом требований покупателей (в том числе прогнозируемых), формулирование целей и нормативных  требований к необходимому качеству продукции и процессов, а также  разработку программы качества, конкретных мероприятий по его улучшению  и внедрение конкретной модели системы  качества на предприятии.

     Управление  качеством охватывает все виды деятельности и методы оперативного характера, направленные на выполнение требований к качеству и реализацию планов его совершенствования. Управление качеством предусматривает  контроль качества, выявление отклонений и разработку мероприятий по их устранению, и недопущение повторных отклонений и дефектов, а также организацию  и контроль их реализации.

     Обеспечение качества охватывает и включает в  себя все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в  рамках системы качества на предприятии, которые проводятся для создания и поддержания достаточной уверенности как внутри предприятия, так и внешней среде, что выпускаемая продукция или услуги, а также производственные и иные технологические процессы удовлетворяют всем сформулированным требованиям к качеству. Основное назначение процедур обеспечения качества заключается в своевременном предупреждении возникновения возможных отклонений и дефектов от установленных требований.

Информация о работе Управление качеством продукции на предприятии ОАО «Хлебокомбинат»