Управленческие решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 21:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в выявлении методов, характерных для управленческих решений, а также в анализе процесса принятия решения руководителем предприятия. Для достижения поставленной цели необходимо поставить ряд конкретных задач: 1) уяснить место, занимаемое управленческими решениями в настоящих экономических условиях, осознать их место в информационной системе предприятия; 2) изучить, раскрыть теоретические основы: это основные понятия процесса управления и основные причины их возникновения, а также раскрыть классификацию управленческих решений.

Файлы: 1 файл

курсовая работа Менеджмент2.doc

— 238.00 Кб (Скачать)

    Рациональный  порядок принятия управленческих решений. Прежде чем задача принятия решений примет форму, поддающуюся анализу одним из научных методов, необходимо рассмотреть большое число факторов и исключить многие альтернативы. До этого решение можно принять лишь субъективно либо путем угадывания. Важно как можно полнее уяснить обстоятельства, в которых происходит принятие решений. Для этой цели здесь кратко излагается методика преобразования ситуации принятия решений к такому виду, когда становится возможным применение одного из разнообразных научных методов:

    1. Формулируется цель.

    2. Составляется возможно более  полный список альтернатив. (Здесь необходимы творческий подход и изобретательность).

    3. Составляется возможно более  полный перечень факторов.

    4. Список рассматриваемых факторов  используется для уменьшения  числа альтернатив, при этом  обращается внимание на причину  исключения каждой альтернативы. На, данном этапе можно увидеть, что многие альтернативы нереальны. Другие альтернативы могут оказаться в высшей степени нецелесообразными. Этот процесс может быть крайне субъективным, и в некоторых случаях он строится на догадках. Однако если нужно принять решение, то другого выбора нет. В построении этих субъективных догадок и вынесении суждений о ценности как раз и проявляется искусство лица, принимающего решение. Следует помнить, что одной из альтернатив может быть альтернатива вообще не принимать никакого решения в данный момент, пока один, из факторов (например, время) не исключит эту альтернативу из списка.

    5. Оставшиеся альтернативы используются  для сокращения списка факторов, часть которых теперь уже можно не рассматривать. Другие факторы могут в одинаковой степени относиться ко всем оставшимся альтернативам, и поэтому их тоже не нужно больше рассматривать.

    Вопрос  о том, сколько времени нужно  отводить на анализ альтернатив, в значительной мере является искусством. Кроме того, приходится решать вопрос о том, стоит ли придерживаться однажды принятого решения или необходим его пересмотр. Ответы на эти вопросы в свою очередь связаны с принятием определенных решений, однако в настоящее время они в значительной мере определяются вкусом, склонностями и личными качествами. 

1.3 Управленческие  проблемы их виды и причины возникновения. 

   Управленческая проблема представляет  собой сложный вопрос, задачу, требующую  своего уяснения, изучения, оценки  и решения.

   Проблемы всегда имеют определенное содержание, возникают в свое время и на своем месте, вокруг них всегда есть круг лиц или организаций, их порождающих, однако предприятие не устанавливается  из-за этого в развитии. Меняется соотношение его внутренних переменных, возникают сложные вопросы, которые необходимо решать. Здесь имеется причинно- следственная связь. Например, изменились ставки налогов, устарела технология и т.п.

    Чтобы уяснить причины возникновения  проблем, необходим причинно 3- следственный анализ. В ходе его проведения можно обнаружить истинные причины, отсеять побочные, неглавные, сопутствующие, уяснить, глубоко изучить и оценить ситуацию. Тем самым будет подготовлена предпосылка к принятию необходимого решения.

   Управленческие проблемы классифицируются  по следующим признакам:

  1. Степень важности и срочности. Как правило, самые важные проблемы являются и наиболее срочными.
  2. Масштабы последствий, в случаях принятия или непринятия решений, и численность организации и лиц, в которых затрагивают данные проблемы.
  3. Возможность решения проблемы с наименьшими затратами и в наименьшие сроки.
  4. Степень риска, связанной с решением данной проблемой, и возможность возникновения новых проблем на этой основе.
  5. Степень структуризации и формализации, возможность выражать проблему в количественных и качественных показателях.

   Отдельно рассматривается вопрос  о сроках решения проблем.

Виды  проблем:

А. Стратегический, направленный на формирование базы, стратегических данных, их уяснение, изучение, оценку и практическое использование.

Б. Тактические, разрешения, которых происходит в более короткие сроки чем, стратегические.

В.   Долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные  и текущие.

Г.    По уровням руководства – высшего, среднего и низового звеньев управления.

   Каждый Менеджер в любой организации  или на предприятии с первых шагов своей деятельности сразу же встречается с массой проблем. Они могут быть маленьким  и большими, разрешенными или не разрешенными, крайне опасными или не очень. Причина их возникновения кроится в самой работе людей.

   Управленческие проблемы возникают вследствие нежелательных явлений внутреннего или внешнего свойства, получения результатов работы, отличающегося от запланированного, ошибочных действий руководства и рядовых исполнителей.

   К основным причинам возникновения  управленческих проблем следует отнести:

1). Изначально  ошибочные цели организации, способы  и сроки их достижения

2). Неверные  принципы и методы деятельности  работников

3). Ошибочные  критерии оценки возможностей  предприятия и сотрудников

4). Умышленные  нарушения в технике, технологии, финансов, поставках

5). Изменение  в политике и экономике государства

6). Природные  катаклизмы и стихийные бедствия (пожар, наводнения). 

1.4 Классификация решения проблем.  

   Решение - это волевое воздействие человека на объект управления для разрешения проблемы, выбор альтернативы для достижения поставленной цели.

   Виды решений, как правило,  совпадают с видами проблем.  Если проблема носит стратегический  характер, то и решение должно  быть стратегическими, если проблема  текущая, краткосрочная, то и решение должно быть аналогичным.4

   Решение стратегических проблем относится к разряду инициативных, идущих от высшего руководства к исполнителям низших звеньев управления. В этом случае высшее руководство берет на себя инициативу и ответственность за принятые решения стратегического характера. Примером может служить направление  инвестиций (капиталовложение) на перспективное развитие производства нового вида изделий, решение о расширении производства или, напротив, о свертывании дел.

   Решение тактических проблем - это дело средних звеньев руководства, на основе предписаний «сверху» они планируют решение проблем в среднесрочных планах и выполняют краткосрочные задачи. Низовые звенья управления решают проблемы исходя из устных распоряжений, указаний или письменных приказов.

   Текущие проблемы каждодневного характера, так называемая рутинная работа, занимают основное время низовых звеньев управления. От решения данных проблем среднее звено руководства и особенно высшие руководители по возможности должны быть освобождены.

  Проблема- это сложный вопрос, задача, которая требует усилий, изучения оценки и разрешения.

   Проблемы бывают тактическими  и стратегическими, краткосрочными, долгосрочными и возникать на  разных уровнях управления.

  Решения проблем - это процесс, который позволяет менеджеру систематически собирать факты, для принятия решения.

   При принятии решений менеджер  должен:

  1. Осознать проблему на основе достоверной информации
  2. Проанализировать варианты решения проблем
  3. Привлечь к подготовке решения необходимых групп специалистов
  4. Построить модель решения проблемы и определить ее исполнителей
  5. Учесть возможные последствия выполнения, неполного выполнения и невыполнения решения
  6. Определить объем, вид, способы, сроки передачи информации о принятии решения
  7. Продумать способы контроля и обработки связи походу выполнения решения

   Управленческие решения делятся  на: концептуальные и исполнительные

  1. Концептуальные решения - требует особо тщательного обоснования и предусматривает чаще всего проведения специальных исследований.
  2. Исполнительные решения - носит ритуальный характер и направлен, прежде всего, на выполнение отдельных заданий и позиций концептуальных решений

   По формам принятия решения подразделяются на:

  1. Единоличные - принимает решения руководитель без согласования с другими лицами 
  2. Коллегиальные – решения формулирует и обсуждает специалистами, но решения по проблеме принимает руководитель. Он же несет персональную ответственность за принятия решения
  3. Коллективные – решения принимают коллективом или на основе голосования, и ответственность лежит на всем коллективе

   В зависимости от того, в какой  сфере деятельности организации  решаются проблемы:

1 Производственные

2 Сбытовые  и снабженческие

3 Финансовые

4 Плановые

5 Кадровые

   Решение проблем классифицируются по ряду признаков: степень обязательности исполнения, функциональное назначение, способ принятия, сфера реализации.

  По степени обязательности решения могут быть директивными, они принимаются высшим руководством и обязательны к исполнению для нижестоящих управленческих структур. Рекомендательные решения разрабатываются совещательными органами. Их исполнение желательно, но необязательно. Ориентирующие решения принимаются руководством для координации работы нижестоящих управленческих структур, которые действуют автономно.

   По функциональному  назначению выделяют организационные, координирующие, регулирующие, активизирующие и контролирующие ход выполнения решения. Например, предписывающие способ действия и методы решения проблем, распределяющие работу между исполнителями, по проведения контроля, проверок подготовке нормативных документов.

   По способу принятия  выделяют решения выборочные и систематические. К первым относятся решения одного или нескольких вопросов данной проблемы ко вторым - решения, охватывающие проблему целиком во всей ее многосложности и взаимосвязи.

   По сфере реализации решения связаны с той областью деятельности, которой порождена проблема и от решения которой зависит дальнейшей ход дела в данной сфере. Это может быть производство, финансы, сбыт, поставки, кадры, НИОКР.

   Решения также классифицируются  на принятые единолично или  коллективно, на общие или специальные,  на запрограммированные и незапрограммированные,  на закрытые и для общего  пользования.

   Принятые решения всегда сопряжено с определенной степенью риска. Работа в условиях неопределенности, нестабильности, постоянно меняющейся обстановки считается нормальной для менеджера. Поэтому он действует на основе имеющихся в его распоряжении информации, которая не всегда соответствует действительному положении дел. В таких условиях он вынужден действовать на удачу, в надежде на благоприятный исход, ввиду чего возрастает угроза ухудшения деятельности руководимого им предприятия, полной или частичной утраты материальных, финансовых или людских резервов и ресурсов, а также потери имиджа.

   В практике менеджмента разработаны  несколько вариантов комплексной  оценки риска в ходе решения  проблем. Правилом здесь является  то, что общая сумма риска равна  сумме частных рисков, а частный риск равен нормативной минимальной ставке с поправкой на каждый элемент риска (скидкой или добавкой). С точки зрения риска, критерий может быть таким: «Рассчитывай на худшее» - Вальда, « Рассчитывай на лучшее»- Сэвиджа, «Ориентируйся на лучшее»- Лапласа, «Компромисс»- Гудвица. (смотри приложение №1 Классификация решений, принимаемых организациями) 

Информация о работе Управленческие решения