Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 21:46, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в выявлении методов, характерных для управленческих решений, а также в анализе процесса принятия решения руководителем предприятия. Для достижения поставленной цели необходимо поставить ряд конкретных задач: 1) уяснить место, занимаемое управленческими решениями в настоящих экономических условиях, осознать их место в информационной системе предприятия; 2) изучить, раскрыть теоретические основы: это основные понятия процесса управления и основные причины их возникновения, а также раскрыть классификацию управленческих решений.
Рациональный порядок принятия управленческих решений. Прежде чем задача принятия решений примет форму, поддающуюся анализу одним из научных методов, необходимо рассмотреть большое число факторов и исключить многие альтернативы. До этого решение можно принять лишь субъективно либо путем угадывания. Важно как можно полнее уяснить обстоятельства, в которых происходит принятие решений. Для этой цели здесь кратко излагается методика преобразования ситуации принятия решений к такому виду, когда становится возможным применение одного из разнообразных научных методов:
1. Формулируется цель.
2. Составляется возможно более полный список альтернатив. (Здесь необходимы творческий подход и изобретательность).
3. Составляется возможно более полный перечень факторов.
4.
Список рассматриваемых
5.
Оставшиеся альтернативы
Вопрос
о том, сколько времени нужно
отводить на анализ альтернатив, в значительной
мере является искусством. Кроме того,
приходится решать вопрос о том, стоит
ли придерживаться однажды принятого
решения или необходим его пересмотр.
Ответы на эти вопросы в свою очередь связаны
с принятием определенных решений, однако
в настоящее время они в значительной
мере определяются вкусом, склонностями
и личными качествами.
1.3 Управленческие
проблемы их виды и причины возникновения.
Управленческая проблема
Проблемы всегда имеют
Чтобы уяснить причины
Управленческие проблемы
Отдельно рассматривается
Виды проблем:
А. Стратегический, направленный на формирование базы, стратегических данных, их уяснение, изучение, оценку и практическое использование.
Б. Тактические, разрешения, которых происходит в более короткие сроки чем, стратегические.
В. Долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные и текущие.
Г. По уровням руководства – высшего, среднего и низового звеньев управления.
Каждый Менеджер в любой
Управленческие проблемы возникают вследствие нежелательных явлений внутреннего или внешнего свойства, получения результатов работы, отличающегося от запланированного, ошибочных действий руководства и рядовых исполнителей.
К основным причинам
1). Изначально
ошибочные цели организации,
2). Неверные
принципы и методы
3). Ошибочные критерии оценки возможностей предприятия и сотрудников
4). Умышленные нарушения в технике, технологии, финансов, поставках
5). Изменение
в политике и экономике
6). Природные
катаклизмы и стихийные
1.4 Классификация
решения проблем.
Решение - это волевое воздействие человека на объект управления для разрешения проблемы, выбор альтернативы для достижения поставленной цели.
Виды решений, как правило,
совпадают с видами проблем.
Если проблема носит
Решение стратегических проблем относится к разряду инициативных, идущих от высшего руководства к исполнителям низших звеньев управления. В этом случае высшее руководство берет на себя инициативу и ответственность за принятые решения стратегического характера. Примером может служить направление инвестиций (капиталовложение) на перспективное развитие производства нового вида изделий, решение о расширении производства или, напротив, о свертывании дел.
Решение тактических проблем - это дело средних звеньев руководства, на основе предписаний «сверху» они планируют решение проблем в среднесрочных планах и выполняют краткосрочные задачи. Низовые звенья управления решают проблемы исходя из устных распоряжений, указаний или письменных приказов.
Текущие проблемы каждодневного характера, так называемая рутинная работа, занимают основное время низовых звеньев управления. От решения данных проблем среднее звено руководства и особенно высшие руководители по возможности должны быть освобождены.
Проблема- это сложный вопрос, задача, которая требует усилий, изучения оценки и разрешения.
Проблемы бывают тактическими
и стратегическими,
Решения проблем - это процесс, который позволяет менеджеру систематически собирать факты, для принятия решения.
При принятии решений менеджер должен:
Управленческие решения
По формам принятия решения подразделяются на:
В зависимости от того, в какой
сфере деятельности
1 Производственные
2 Сбытовые и снабженческие
3 Финансовые
4 Плановые
5 Кадровые
Решение проблем классифицируются по ряду признаков: степень обязательности исполнения, функциональное назначение, способ принятия, сфера реализации.
По степени обязательности решения могут быть директивными, они принимаются высшим руководством и обязательны к исполнению для нижестоящих управленческих структур. Рекомендательные решения разрабатываются совещательными органами. Их исполнение желательно, но необязательно. Ориентирующие решения принимаются руководством для координации работы нижестоящих управленческих структур, которые действуют автономно.
По функциональному назначению выделяют организационные, координирующие, регулирующие, активизирующие и контролирующие ход выполнения решения. Например, предписывающие способ действия и методы решения проблем, распределяющие работу между исполнителями, по проведения контроля, проверок подготовке нормативных документов.
По способу принятия выделяют решения выборочные и систематические. К первым относятся решения одного или нескольких вопросов данной проблемы ко вторым - решения, охватывающие проблему целиком во всей ее многосложности и взаимосвязи.
По сфере реализации решения связаны с той областью деятельности, которой порождена проблема и от решения которой зависит дальнейшей ход дела в данной сфере. Это может быть производство, финансы, сбыт, поставки, кадры, НИОКР.
Решения также
Принятые решения всегда сопряжено с определенной степенью риска. Работа в условиях неопределенности, нестабильности, постоянно меняющейся обстановки считается нормальной для менеджера. Поэтому он действует на основе имеющихся в его распоряжении информации, которая не всегда соответствует действительному положении дел. В таких условиях он вынужден действовать на удачу, в надежде на благоприятный исход, ввиду чего возрастает угроза ухудшения деятельности руководимого им предприятия, полной или частичной утраты материальных, финансовых или людских резервов и ресурсов, а также потери имиджа.
В практике менеджмента