Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 21:46, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в выявлении методов, характерных для управленческих решений, а также в анализе процесса принятия решения руководителем предприятия. Для достижения поставленной цели необходимо поставить ряд конкретных задач: 1) уяснить место, занимаемое управленческими решениями в настоящих экономических условиях, осознать их место в информационной системе предприятия; 2) изучить, раскрыть теоретические основы: это основные понятия процесса управления и основные причины их возникновения, а также раскрыть классификацию управленческих решений.
Если новая ситуация вызывает
появление проблемы, необходимо
прежде всего раскрыть ее
Обычно на начальных этапах
принятия решений организация
сталкивается с симптомами
Накопление таких сигналов
Данный этап начинается с
Их содержание отражает суть и самой выявленной проблемы, и вызвавшей ее
ситуации.
Ограничителями могут быть:
- Лимиты
времени на разработку и
- Размеры выделяемых для этого средств (всех видов)
- Высокая степень монополизации данной отрасли
- параметры эффективности достижения цели
Принимаемые в организации на
этом этапе решения,
Началом данного этапа
Наиболее полно они
Для оценки вариантов слабо
структурированных решений
4 Этап организации выполнения решения и его оценки
После принятия и утверждения принятого решения его надлежит довести до исполнения. Они должны получить четкую информацию о том, кто, где, когда и какими способами должен осуществлять действия, соответствующие этому решению.
Необходимо разработать план
его реализации, которым предусматривается
система мер, обеспечивающих
Наряду с методами прямого
воздействия (приказ, распоряжения,
указание) используются методы
Большое значение имеет контрол
2.5. Дерево решений.
Одним из механизмов
Рассмотрим пример построения «дерева решений» конкретной ситуации. (смотри приложение №4 )
К примеру, в процессе принятия проблемы определение стратегии организации (отечественной обувной фабрики) на перспективу были выбраны главные стратегические направления, обеспечивающие достижение цели, поставленной руководством на данный период:
1) Выживать в тяжелых кризисных условиях и условиях высокой конкуренции на данном рынке, где присутствуют и крупные мировые фабрики, представляющие обувь известных марок.
2) Сохранить
и упрочить свои позиции на
рынке конкурентоспособности
3) Создать
предпосылки для дальнейшей интервенции
на рынки стран Балтии, СНГ и России, а
также для максимального использования
и наращивания потенциала организаций.
Эти направления могут быть
сформулированы следующим
1. Сконцентрировать усилия на выпуске конкурентоспособной продукции (замшевые туфли, замшевые сапоги, замшевые ботинки), использовать, как внутренний, так и внешний рынки сбыта.
2. Разработать
и реализовать программу
3. Изменить
систему управления
На первом уровне выделены 3 стратегические линии развития.
1 развитие рынка сбыта обувной продукции
2 кооперация
с другими компаниями по
3 изменение менеджмента
На втором уровне каждая из названных стратегий декомпозирована на составляющие:
1 Рынок сбыта: 1.1-экспорт
1.2-рынок внутренний
2 Кооперация:
2.1-вариант создания единой
2.2-вариант вхождения в предпринимательскую технологически
связанную сеть
2.3-вариант создания сети независимых компаний на условиях долевого
инвестирования
3 Менеджмент: 3.1-изменение структурного состава самой организации
3.2-изменение структуры
3.3-изменение стиля
Третий уровень позволяет еще конкретнее представить содержание принятого решения
Так, как рынок сбыта продукции внутри страны может быть рассмотрен в разрезе регионов или групп стран:
1.1.1-страны Балтии
1.1.2-страны СНГ
Соответственно рынок сбыта продукции внутри страны требует детализации по экономическим регионам или по субъектам РФ:
1.2.1-рынок сбыта в Центральном регионе
1.2.2-на Дальнем Востоке
Если продолжить «развертку»
и вынести ее на четвертый
уровень можно представить
В конечном счете «дерево решений» представляется
в виде совокупности задач, необходимых
для реализации решений, о которых говорилось
вначале.
Заключение
В данной работе был рассмотрен процесс методов принятия управленческих решений. В результате, поставленные во введении цели, на мой взгляд, в работе были раскрыты.
В первой главе курсовой работы я рассмотрела и проанализировала такие понятия, как управленческие решения, классификацию управленческих решений, проблемы и причины их возникновения.
Во второй главе рассмотрела методологические основы методов, элементов и моделей управленческих решений. Подведя итоги, можно отметить некоторые выводы.
Решение - это выбор альтернативы. Необходимость принятия решений объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности, возникает на всех этапах процесса управления и составляет часть любой функции менеджмента.
Принятие решений (управленческих) в организациях имеет ряд отличий от выбора отдельного человека, так как является не индивидуальным, а групповым процессом. На характер принимаемых решений огромное влияние оказывает степень полноты и достоверной информации, которой располагает менеджер. В зависимости от этого решения могут приниматься в условиях определенности (детерминированные решения) и риска или неопределенности (вероятностные решения).
Комплексный характер проблем современного менеджмента требует комплексного, всестороннего их анализа, т.е. участия группы менеджеров и специалистов, что приводит к расширению коллегиальных форм принятия решений. Принятие решения не одномоментный акт, а результат процесса, имеющего определенную продолжительность и структуру. Процесс принятия решений циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, выборе из них наилучшей и ее реализации.
Принятие решений является самым важным делом в работе менеджера. Поэтому учиться принимать решения нужно еще в процессе обучения, а не тогда, когда от руководителя уже зависит судьба предприятия. К тому сейчас можно учиться не только на собственных ошибках, но и на опыте других людей и организаций.
Принимая решение, нужно осознавать, что руководитель распоряжается не только своей судьбой, но и судьбами работающих у него людей. История знает много случаев, когда принятие ответственного решения в критический момент спасало фирму от разорения. Но с другой стороны, и принятие неверного решения может иметь самые плачевные последствия. Особенно важным этапом после выявления сущности проблемы и принятия решений является его реализация.
Ход
реализации будет тем успешнее, чем яснее
проблема и методы ее решения непосредственным
исполнителем. Здесь могут полностью раскрыться
способности и таланты участников процесса,
и в особенности менеджера, если ему удастся
сплотить людей вокруг своей идеи, увлечь
их, заинтересовать и обеспечить им просмотр
для проявления собственной инициативы
и творчества в реализации принятого решения.
Список используемых источников
1 .Вачугов Д.Д., Березкина Т.Е., Кислякова
Н.А. «Основы менеджмента» - М.: Высшая школа,
2001.
2. Вейл П. «Искусство менеджмента», - М.: Юрист, 1999
3. Виханский О.С., Наумов А.И. «Менеджмент». Учебник. 3-е изд. – М.: Гардарика, 2001.
4. Герчикова И.Н. «Менеджмент»: учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 1997.
5. Глущенко В.В. «Разработка управленческого решения». – М.: Конверсия и прогресс, 1997.