Управленческие решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 21:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в выявлении методов, характерных для управленческих решений, а также в анализе процесса принятия решения руководителем предприятия. Для достижения поставленной цели необходимо поставить ряд конкретных задач: 1) уяснить место, занимаемое управленческими решениями в настоящих экономических условиях, осознать их место в информационной системе предприятия; 2) изучить, раскрыть теоретические основы: это основные понятия процесса управления и основные причины их возникновения, а также раскрыть классификацию управленческих решений.

Файлы: 1 файл

курсовая работа Менеджмент2.doc

— 238.00 Кб (Скачать)

1.5 Принятие решения в реальной жизни.

 
   До сих пор принятие решения рассматривалось как рациональный процесс, т.е. как серия стадий и этапов, через которые менеджер должен пройти от начала и до конца, чтобы дойти до полного выполнения решения и устранения возникшей проблемы.

   В реальной жизни не совсем так, т.к. существует целый ряд ограничений "реального мира", препятствующих применению рациональной модели в процессе принятия решения:· часто менеджеры не знают, что проблема существует. Они либо перегружены, либо проблема хорошо скрыта от них; не представляется возможности собирать вокруг проблемы всю имеющуюся информацию по техническим или стоимостным причинам;· ограничения во времени заставляют принимать не лучшие решения;· во многих случаях рассматриваются не все альтернативы, а при их оценке и выборе трудно учесть качественные факторы;· выполнения решения не многими менеджерами связывается с самим решением, что позволяет проблеме продолжать развиваться;

    Однако общие механизмы принятия решения в реальной жизни сохраняются. Решение можно рассматривать как продукт управленческого труда, а его принятие - как процесс, ведущий к появлению этого продукта. 5

   Принятие правильных решений - это область управленческого искусства. Способность и умение делать это развивается с опытом, приобретенным руководителем на протяжении всей жизни. Совокупность знания и умения составляют компетентность любого руководителя и в зависимости от уровня последнего говорят об эффективно или неэффективно работающем менеджере

   Теоретически существует четыре типа ситуаций, в которых необходимо проводить анализ и принимать управленческие решения, в том числе и на уровне предприятия: в условиях определенности, риска, неопределенности, конфликта. Анализ и принятие управленческих решений в условиях определенности, риска и неопределенности рассматривался в главе 2.2. поэтому в этом разделе я рассмотрю лишь принятие управленческих решений в условиях неопределенности (некоторые моменты) и в условиях конфликта, так как данные ситуации наиболее часто встречаются в реальной жизни. Анализ и принятие управленческих решений в условиях неопределенности. Эта ситуация разработана в теории, однако на практике формализованные алгоритмы анализа применяются достаточно редко. Основная трудность здесь состоит в том, что невозможно оценить вероятности исходов.

   Основной критерий - максимизация прибыли - здесь не срабатывает, поэтому применяют другие критерии:· максимин (максимизация минимальной прибыли)· минимакс (минимизация максимальных потерь)· максимакс (максимизация максимальной прибыли) и др. Анализ и принятие управленческих решений в условиях конфликта. Наиболее сложный и мало разработанный с практической точки зрения анализ. Подобные ситуации рассматриваются в теории игр. Безусловно, на практике эта и предыдущая ситуации встречаются достаточно часто. В таких случаях их пытаются свести к одной из первых двух ситуаций либо используют для принятия решения неформализованные методы. Оценки, полученные в результате применения формализованных методов, являются лишь базой для принятия окончательного решения. При этом могут приниматься во внимание дополнительные критерии, в том числе и неформального характера. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2: Методологические основы. Элементы, модели, этапы принятия управленческих решений

2.1 Основные  элементы процесса управления 

   Содержание самого понятия «процесс управления» определяет основные элементы этого процесса.

   Он основан на принятии большого  количества решений при осуществлении  всех функций управления:

1 Планирование

2 Организовывание

3 Мотивирование

4 Координация

5 Контроль

   Приведем наиболее известные  определения процесса управления.

    1. Это серия непрерывных взаимосвязанных действий, воплощающих функции менеджмента.
    2. Это совокупность циклических действий, связанных с выявлением проблем, поиском и организацией выполнение принятых решений.
 

   Придерживаясь данных определений,  выделяют три основных элемента процесса управления:

- проблема

- решение проблемы

- люди, участвующие в процессе на всех его этапах  

    Понятие "решение" в научной литературе трактуется по-разному. Оно понимается и как процесс, и как акт выбора, и как результат выбора.

    Решение как процесс характеризуется тем, что он, протекая во времени, осуществляется в несколько этапов. В связи с этим здесь уместно говорить об этапах подготовки, принятия и реализации решений. Этап принятия решений можно трактовать как акт выбора, осуществляемый индивидуальным или групповым лицом, принимающим решение с помощь определенных правил.

    Решение как результат выбора представляет собой предписание к действию (план работы, вариант проекта и т.п.).

    Решение является одним из видов мыслительной деятельности и проявлением воли человека. Его характеризуют следующие признаки:

  • возможность выбора из множества альтернативных вариантов: если нет альтернатив, то нет выбора и, следовательно, нет и решения;
  • наличие цели: бесцельный выбор не рассматривается как решение;
  • необходимость волевого акта руководителя при выборе решения, так как субъект принятия решения формирует его через борьбу мотивов и мнений.

    Управленческие  решения могут быть обоснованными, принимаемыми на основе экономического анализа и многовариантного расчета, и интуитивными, которые хотя и экономят время, но содержат в себе вероятность ошибок и неопределенность.

    Само  по себе принятие решения есть компромисс. Принимая решения, необходимо взвешивать суждения о ценности, что включает рассмотрение экономических факторов, технической целесообразности и научной необходимости, а также учитывать социальные и чисто человеческие факторы. Принять «правильное» решение, – значит выбрать такую альтернативу из числа возможных, в которой с учетом всех этих разнообразных факторов будет оптимизирована общая ценность.

    Часто бывает необходимо несколько поступиться  одной из характеристик (например, надежностью), с тем чтобы получить выигрыш  в другой (например, в затратах). Задачей  лица, принимающего решения, является отыскание альтернатив, представляющих собой оптимальный компромисс при учете всех рассматриваемых факторов.

    В некоторых случаях оптимальный  компромисс можно найти, обращаясь  к научным методам принятия решений, т. е. используя математические методы оптимизации, теорию вероятностей, математическую статистику или теорию полезности. В других случаях принятие решений является исключительно сложным вопросом, который носит субъективный характер и предполагает учет неколичественных человеческих факторов и суждений о ценности. Однако наиболее часто при принятии решений производится учет как количественных, так и качественных факторов, которые должны рассматриваться одновременно.

    Есть  мнение, что принятие решений по существу является искусством. Это убеждение прочно укоренилось в сознании многих людей, занятых в сфере административного и государственного управления. Однако появление вычислительной техники и успехи, достигнутые в разработке научных методов принятия решений, привели к изменению этих взглядов. Ранее считалось, что принятие решений носит полностью качественный характер и является субъективным делом. В настоящее время в этой области интенсивно внедряются количественные методы.

    Принимаемые решения должны основываться на достоверной, текущей и прогнозируемой информации, анализе всех фактов, оказывающих влияние на решения, с учетом предвидения его возможных последствий.

    Руководители  обязаны постоянно и всесторонне  изучать поступающую информацию для подготовки и принятия на ее основе управленческих решений, которые  необходимо согласовывать на всех уровнях внутрифирменной иерархической пирамиды управления.

    Количество  информации, которую необходимо переработать для выработки эффективных управленческих решений, настолько велико, что оно давно превысило человеческие возможности. Именно трудности управления современным крупномасштабным производством обусловили широкое использование электронно-вычислительной техники, разработку автоматизированных систем управления, что потребовало создания нового математического аппарата и экономико-математических методов.

    Поскольку руководитель имеет возможность  выбирать решения, он несет ответственность  за их исполнение. Принятые решения  поступают в исполнительные органы и подлежат контролю за их реализацией. Поэтому управление должно быть целенаправленным, должна быть известна цель управления. В системе управления обязательно должен соблюдаться принцип выбора принимаемого решения из определенного набора решений. Чем больше выбор, тем эффективнее управление. При выборе управленческого решения к нему предъявляются следующие требования: обоснованность решения; оптимальность выбора; правомочность решения; краткость и ясность; конкретность во времени; адресность к исполнителям; оперативность выполнения. 

2.2. Модели  принятия управленческих решений 

   Процесс принятия решений может  быть достаточно простым и  не требующих больших затрат  времени, если проблема проста, а ситуационные факторы ясны  и управляемы.

   В этом случае после уяснения проблемной ситуации принимаются решения, которое оказывает на нее прямое воздействие и приводит систему (управляемый объект) в состояние, соответствующее заданному. Например: Необходимо организовать корпоративную вечеринку, а места в ближайшем кафе давно зарезервированы, можно заказать ресторанное обслуживание прямо в офис. 

   Если проблема сложна, а ее  решение неоднозначно, процесс принятия  решения требует структурирования  и моделирования. Самая простая модель принятия решения строится на предположении о том, что процесс представляет собой последовательное движение от одного этапа к другому.

   Реальный процесс принятия решений,  разумеется, более сложен, допуская  не только последовательность, но  и параллельность выполнения  многих процедур, нередко возникает и необходимость возврата к предыдущим этапам (чтобы скорректировать управленческие действия).

  Обычно в моделировании выделяют 4 этапа.

    1.    Постановка проблемной задачи. Выявление и описание проблемной ситуации.
    2. Формирование ряда возможных решений. Ведется поиск возможных вариантов решений.
    3. Выбор решения. Производится оценка альтернатив и выбор окончательного решения
    4. Организация выполнения выбранного решения. На последнем этапе целью работ являются организация, контроль и оценка результатов выполнения принятого решения.

   При важности решения организации представляют более детально структурированный процесс принятия решений, где показан состав процедур, необходимых для реализации целевых установок каждого этапа.

   Обязательными элементами процесса являются наличие поэтапного плана и методов решения, а также их информационное обеспечение.

   Работа по сбору, обработке  и оценки информации проводится  на всех этапах процесса принятия  решений, но имеет особенности,  отражающие специфику выполняемых действий и решаемых задач, а также стиль работы лица, принимающего решение. 

     Основные  модели принятия управления рассмотрел и выделил Ричард Л. Дафт. Как он говорит, все применяемые менеджерами  для принятия решений подходы  подразделяются на три типа, или три модели: классическую, административную и политическую. Каждый менеджер делает выбор, который определяется его индивидуальными предпочтениями, программируемостью решения, а также степенями риска, неуверенности или неопределенности ситуации, а также с учетом изменения внешней среды.

     Первая  модель, которая будет рассмотрена - классическая.

Классическая  модель 

     Эта модель основывается на экономических  положениях. Управленческое решение  должно соответствовать экономическим  интересам организации. В ее основе лежат следующие предположения:

  1. Принимающее решение лицо стремится к достижению известных и согласованных целей. Проблемы определены и точно сформулированы.
  2. Ответственный за выбор сотрудник стремится к определенности, получению всей необходимой информации, просчитываются все допустимые варианты и возможные последствия
  3. Известны критерии оценки альтернатив. Лицо, принимающее решение, выбирает вариант, который несет наибольшую экономическую выгоду для организации.
  4. Лицо, принимающее решение, действует рационально и логически подходит к оценке вариантов, расстановке приоритетов, его выбор, наилучшим образом соответствует достижению целей организации.

Информация о работе Управленческие решения