Тема 11. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ
СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
- В каждом подразделении организации должны быть документы: а) положение о подразделении, б) должностные инструкции. В какой последовательности должны разрабатываться эти документы?
а) сначала разрабатывается положение о подразделении, а затем должностные инструкции;
б) сначала разрабатываются должностные инструкции, а затем положение о подразделении;
в) последовательность не имеет значения;
г) последовательность зависит от размера предприятия;
д) последовательность зависит от сферы деятельности
- В соответствие с принципом иерархии решения начальника службы управления персоналом в аппарате генеральной дирекции обязательны для исполнения начальниками цехов:
а) нет;
б) да;
в) да, для начальников вспомогательных цехов;
г) да, для начальников основных цехов;
д) да, для начальников подсобных цехов
- К какой из трех гипотез теории конструирования организации Минцберга можно отнести следующий тезис: «Эффективное структурирование требует внутренней последовательности между параметрами конструирования организации»?
а) гипотеза согласованности;
б) гипотеза существования;
в) конфигурационная гипотеза;
г) параметрическая гипотеза;
д) стоимостная гипотеза
- К особенностям дивизионального типа оргструктуры управления относятся:
а) повышение эффективности централизованных решений;
б) снижение потребности в менеджерах – дженералитетов общего профиля;
в) минимизация дублирования в аппарате управления;
г) возможность организовать «центры прибыли»;
д) отсутствие вертикальных связей
- Какая организационная структура основывается на заданиях, которые должны быть выполнены (например, финансовая деятельность, бухгалтерский учет, маркетинг, персонал)?
а) простая структура;
б) функциональная;
в) мультидивизионная;
г) матричная;
д) структура холдинговой компании
- Какой из видов разделения труда в управлении является, на Ваш взгляд, основой для выделения других:
а) технологическое;
б) иерархическое (вертикальное);
в) функциональное;
г) профессионально-квалификационное;
д) по уровню образования
- Какой из элементов не относится к модели структуры организации, сформулированной Генри Минцбергом?
а) операционное ядро;
б) акционеры;
в) стратегическая вершина;
г) средняя линия;
д) обслуживающий персонал
- Какой пункт из перечисленных ниже можно отнести к преимуществам матричной структуры организации?
а) отсутствие бюрократии;
б) высокая гибкость и динамичность;
в) необходимость выполнения условий соаоставимости;
г) четкое распределение обязанностей и ответственности;
д) централизация
- Кто автор модели построения эффективной организации, получившей название «Модель 7 – С»?
А) Т.Питерс и Р.Уотермен;
Б) Г.Минцберг;
В) Ф.Тейлор;
г) Г. Форд;
д) А файоль
- Кто автор теории конструирования организации?
а) Г.Минцберг;
б) Ф.Тейлор;
в) Т.Питерс и Р.Уотермен;
г) Г. Форд;
д) А файоль
- Организации с экстенсивным использованием формальных правил и процедур, централизованным принятием решений, узко определенной ответственностью в работе и жесткой иерархии власти являются:
а) механистическими;
б) дивизиональными;
в) органическими;
г) линейными;
д) адаптивными
- Организационная структура, построенная на основе прямого распределения должностных обязанностей от высшего звена к низшему, называется:
а) матричной;
б) линейной;
в) функциональной;
г) комиссией;
д) проектной
- Организационные изменения чаще всего терпят неудачу вследствие:
а) внешних обстоятельств;
б) недостатка ресурсов для осуществления изменений;
в) спешки;
г) неправильной последовательности действий;
д) консервативности людей
- Организационные структуры, ориентированные на продукт, потребителя или регионы, называются:
а) дивизиональными;
б) функциональными;
в) бригадными;
г) матричными;
д) проектными
- Преимуществами функциональной структуры управления являются:
1 - создание условий для децентрализации в структуре управления;
2 - возможность углубленной деловой и профессиональной специализации персонала;
3- максимальная адаптация к различным требованиям и условиям диверсификации производства;
4 - нарушение принципа единоначалия;
5 - компетентный охват практически всех сфер управленческой деятельности;
6 - трудности принятия и реализации согласованных управленческий решений, обеспечение их комплексности;
7 - возможность адекватного учета региональных условий бизнеса;
8 - невысокий уровень специализации управленческой деятельности в определенных конкретных сферах
а) 1, 3, 4, 5;
б) 2, 3, 4, 5;
в) 1, 2, 5, 7, 8
г) 1, 2, 3, 5, 7
д) 3, 4, 7, 8
- При формировании организационной структуры соблюдение принципа единоначалия является обязательным:
а) да;
б) нет;
в) да, только для крупных организаций;
г) да, только для госпредприятий;
д) да, для только для мелких предприятий
- С повышением уровня руководства удельный вес чисто управленческих функций:
а) сокращается до 0;
б) повышается;
в) понижается;
г) не меняется;
д) сокращается вдвое
- Структура организации:
а) является универсальной для всех фирм и организации;
б) должна соответствовать конкретной ситуации, сложившейся в организации;
в) может отсутствовать;
г) должна быть неизменна с течением времени;
д) должна постоянно видоизменяться не зависимо от условий внешней среды
- Суть делегирования состоит:
а) в установлении приоритетов;
б) в передаче ответственности на более низкий уровень управления;
в) в доверии к своим подчиненным;
г) в поручении подчиненному принять какое-либо решение;
д) в передаче властных полномочий вниз и принятии их менеджером низшего звена
- Функциональный руководитель – это тот, кто:
а) осуществляет управление производством;
б) имеет отдельный кабинет и секретаря;
в) имеет право отдавать приказы в рамках всей организации;
г) управляет определенной сферой деятельности в организации;
д) имеет в непосредственном подчинении не менее 10 человек
- Что является характерным недостатком функциональной структуры организации?
а) отсутствие четкого распределения обязанностей;
б) отсутствие возможности жесткого контроля всех функций компании со стороны менеджера;
в) недостаточная координация действий между функциональными подразделениями;
г) создание условий для децентрализации в структуре управления;
д) максимальная адаптация к различным требованиям и условиям диверсификации производства
Тема 12. РАЗВИТИЕ,
ОБУЧЕНИЕ, ПЕРЕПОДГОТОВКА И ПЕРЕОБУЧЕНИЕ, ТРЕНИНГ, ВЫСВОБОЖДЕНИЕ
- Развитие персонала - это:
а) процесс подготовки сотрудника к выполнению новых производственных функций, занятию новых должностей, решению новых задач;
б) процесс периодической подготовки сотрудника на специализированных курсах;
в) обеспечение эффективной управленческой структуры и менеджеров для достижения организационных целей;
г) процесс аттестации персонала;
д) периодическое обновление кадрового состава организации
- Какие методы наиболее эффективные для обучения персонала поведенческим навыкам (ведение переговоров, проведение заседаний, работа в группе):
а) деловые игры
б) ротация;
в) ученичество и наставничество;
г) лекция;
д) разбор конкретных ситуаций
- Какие методы наиболее эффективные для обучения техническим приемам (ремонт несложной бытовой техники, электродвигателей):
а) инструктаж;
б) ротация;
в) ученичество и наставничество;
г) лекция;
д) самообучение
- Карьера - это:
а) индивидуально осознанная позиция и поведение, связанное с трудовым опытом и деятельностью на протяжении рабочей жизни человека;
б) повышение на более высокую ступень структуры организационной иерархии;
в) предлагаемая организацией последовательность различных ступеней в организационной иерархии, которые сотрудник потенциально может пройти;
г) осознанное регулярное перемещение работника с одной должности на другую;
д) потенциальная возможность занятия вакантной должности
- Наиболее распространенный в практике организаций подход к управленческому развитию:
а) неструктурированный, непланируемый;
б) планируемое развитие за пределами работы;
в) планируемое развитие на работе;
г) использование стандартизированных моделей;
д) ответы «б» и «в»
- Планируемое развитие менеджеров за пределами работы предусматривает:
а) обучение по договору учебным центром;
б) ротацию менеджеров;
в) делегирование полномочий подчиненному;
г) формирование резерва кадров на выдвижение;
д) все вместе
- Специально сформированная группа работников, по своим качествам соответствующая требованиям, предъявляемым к руководителям определенного ранга, прошедших аттестационный отбор, специальную управленческую подготовку и достигших положительных результатов в производственно-коммерческой деятельности организации:
а) резерв руководителей на выдвижение;
б) аттестационная комиссия;
в) кадровая служба;
г) кандидаты на увольнение;
д) явочный штат
- Работа с резервом преемников-дублеров
а) не должна носить целевого характера:
б) организация заботится об их развитии для последующего замещения ими через 10-20 лет руководящей должности вообще, а не для занятия ими строго определенной должности;
в) организация готовит их только для внеорганизационного карьерного роста;
г) все перечисленное верно;
д) все перечисленное не верно
- Стадии профессиональной карьеры каждый сотрудник может пройти
а) последовательно, работая в различных организациях;
б) работая всю жизнь в одной организации;
в) не работая вообще;
г) ответы «б» и «в»;
д) ответы «а» и «б»
- Выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого, формального закрепления в организационной структуре, например выполнение роли руководителя временной целевой группы, есть проявление внутриорганизационной карьеры:
а) горизонтального типа;
б) вертикального типа;
в) центростремительного типа;
г) спонтанного типа;
д) планомерного типа
- Доверительные обращения руководителя к сотруднику есть проявления внутриорганизационной карьеры:
а) горизонтального типа;
б) вертикального типа;
в) центростремительного типа;
г) межорганизационного типа;
д) ступенчатого типа
- Какой метод позволяет наиболее точно определить характер и содержание потребности в обучении персонала:
а) анализ исполнения работы;
б) анализ проблем в линейно-функциональных подразделениях;
в) балансовый метод;
г) метод линейного программирования;
д) метод синектики