Теоретические основы и особенности управления персоналом в крупных международных компаниях

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 20:32, дипломная работа

Краткое описание

Можно на многих рабочих местах и должностях использовать людей с повышенными способностями: можно задействовать людей с самыми обширными знаниями. Но, как представляется, эти два пути, взятые сами по себе, не обладают большим эффектом. Перед нами стоит задача создать такие организации, в которых каждый работник, имеющий какую то определенную сильную сторону, смог бы полностью реализовать ее. Но мы не можем рассчитывать на то, что добьемся необходимой эффективности руководителя, просто предъявляя повышенные требования к способностям работников, не говоря уже о тщетности попыток вывести универсально одаренных людей. Мы должны делать ставку на расширение горизонтов деятельности людей посредством доступных им орудий труда, а не резкого количественного скачка в человеческих способностях.

Файлы: 1 файл

Дипломная_Управление персоналом.doc

— 1.03 Мб (Скачать)

Систематическая, то есть ежедневная, работа сверх нормальной продолжительности рабочего времени  является грубым нарушением принципа, закрепленного статьей 2 ТК, а именно - обеспечение права каждого работника на отдых, включая ограничение рабочего времени.

Одной из важнейших обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда согласно ч. 2 ст. 212 ТК является установление режима труда и отдыха работников с соблюдением  требований охраны труда.

На работников с ненормированным рабочим днем распространяются нормы о продолжительности  ежедневной работы (смены) (статья 94 ТК), о времени начала и окончания  рабочего дня (смены); они на общих  основаниях освобождаются от работы в выходные и нерабочие праздничные дни (статья 113 ТК).

15. При ненормированном  рабочем дне переработки сверх  установленной для работника  нормы рабочего времени не  рассматриваются как сверхурочная  работа, поскольку в данном случае  сам характер работы предполагает  возможность переработки, которая к тому же, как правило, не поддается точному учету. В связи с этим компенсация переработки при ненормированном рабочем дне осуществляется не по правилам, относящимся к сверхурочной работе, а путем предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка организации, трудовым договором, и который не может быть менее трех дней. Максимальная продолжительность указанного отпуска законодательством не установлена. На практике отпуск за ненормированный рабочий день устанавливается с учетом объема работы, сложности и напряженности труда.

Если каких-либо компенсаций для работников с  ненормированным рабочим днем не предусмотрено, то при выполнении работ сверх норм рабочего времени следует их признать сверхурочными с производством повышенной оплаты труда.

16. Работодатель  обязан вести учет времени,  фактически отработанного каждым  работником и/или переработанного  им сверх установленной нормы, для правильного исчисления положенной компенсации. В случае нарушения работодателем этой возложенной на него обязанности с него может быть взыскан штраф как мера административной ответственности.

Это в полной мере относится и учету времени в условиях ненормированного рабочего дня.

В ходе заседания  были детально рассмотрены интересующие нас вопросы.

1. Соответствует  ли действующему законодательству  применение для сотрудников Отдела  продаж и Отдела доставки шестидневной  рабочей недели?

Исходя из вышеизложенного, Работодатель вправе устанавливать для своих работников (в т.ч. и для работников указанных отделов) любой вариант режима рабочей недели – как пятидневную (с двумя выходными днями), так и шестидневную (с одним выходным днем).

Главное условие, которое он должен соблюдать в любом случае – нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

2. Соответствует  ли действующему законодательству  применение для сотрудников, Отдела  продаж и Отдела доставки ненормированного рабочего дня?

А) Описание работы сотрудников по каждой из указанных  девяти должностей содержится в должностных  инструкциях, которые прилагаются.

В принципе, исходя из формальных признаков, большинству  из названных работников, чьи должностные  инструкции приведены в представленных материалах, может быть установлен ненормированный рабочий день.

Однако, следует  самым тщательным образом проанализировать вопрос – насколько реально выполнение каждым из указанных работником его  должностных обязанностей в рамках обозначенной в трудовом договоре трудовой функции не может быть реализовано в рамках нормальной продолжительности рабочего дня (смены).

Так, для рабочих  ненормированный рабочий день по общему правилу не устанавливается, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами (см. например, ситуацию с водителями автомобилей).

К рабочим (а  также к категории технических  исполнителей), из названных работников относятся, как минимум, водители-продавцы, их помощники, экспедиторы.

Б) Возможность  установления ненормированного рабочего дня для водителей предусмотрена, в частности, пунктом 14 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15. Настоящее Положение устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации. Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов  (п.7 Положения).

В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц (п.8 Положения). При этом варианте учета рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов (за рядом исключений).

Вариант с суммированным  учетом рабочего времени в определенной степени может явиться альтернативой  режиму ненормированного рабочего дня (с учетом специфики деятельности отделов, работников).

Что же касается ненормированного рабочего дня, то пункт 14 указанного выше Положения предусматривает, что такой режим может устанавливаться  «водителям легковых автомобилей (кроме  автомобилей-такси), а также водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях.

Следовательно, здесь необходимо учитывать крайне важный момент – на автомобилях  какого типа работают водители (их помощники)?

Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается  работодателем с учетом мнения представительного  органа работников организации.

Количество  и продолжительность рабочих  смен по графикам работы (сменности) при  ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.

Кроме того, следует  учитывать, что в соответствии с  пунктом 15 указанного Положения рабочее  время водителя состоит из следующих периодов:

а) время управления автомобилем;

б) время специальных  перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;

в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед  выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;

г) время проведения медицинского осмотра водителя перед  выездом на линию и после возвращения с линии;

д) время стоянки  в пунктах погрузки и разгрузки  грузов, в местах посадки и высадки  пассажиров, в местах использования  специальных автомобилей;

е) время простоев не по вине водителя;

ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;

з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;

и) время присутствия  на рабочем месте водителя, когда  он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей;

к) время в  других случаях, предусмотренных законодательством  Российской Федерации.

Время управления автомобилем (подпункт «а» пункта 15 Положения) в течение периода  ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов (за исключением случаев, предусмотренных в пунктах 17, 18 Положения), а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не может превышать 8 часов (п.16 Положения).

Таким образом, в отношении водителей-продавцов (их помощников), которые, кстати,  относятся  к категории технических исполнителей, установление ненормированного рабочего дня (если только они не ездят на легковых автомобилях) представляется не вполне правомерным (все зависит от типа автомобиля).

То же самое  можно сказать и о такой  фигуре, как экспедитор, который  также относится к категории  технических исполнителей.

В) Что касается других категорий работников отдела доставки - координатора маршрутов и тренера водителей-продавцов, то также не очень понятно, почему они не могут выполнять свои функции в рамках нормального рабочего дня? Здесь возможны нюансы, т.к. по некоторым аспектам их деятельность можно признать организационно-распорядительской (со значительной натяжкой!).

Г) В отношении  же работников отдела продаж ситуация тоже не очень понятна. Со значительной степенью вероятности к работникам с ненормированным рабочим днем можно отнести менеджера отдела продаж, агента по развитию рынка, руководителя группы отдела продаж – поскольку все они, так или иначе занимаются организационно-распорядительской деятельностью.

Мерчендайзер  же (исходя из его функций, закрепленных в должностной инструкции) вполне может выполнять свои обязанности в рамках нормальной продолжительности рабочего дня.

Д) В любом  случае, работодатель должен иметь  Перечень должностей, занятие которых  предполагает работу на условиях ненормированного рабочего дня (в виде специального локального нормативного акта). Нежелательно делать подобный акт приложением к коллективному договору, т.к. процедура принятия коллективного договора достаточно сложна, а Перечень может потребовать внесения в него изменений.

Кроме того, в  соответствии со ст.57 ТК, в трудовом договоре, заключаемом с каждым отдельным работником, входящим в данный перечень, также должен быть отражен факт работы его на условиях ненормированного рабочего дня.

3. Соответствует  ли действующему законодательству  одновременное применение для  сотрудников Отдела продаж и Отдела доставки шестидневной рабочей недели и ненормированного рабочего дня?

Для тех работников, в отношении которых возможно установление ненормированного рабочего дня, действующее законодательство не препятствует одновременному применению шестидневной рабочей недели и ненормированного рабочего дня?

Вопрос в  том, насколько систематически будет  происходить их привлечение к  работе за пределами нормальной продолжительности  установленного для них рабочего дня.

4. Каким образом  следует дополнить (изменить) должностные инструкции сотрудников Отдела продаж и Отдела доставки, для того чтобы в соответствии с законодательством иметь возможность применять для них:

- шестидневную  рабочую неделю 

- ненормированный  рабочий день 

- совмещать  шестидневную рабочую неделю и ненормированный рабочий день

Вопрос заключается  не в содержании должностных инструкций, а в характере выполняемой  работниками работы.

По поводу шестидневной рабочей недели – нет проблем. Такая возможность законодательством  предусмотрена.

В отношении  ненормированного рабочего дня, а также  его совмещения с ним работы по графику шестидневной работы – см. ответы на предыдущие вопросы.

Все решается в  зависимости от конкретной трудовой функции. И, безусловно, это не должно быть системой.

5. Каким образом в соответствии с законодательством могут решаться (контролироваться) вопросы учета рабочего времени, если характер работы сотрудников носит разъездной характер, подразумевающий преобладающее нахождение вне офиса?

Это вопрос, скорее, технический (организационный), нежели правовой …

Работодатель  обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником (часть  третья ст.91 ТК) и/или переработанного  им сверх установленной нормы, для  правильного исчисления положенной компенсации.

Это требование законодательства в полной мере относится и учету рабочего времени работников, которые заняты на работах с разъездным характером.

В данной ситуации (когда сотрудники свое основное рабочее  время должны проводить на рынке, посещая торговые точки клиентов, принимая заказы, доставляя продукцию, контролируя правильность размещения продукции в торговых точках, и т.п.), контроль за качеством использования ими рабочего времени делается затруднительным (но – не невозможным.).

Информация о работе Теоретические основы и особенности управления персоналом в крупных международных компаниях