Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 20:32, дипломная работа
Можно на многих рабочих местах и должностях использовать людей с повышенными способностями: можно задействовать людей с самыми обширными знаниями. Но, как представляется, эти два пути, взятые сами по себе, не обладают большим эффектом. Перед нами стоит задача создать такие организации, в которых каждый работник, имеющий какую то определенную сильную сторону, смог бы полностью реализовать ее. Но мы не можем рассчитывать на то, что добьемся необходимой эффективности руководителя, просто предъявляя повышенные требования к способностям работников, не говоря уже о тщетности попыток вывести универсально одаренных людей. Мы должны делать ставку на расширение горизонтов деятельности людей посредством доступных им орудий труда, а не резкого количественного скачка в человеческих способностях.
Систематическая,
то есть ежедневная, работа сверх нормальной
продолжительности рабочего времени
является грубым нарушением принципа,
закрепленного статьей 2 ТК, а именно
- обеспечение права каждого рабо
Одной из важнейших обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда согласно ч. 2 ст. 212 ТК является установление режима труда и отдыха работников с соблюдением требований охраны труда.
На работников с ненормированным рабочим днем распространяются нормы о продолжительности ежедневной работы (смены) (статья 94 ТК), о времени начала и окончания рабочего дня (смены); они на общих основаниях освобождаются от работы в выходные и нерабочие праздничные дни (статья 113 ТК).
15. При ненормированном
рабочем дне переработки сверх
установленной для работника
нормы рабочего времени не
рассматриваются как
Если каких-либо компенсаций для работников с ненормированным рабочим днем не предусмотрено, то при выполнении работ сверх норм рабочего времени следует их признать сверхурочными с производством повышенной оплаты труда.
16. Работодатель
обязан вести учет времени,
фактически отработанного
Это в полной мере относится и учету времени в условиях ненормированного рабочего дня.
В ходе заседания были детально рассмотрены интересующие нас вопросы.
1. Соответствует
ли действующему
Исходя из вышеизложенного, Работодатель вправе устанавливать для своих работников (в т.ч. и для работников указанных отделов) любой вариант режима рабочей недели – как пятидневную (с двумя выходными днями), так и шестидневную (с одним выходным днем).
Главное условие, которое он должен соблюдать в любом случае – нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
2. Соответствует
ли действующему
А) Описание работы сотрудников по каждой из указанных девяти должностей содержится в должностных инструкциях, которые прилагаются.
В принципе, исходя из формальных признаков, большинству из названных работников, чьи должностные инструкции приведены в представленных материалах, может быть установлен ненормированный рабочий день.
Однако, следует самым тщательным образом проанализировать вопрос – насколько реально выполнение каждым из указанных работником его должностных обязанностей в рамках обозначенной в трудовом договоре трудовой функции не может быть реализовано в рамках нормальной продолжительности рабочего дня (смены).
Так, для рабочих ненормированный рабочий день по общему правилу не устанавливается, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами (см. например, ситуацию с водителями автомобилей).
К рабочим (а также к категории технических исполнителей), из названных работников относятся, как минимум, водители-продавцы, их помощники, экспедиторы.
Б) Возможность установления ненормированного рабочего дня для водителей предусмотрена, в частности, пунктом 14 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15. Настоящее Положение устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации. Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов (п.7 Положения).
В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц (п.8 Положения). При этом варианте учета рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов (за рядом исключений).
Вариант с суммированным
учетом рабочего времени в определенной
степени может явиться
Что же касается
ненормированного рабочего дня, то пункт
14 указанного выше Положения предусматривает,
что такой режим может
Следовательно, здесь необходимо учитывать крайне важный момент – на автомобилях какого типа работают водители (их помощники)?
Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.
Количество и продолжительность рабочих смен по графикам работы (сменности) при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.
Кроме того, следует учитывать, что в соответствии с пунктом 15 указанного Положения рабочее время водителя состоит из следующих периодов:
а) время управления автомобилем;
б) время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;
в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;
г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии;
д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;
е) время простоев не по вине водителя;
ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;
з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;
и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей;
к) время в
других случаях, предусмотренных
Время управления автомобилем (подпункт «а» пункта 15 Положения) в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов (за исключением случаев, предусмотренных в пунктах 17, 18 Положения), а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не может превышать 8 часов (п.16 Положения).
Таким образом,
в отношении водителей-
То же самое можно сказать и о такой фигуре, как экспедитор, который также относится к категории технических исполнителей.
В) Что касается
других категорий работников отдела доставки - координатора
маршрутов и тренера водителей-продавцов,
то также не очень понятно, почему они
не могут выполнять свои функции в рамках
нормального рабочего дня? Здесь возможны
нюансы, т.к. по некоторым аспектам их деятельность
можно признать организационно-
Г) В отношении
же работников отдела продаж ситуация
тоже не очень понятна. Со значительной
степенью вероятности к работникам
с ненормированным рабочим днем
можно отнести менеджера отдела
продаж, агента по развитию рынка,
руководителя группы отдела продаж –
поскольку все они, так или иначе занимаются
организационно-
Мерчендайзер же (исходя из его функций, закрепленных в должностной инструкции) вполне может выполнять свои обязанности в рамках нормальной продолжительности рабочего дня.
Д) В любом случае, работодатель должен иметь Перечень должностей, занятие которых предполагает работу на условиях ненормированного рабочего дня (в виде специального локального нормативного акта). Нежелательно делать подобный акт приложением к коллективному договору, т.к. процедура принятия коллективного договора достаточно сложна, а Перечень может потребовать внесения в него изменений.
Кроме того, в соответствии со ст.57 ТК, в трудовом договоре, заключаемом с каждым отдельным работником, входящим в данный перечень, также должен быть отражен факт работы его на условиях ненормированного рабочего дня.
3. Соответствует
ли действующему
Для тех работников, в отношении которых возможно установление ненормированного рабочего дня, действующее законодательство не препятствует одновременному применению шестидневной рабочей недели и ненормированного рабочего дня?
Вопрос в том, насколько систематически будет происходить их привлечение к работе за пределами нормальной продолжительности установленного для них рабочего дня.
4. Каким образом следует дополнить (изменить) должностные инструкции сотрудников Отдела продаж и Отдела доставки, для того чтобы в соответствии с законодательством иметь возможность применять для них:
- шестидневную рабочую неделю
- ненормированный рабочий день
- совмещать шестидневную рабочую неделю и ненормированный рабочий день
Вопрос заключается не в содержании должностных инструкций, а в характере выполняемой работниками работы.
По поводу шестидневной
рабочей недели – нет проблем.
Такая возможность
В отношении ненормированного рабочего дня, а также его совмещения с ним работы по графику шестидневной работы – см. ответы на предыдущие вопросы.
Все решается в зависимости от конкретной трудовой функции. И, безусловно, это не должно быть системой.
5. Каким образом в соответствии с законодательством могут решаться (контролироваться) вопросы учета рабочего времени, если характер работы сотрудников носит разъездной характер, подразумевающий преобладающее нахождение вне офиса?
Это вопрос, скорее, технический (организационный), нежели правовой …
Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником (часть третья ст.91 ТК) и/или переработанного им сверх установленной нормы, для правильного исчисления положенной компенсации.
Это требование законодательства в полной мере относится и учету рабочего времени работников, которые заняты на работах с разъездным характером.
В данной ситуации (когда сотрудники свое основное рабочее время должны проводить на рынке, посещая торговые точки клиентов, принимая заказы, доставляя продукцию, контролируя правильность размещения продукции в торговых точках, и т.п.), контроль за качеством использования ими рабочего времени делается затруднительным (но – не невозможным.).