Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 17:58, реферат
Кадровый менеджмент - молодая, быстроразвивающаяся область научного знания. В последние годы в нашей стране стремительно растет интерес к достижениям в этой науке, поскольку подготовка квалифицированных профессиональных государственных служащих становится настоятельным требованием времени. Страны Запада первыми встали на путь научной организации труда государственных служащих, что обуславливает интерес специалистов к опыту этих стран1.
В данной работе будет рассматриваться создание институтов государственной гражданской службы в следующих ведущих странах западного мира: США, Великобритании, Франции и Германии. Выбор этих стран не случаен: именно здесь сложились наиболее эффективные демократические модели государственной службы; американские, английские, немецкие и французские политологи внесли весомый вклад в создание и развитие административно - государственного управления.
Введение 3
1. Государственная служба в Германии…………………………………………..5
2. Государственная служба в США……………………………………………….8
3. Государственная служба во Франции 11
4. Государственная служба в Великобритании 14
Çàêëþ÷åíèå...………………………………………………………………………17
Список использованной литературы 20
Íà
áþðî óïðàâëåíèÿ ïåðñîíàëîì âîçëîæåíà
çàäà÷à îáåñïå÷åíèÿ öåíòðàëèçàöèè è êîîðäèíàöèè
êàäðîâîé ðàáîòû â àïïàðàòå àäìèíèñòðàòèâíî-
Ïðîôåññèîíàëüíûå ãðàæäàíñêèå ñëóæàùèå çàíèìàþò äîëæíîñòè, ðàñïðåäåëåííûå â èåðàðõè÷åñêîì ïîðÿäêå ïî 18 êàòåãîðèÿì Ãåíåðàëüíîé ñõåìû äîëæíîñòåé ñîîòâåòñòâåííî ñëîæíîñòè è îòâåòñòâåííîñòè ðàáîòû è ñòåïåíè ó÷àñòèÿ êàæäîé êàòåãîðèè â ïðîöåññ ïðèíÿòèÿ ðåøåíèé è óïðàâëåíèÿ. Õàðàêòåðèñòèêà è îïèñàíèå êàæäîé èç 18 äîëæíîñòíûõ êàòåãîðèé óòâåðæäåíû â çàêîíîäàòåëüíîì ïîðÿäêå è ñîäåðæàòñÿ â ðàçäåëå 5 Ñâîäà çàêîíîâ ÑØÀ.
Êàòåãîðèè
1-4 îòíîñÿòñÿ ê íèçøåìó ïåðñîíàëó àäìèíèñòðàòèâíûõ
ó÷ðåæäåíèé, íåïîñðåäñòâåííûì èñïîëíèòåëÿì.
Ñëóæàùèå ýòèõ êàòåãîðèé âûïîëíÿþò ïðîñòåéøóþ
ðóòèííóþ ðàáîòó èëè ðàáîòû, èìåþùèå íåêîòîðóþ
äîëþ òðóäíîñòè, ïîä íåïîñðåäñòâåííûì
è îáùèì íàáëþäåíèåì. Îò ýòèõ ñëóæàùèõ
ëèáî âîîáùå íå òðåáóåòñÿ âûíåñåíèå íåçàâèñèìûõ
ñóæäåíèé, ëèáî äîïóñêàåòñÿ, íî îãðàíè÷åííî
- «â ñîîòâåòñòâèè ñ óñòàíîâëåííîé ïîëèòèêîé
è ïðîöåäóðàìè».  1980 ã. èõ êîëè÷åñòâî ñîñòàâëÿëî
21,1% îáùåãî ÷èñëà ñëóæàùèõ â àïïàðàòå àäìèíèñòðàòèâíî-
Ê êàòåãîðèÿì 5-8 îòíîñÿòñÿ ñëóæàùèå, íåêîòîðûå âûïîëíÿþò ðàáîòó, òðåáóþùóþ ñïåöèàëüíûõ çíàíèé è ïîäãîòîâêè, ñïîñîáíîñòè ê èíäèâèäóàëüíîé ðàáîòå. Ýòî èñïîëíèòåëüñêèé ïåðñîíàë âûñøåé êâàëèôèêàöèè, èìåþùèé äèïëîìû âûñøèõ ó÷åáíûõ çàâåäåíèé. Îíè íå âûïîëíÿþò íèêàêèõ ôóíêöèé ïî àäìèíèñòðàòèâíîìó ðóêîâîäñòâó, à ïðîôåññèîíàëüíàÿ äåÿòåëüíîñòü ïðîõîäèò ïîä îáùèì íàáëþäåíèåì.  1980 ã. èõ ÷èñëî ñîñòàâëÿëî 31,1% îáùåãî ÷èñëà ñëóæàùèõ. Ïî ñâîåìó ìàòåðèàëüíîìó ïîëîæåíèþ îíè îòíîñÿòñÿ ê ñðåäíåîïëà÷èâàåìûì ðàáîòíèêàì: ñðåäíèé ðàçìåð æàëîâàíèÿ (11,5-16 òûñ. äîëë. â ãîä)11.
Ñëóæàùèå êàòåãîðèè 9-14 îòíîñÿòñÿ ê ñðåäíåìó ðóêîâîäÿùåìó ïåðñîíàëó. Ñëóæàùèå 11-é êàòåãîðèè äîëæíû áûòü ñïîñîáíû âûíîñèòü ðåøåíèÿ, 12-é êàòåãîðèè - ïðîÿâëÿòü ñïîñîáíîñòè ê ðóêîâîäñòâó, ñëóæàùèå 13-é êàòåãîðèè ìîãóò áûòü ïîìîùíèêàìè ãëàâ íåáîëüøèõ ïîäðàçäåëåíèé, à 14-é êàòåãîðèè - ãëàâàìè ïîäðàçäåëåíèé è áþðî. Îáùåå ÷èñëî òàêèõ ñëóæàùèõ ñîñòàâëÿåò 46,6% îáùåãî ÷èñëà ÷èíîâíèêîâ. Èõ æàëîâàíèå îò 20 äî 30 òûñ. äîëë. â ãîä12.
Ñëóæàùèå êàòåãîðèé 15-18 ÿâëÿþòñÿ âûñøèì ðóêîâîäÿùèì ñîñòàâîì ãîñóäàðñòâåííûõ ó÷ðåæäåíèé.  ÷èñëî èõ îáÿçàííîñòåé âõîäèò ïëàíèðîâàíèå è ðóêîâîäñòâî ñïåöèàëüíûìè ïðîãðàììàìè èñêëþ÷èòåëüíîé òðóäíîñòè è îòâåòñòâåííîñòè. Îíè âîçãëàâëÿþò áþðî è îòäåëû. Îáùåå ÷èñëî ñëóæàùèõ - 2,35%. Èõ æàëîâàíèå - 50-75 òûñ. äîëë. â ãîä13.
Ãðàæäàíñêàÿ ñëóæáà â ÑØÀ ïîäðàçäåëÿåòñÿ íà êîíêóðñíóþ è èñêëþ÷èòåëüíóþ. Áîëåå 90% âñåõ ãîñóäàðñòâåííûõ ñëóæàùèõ ïðîõîäÿò ÷åðåç êîíêóðñíóþ ñèñòåìó ïóòåì îòáîðà íà êîíêóðñíûõ ýêçàìåíàõ. Íàçâàíèå «èñêëþ÷èòåëüíàÿ» îòðàæàåò ïîëîæåíèå, ïî êîòîðîìó äîëæíîñòè ýòîé êàòåãîðèè èñêëþ÷åíû èç-ïîä äåéñòâèÿ Çàêîíà î ãðàæäàíñêîé ñëóæáå.  ÷èñëî «èñêëþ÷èòåëüíûõ» âõîäÿò ñëóæàùèå Àãåíòñòâà ïî íàöèîíàëüíîé áåçîïàñíîñòè, ÖÐÓ, ÔÁÐ, Ãîñäåïàðòàìåíòà, ïðàâèòåëüñòâ ÑØÀ â ìåæäóíàðîäíûõ îðãàíèçàöèÿõ.
 ÑØÀ ñóùåñòâóåò òàêæå ïàòðîíàæíàÿ ñèñòåìà è ñèñòåìà äîáû÷è, ò.å. íàçíà÷åíèå íà âûñøèå àäìèíèñòðàòèâíûå äîëæíîñòè çà ïîëèòè÷åñêèå çàñëóãè è ïåðèîäè÷åñêàÿ ñìåíÿåìîñòü âûñøèõ ÷èíîâíèêîâ â çàâèñèìîñòè îò âðåìåíè íàõîæäåíèÿ â Áåëîì äîìå ïðåäñòàâèòåëÿ ïàðòèè, ñòîðîííèêàìè êîòîðîãî îíè ÿâëÿþòñÿ. Ñåãîäíÿ òîëüêî 5% âàæíûõ äîëæíîñòåé çàïîëíÿþòñÿ «ïàòðîíàæíûìè» ìåòîäàìè, ýòî - ïîñëû, êîíñóëû, ãëàâû èñïîëíèòåëüñêèõ âåäîìñòâ è àãåíòñòâ. Äëÿ áîëüøèíñòâà ÷èíîâíèêîâ ïðîäâèæåíèå ïî ñëóæåáíîé ëåñòíèöå ïðîèçâîäèòñÿ ñîãëàñíî ïðèíöèïàì ñèñòåìû çàñëóã - îòáîðó íàèëó÷øèõ êàíäèäàòîâ íà ïîâûøåíèå â äîëæíîñòè íà êîíêóðñíûõ ýêçàìåíàõ, à òàêæå íà îñíîâå åæåãîäíîé îöåíêè èõ ñëóæåáíîé äåÿòåëüíîñòè. Äî 1979 ã. ñóùåñòâîâàëî òðè îáùåïðèíÿòûõ îöåíêè ðàáîòû ãîñóäàðñòâåííîãî ñëóæàùåãî: îòëè÷íàÿ, óäîâëåòâîðèòåëüíàÿ è íåóäîâëåòâîðèòåëüíàÿ.  íàñòîÿùåå âðåìÿ â êàæäîì âåäîìñòâå ñóùåñòâóåò ñâîÿ ñèñòåìà îöåíêè. Îöåíêà ÿâëÿåòñÿ îñíîâàíèåì äëÿ ïðèíÿòèÿ ðåøåíèÿ î ïåðåïîäãîòîâêå, îáó÷åíèè, íàãðàæäåíèè, ïîíèæåíèè, îñòàâëåíèè íà ïðåæíåé äîëæíîñòè èëè ñìåùåíèè ãîñóäàðñòâåííîãî ñëóæàùåãî14.
Действующее сегодня во Франции законодательство о гражданской службе есть итог реформ, которые начались сразу же после освобождения страны после второй мировой войны. Хотя понятие «чиновник» употребляется сегодня для всех лиц, состоящих на службе в органах государственного управления, но в строго юридическом смысле оно значительно уже. По существу, оно относится только к служащим гражданской «публичной» службы. Понятие «чиновник» и «государственный служащий» не различаются15.
«Закон об общем статусе чиновника» действует с 1946 г. Он регламентирует структуру гражданской службы и систему оплаты труда чиновников. В 1959 г. Ордонанс внес не значительное число поправок, но они все направлены на то, чтобы усилить иерархическое подчинение чиновников власти.
Закон 1946 г. ввел в систему гражданской службы понятие «кадр», означающее объединение всех должностей, занятых гражданскими служащими одинакового ранга. Другими словами, это понятие охватывает положение группы людей, занимающих аналогичные должности. Во Франции существует кадр директоров, куда входят директора всех департаментов, кадр контроля, который объединяет всех инспекторов, и т.д16.
Помимо этого существует понятие класс чиновников. Всего классов четыре, в понижающем иерархическом порядке они обозначены буквами A, B,C и D. На класс А возлагаются функции выработки управленческих решений и указаний. Он составляет 20% общего числа чиновников административно - государственного управления. Класс В выполняет задачу реализации этих установок. В него входит около 40 % чиновников. Класс С занят специализированным исполнением и охватывает 32% чиновников. Класс D включает технических работников, которые являются простыми исполнителями. Французские администраторы отмечают, что между двумя последними классами трудно провести какое-либо существенное разграничение17.
Ни Закон 1946 г., ни Ордонанс 1959 г. не охватывает всю гражданскую службу Франции. Установленный ими статус чиновника не применяется к нескольким категориям государственных служащих: судьям, военным, сотрудникам государственных служб промышленного и торгового характера, полиции. Таким образом, наряду с основным статусом чиновника во Франции существуют еще частные статусы чиновников перечисленных выше категорий.
Согласно законодательству, лицо не может быть назначено на гражданскую должность:
Последнее требование на практике сводится к следующему: кандидат должен либо завершить военную службу, либо быть освобожден от нее18.
Теоретически отбор кандидатов на должности производится на основе единого критерия - способности выполнять возложенные на них обязанности. Это определяется оценкой профессиональной квалификации. Существует Инструкция 1946 г, устанавливающая круг обязанностей и утверждающая необходимый образовательный уровень для каждого класса.
Конкурсные экзамены в класс А направлены на выявление обширных общих и технических знаний и должны оставить уверенность в том, что кандидат имеет достаточные интеллектуальные способности и твердый характер. Необходим также диплом об окончании высшего учебного заведения19.
Кандидат для поступления в класс В должен уметь определят, оценивать и разрешать со ссылкой на законодательство деятельность лиц, находящихся под его управлением. Это достаточно сложная функция, поскольку применение общих предписаний требует большей гибкости и профессиональных знаний. Конкурсные экзамены в этот класс носят более технический характер, чем экзамены в высший класс А. Однако и здесь по инструкции требуется высокий уровень общеобразовательных и профессиональных знаний20.
Конкурсные экзамены в класс С (члены которого заняты техническим исполнением) призваны выявлять именно исполнительско - технические навыки, способность к личной инициативе здесь не требуется21.
Для замещения должностей класса D подходят работники, не обладающие специальной профессиональной квалификацией, поэтому конкурсные экзамены в этот класс не выходят за пределы программы общеобразовательной школы22.
Конкурсная комиссия подбирается из компетентных специалистов, известных своей беспристрастностью. Она полностью независима от администрации. Конкурс включает письменный и устный экзамены. Во время письменного экзамена строго соблюдается принцип автономности. Письменный экзамен может принимать самые различные формы: задание может состоять в редактировании текста, подготовки определенного досье и т.п. на устном экзамене оценивается общая культура кандидатов, их специальные знания, а также способность логично излагать свои мысли. Иногда кандидаты подвергаются тестированию.
Во Франции существуют два типа конкурсов: внешний и внутренний. На внешних конкурсах производится набор новых чиновников, внутренние конкурсы производятся для продвижения части чиновников по иерархической лестнице. Главным принципом отбора на конкурсе являются не профессиональные качества претендентов, а общая эрудиция и элегантность стиля изложения, в основе которых должно быть классическое гуманитарное образование23.
Особое место в создании высших кадров государственного аппарата занимает Национальная школа администрации. В это учебное заведение принимаются лица с высшим образованием не старше 26 лет и государственные служащие не старше 30 лет, имеющие стаж практической работы не менее 5 лет.
Отличительной чертой английской административной системы, сложившейся к началу ХХ века, являлось разделение политической и административной сфер.
Все дела министерств, даже самые мелкие, осуществлялись самими министерствами, а чиновники рассматривались лишь как клерки. Гражданская служба существовала отдельно от политической (или парламентской) службы Короны.
Институт современной гражданской службы сложился сравнительно недавно - в 70-е года нашего столетия. В этот период в стране были проведены крупные административные реформы. Комитет по реформе гражданской службы возглавил лорд Фултон. Он представил правительству доклад «Гражданская служба», в котором содержалось 158 рекомендаций. Все они были приняты правительством.
В январе 1971 г. началось проведение реформы. Первым ее этапом стала отмена системы классов и образование трех основных групп чиновников.
Группу старших политических и административных руководителей составили чиновники административного класса в ранге помощника заместителя, заместителя постоянного секретаря, постоянного секретаря. Вошедшие в эту группу образуют вершину состава гражданской службы24.
Вторая группа - административная. Она включает две ступени: ученик администратора и старший исполнитель. Административная группа решает большой круг вопросов - от координации деятельности госаппарата управления и руководства работой министерств до исполнения обычных канцелярских обязанностей25.
Третья группа объединяет научно-профессиональных работников и технических специалистов. В нее входят архитекторы, ученые, инженеры, занятые проблемой образования и подготовки чиновников26.
Образована также вспомогательная группа технических работников. Это чертежники, делопроизводители, выполняющие простую исполнительскую работу.
В соответствии с рекомендациями комитета Фултона организационная структура была перестроена таким образом, чтобы приблизить их к решению политических задач.
Информация о работе Технологии кад менеджмента зарубеж стран