Технологии кад менеджмента зарубеж стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 17:58, реферат

Краткое описание

Кадровый менеджмент - молодая, быстроразвивающаяся область научного знания. В последние годы в нашей стране стремительно растет интерес к достижениям в этой науке, поскольку подготовка квалифицированных профессиональных государственных служащих становится настоятельным требованием времени. Страны Запада первыми встали на путь научной организации труда государственных служащих, что обуславливает интерес специалистов к опыту этих стран1.
В данной работе будет рассматриваться создание институтов государственной гражданской службы в следующих ведущих странах западного мира: США, Великобритании, Франции и Германии. Выбор этих стран не случаен: именно здесь сложились наиболее эффективные демократические модели государственной службы; американские, английские, немецкие и французские политологи внесли весомый вклад в создание и развитие административно - государственного управления.

Оглавление

Введение 3
1. Государственная служба в Германии…………………………………………..5
2. Государственная служба в США……………………………………………….8
3. Государственная служба во Франции 11
4. Государственная служба в Великобритании 14
Çàêëþ÷åíèå...………………………………………………………………………17
Список использованной литературы 20

Файлы: 1 файл

технологии кад менеджмента зарубеж стран.rtf

— 229.70 Кб (Скачать)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЕРВЫЙ ТАМБОВСКИЙ ФИЛИАЛ РАНХиГС 
 

                                                 
 

                  очная форма обучения 

                  на базе   СО 

                  Кафедра  ГМУ

РЕФЕРАТ

 
 
 

              по дисциплине: Менеджмент государственной службы 
 

             на тему: Технологии кадрового менеджмента в зарубежных странах 
 
 
 

                  Выполнил: студент _5__ курса, _1__группы,                                                                                специальности       __0 8 0 5 0 7_                                                                                                                                                                  

                                                                            (код)        

                     Менеджмент           организации . 

                                          (наименование специальности)  

                  ___Адонка Р.А._______/___________________/                                                                                                                          

                                      (ФИО)                              (подпись) 
                   

                                                                             Проверил:________________________

                                                                             __________________________________ 
 
 
 
 
 
 

Тамбов♦2011 

Содержание 
 

     Введение 3

     1. Государственная служба в Германии…………………………………………..5

     2. Государственная служба в США……………………………………………….8

     3. Государственная служба во Франции 11

     4. Государственная служба в Великобритании 14

     Çàêëþ÷åíèå...………………………………………………………………………17

     Список использованной литературы 20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

 
 

     Кадровый менеджмент - молодая, быстроразвивающаяся область научного знания. В последние годы в нашей стране  стремительно растет интерес  к достижениям  в этой науке, поскольку подготовка  квалифицированных профессиональных  государственных служащих  становится настоятельным  требованием времени. Страны Запада  первыми  встали на путь  научной организации  труда государственных служащих, что обуславливает интерес специалистов  к опыту этих стран1.

     В данной работе будет рассматриваться  создание институтов государственной гражданской службы в следующих ведущих странах западного мира: США, Великобритании, Франции и Германии. Выбор этих стран не случаен: именно  здесь сложились наиболее эффективные  демократические модели  государственной службы; американские,  английские, немецкие  и французские  политологи  внесли весомый вклад в создание  и развитие  административно - государственного управления.

     Изменения  в организации  государственной службы  происходили не сразу, а  в течение  длительного  исторического периода. В западной Европе  этот процесс начался в XV-XVI веках, а в России и Америке в XVIII веке. Процесс  формирования национальных бюрократических структур в большинстве  стран Запада и в России закончился во второй половине XIX века.

     В конце XIX века в развитых странах Запада  происходят  важные изменения в административно - государственном аппарате  управления. Во всех звеньях управленческих структур вводится сверху донизу  систематическое разделение труда. При этом  в государстве  складывается  иерархия  учреждений и должностей, предусматривающая подчинение  низших  звеньев  администрации высшим, а всей армии чиновников - главе государства, находящемуся наверху власти2.

     Со временем  систематическое  и иерархическое  разделение труда  между  различными  отраслями государственного управления   закрепляются в законодательстве, детально регламентирующем  функции и компетенцию  отдельных государственных служб и учреждений,  а также обязанности всех чиновников.

     Задача данной работы состоит в том, чтобы:

     - определить правовые основы государственной службы в США, Великобритании, Франции и Германии;

     - провести  некоторые параллели между  развитием  института государственной службы  в США, Великобритании, Франции и Германии.

     Рассмотрим  отдельно  правовые основы  государственной службы Германии, США, Франции и Великобритании.

 
 
 
 

         1. Государственная служба в Германии 

     В Германии  сегодня нет понятия «государственная служба». После первой  мировой  войны появился термин «публичная служба», и это понятие прочно вошло в словарь  немецких политологов. В функциональном плане «публичная служба» понимается как деятельность в целях выполнения общественных задач управления. В институциональном плане под ней подразумевается определенный круг лиц, для которых выполнение публичных дел  составляет профессиональную деятельность.

     Понятие «публичная служба» охватывает три категории лиц: чиновников, служащих и рабочих. Критерием разделения выступает  правовая форма назначения: для чиновника - издаваемый в особом порядке компетентными  властями акт назначения; для служащего и рабочего - заключаемый сторонами договор о поступлении на службу. Чиновники  выделены в группу особо доверенных лиц, специально обличенных функцией управления и наделенных  в связи с этим особым правовым и политическим статусом3.

     Äëÿ ñîâðåìåííîé Ãåðìàíèè õàðàêòåðíî òåñíîå  âçàèìîïðîíèêíîâåíèå è ïåðåïëåòåíèå  ïîëèòè÷åñêîé  è àäìèíèñòðàòèâíîé ñôåð. Ýòî íàøëî  ñâîå îòðàæåíèå è â çàêîíå  î ãîñóäàðñòâåííîé ñëóæáå, ñîãëàñíî  êîòîðîìó  ÷èíîâíèêè  èìåþò ïðàâî ó÷àñòâîâàòü â äåÿòåëüíîñòè ïîëèòè÷åñêèõ ïàðòèé è äîáèâàòüñÿ ïàðëàìåíòñêîé êàðüåðû. ×èíîâíèêè, èçáðàííûå â Áóíäåñòàã èëè Çåìåëüíûé ïàðëàìåíò, ïîëüçóþòñÿ ïðàâîì  äâóõìåñÿ÷íîãî îòïóñêà  íà âðåìÿ  èçáèðàòåëüíîé êàìïàíèè. Íàðÿäó ñ äåïóòàòñêèì ñîäåðæàíèåì îíè  ïðîäîëæàþò ïîëó÷àòü  çíà÷èòåëüíóþ ÷àñòü  ñâîåãî  îñíîâíîãî æàëîâàíüÿ. Êðîìå òîãî, îíè ñîõðàíÿþò ïðàâî íà ïîëó÷åíèå ïåíñèé äëÿ ãîñóäàðñòâåííûõ ñëóæàùèõ. Èõ ïðîôåññèîíàëüíàÿ êîìïåòåíòíîñòü è ôèíàíñîâàÿ íåçàâèñèìîñòü ïîçâîëÿþò èì  äîáèâàòüñÿ  çíà÷èòåëüíîãî ïðîäâèæåíèÿ â ïàðòèÿõ.   îòëè÷èå îò ìíîãèõ  åâðîïåéñêèõ ñòðàí (Âåëèêîáðèòàíèè, Ôðàíöèè è ÑØÀ), êàðüåðà  ãîñóäàðñòâåííîãî ñëóæàùåãî â Ãåðìàíèè íå ÿâëÿåòñÿ àëüòåðíàòèâíîé  ïîëèòè÷åñêîé êàðüåðå. Íàïðîòèâ, çà÷àñòóþ îíà ñòàíîâèòñÿ ïðåäïîñûëêîé äëÿ óñïåøíîé ïîëèòè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè.

     Îñíîâíûì íîðìàòèâíûì àêòîì,  ðåãóëèðóþùèì  äåÿòåëüíîñòü ÷èíîâíèêîâ,  ÿâëÿåòñÿ Ôåäåðàëüíûé çàêîí  î ÷èíîâíèêå (ÔÇî×) â ðåäàêöèè 1971 ãîäà. Ïî ýòîìó çàêîíó ÷èíîâíèêàìè ñ÷èòàþòñÿ  ñëåäóþùèå ëèöà: ÷èíîâíèêè ãîñóäàðñòâåííîãî àïïàðàòà, ñóäüè, ïðåïîäàâàòåëè  øêîë è âûñøèõ ó÷åáíûõ çàâåäåíèé, âîåííîñëóæàùèå, ðàáîòíèêè ïî÷òû, æåëåçíîäîðîæíîé ñëóæáû, ãîñóäàðñòâåííûõ áàíêîâ. Òàáåëü î ðàíãàõ ïðåäóñìàòðèâàåò 16 ãðóïï ÷èíîâíèêîâ: À1-À5   -   íèçøèå ÷èíû (âñïîìîãàòåëüíî-òåõíè÷åñêèå); À6-À9   -  ñðåäíèå ÷èíû (ïðàâèòåëüñòâåííûå ñåêðåòàðè, îáåð-ñåêðåòàðè, ãàóïò-ñåêðåòàðè); À10-À13  -  âûñøèå ÷èíû 1 ñòóïåíè (ïðàâèòåëüñòâåííûå èíñïåêòîðû, ðåãèðóíãñ-àòàìàíû); À14-À16  -  âûñøèå ÷èíû 2 ñòóïåíè (âûñøèå ïðàâèòåëüñòâåííûå ñîâåòíèêè). Ìàòåðèàëüíîå ñîäåðæàíèå  ÷èíîâíèêîâ ñîñòàâëÿåòñÿ èç îñíîâíîãî îêëàäà, òåððèòîðèàëüíîé íàäáàâêè, íàäáàâêè íà äåòåé, çà âûñëóãó ëåò, çà çâàíèå. Ðàçìåðû, äèíàìèêà è ñòðóêòóðà âûïëàò îïðåäåëÿþòñÿ  ñïåöèàëüíûì çàêîíîì îá îïëàòå4.

     Îñîáóþ ãðóïïó ñîñòàâëÿþò ïîëèòè÷åñêèå è ïî÷åòíûå ÷èíîâíèêè. Ïîëèòè÷åñêèå ÷èíîâíèêè - ýòî  íàèáîëåå áëèçêèå ñîòðóäíèêè ê ïîëèòè÷åñêîé ïðîãðàììå ïðàâèòåëüñòâà èëè îòäåëüíîãî ÷èíîâíèêà, îíè ïðèõîäÿò è óõîäÿò ñ ïîñòà âìåñòå  ñ ïðàâèòåëüñòâîì. Ê íèì îòíîñÿòñÿ: ñòàòñ-ñåêðåòàðè  â ôåäåðàëüíûõ ìèíèñòåðñòâàõ,  âåäîìñòâàõ ôåäåðàëüíîãî êàíöëåðà è ôåäåðàëüíîãî ïðåçèäåíòà; ðóêîâîäèòåëè îòäåëîâ â ôåäåðàëüíûõ ìèíèñòåðñòâàõ,  âåäîìñòâàõ ôåäåðàëüíîãî êàíöëåðà è ôåäåðàëüíîãî ïðåçèäåíòà, ôåäåðàëüíîì âåäîìñòâå ïî äåëàì ïå÷àòè è èíôîðìàöèè, àäìèíèñòðàöèè Áóíäåñòàãà è Áóíäåñðàòà; ðóêîâîäèòåëè â çåìåëüíûõ ìèíèñòåðñòâàõ è êàíöåëÿðèÿõ (ãîñóäàðñòâåííûå ñîâåòíèêè).

     Ïî÷åòíûå  ÷èíîâíèêè - ýòî ëèöà, èìåþùèå ãðàæäàíñêóþ  ïðîôåññèþ, êîòîðûõ  íàçíà÷àþò íà ïî÷åòíóþ äîëæíîñòü áåç îïëàòû è ïðàâà ïðåòåíäîâàòü íà îñîáîå ñîöèàëüíîå îáåñïå÷åíèå. Ê íèì îòíîñÿòñÿ ïðèñÿæíûå, âûáîðíûå êîíñóëû.

     Ñîãëàñíî èñêîííî ãåðìàíñêîé äîêòðèíå, ÷èíîâíèê ðàññìàòðèâàåòñÿ êàê ñëóãà, îðãàí è ïðåäñòàâèòåëü  ãîñóäàðñòâà, åãî èäåè. Íà ýòîì ïîñòóëàòå îñíîâûâàåòñÿ âñÿ ñèñòåìà ïîäãîòîâêè ÷èíîâíèêîâ è èõ ïîñëåäóþùåãî  ïðîäâèæåíèÿ ïî ñëóæáå. È õîòÿ ïî Êîíñòèòóöèè (ñò.33, ï.2) «êàæäûé íåìåö èìååò ðàâíûé äîñòóï êî âñÿêîé ãîñóäàðñòâåííîé äîëæíîñòè â ñîîòâåòñòâèè ñî ñâîèìè ñêëîííîñòÿìè è ïðîôåññèîíàëüíîé êâàëèôèêàöèåé»5.

       Çàêîí î ÷èíîâíèêå íàçûâàåò îñîáûå êà÷åñòâà, ïîçâîëÿþùèå ïðåòåíäîâàòü íà ýòî çâàíèå. Ïðåæäå âñåãî, òðåáóåòñÿ  áûòü íåìöåì â ñìûñëå ñò. 116 Îñíîâíîãî çàêîíà.  îñîáîì ïîðÿäêå çàêîí äîïóñêàåò íàçíà÷åíèå ÷èíîâíèêîì èíîñòðàíöà (íàïðèìåð,  â êà÷åñòâå ïðåïîäàâàòåëÿ âûñøåãî ó÷åáíîãî çàâåäåíèÿ Ãåðìàíèè); òàêîå íàçíà÷åíèå, îäíàêî, íå âåäåò àâòîìàòè÷åñêè ê ïðèîáðåòåíèþ ãðàæäàíñòâà. Äàëåå, ëèöî, ïðåòåíäóþùåå íà äîëæíîñòü ÷èíîâíèêà, äîëæíî ïðåäîñòàâèòü ãàðàíòèè ñâîåé ïîëèòè÷åñêîé áëàãîíàäåæíîñòè, ò.å. ãîòîâíîñòè â ëþáîå âðåìÿ âûñòóïèòü  â çàùèòó êîíñòèòóöèîííîãî ñòðîÿ. Ïîìèìî ýòîãî áóäóùèé ÷èíîâíèê äîëæåí îáëàäàòü íåîáõîäèìîé  ïðîôåññèîíàëüíîé ïîäãîòîâêè óñòàíàâëèâàþòñÿ ñîîòâåòñòâåííî óðîâíþ ñëóæåáíîé èåðàðõèè6.

      Ê ñëóæáå íà íèçøåì óðîâíå (À1-À5) äîïóñêàþòñÿ ëèöà, óñïåøíî çàêîí÷èâøèå  íàðîäíóþ  øêîëó è ïðîøåäøèå ïîäãîòîâèòåëüíóþ ñëóæáó (§ 16 ÔÇî×),  ñëóæáå íà ñðåäíåì óðîâíå (À6-À9) - ëèöà, óñïåøíî êîí÷èâøèå íàðîäíóþ øêîëó, ïðîõîäèâøèå ñëóæåáíóþ ïîäãîòîâêó â òå÷åíèå ãîäà è ñäàâøèå ñïåöèàëüíûé ýêçàìåí äëÿ ïîñòóïëåíèÿ íà äîëæíîñòü ñðåäíåãî óðîâíÿ (§ 17 ÔÇî×).

     Çíà÷èòåëüíî áîëåå ñòðîãèå òðåáîâàíèÿ ïðåäúÿâëÿþòñÿ ê ïîñòóïàþùèì íà ñëóæáó âûñøåãî óðîâíÿ. Ê ñëóæáå íà âûñøåì óðîâíå 1 ñòóïåíè äîïóñêàþòñÿ  ëèöà, óñïåøíî îêîí÷èâøèå ñðåäíþþ øêîëó, ïðîõîäèâøèå ñïåöèàëüíóþ ïîäãîòîâêó â òå÷åíèå 3 ëåò è ñäàâøèå ýêçàìåí ïî òðåáîâàíèþ ýòîãî óðîâíÿ (§ 18 ÔÇî×). Íàêîíåö, ê  ñëóæáå  íà âûñøåì óðîâíå 2 ñòóïåíè äîïóñêàþòñÿ ëèöà ñ âûñøèì îáðàçîâàíèåì, ñäàâøèå ïåðâûé ãîñóäàðñòâåííûé ýêçàìåí, ïðîøåäøèå ïîäãîòîâèòåëüíóþ ñëóæáó â òå÷åíèå 2 ëåò è ñäàâøèå âòîðîé ýêçàìåí (§ 19 ÔÇî×)7.

     Äîïîëíèòåëüíî ê ýòèì òðåáîâàíèÿì óñòàíàâëèâàþòñÿ åùå âîçðàñòíûå áàðüåðû ïðè äîïóñêå íà äîëæíîñòè ðàçëè÷íûõ óðîâíåé: îò 16 äî 30 ëåò - íèçøèå ñòóïåíè; îò 16 äî 32 ëåò íà ñðåäíèå ñòóïåíè; îò 18 äî 30 ëåò - íà âûñøèå äîëæíîñòè. Ïîñòàíîâëåíèåì 1968 ãîäà äëÿ ìíîãèõ âèäîâ ñëóæáû âîçðàñòíîé «ïîòîëîê» äëÿ ïðèåìà ïîäíÿò äî 50 ëåò.

2. Государственная служба в США

 

       В 1883 г. в США был принят закон Пендлтона, получивший  название «Закон о гражданской службе». Принятие этого документа послужило начало законодательному оформлению   современного института гражданской службы. Закон Пендлтона предусматривает проведение  открытых конкурсных экзаменов  для претендентов на государственные должности и сохраняет силу в США до настоящего времени.

     Деятельность  американских чиновников регулирует Закон о гражданской службе. В конце 70-х годов в стране были проведены крупные реформы Института гражданской службы. Большинство государственных и политических деятелей были обеспокоены  медлительностью, расточительностью и неэффективностью  административно-государственного управления в стране. Закон о реформе гражданской службы был разработан  администрацией Картера и принят Конгрессом в 1978 г. В соответствии с этим законом Комиссия гражданской службы прекратила свое существование. Ее функции были поделены между Бюро управления и Советом по защите системы заслуг. Затем был создан  Федеральный совет по руководству трудовыми отношениями. Новые агентства начали функционировать с 1 января 1979 г. Отдельно была создана  Комиссия по равным  возможностям занятости, которая взяла на себя функции контроля над соблюдением Закона о гражданских правах8.

Информация о работе Технологии кад менеджмента зарубеж стран