Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 17:58, реферат
Кадровый менеджмент - молодая, быстроразвивающаяся область научного знания. В последние годы в нашей стране стремительно растет интерес к достижениям в этой науке, поскольку подготовка квалифицированных профессиональных государственных служащих становится настоятельным требованием времени. Страны Запада первыми встали на путь научной организации труда государственных служащих, что обуславливает интерес специалистов к опыту этих стран1.
В данной работе будет рассматриваться создание институтов государственной гражданской службы в следующих ведущих странах западного мира: США, Великобритании, Франции и Германии. Выбор этих стран не случаен: именно здесь сложились наиболее эффективные демократические модели государственной службы; американские, английские, немецкие и французские политологи внесли весомый вклад в создание и развитие административно - государственного управления.
Введение 3
1. Государственная служба в Германии…………………………………………..5
2. Государственная служба в США……………………………………………….8
3. Государственная служба во Франции 11
4. Государственная служба в Великобритании 14
Çàêëþ÷åíèå...………………………………………………………………………17
Список использованной литературы 20
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПЕРВЫЙ
ТАМБОВСКИЙ ФИЛИАЛ РАНХиГС
очная
форма обучения
на базе СО
Кафедра ГМУ
по дисциплине: Менеджмент
государственной службы
на тему: Технологии кадрового менеджмента
в зарубежных странах
Выполнил: студент
_5__ курса, _1__группы,
Менеджмент организации .
(наименование специальности)
___Адонка
Р.А._______/__________________
(ФИО)
Тамбов♦2011
Содержание
Введение 3
1. Государственная служба в Германии…………………………………………..5
2. Государственная служба в США……………………………………………….8
3. Государственная служба во Франции 11
4. Государственная служба в Великобритании 14
Çàêëþ÷åíèå...………………………………
Список
использованной литературы 20
Кадровый менеджмент - молодая, быстроразвивающаяся область научного знания. В последние годы в нашей стране стремительно растет интерес к достижениям в этой науке, поскольку подготовка квалифицированных профессиональных государственных служащих становится настоятельным требованием времени. Страны Запада первыми встали на путь научной организации труда государственных служащих, что обуславливает интерес специалистов к опыту этих стран1.
В данной работе будет рассматриваться создание институтов государственной гражданской службы в следующих ведущих странах западного мира: США, Великобритании, Франции и Германии. Выбор этих стран не случаен: именно здесь сложились наиболее эффективные демократические модели государственной службы; американские, английские, немецкие и французские политологи внесли весомый вклад в создание и развитие административно - государственного управления.
Изменения в организации государственной службы происходили не сразу, а в течение длительного исторического периода. В западной Европе этот процесс начался в XV-XVI веках, а в России и Америке в XVIII веке. Процесс формирования национальных бюрократических структур в большинстве стран Запада и в России закончился во второй половине XIX века.
В конце XIX века в развитых странах Запада происходят важные изменения в административно - государственном аппарате управления. Во всех звеньях управленческих структур вводится сверху донизу систематическое разделение труда. При этом в государстве складывается иерархия учреждений и должностей, предусматривающая подчинение низших звеньев администрации высшим, а всей армии чиновников - главе государства, находящемуся наверху власти2.
Со временем систематическое и иерархическое разделение труда между различными отраслями государственного управления закрепляются в законодательстве, детально регламентирующем функции и компетенцию отдельных государственных служб и учреждений, а также обязанности всех чиновников.
Задача данной работы состоит в том, чтобы:
- определить правовые основы государственной службы в США, Великобритании, Франции и Германии;
- провести некоторые параллели между развитием института государственной службы в США, Великобритании, Франции и Германии.
Рассмотрим отдельно правовые основы государственной службы Германии, США, Франции и Великобритании.
1. Государственная
служба в Германии
В Германии сегодня нет понятия «государственная служба». После первой мировой войны появился термин «публичная служба», и это понятие прочно вошло в словарь немецких политологов. В функциональном плане «публичная служба» понимается как деятельность в целях выполнения общественных задач управления. В институциональном плане под ней подразумевается определенный круг лиц, для которых выполнение публичных дел составляет профессиональную деятельность.
Понятие «публичная служба» охватывает три категории лиц: чиновников, служащих и рабочих. Критерием разделения выступает правовая форма назначения: для чиновника - издаваемый в особом порядке компетентными властями акт назначения; для служащего и рабочего - заключаемый сторонами договор о поступлении на службу. Чиновники выделены в группу особо доверенных лиц, специально обличенных функцией управления и наделенных в связи с этим особым правовым и политическим статусом3.
Äëÿ ñîâðåìåííîé Ãåðìàíèè õàðàêòåðíî òåñíîå âçàèìîïðîíèêíîâåíèå è ïåðåïëåòåíèå ïîëèòè÷åñêîé è àäìèíèñòðàòèâíîé ñôåð. Ýòî íàøëî ñâîå îòðàæåíèå è â çàêîíå î ãîñóäàðñòâåííîé ñëóæáå, ñîãëàñíî êîòîðîìó ÷èíîâíèêè èìåþò ïðàâî ó÷àñòâîâàòü â äåÿòåëüíîñòè ïîëèòè÷åñêèõ ïàðòèé è äîáèâàòüñÿ ïàðëàìåíòñêîé êàðüåðû. ×èíîâíèêè, èçáðàííûå â Áóíäåñòàã èëè Çåìåëüíûé ïàðëàìåíò, ïîëüçóþòñÿ ïðàâîì äâóõìåñÿ÷íîãî îòïóñêà íà âðåìÿ èçáèðàòåëüíîé êàìïàíèè. Íàðÿäó ñ äåïóòàòñêèì ñîäåðæàíèåì îíè ïðîäîëæàþò ïîëó÷àòü çíà÷èòåëüíóþ ÷àñòü ñâîåãî îñíîâíîãî æàëîâàíüÿ. Êðîìå òîãî, îíè ñîõðàíÿþò ïðàâî íà ïîëó÷åíèå ïåíñèé äëÿ ãîñóäàðñòâåííûõ ñëóæàùèõ. Èõ ïðîôåññèîíàëüíàÿ êîìïåòåíòíîñòü è ôèíàíñîâàÿ íåçàâèñèìîñòü ïîçâîëÿþò èì äîáèâàòüñÿ çíà÷èòåëüíîãî ïðîäâèæåíèÿ â ïàðòèÿõ.  îòëè÷èå îò ìíîãèõ åâðîïåéñêèõ ñòðàí (Âåëèêîáðèòàíèè, Ôðàíöèè è ÑØÀ), êàðüåðà ãîñóäàðñòâåííîãî ñëóæàùåãî â Ãåðìàíèè íå ÿâëÿåòñÿ àëüòåðíàòèâíîé ïîëèòè÷åñêîé êàðüåðå. Íàïðîòèâ, çà÷àñòóþ îíà ñòàíîâèòñÿ ïðåäïîñûëêîé äëÿ óñïåøíîé ïîëèòè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè.
Îñíîâíûì íîðìàòèâíûì àêòîì, ðåãóëèðóþùèì äåÿòåëüíîñòü ÷èíîâíèêîâ, ÿâëÿåòñÿ Ôåäåðàëüíûé çàêîí î ÷èíîâíèêå (ÔÇî×) â ðåäàêöèè 1971 ãîäà. Ïî ýòîìó çàêîíó ÷èíîâíèêàìè ñ÷èòàþòñÿ ñëåäóþùèå ëèöà: ÷èíîâíèêè ãîñóäàðñòâåííîãî àïïàðàòà, ñóäüè, ïðåïîäàâàòåëè øêîë è âûñøèõ ó÷åáíûõ çàâåäåíèé, âîåííîñëóæàùèå, ðàáîòíèêè ïî÷òû, æåëåçíîäîðîæíîé ñëóæáû, ãîñóäàðñòâåííûõ áàíêîâ. Òàáåëü î ðàíãàõ ïðåäóñìàòðèâàåò 16 ãðóïï ÷èíîâíèêîâ: À1-À5 - íèçøèå ÷èíû (âñïîìîãàòåëüíî-òåõíè÷åñêèå); À6-À9 - ñðåäíèå ÷èíû (ïðàâèòåëüñòâåííûå ñåêðåòàðè, îáåð-ñåêðåòàðè, ãàóïò-ñåêðåòàðè); À10-À13 - âûñøèå ÷èíû 1 ñòóïåíè (ïðàâèòåëüñòâåííûå èíñïåêòîðû, ðåãèðóíãñ-àòàìàíû); À14-À16 - âûñøèå ÷èíû 2 ñòóïåíè (âûñøèå ïðàâèòåëüñòâåííûå ñîâåòíèêè). Ìàòåðèàëüíîå ñîäåðæàíèå ÷èíîâíèêîâ ñîñòàâëÿåòñÿ èç îñíîâíîãî îêëàäà, òåððèòîðèàëüíîé íàäáàâêè, íàäáàâêè íà äåòåé, çà âûñëóãó ëåò, çà çâàíèå. Ðàçìåðû, äèíàìèêà è ñòðóêòóðà âûïëàò îïðåäåëÿþòñÿ ñïåöèàëüíûì çàêîíîì îá îïëàòå4.
Îñîáóþ ãðóïïó ñîñòàâëÿþò ïîëèòè÷åñêèå è ïî÷åòíûå ÷èíîâíèêè. Ïîëèòè÷åñêèå ÷èíîâíèêè - ýòî íàèáîëåå áëèçêèå ñîòðóäíèêè ê ïîëèòè÷åñêîé ïðîãðàììå ïðàâèòåëüñòâà èëè îòäåëüíîãî ÷èíîâíèêà, îíè ïðèõîäÿò è óõîäÿò ñ ïîñòà âìåñòå ñ ïðàâèòåëüñòâîì. Ê íèì îòíîñÿòñÿ: ñòàòñ-ñåêðåòàðè â ôåäåðàëüíûõ ìèíèñòåðñòâàõ, âåäîìñòâàõ ôåäåðàëüíîãî êàíöëåðà è ôåäåðàëüíîãî ïðåçèäåíòà; ðóêîâîäèòåëè îòäåëîâ â ôåäåðàëüíûõ ìèíèñòåðñòâàõ, âåäîìñòâàõ ôåäåðàëüíîãî êàíöëåðà è ôåäåðàëüíîãî ïðåçèäåíòà, ôåäåðàëüíîì âåäîìñòâå ïî äåëàì ïå÷àòè è èíôîðìàöèè, àäìèíèñòðàöèè Áóíäåñòàãà è Áóíäåñðàòà; ðóêîâîäèòåëè â çåìåëüíûõ ìèíèñòåðñòâàõ è êàíöåëÿðèÿõ (ãîñóäàðñòâåííûå ñîâåòíèêè).
Ïî÷åòíûå ÷èíîâíèêè - ýòî ëèöà, èìåþùèå ãðàæäàíñêóþ ïðîôåññèþ, êîòîðûõ íàçíà÷àþò íà ïî÷åòíóþ äîëæíîñòü áåç îïëàòû è ïðàâà ïðåòåíäîâàòü íà îñîáîå ñîöèàëüíîå îáåñïå÷åíèå. Ê íèì îòíîñÿòñÿ ïðèñÿæíûå, âûáîðíûå êîíñóëû.
Ñîãëàñíî èñêîííî ãåðìàíñêîé äîêòðèíå, ÷èíîâíèê ðàññìàòðèâàåòñÿ êàê ñëóãà, îðãàí è ïðåäñòàâèòåëü ãîñóäàðñòâà, åãî èäåè. Íà ýòîì ïîñòóëàòå îñíîâûâàåòñÿ âñÿ ñèñòåìà ïîäãîòîâêè ÷èíîâíèêîâ è èõ ïîñëåäóþùåãî ïðîäâèæåíèÿ ïî ñëóæáå. È õîòÿ ïî Êîíñòèòóöèè (ñò.33, ï.2) «êàæäûé íåìåö èìååò ðàâíûé äîñòóï êî âñÿêîé ãîñóäàðñòâåííîé äîëæíîñòè â ñîîòâåòñòâèè ñî ñâîèìè ñêëîííîñòÿìè è ïðîôåññèîíàëüíîé êâàëèôèêàöèåé»5.
Çàêîí î ÷èíîâíèêå íàçûâàåò îñîáûå êà÷åñòâà, ïîçâîëÿþùèå ïðåòåíäîâàòü íà ýòî çâàíèå. Ïðåæäå âñåãî, òðåáóåòñÿ áûòü íåìöåì â ñìûñëå ñò. 116 Îñíîâíîãî çàêîíà.  îñîáîì ïîðÿäêå çàêîí äîïóñêàåò íàçíà÷åíèå ÷èíîâíèêîì èíîñòðàíöà (íàïðèìåð, â êà÷åñòâå ïðåïîäàâàòåëÿ âûñøåãî ó÷åáíîãî çàâåäåíèÿ Ãåðìàíèè); òàêîå íàçíà÷åíèå, îäíàêî, íå âåäåò àâòîìàòè÷åñêè ê ïðèîáðåòåíèþ ãðàæäàíñòâà. Äàëåå, ëèöî, ïðåòåíäóþùåå íà äîëæíîñòü ÷èíîâíèêà, äîëæíî ïðåäîñòàâèòü ãàðàíòèè ñâîåé ïîëèòè÷åñêîé áëàãîíàäåæíîñòè, ò.å. ãîòîâíîñòè â ëþáîå âðåìÿ âûñòóïèòü â çàùèòó êîíñòèòóöèîííîãî ñòðîÿ. Ïîìèìî ýòîãî áóäóùèé ÷èíîâíèê äîëæåí îáëàäàòü íåîáõîäèìîé ïðîôåññèîíàëüíîé ïîäãîòîâêè óñòàíàâëèâàþòñÿ ñîîòâåòñòâåííî óðîâíþ ñëóæåáíîé èåðàðõèè6.
Ê ñëóæáå íà íèçøåì óðîâíå (À1-À5) äîïóñêàþòñÿ ëèöà, óñïåøíî çàêîí÷èâøèå íàðîäíóþ øêîëó è ïðîøåäøèå ïîäãîòîâèòåëüíóþ ñëóæáó (§ 16 ÔÇî×), ñëóæáå íà ñðåäíåì óðîâíå (À6-À9) - ëèöà, óñïåøíî êîí÷èâøèå íàðîäíóþ øêîëó, ïðîõîäèâøèå ñëóæåáíóþ ïîäãîòîâêó â òå÷åíèå ãîäà è ñäàâøèå ñïåöèàëüíûé ýêçàìåí äëÿ ïîñòóïëåíèÿ íà äîëæíîñòü ñðåäíåãî óðîâíÿ (§ 17 ÔÇî×).
Çíà÷èòåëüíî áîëåå ñòðîãèå òðåáîâàíèÿ ïðåäúÿâëÿþòñÿ ê ïîñòóïàþùèì íà ñëóæáó âûñøåãî óðîâíÿ. Ê ñëóæáå íà âûñøåì óðîâíå 1 ñòóïåíè äîïóñêàþòñÿ ëèöà, óñïåøíî îêîí÷èâøèå ñðåäíþþ øêîëó, ïðîõîäèâøèå ñïåöèàëüíóþ ïîäãîòîâêó â òå÷åíèå 3 ëåò è ñäàâøèå ýêçàìåí ïî òðåáîâàíèþ ýòîãî óðîâíÿ (§ 18 ÔÇî×). Íàêîíåö, ê ñëóæáå íà âûñøåì óðîâíå 2 ñòóïåíè äîïóñêàþòñÿ ëèöà ñ âûñøèì îáðàçîâàíèåì, ñäàâøèå ïåðâûé ãîñóäàðñòâåííûé ýêçàìåí, ïðîøåäøèå ïîäãîòîâèòåëüíóþ ñëóæáó â òå÷åíèå 2 ëåò è ñäàâøèå âòîðîé ýêçàìåí (§ 19 ÔÇî×)7.
Äîïîëíèòåëüíî ê ýòèì òðåáîâàíèÿì óñòàíàâëèâàþòñÿ åùå âîçðàñòíûå áàðüåðû ïðè äîïóñêå íà äîëæíîñòè ðàçëè÷íûõ óðîâíåé: îò 16 äî 30 ëåò - íèçøèå ñòóïåíè; îò 16 äî 32 ëåò íà ñðåäíèå ñòóïåíè; îò 18 äî 30 ëåò - íà âûñøèå äîëæíîñòè. Ïîñòàíîâëåíèåì 1968 ãîäà äëÿ ìíîãèõ âèäîâ ñëóæáû âîçðàñòíîé «ïîòîëîê» äëÿ ïðèåìà ïîäíÿò äî 50 ëåò.
В 1883 г. в США был принят закон Пендлтона, получивший название «Закон о гражданской службе». Принятие этого документа послужило начало законодательному оформлению современного института гражданской службы. Закон Пендлтона предусматривает проведение открытых конкурсных экзаменов для претендентов на государственные должности и сохраняет силу в США до настоящего времени.
Деятельность
американских чиновников регулирует
Закон о гражданской службе. В конце 70-х
годов в стране были проведены крупные
реформы Института гражданской службы.
Большинство государственных и политических
деятелей были обеспокоены медлительностью,
расточительностью и неэффективностью
административно-
Информация о работе Технологии кад менеджмента зарубеж стран