Технологии кад менеджмента зарубеж стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 17:58, реферат

Краткое описание

Кадровый менеджмент - молодая, быстроразвивающаяся область научного знания. В последние годы в нашей стране стремительно растет интерес к достижениям в этой науке, поскольку подготовка квалифицированных профессиональных государственных служащих становится настоятельным требованием времени. Страны Запада первыми встали на путь научной организации труда государственных служащих, что обуславливает интерес специалистов к опыту этих стран1.
В данной работе будет рассматриваться создание институтов государственной гражданской службы в следующих ведущих странах западного мира: США, Великобритании, Франции и Германии. Выбор этих стран не случаен: именно здесь сложились наиболее эффективные демократические модели государственной службы; американские, английские, немецкие и французские политологи внесли весомый вклад в создание и развитие административно - государственного управления.

Оглавление

Введение 3
1. Государственная служба в Германии…………………………………………..5
2. Государственная служба в США……………………………………………….8
3. Государственная служба во Франции 11
4. Государственная служба в Великобритании 14
Çàêëþ÷åíèå...………………………………………………………………………17
Список использованной литературы 20

Файлы: 1 файл

технологии кад менеджмента зарубеж стран.rtf

— 229.70 Кб (Скачать)

     Вместе с тем продолжает существовать концепция «нейтральности»  гражданской службы. Известный  английский политолог Д.Гарнер в своей книге «Великобритания: центральное и местное управление» сформулировал эту концепцию так: «Гражданские служащие обязаны хранить верность правительству, стоящему у власти, и добросовестно служить правительствам, придерживающимся различных политических убеждений»27

     Основное требование, предъявляемое к гражданским служащим, - это лояльность. Как нарушение ее рассматривается членство в «левых» партиях. В Циркуляре 1953 г. прямо сказано, что гражданские  служащие должны сохранять  сдержанность в политических вопросах.

     Набор на кадровую службу входит  в компетенцию Комиссии по делам гражданской службы (образована в 1855 г.). Введен письменный экзамен общего типа в качестве главного условия поступления на гражданскую службу. Экзамен  основан на программах ведущих университетов - Оксфорда и Кембриджа, что на практике ведет к тому, что именно эти университеты поставляют большую часть кандидатов на руководящие посты.

     Для набора в административный класс принимаются  заявления от выпускников университетов в возрасте 20-28 лет. При наборе чиновников в третью группу формально не требуется отвечать каким-либо  образовательным цензам, но рассчитывать на успех могут лишь те, кто получил образование, соответствующее программе экзамена.

     С 1971 г. экзамен проводится по так называемому «методу II». Он включает три ступени: письменные доклады по общим предметам, тесты и интервью (в управлении по окончательному отбору гражданских служащих). Переподготовку гражданские служащие проходят в колледже  по обучению гражданских служащих, основанном в 1970 г. Колледж работает под общим руководством  министерства по делам гражданской службы и строит свою работу, исходя из общей задачи усиления специализации в деятельности административного управления. В колледже  обучаются  служащие  министерств и другие должностные лица, работающие в государственном секторе28.

     Продвижение по службе осуществляется в трех основных группах по-разному. Административные и политические руководители назначаются министерством по делам гражданской службы. При министерстве существует специальный отборочный комитет по назначению руководящего состава  гражданской  службы. Комитет имеет конфиденциальный список всего штата  высших администраторов, составленный при помощи ЭВМ, куда входят данные об образовании, профессии, стаже. При этом комитете существует  специальная группа, которая занимается рассмотрением вопроса о продвижении по службе высших администраторов29.

     Английская система продвижения по службе  отличается  жесткостью на всех уровнях. Возможности перехода из одного министерства в другое и из одной группы в другую очень ограничены. Большое значение традиционно придается старшинству чиновников в министерской иерархии, а не их профессиональным заслугам.

     Вся система найма, обучения и продвижения по службе в Великобритании организована так, чтобы создать тип профессионального управленца, администратора широкого профиля (как уже отмечалось, аналогичная система доминирует и во Франции).

     Сегодня в Великобритании около 25% государственных чиновников - это специалисты в различных областях права, экономики, науки и техники. Значение таких специалистов постепенно растет: они составляют около 60% руководителей госаппарата. Например, число профессиональных экономистов непосредственно в аппарате правительства возросло с 1963 по 1980 гг. в 20 раз - с 19 до 400 человек. Достаточно часто  используется  «интегральная иерархия», когда специалисты и администраторы работают рука об руку под единым руководством высших чиновников. Но все же преобладают дженералисты - профессиональные управленцы, - их около 75%30.

Заключение

 
 

     Понятие «государственная служба» используется почти во всех Конституциях стран - членов Европейского Союза. Исключение составляет Великобритания и Ирландия. В Великобритании отсутствует «писаная» Конституция, вместе с тем, и в этой стране разработано множество нормативных актов, установлены принципы государственной гражданской службы, т.е. и здесь имеются  конституционные основы гражданской службы. Правительственная комиссия Великобритании при  организации института государственной службы опиралась на опыт США и Франции, поэтому, несмотря на особенности развития английской гражданской службы, многие процессы становления службы во многом схожи с этими странами31.

     В Конституции Франции и Германии определены четко важнейшие  вопросы организации и функционирования государственной (публичной) службы (профессионального чиновничества). В этих Конституциях сформулированы  формальные и материальные принципы публичной власти, разделение компетенции парламента  и правительства по разработке норм, применяемых  чиновникам32.     

     Ñëåäóåò ïîä÷åðêíóòü, ÷òî â îòëè÷èå îò ÑØÀ  è Ãåðìàíèè, ãäå ãîñïîäñòâóåò êîíöåïöèÿ ñïåöèàëèçàöèè ñëóæàùåãî â ãîñàïïàðàòå, âî Ôðàíöèè è Âåëèêîáðèòàíèè ïðåâàëèðóþò ïîëîæåíèÿ î   íåîáõîäèìîñòè øèðîêîé ïîäãîòîâêè äëÿ âûïîëíåíèÿ êàê àäìèíèñòðàòèâíûõ, òàê è òåõíè÷åñêèõ  ôóíêöèé. Ôðàíöóçñêàÿ  ãîñóäàðñòâåííàÿ ñëóæáà ñòðåìèòñÿ ïîäáèðàòü ÷èíîâíèêîâ ñ äîñòàòî÷íî âûñîêèì óðîâíåì îáùåé êóëüòóðû, ñïîñîáíûõ âûïîëíÿòü ñàìûå  ðàçëè÷íûå ôóíêöèè.

     Îñíîâíûì ýëåìåíòîì áþðîêðàòè÷åñêîé êàðüåðû âî Ôðàíöèè, êàê è â Ãåðìàíèè, ÿâëÿåòñÿ ãàðàíòèÿ ìåäëåííîãî, íî âåðíîãî ïðîäâèæåíèÿ  ïî âûñëóãå ëåò èëè ïî ñòàðøèíñòâó ïðåáûâàíèÿ â äàííîì ó÷ðåæäåíèè. Ýòîò ïðèíöèï ïî÷òè ïîëíîñòüþ èñêëþ÷åí â ÑØÀ, ãäå íåò àâòîìàòè÷åñêîãî ïðîäâèæåíèÿ  ïî ñëóæåáíîé ëåñòíèöå.

     Â ïîëèòè÷åñêîé îáëàñòè ôðàíöóçñêàÿ ïðàâîâàÿ äîêòðèíà ïðåäñòàâëÿåò   íàèáîëåå âûðàæåííûé õàðàêòåð. Áëàãîäàðÿ  Îáùåìó ñòàòóñó ôðàíöóçñêèå ÷èíîâíèêè ïîëüçóþòñÿ  áîëüøèìè ïîëèòè÷åñêèìè  ïðàâàìè è ñâîáîäàìè, ÷åì ãîñóäàðñòâåííûå ñëóæàùèå Âåëèêîáðèòàíèè, Ãåðìàíèè è ÑØÀ. Íàïðèìåð, çàïàäíîãåðìàíñêîå, àìåðèêàíñêîå è àíãëèéñêîå ïðàâî ïðåäïîëàãàåò  îáÿçàííîñòü âåðíîñòè ÷èíîâíèêîâ ãîñóäàðñòâåííîé âëàñòè. Èíà÷å ãîâîðÿ, àäìèíèñòðàòèâíîå ïðàâî ýòèõ ñòðàí ðåãóëèðóåò íå òîëüêî ïðîôåññèîíàëüíóþ äåÿòåëüíîñòü ÷èíîâíèêîâ, íî è èõ ïîëèòè÷åñêóþ ëîÿëüíîñòü. Âî Ôðàíöèè, íàïðîòèâ, â ëè÷íîì äåëå ÷èíîâíèêîâ íå ìîæåò áûòü óïîìèíàíèÿ î åãî ïîëèòè÷åñêèõ, ðåëèãèîçíûõ èëè ôèëîñîôñêèõ âçãëÿäàõ.

     В Германии Табель о рангах предусматривает 16 групп чиновников. Чиновник рассматривается как слуга, орган и представитель  государства, его идеи. Закон о чиновнике называет особые качества, позволяющие претендовать на это звание. Прежде всего, требуется  быть немцем в смысле ст. 116 Основного закона. В особом порядке закон допускает назначение чиновником иностранца. А во Франции иностранный гражданин не может стать  государственным служащим. В Германии чиновник должен обладать необходимой  профессиональной подготовки устанавливаются соответственно уровню служебной иерархии. Дополнительно к этим требованиям  устанавливаются еще возрастные барьеры при допуске на должности различных уровней. Система продвижения по службе строго регламентируется законами. Она основана на 2 принципах: повышения квалификации и принципе постепенного продвижения. 

     В США профессиональные гражданские служащие занимают должности, распределенные в иерархическом порядке по 18 категориям Генеральной схемы должностей соответственно сложности и ответственности работы. Характеристика и описание каждой из 18 должностных категорий утверждены в законодательном порядке и содержатся в разделе 5 Свода  законов США.

      Гражданская служба в США подразделяется на конкурсную и исключительную. Более 90% всех государственных служащих проходят через конкурсную систему путем  отбора на конкурсных экзаменах. В США существует также  патронажная система и система добычи, т.е. назначение на высшие административные должности за политические заслуги. В каждом учреждении государственной службы  имеется свой план продвижения по службе.

     Во Франции существует 4  класса  чиновников в понижающем иерархическом порядке они обозначены буквами A, B, C и D.  Существует Инструкция 1946 г, устанавливающая круг обязанностей и утверждающая необходимый образовательный  уровень для каждого класса. Также как и в США, поступление на службу производится путем конкурса. Конкурсная комиссия подбирается  из компетентных специалистов, известных своей беспристрастностью. Она полностью независима от администрации. Карьера заканчивается в связи с достижением определенного возраста, что является важным фактором обновления корпуса служащих.

     В Великобритании в отличие от других стран институт современной гражданской службы  сложился  сравнительно недавно - в 70-е года  нашего столетия после проведения  реформы. Первым ее этапом стала отмена системы классов и образование трех основных групп чиновников: группы старших политических и административных руководителей,   административной группы и группы объединяющей научно-профессиональных работников и технических специалистов. Основное требование, предъявляемое к гражданским служащим, - это лояльность. Набор на кадровую службу входит  в компетенцию Комиссии по делам гражданской службы. Введен письменный экзамен общего типа в качестве главного условия поступления на гражданскую службу. Продвижение по службе осуществляется в трех основных группах по-разному. Английская система продвижения по службе  отличается  жесткостью на всех уровнях. Возможности перехода из одного министерства в другое и из одной группы в другую очень ограничены.

     Из рассмотренных стран более жесткие требования в смысле политической беспристрастности, продвижения по службе и уровню образования предъявляются в Великобритании. В целом институт государственной гражданской службы в каждой из рассмотренных стран индивидуален, но общей чертой имеет цель: служение государству, народу, отсюда и название более всех употребляемой в каждой из стран  - публичная служба.

         Список использованной литературы

 
 
  1. Ардан Ф. Франция: Государственная система. М., 1994.
  2. Василенко И.А. Административно-государственное управление в странах Запада. - М., 2000.
  3. Воеводин Л.Д. Государственное право зарубежных стран. - М., 1990.
  4. Гарнер Д. Великобритания: центральное и местное управление, М.: Прогресс, 1982.
  5. Государственное право Германии. Под ред. Топорник. - М., 1994.
  6. Гражданская служба основных капиталистических стран. М. Наука, 1998.
  7. Конституции зарубежных государств. Под ред. Жидкова. - М., 2000.
  8. Комментарии к Федеральным законам о государственной службе зарубежных стран. - М. 2000.
  9. Лафитский В.И. Основы конституционного строя США. - М., 1998.
  10. Практика  государственного управления во Франции. МИД. - М., 1999.
  11. Пронкин С.В., Петрунина О.Е. Государственное управление зарубежных стран. - М., 2001.
  12. Старилов Ю.Н. Служебное право, М. 1996.
  13. Стрижов С. Повышение квалификации управленческих кадров: опыт  Великобритании//Российский экономический журнал. 1992 № 7
  14. Франция. Подготовка  высших административных кадров//12-й международный конгресс. М., 1993.
  15. Комментарии к Федеральным законам о государственной службе зарубежных стран. - М. 2000.

Информация о работе Технологии кад менеджмента зарубеж стран