Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:29, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть сущность и эволюцию менеджмента
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность менеджмента и предпосылки его возникновения;
- изучить эволюцию теоретических взглядов на менеджмент;
Введение.
Тема «Сущность и эволюция менеджмента как научной дисциплины»
1. Сущность менеджмента и предпосылки его возникновения
1.1. Понятие «менеджмент» и его особенности
1.2. Объективные условия возникновения менеджмента
2. Эволюция менеджмента
2.1 Эволюция теоретических взглядов на менеджмент
2.2 Эволюция управления как научная дисциплина.
2.3 Подход к управлению на основе выделения научных школ
3. Современная система взглядов на менеджмент
4. Основные направления социальной ориентации современного менеджмента
Заключение
Список использованной литературы
Курсовая работа
План.
Введение.
Тема «Сущность и эволюция менеджмента как научной дисциплины»
1. Сущность менеджмента и предпосылки его возникновения
1.1. Понятие «менеджмент» и его особенности
1.2. Объективные условия возникновения менеджмента
2. Эволюция менеджмента
2.1 Эволюция теоретических взглядов на менеджмент
2.2 Эволюция управления как научная дисциплина.
2.3 Подход к управлению на основе выделения научных школ
3. Современная система взглядов на менеджмент
4. Основные направления социальной ориентации современного менеджмента
Заключение
Список использованной литературы
История менеджмента начинается с «предыстории» (от древних цивилизаций до новой истории) зарождения менеджмента как особого научного знания и вида деятельности.
Этапы менеджмента рождались под воздействиями:
- развития реального общественного и затем промышленного производства;
- появления новаторов и теоретиков-идеологов, обобщавших опыт и прокладывавших новые пути;
- развития внутренней (собственной) логики менеджмента, приводящее вкупе с двумя вышеназванными причинами, к смене парадигмы (системы принципов и подходов в менеджменте как науке).
Управление зародилось примерно семь тысяч лет назад, но только с конца XIX века и особенно в ХХ-м, с развитием социального рыночного хозяйства, менеджмент выделился в самостоятельную область знаний, т.е. в науку. Западный менеджмент - это, прежде всего, особая субкультура со своими ценностями, нормами и законами. С другой стороны - это совокупность технических процедур и методов, сумма неких практических действий по планированию, организации, мотивации и контролю, необходимых для достижения поставленных целей. В этой связи, объем и содержание понятий управление и менеджмент несколько не совпадают, так как менеджмент можно трактовать как «успешное управление», как достижение цели с учетом ресурсных ограничений.
Цель курсовой работы – рассмотреть сущность и эволюцию менеджмента
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность менеджмента и предпосылки его возникновения;
- изучить эволюцию теоретических взглядов на менеджмент;
- определить современную систему взглядов на менеджмент;
- рассмотреть основные направления социальной ориентации современного менеджмента.
1. Сущность менеджмента и предпосылки его возникновения
1.1 Понятие «менеджмент» и его особенности
Современные руководители ощущают огромную потребность в новых управленческих знаниях и, прежде всего знаниях менеджмента - теории и практики управления фирмой в условиях рыночной конкуренции.
Патриарх американского менеджмента Питер Друкер считает, что успехи нации на 80 % определяются не природными ресурсами, не экономическим базисом или технологиями и даже не талантом народа, а эффективностью управления. Альфред Маршалл, экономист мирового масштаба, организацию и управление производством выделил как самостоятельный фактор производства (наряду с такими факторами, как труд, земля, капитал).
Менеджмент — это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленной на достижение намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов .
Термин "менеджмент", по сути, является аналогом термина "управление", его синонимом, однако не в полной мере. Термин "управление" намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности (например, управление автомобилем); к разным сферам деятельности (управление в неживой природе, в биологических системах, управление государством); к органам управления (подразделениям в государственных и общественных организациях, а также на предприятиях и в объединениях).
Термин "менеджмент" применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять и в от ношении непредпринимательских организаций .
Понятие "менеджмент" трактуется в мировой литературе по управлению весьма широко. Поэтому любое его определение будет не полным. В Оксфордском словаре английского языка менеджмент определяется как способ обращения с людьми; власть и искусство управления; особого рода умение и административные навыки; орган управления, административная единица. В одном из словарей иностранных слов "менеджмент" переводится на русский язык как: "управление производством, совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и его прибыльности" .
Наиболее часто в характеристике менеджмента используются подходы, которые трактуют его как науку управления, процесс управления, искусство управления, функцию управления, органы или аппарат управления, людей управляющих организацией.
При определении сущности и содержания менеджмента подчеркивается, прежде всего, его процессный характер. Менеджмент характеризуется как интегративный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими посредством постановки целей и разработки способов и методов их достижения. Менеджмент идентифицируется с менеджерами, а также с органами или аппаратом управления.
Во многих определениях менеджмента делается акцент на то, что управление — это самостоятельная область знаний, наука, имеющая свой предмет, свои специфические проблемы, методы и способы их решения.
Понимание менеджмента как искусства базируется на том, что хозяйственные организации представляют сложные системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные и разнообразные факторы внешней и внутренней среды. Поэтому умение управлять столь сложным механизмом требует более серьезной профессиональной подготовки .
Современный менеджмент не может быть представлен в виде чет ко сформулированных правил, рецептов деятельности. В нем находит отражение понимание того, что мы живем в очень сложном и быстро меняющемся мире, в котором подвержены изменениям даже сами закономерности, по которым этот мир существует и развивается. Поэтому современный менеджмент это скорее система наиболее общих представлений об организациях, новая "управленческая философия", нежели свод готовых рекомендаций.
Конечной целью менеджмента является обеспечение прибыльности, доходности предприятия. Важнейшая задача менеджмента - производство товаров и услуг с учетом интересов потребителей и обеспечение стабильного положения фирмы на рынке. Это предполагает разработку стратегии фирмы, поиск ресурсов, способность к инновациям и умение развивать работоспособность персонала, его потенциал и лояльность. Таким образом, менеджмент - это профессиональная деятельность, предполагающая определенные знания и умение управлять людьми .
Главный элемент, лежащий в основе менеджмента, профессиональный характер управленческой деятельности. Английский термин "manager" подразумевает наемных профессиональных управляющих. Менеджер — наемный управляющий, специалист по менеджменту.
Управленческий труд - это специфический вид человеческой деятельности, обособившийся в ходе разделения и кооперации труда. В чем же специфика управления как особого вида деятельности? Сущность управления составляет координирование деятельности рабочей группы. На многих фирмах организацией и координацией труда занято в 4-5 раз больше людей, чем собственно в производстве. По сравнению с другими видами труда управленческий труд имеет ряд особенностей, выражающихся в характере самого труда, его предмете, результатах и при меняемых средствах. Специфика решаемых задач предопределяет преимущественно умственный, творческий характер управленческого труда, в котором постановка целей, разработка способов и приемов их достижения, а также организация и координация совместной деятельности составляют главный смысл и содержание труда людей, относимых к управленческому персоналу
Для менеджера информация, преобразуя которую он принимает решения, необходимые для изменения состояния управляемого объекта, представляет собой предмет труда. Поэтому орудиями труда в менеджменте являются, прежде всего, средства работы с информацией. Результат деятельности оценивается по достижению поставленных целей.
В целях повышения качества управленческого труда произошло его разделение. Разделение управления труда ведет к специализации управленческих работников на выполнении определенных видов деятельности (функций), разграничении их полномочий, прав и сфер ответственности. Например, функциональное разделение управленческого труда, иерархическое разделение, технологическое, профессиональное, квалификационное и должностное. Управленческих работников подразделяют на руководителей, специалистов и служащих. Руководитель - лицо, которое возглавляет определенный коллектив работников (менеджер). Специалист - лицо, выполняющее определенные функции управления. Они готовят варианты решений для руководителя (экономисты, бухгалтера, юристы и т. п.). Служащие - лица, обслуживающие деятельность специалистов и руководителей
В современном понимании менеджер - это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы, функционирующей в рыночных условиях. Предполагается, что принимаемые менеджером решения являются обоснованными и вырабатываются на базе использования новейших методов управления.
Термин "менеджер" имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно:
- к организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп;
- к руководителю предприятия в целом или его подразделений;
- к руководителю по отношению к подчиненным;
- к администратору любого уровня управления, организующего работу в соответствии с современными методами.
Являясь субъектом осуществления управленческой деятельности, менеджеры играют в организации ряд разнообразных ролей. Среди них можно выделить три группы ролей.
Во-первых, это роли по принятию решений, выражающиеся в том, что менеджер определяет направление движение организации, решает вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки и т. п. Право принятия управленческих решений имеет только менеджер. Он должен решиться на то, чтобы рискнуть повести руководимый им коллектив в определенном направлении.
Во-вторых, это информационные роли, состоящие в том, что менеджер собирает информацию о внутренней и внешней среде, распространяет информацию в виде фактов и нормативных установок и, наконец, разъясняет политику и основные цели организации.
В-третьих, менеджер выступает в качестве руководителя, формирующего отношения внутри и вне организации, мотивирующего членов организации на достижение целей, координирующего их усилия и, на конец, выступающего в качестве представителя организации].
В зависимости от позиции менеджеров в организации, решаемых ими задач, характера реализуемых функций данные роли могут быть присущи им в большей или меньшей мере. Однако каждый менеджер обязательно принимает решения, работает с информацией и выступает руководителем по отношению к определенной организации.
Содержание и набор действий и функций, осуществляемых в процессе управления, зависят от типа организации, от размеров организации, от сферы ее деятельности, от уровня в управленческой иерархии и еще от многих факторов. Однако, несмотря на все разнообразие, как на это обратил внимание еще в 1916 г. А. Файоль, для всех процессов управления в организации характерно наличие, в общем-то, однородных видов деятельности. Можно сгруппировать все виды управленческой деятельности в четыре основных функции управления:
1) планирование, заключающееся в выборе целей и плана действий по их достижению;
2) распределение задач между отдельными подразделениями или работниками и установление взаимодействия между ними;
3) мотивация исполнителей к осуществлению запланированных действий и достижению поставленных целей;
4) контроль, заключающийся в соотнесении реально достигнутых результатов с теми, которые были запланированы .
Несмотря на то, что руководители выполняют определенные функции и играют определенные роли, это не означает, что многие руководители в крупных организациях заняты выполнением одинаковой работы. Объем управленческой работы настолько велик и разнообразен, что требует разделения. Одна из таких форм разделения носит горизонтальный характер: расстановка конкретных руководителей во главе от дельных функциональных служб. Например, руководитель производственного отдела, службы маркетинга, финансового отдела и т. п. Горизонтально разделенная управленческая работа должна быть скоординирована руководителем более высокого уровня управления. В свою очередь, руководитель конкретной функциональной службы затрачивает время на координацию работы руководителей более низкого уровня управления. И, наконец, на низовом уровне руководитель координирует работу людей, непосредственно производящих продукцию или оказывающих услуги. Это вертикальное разделение труда, которое образует уровни управления.
К менеджеру любого уровня предъявляются высокие требования, в частности, следующие:
Информация о работе Сущность и эволюция менеджмента как научной дисциплины