Сущность и эволюция менеджмента как научной дисциплины

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть сущность и эволюцию менеджмента
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность менеджмента и предпосылки его возникновения;
- изучить эволюцию теоретических взглядов на менеджмент;

Оглавление

Введение.
Тема «Сущность и эволюция менеджмента как научной дисциплины»
1. Сущность менеджмента и предпосылки его возникновения
1.1. Понятие «менеджмент» и его особенности
1.2. Объективные условия возникновения менеджмента
2. Эволюция менеджмента
2.1 Эволюция теоретических взглядов на менеджмент
2.2 Эволюция управления как научная дисциплина.
2.3 Подход к управлению на основе выделения научных школ
3. Современная система взглядов на менеджмент
4. Основные направления социальной ориентации современного менеджмента
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.doc2.doc

— 228.00 Кб (Скачать)

        Современная система взглядов на менеджмент представлена системным подходом, который предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких, как люди, структура, задачи и технологии, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды. Организация должна удовлетворять потребности внешней среды, что позволяет получать поддерживающие организацию ресурсы. Задачей менеджмента является поддержание этих связей. Обратная связь относится к информации о работе системы. Еще одна основная идея системного подхода - понятие подсистем, или системных уровней.

      Одна из разновидностей теории систем - концепция социотехнической системы. Основной вклад в ее разработку внесли в 1950-е годы Эрик Тристи Кен Бэмфорт. Проведенные ими исследования подтверди ли правильность представления рабочей системы как сочетания материальной технологии (инструментов, станков, методов) и социальной организации (людей, отношений, конституциональных установок). Другими словами, организация есть единство технической и социальной подсистем. Социальная система охватывает человеческие стороны бизнеса; техническая система связана с машинной и информационной системами и используемыми организацией вещественными средствами труда. Так как каждая из них воздействует на другие подсистемы, гармоничное их функционирование предполагает комплексное управление.

      Общий смысл теории систем состоит в том, что при разработке любого вида систем следует учитывать взаимозависимость между различными их элементами .

        Дальнейшее развитие подхода к организациям как к открытым системам - модель ситуационного менеджмента. Большой вклад в ее создание внесли Дж. Вудворд, Т. Берне, П. Лоуренс, Дж. Лорш. Ситуационный подход предполагает, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, то не существует и единого лучшего способа управления организацией. Самым эффективным в конкретной ситуации становится метод, наиболее соответствующий данной ситуации. Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, поскольку содержит конкретные рекомендации по применению научных положений к практике управления в зависимости от сложившейся ситуации и условий. Под ситуацией понимается конкретный набор обстоятельств, которые оказывают воздействие на функционирование организации в данное время. Используя ситуационный подход, управляющие могут понять, какие методы и средства будут наилучшим образом способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.

        Современный этап в развитии общества в Украинехарактеризуется изменением парадигмы управления и переходом к социальному менеджменту, основными принципами которого являются:

- отказ от управленческого рационализма классических школ;

- инновационность как важнейший критерий профессионализма менеджера;

- признание социальной ответственности менеджмента как перед обществом в целом, так и перед отдельными людьми, работающими в организации;

- отношение к людям как ключевому и неисчерпаемому ресурсу организации. Социальный менеджмент ориентируется на новую социальную группу в организациях - когнитариат, мощь которого основывается на знании и использовании интеллекта, а не мускульной силы. Теперь это необходимо, т. к. новые информационные и другие высокие технологии могут осваиваться только когнитариатом, поэтому так важно наращивание этого золотого фонда организации:

- формирование организационной культуры ("философия фирмы"), обеспечивающей удовлетворение потребностей высших уровней и лояльность персонала, способствующей достижению результата;

- формирование эффективных коммуникаций;

- обязательное установление долевого участия каждого работающего в общих результатах, предполагающее переход от системы распределения к системе вознаграждения и другие формы гармонизации интересов;

- соучастие (или партнерство), т. е. непосредственное участие в работе групп и каждого члена организации на всех этапах: от выработки миссии организации, постановки целей для группы до личных целей. Основу стратегий вовлеченности персонала сегодня составляют новые подходы к соучастию работников в подготовке и принятии хозяйственных решений на микроуровне;

- отказ от приростного и формирование предпринимательского типа организационного поведения. Это означает развитие интрапренерства, высвобождение творческой предпринимательской активности на внутрифирменном уровне;

- технологизация менеджмента как фактор эффективности управления и инновационное средство мотивации персонала к саморазвитию;

- самоменеджмент руководителя. Умение менеджера дать оценку своим управленческим качествам, результатам работы, выявить ограничения и слабости в своей деятельности, работать над собой в целях поиска резервов и постоянного совершенствования также является важным поведенческим ресурсом повышения эффективности управления [6, c.39].

         Таким образом, на современном этапе развития науки в Украине просматриваются три наиболее интересные тенденции. Первая из них связана с некоторым возвратом к прошлому - осознанием значения материальной, технологической базы современного производства и оказания услуг. Это вызвано не только применением компьютеров в управлении, но и вообще усилением влияния технического прогресса на достижение целей организации, повышением роли производительности и качества для победы в конкуренции. Управленческая мысль снова вступает в период некоторого усиления в ней "технократизма" на новой, более глубокой и здоровой основе.

         Однако параллельно с этим, наблюдается и вторая тенденция, касающаяся уже социальных, поведенческих аспектов, это усиление внимания не только к организационной культуре, но и к различным формам демократизации управления, участия рядовых работников в прибылях, в осуществлении управленческих функций, в собственности.

         Наконец, третья особенность современной управленческой мысли — усиление международного характера управления. Интернационализация управления ставит очень много новых вопросов перед управленческой наукой. Важнейшие из них - что есть общее и особенное в управлении, какие закономерности, формы, методы управления являются универсальными, а какие действуют в диапазоне конкретных условий разных стран, как наилучшим образом выполнять функции управления во внешнеэкономической деятельности, в чем состоят особенности национального стиля в управлении, в организационном поведении, насколько эти особенности важны для достижения желаемых результатов, как иностранцам быстрее приспособиться к национальной местной среде.

      Современный менеджмент вбирает в себя достижения различных подходов, продолжает пополняться новыми знаниями. В 80-е годы в центре внимания оказались проблемы культуры организации. Значение организационной культуры как сильного инструмента управления возросло. Исследования доказали, что главный потенциал прогрессивных изменений заложен в самом человеке, в его сознании и культуре. А культурные стереотипы поведения человека в организации оказывают непосредственное воздействие на конечные результаты производственной деятельности.

       В 90-е годы на первое место вышли разработки по лидерству. С ним организации связывают свои будущие надежды.

        Ряд вопросов ставит перед теорией и практикой управления международный менеджмент, в связи с чем рассматриваются вопросы определения общих (универсальных) и специфических форм и методов управления, приспособления к национальной местной среде и ряд других.

       Основные моменты современной системы взглядов на менеджмент следующие:

1.организация — это открытая система;

2.успех зависит от того, насколько удачно фирма «вписывается» во внешнюю среду и приспосабливается к ее изменениям;

3.фирме должно быть присуще постоянное обновление, приспособление к внешним факторам (главный из них — потребитель);

4.ставка делается на человека самореализующегося. Отсюда необходимость внимания к таким факторам, как организационная культура, различные формы демократизации управления;

5.признание социальной ответственности менеджмента как перед обществом в целом, так и перед отдельными людьми, работающими в организации;

6.ориентация на новую социальную группу — когнитариат, мощь которого основывается на знании и использовании интеллекта, а не мускульной силы.

        Новая система взглядов на управление известна как « тихая управленческая революция», ибо она не разрушает сложившиеся системы и методы менеджмента, а дополняя их, постепенно приспосабливает к новым условиям.

        Представляется, что менеджмент в XXI веке будет развиваться по следующим основным направлениям:

1.       Рациональное сочетание рынка и государственного регулирования.

2.       Широкое использование стратегического планирования и управления в деятельности организаций.

3.       Постоянная корректировка целей организации как реакция на изменения внешней среды.

4.       Достижение стратегических и оперативных целей организации за счет оптимального распределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов по основным направлениям деятельности организации.

5.       Разработка новых методов и приемов управления, позволяющих организации более гибко адаптироваться к изменениям внешней среды.

6.       Резкое повышение уровня квалификации и искусства менеджеров в управлении организацией.

7.       Использование в практике управления оптимальных решений, выбранных на основе тщательного анализа альтернативных вариантов решения проблемы.

8.       Совершенствование структур управления большей децентрализацией функций.

9.       Постоянная забота о повышении квалификации работников организации.

10.    Максимальное использование инноваций, экономико-математических методов, ЭВМ.

11.    Развитие информационных систем, широкое использование глобальных информационных сетей (Интернет и др.)

         12 Привлечение сотрудников к управлению организацией.

 

4. Основные направления социальной ориентации современного менеджмента

         Представленный круг проблем социальной экономики позволяет определить следующие направления деятельности менеджмента в социальной сфере.

1. Борьба с бедностью, социальная поддержка и защита населения:

- актуализация потребительской корзины;

- обеспечение адресной направленности социальной помощи;

- постепенный и взвешенный пересмотр и отмена льгот с введением адекватных компенсационных механизмов для малоимущих и наиболее уязвимых слоев населения;

- социальное обслуживание инвалидов, престарелых граждан и социально уязвимых слоев населения;

- расширение рынка и повышение качества социальных услуг;

- управление развитием жилищно-коммунального хозяйства с учетом социальной защиты малоимущих граждан;

- привлечение инвестиций и повышение эффективности жилищного строительства;

- поэтапное реформирование пенсионной системы на накопитель ной основе с оценкой долгосрочной сбалансированности ресурсов и обязательств системы.

2. Обеспечение здорового образа жизни населения .

- обеспечение устойчивого превышения рождаемости над смертностью, роста продолжительности жизни населения и увеличения его трудоспособного возраста;

- обеспечение государственного санитарно-эпидемиологического надзора, гигиенической и эпидемиологической экспертизы, мониторинга здоровья и среды обитания человека;

- развитие конкурентоспособной фармацевтической промышленности;

- развитие рекреационного, спортивного и туристического бизнеса, пропаганда здорового образа жизни.

3. Развитие экономики знаний:

- инвестиции в развитие человеческого потенциала;

- прогнозирование ожидаемых выгод от вложения капитала в образование и профессиональную подготовку с применением методов прогрессивного дисконтирования.

4. Обеспечение продуктивной занятости и жизни людей за счет трудовых доходов - активная политика на рынках труда путем преобразования статуса безработных в резерв рабочей силы и балансирования спроса и предложения трудовых ресурсов;

- сохранение и создание вакантных рабочих мест (в том числе для инвалидов) за счет обучения и переобучения работников, развития самозанятости, регулирования рабочего времени и миграционных процессов;

- балансирование уровня занятости с повышением эффективности и оплаты труда работника .

         В социальной сфере объектом воздействия занятых в ней работни ков является сам человек — потребитель услуг, работ или продуктов, его физическое здоровье (в системах здравоохранения, физической культуры и спорта), умственные и эстетические возможности (в системах образования, науки, искусства, культуры), а также информация о ходе социальных и трудовых процессов.

          Доля работников умственного труда (научных работников, врачей, преподавателей, творческих работников) в указанных системах достигает 75—80%, тогда как в системах социального обслуживания населения — 15—20%.

         Труд работников интеллектуальной сферы в значительно меньшей степени, чем труд работников материального производства и сферы обслуживания, поддается регламентации и типизации.

Информация о работе Сущность и эволюция менеджмента как научной дисциплины