Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:29, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть сущность и эволюцию менеджмента
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность менеджмента и предпосылки его возникновения;
- изучить эволюцию теоретических взглядов на менеджмент;
Введение.
Тема «Сущность и эволюция менеджмента как научной дисциплины»
1. Сущность менеджмента и предпосылки его возникновения
1.1. Понятие «менеджмент» и его особенности
1.2. Объективные условия возникновения менеджмента
2. Эволюция менеджмента
2.1 Эволюция теоретических взглядов на менеджмент
2.2 Эволюция управления как научная дисциплина.
2.3 Подход к управлению на основе выделения научных школ
3. Современная система взглядов на менеджмент
4. Основные направления социальной ориентации современного менеджмента
Заключение
Список использованной литературы
Принятый в 1973 году в г. Давосе «Манифест о моральном кодексе менеджера» содержит, например, такие важные для исполнения положения:
· «Профессиональной задачей руководства предприятия является служение заказчикам, сотрудникам, инвесторам и обществу и уравновешивание их противоречащих интересов»;
· «Руководство предприятия должно служить заказчикам, стремиться как можно лучше удовлетворять потребности покупателей, а так же к добросовестной конкуренции между предприятиями, которая обеспечивает соразмерные цены, высокое качство и разнообразие продуктов»;
· «Руководство предприятия должно служить сотрудникам, поскольку работающие в свободном обществе только тогда поддерживают руководство, когда оно со своей стороны учитывает их интересы. Руководство должно стремиться к обеспечению рабочих мест, повышению реального дохода и гуманизации труда»;
· «Руководство предприятия должно служить обществу, обеспечить сохранение окружающей среды. Руководство предприятия должно использовать на благо общества имеющиеся знания и средства, обеспечить возможность получения работниками новых знаний и содействовать техническому прогрессу. Оно должно создавать такое положение, при котором предприятие благодаря своей способности уплачивать налоги обеспечивало бы всему обществу возможность выполнения своих задач. Менеджер должен ставить свои знания и опыт на службу обществу»;
· «Выполнение руководством предприятия своих обязанностей по отношению к заказчикам, сотрудникам, инвесторам и обществу можно только в том случае, если существование предприятия поддерживается в течение длительного срока. Для этого необходимы достаточные прибыли. Поэтому прибыль предприятия является необходимым средством, но не конечной целью руководства предприятия».
Ошибки и недобросовестность отдельных представителей нашего бизнеса ложатся пятном на всё украинское предпринимательство, порождают снисходительное, пренебрежительное и подозрительное отношение к нему.
Все социальные ориентации - пустой звук для тех предпринимателей и менеджеров, сознание которых затуманено единственной целью – погоней за максимальной прибылью и которым нет дела ни до чего другого, т.е. социально, интеллектуально и морально ограниченных. Цивилизованное предпринимательство и менеджмент могут быть плодом лишь цивилизованных людей – развитых личностей. Для этого нужно обладать чувством любви к Родине, гражданского долга, верности традициям отцов, подлинной демократичностью, проявлять озабоченность будущим народа и своих наследников и др. Проблема – в психологии предпринимателей и менеджеров. Нельзя не согласиться с мнением, что социальная ответственность предполагает нечто большее, чем трату небольшого количества времени и денег на дела общества. Это особый склад ума, образ мышления, который должен быть принят менеджерами как непременная и естественная часть их профессионального мировоззрения.
Исходным психологическим условием выступает принятие предпринимателем и менеджером социальной ориентированности в число главных ценностей ориентаций своей деятельности, реализация которой обеспечивается достижением удовлетворительного равновесного состояния между прибылью и социальной целесообразностью, а также исключением из своей деятельности всего, что приносит вред людям и общественным интересам.
Было бы не верно надеяться, что большинство предпринимателей и менеджеров, в силу особенностей своей психологии и желания получить прибыль, спокойно отнесутся к убыткам, которые в каком-то объёме нужны при полной реализации своей социальной ответственности. Поэтому важно принять государственные и корпоративные меры, чтобы создать условия, при которых было бы невыгодно быть социально не ответственным.
Заключение
Основными историческими предпосылками менеджмента служат становление рыночного типа хозяйствования, развитие индустриальной организации производства, переход к менеджменту на основе и с помощью времени.
К настоящему времени известны четыре важнейших подхода, которые обеспечили существенное развитие теории и практики управления: с позиций выделения различных школ, процессный, системный, ситуационный.
Подход с позиций выделения различных школ в управлении заключает в себе фактически пять разных подходов. Здесь управление рассматривается с пяти различных точек зрения. Это школы научного менеджмента, административного управления, человеческих отношений, науки о поведении, а также науки управления и количественных методов.
Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.
Системный подход подчеркивает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, ориентированных на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.
Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует большое обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.
Важнейшим признаком цивилизованности предпринимательства и обслуживающего его менеджмента выступает их социальная ориентированность. В широком понимании социальные ориентации - это проявляемое в экономической и менеджерской деятельности постоянное стремление его субъекта (владельца собственности, предпринимателя, менеджера) приносить пользу не одному себе, но и одновременно и наемным работникам, способствовать решению текущих и перспективных задач, которые стоят перед российским обществом и государством, иначе говоря, обеспечивать гармоничное сочетание собственных интересов с общественной полезностью. Предприниматели и менеджеры, достигая своих целей, зависят от окружающих социальных факторов, от их благоприятности для себя, и вместе с тем, желая или не желая этого, влияют на них. Выживание предприятий зависит от сбалансированности взаимодействия с окружающей средой, другими организациями, людьми, нормами, от решения вопросов взаимовыгодности существования и деятельности друг перед другом.
Социально-психологическое направление менеджмента -- это прерогатива менеджеров всех уровней. На низовом уровне и среднем уровнях управления усилия менеджеров направлены на создание дружественных производственных отношений между коллективом и отдельными работниками, при которых их способности могли бы полно реализоваться. На высшем уровне управления социально-психологическую функцию осуществляет ряд лиц, использующих власть, авторитет, социальное положение для регулирования отношений между руководителями и подчиненными. Социально-психологическое направление базируется также на уровне развития социальных отношений в обществе (уровень образования, культура, традиции, обычаи).
Литература
1.Гончаров В.И. Менеджмент: Учебное пособие. – Мн.: Мисанта, 2003.
2.Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. – 5-е изд.: Новое знание, 2004.
3.Кузнецов Ю.В. Подлесных В.И. Основы менеджмента. – Изд. ОЛБИС, 2003.
4.Ямпольская Д.О. Зонис М.М. Менеджмент. – М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2003.
5. Основы менеджмента. Учебное пособие. Четвертое изд. - Дашков и . Москва 2003.
6.Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://referat.ru
7. Майкл Мескон и др., «Основы менеджмента», - М., 1995 г.
8. Тейлор Фредерик Уинслоу, «Менеджмент», - М., 1992 г.
9.Герчикова Г.Н. «Менеджмент», - М., 1995.
10.Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2006.
11
Информация о работе Сущность и эволюция менеджмента как научной дисциплины