Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 15:22, курсовая работа
Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.
Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.
Менеджмент - управление в условиях рынка, рыночной экономики означает:
• ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль;
• постоянное стремление к
повышению эффективности
• хозяйственную
• постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка;
• выявление конечного результата деятельности фирмы или ее хозяйственно самостоятельных подразделений на рынке в процессе обмена;
• необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений.
Термины "менеджмент", "менеджер" прочно вошли в наш словарный обиход, заменив прежние "управление", "управленческая деятельность", "руководитель", "директор".
Термин "менеджмент" по сути является аналогом термина "управление", его синонимом, однако не в полной мере. Термин "управление" намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности (например, управление автомобилем); к разным сферам деятельности (управление в неживой природе, в биологических системах, управление государством); к органам управления (подразделениям в государственных и общественных организациях, а также на предприятиях и в объединениях).
Термин "менеджмент" применяется
лишь к управлению социально-экономическими
процессами на уровне фирмы, действующей
в рыночных условиях, хотя в последнее
время его стали применять
в США и в отношении
Термин "менеджмент" (management)1 американского происхождения и не переводится на другой язык дословно. В англоязычных странах он употребляется довольно свободно и в различных значениях, но всегда применительно к управлению хозяйственной деятельностью, тогда как для других значений используются другие слова. Например, для обозначения управления в неживой природе употребляется термин "control"; для государственного или общественного управления -"government administration" или "public administration". Иногда к слову "management" добавляется слово "business" (business management), что подчеркивает его принадлежность к хозяйственной сфере деятельности. Мы в дальнейшем будем применять термин "управление" в том же значении, что и "менеджмент".
Рассматривая суть понятия "менеджмент", важно уточнить некоторые входящие в его определение положения.
Менеджмент как
самостоятельный вид
Термин "менеджер" обозначает
принадлежность конкретного лица к
профессиональной деятельности в качестве
управляющего фирмы независимо от уровня
управления, а также от профессиональной
подготовки и практического опыта
работы. Профессиональный менеджмент
как самостоятельный вид
Возросшие требования к управлению
обусловлены увеличением
Под хозяйственной деятельностью в определении менеджмента понимается деятельность фирмы:
• в любой отрасли экономики: промышленности, торговле, строительстве, транспорте, банковском деле, страховом деле и др.;
• в любой сфере деятельности
фирмы: НИОКР, производство, сбыт, финансы,
если она направлена на получение
прибыли как конечного
Таким образом, "менеджмент" относится только к тем категориям фирм или предприятий, которые осуществляют свою деятельность в целях получения прибыли (предпринимательского дохода) независимо от характера такой деятельности. Менеджмент охватывает не только деятельность промышленных фирм, но также и банков, страховых обществ, туристических агентств,, гостиниц, транспортных компаний и других хозяйственных единиц, выступающих на рынке как самостоятельные экономические субъекты.
Содержанием хозяйственной
деятельности фирмы является обеспечение
процесса производства всеми необходимыми
ресурсами и организация
Хозяйственная деятельность
фирмы требует такого стиля работы,
в основе которого лежит постоянный
поиск новых возможностей, умение
привлекать и использовать для решения
поставленных задач ресурсы из самых
разнообразных источников, добиваясь
повышения эффективности
Изменения в содержании хозяйственной деятельности фирмы связаны прежде всего с изменениями в характере собственности и с процессами "делегирования" (предоставления) права собственности многочисленным индивидуальным собственникам или коллективам собственников.
Определение целей деятельности фирмы на ближайшую и дальнюю перспективы (management by objectives) - это главное в менеджменте. Управление путем постановки целей осуществляется с учетом оценки потенциальных возможностей фирмы и ее обеспеченности соответствующими ресурсами. Различают цели общие и специфические.* Общие цели отражают концепцию развития фирмы в целом, специфические разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности фирмы.
Рациональное использование материальных и трудовых ресурсов предполагает достижение целей при минимуме затрат и максимуме эффективности, что осуществляется в процессе управления, когда группа сотрудничающих людей (работников фирмы) направляет свои действия на достижение общих целей на основе соответствующей мотивации их труда.
Менеджмент имеет свой собственный экономический механизм, который направлен на решение конкретных проблем взаимодействия в реализации социально-экономических, технологических, социально-психологических задач, возникающих в процессе хозяйственной деятельности. Экономический механизм менеджмента объективно обусловлен осуществлением хозяйственной деятельности фирмы в рыночных условиях, когда результаты управленческой и хозяйственной деятельности получают оценку на рынке в процессе обмена.
Экономический механизм менеджмента состоит из трех блоков: внутрифирменное управление; управление производством; управление персоналом.
Принципиальная схема
Принципы |
Функции |
Экономические методы |
Централизация |
Маркетинг |
Коммерческий расчет |
Децентрализация |
Планирование |
Внутрифирменный расчет |
Сочетание централизации и |
Организация |
Цены и механизм ценообразования |
Ориентация на долгосрочные цели развития |
Контроль |
|
Демократизация: участие работников в высшем звене управления |
Мотивация |
|
Принципиальная схема
Инновационный менеджмент |
Регулирование и обеспечение процесса производства |
Обеспечение сбыта |
Организационные структуры управления развитием производства |
Проведение НИОКР |
Планирование процесса производства, разработка ассортиментной политики |
Разработка сбытовой политики |
Функциональная |
Научно-техническая политика |
Повышение качества и конкурентоспособности продукции |
|
Матричная структура |
Разработка и внедрение новой продукции |
Технологическое обеспечение |
Выбор каналов и методов сбыта |
Линейно -функциональная |
Организация научно-технической |
Обеспечение производства материально-техническими
ресурсами Повышение |
Организация сбыта |
Проблемно-целевое управление Программно-целевое управление |
Принципиальная схема управления персоналом
Разработка и проведение кадровой политики |
Оплата и стимулирование труда |
Групповое управление, взаимоотношения в коллективе и с профсоюзами |
Социально-психологические |
Принципы подбора и
Условия найма и увольнения
Обучение и повышение
Оценка персонала и его |
Формы оплаты труда
Пути повышения Поощрительные системы оплаты труда
|
Вовлечение работников в управление на низовом уровне Рабочие бригады и их функции
Взаимоотношения в коллективе
Взаимоотношения с профсоюзами |
Мотивация труда работников и творческая инициатива Организационная культура фирмы
Влияние управления персоналом на деятельность фирмы и ее организацию
|
1 Здесь и далее терминология в скобках дается па английском языке.