Сущность менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 00:55, контрольная работа

Краткое описание

Менеджмент как искусство управления базируется на том, что организации — это сложные социально-технические системы, на которые воздействуют многочисленные и разнообразные факторы как внешней, так и внутренней среды. Поэтому управление является и искусством, которому можно научиться через опыт и которым в совершенстве овладевают только люди, имеющие к этому талант. Управляющие должны учиться на опыте и соответственно модифицировать последующую практику с учетом выводов теории. Такой подход позволяет соединить науку и искусство управления в единый процесс, требующий не только постоянного пополнения научных знаний, но и развития личностных качеств менеджеров, их способностей применять знания в практической работе.

Оглавление

Сущность менеджмента 1
Заключение 1
Практическое задание 1
Список литературы 1

Файлы: 1 файл

готовая контрольная.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации 

ГОУ «Санкт-Петербургский  государственный политехнический  университет»

Чебоксарский  институт экономики и менеджмента (филиал)

Кафедра экономики, менеджмента и маркетинга

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

 

 

 

по курсу: «Менеджмент»

 

 

Вариант № 11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                           Выполнила студентка 2 курса з/о

                                                                   специальности 080502-51(4)  

                                                                    Потапова Е.В.

                                                                    Научный руководитель: Столяров О.Н.

                                 ст. преподаватель                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

Чебоксары – 2011

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сущность менеджмента

 

Английское слово «менеджмент» происходит от корня латинского слова «манус» — рука; первоначально оно относилось к сфере управления животными и означало искусство управлять лошадьми. Позже это слово перенеслось в сферу человеческой деятельности и стало обозначать область науки и практики управления людьми и организациями.

В современной теории и практике под менеджментом понимается процесс руководства (управления), отдельным работником, рабочей группой и организацией в целом. Практически все известные зарубежные энциклопедии трактуют понятие «менеджмент» как процесс достижения цели организации руками других людей. Субъектом данного процесса является менеджер.

Менеджмент: наука или  искусство управления?

Менеджмент как наука направляет свои усилия на объяснение природы управленческого труда, установление связей между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается и более полезным, и более эффективным, В определении менеджмента как науки подчеркивается важность упорядоченных знаний об управлении. Они позволяют не только своевременно и качественно управлять текущими делами, но и прогнозировать развитие событий, и в соответствии с этим разрабатывать стратегию и политику организаций. Поэтому наука управления разрабатывает свою теорию, содержанием которой являются законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей и процессов управления.

Менеджмент как искусство управления базируется на том, что организации — это сложные социально-технические системы, на которые воздействуют многочисленные и разнообразные факторы как внешней, так и внутренней среды. Поэтому управление является и искусством, которому можно научиться через опыт и которым в совершенстве овладевают только люди, имеющие к этому талант. Управляющие должны учиться на опыте и соответственно модифицировать последующую практику с учетом выводов теории. Такой подход позволяет соединить науку и искусство управления в единый процесс, требующий не только постоянного пополнения научных знаний, но и развития личностных качеств менеджеров, их способностей применять знания в практической работе.

В последнее время термины «менеджмент», «менеджер» прочно вошли в наш  обиходный словарь, заменив прежние  «управление», «управленческая деятельность», «директор», «руководитель».

Управление как самостоятельная  система претерпела ряд изменений, связанных с развитием общества. Как только доисторические люди стали  жить организованными группами, у  них появилась необходимость  управления в, как минимум, трех сферах человеческой деятельности:

1) оборонительная; 2) политическая; 3) экономическая.

На первом этапе, когда  группы были незначительные, управление осуществлялось одним человеком. По мере разрастания и усложнения функций, появилась необходимость разделения труда и дифференциация функций.

Менеджмент – специфический вид деятельности, который занимается управлением.

Управление – осознанная целенаправленная деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает  и подчиняет своим интересам элементы внешней среды: общества, живой и неживой природы.

Сущность менеджмента – управлять всем: производством, финансами, кадрами, ресурсами для упорядочения системы управления, от исходной ситуации – к улучшению результатов.

Элементы, на которые  направлена управленческая деятельность, образуют объект управления, направитель управленческой деятельности называется субъектом управления, им может быть отдельный человек или группа людей.

Слово менеджмент происходит от английского to manage – управлять. Поэтому, по сути, менеджмент является синонимом управления, но не в полной мере. Термин «управление» намного шире, так как применяется к разным видам человеческой деятельности. Это процесс воздействия на объект с целью приведения его в надлежащее состояние, объектом управления может быть все, что угодно, в то время как менеджмент имеет конкретный объект – систему хозяйства страны.

Если немного раскрыть определение  “менеджмента”, то мы увидим, что в  него входит:

    • изучение рынка (спроса, потребления), т. е. маркетинг и прогнозирование;
    • производство продукции с минимальными затратами и реализация ее с максимальной прибылью;
    • управление персоналом, следовательно, знание социологии, психологии, а также анализ информации и разработка программ для достижения поставленной цели.

Менеджмент - воздействие одного лица или группы лиц на другие лица для побуждения действий, соответствующих достижению поставленных целей при принятии на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия (рис.1).

 

Рис 1.Кольцо управления

 

 

Управление включает три аспекта:

- «кто» управляет «кем»  (институциональный аспект);

- «как» осуществляется управление и «как» оно влияет на управляемых (функциональный аспект);

- «чем» осуществляется  управление (инструментальный аспект).

Пожалуй, центральным моментом роли менеджера в управлении является понимание им своей общей компетенции. Ясно, что общая компетенция менеджера не может представлять из себя простую сумму частных компетенций сотрудников. Однако эти компетенции, безусловно связаны друг с другом. Менеджер должен обладать той суммой знаний из частных компетенций, которая позволяет принимать ему оперативные и стратегические решения, т.е. знать основы взаимозависимости частных компетенций, их значимость в бизнес-процессе, ключевые ресурсные ограничения и риски, связанные с ними.

В деятельности любого предприятия  следует выделить цели и ограничения, они выполняющие следующие основные задачи в управлении:

- сопоставление существующего состояния с желаемым («Где мы?» и «Куда идем?»);

- формирование руководящих требований к действиям («Что надо сделать?»);

- критериев принятия  решений («Какой путь лучший?»);

- инструментов контроля («Куда мы в действительности пришли и что из этого следует?» (рис.2).

Рис.2. Сущность менеджмента

Основные принципы менеджмента:

  • Принципы управления организацией определяют требования к системе, структуре и организации процесса управления. Т. е. управление организацией осуществляется посредствам основных исходных положений и правил, которыми руководствуются менеджеры всех уровней. Таким образом, принципы управления можно представить как основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций.
  • Все принципы менеджмента можно сгруппировать в 2 группы: общие и частные. К общим принципам управления относятся: принцип применимости, принцип системности, принцип многофункциональности, принцип интеграции, принцип ориентации, принцип ответственности.

Основными частными принципами являются:

Принцип научной обоснованности управления – научное предвидение, планирование во времени социально-экономического преобразования организации.

Принцип плавности –  заключается в установлении основных направлений и пропорций развития организации в перспективе.

Принцип сочетания прав, обязанности и ответственности – каждый подчиненный должен выполнять возложенные на него задачи и периодически отчитываться за их выполнение.

Принцип частной автономии  и свободы – все инициативы исходят из действующих экономических  субъектов, выполняющих управленческие функции по своему желанию в рамках действующего законодательства.

Принцип иерархичности  и обратной связи – создание многоступенчатой структуры управления, при которой  первичные звенья управляются своими же органами, находятся под контролем  органов руководства следующего уровня.

Принцип мотивации –  чем тщательнее менеджеры осуществляют систему поощрении и наказании, рассматривает ее с учетом непредвиденных обстоятельств, тем эффективнее  будет программа мотивации.

Принцип государственной  законности системы менеджмента – организационно-правовая форма фирмы должна отвечать требованиям государственного законодательства.

Принцип органической целостности  объекта и субъекта управления –  управление как процесс воздействия  субъекта управления на объект управления.

Принцип устойчивости и  мобильности системы управления – предполагает, что при изменении  внешней и внутренней среды организации  система менеджмента не должна претерпевать коренных изменен.

Функции менеджмента  – специфические действия руководителя в системе управления.

Функции менеджмента  классифицируются по двум группам:

1) общие, те, которые  выполняются всеми руководителями, не зависимо от сферы деятельности  и масштабов организации; 

2) специфические, которые выполняются  руководителем в зависимости  от конкретной ситуации и используемых методов управления.

Общие функции управления рассматриваются  в теории Анри Файоля, где деятельность руководителя разделена на 5 функций:

1. Планирование – разработка последовательности действий, направленных на выполнение цели: стратегическое (плановые задания на длительный период времени и как правило включает прогнозные действия) и тактическое (детализация стратегического плана на краткосрочный период выполнения действий).

2. Организация – создание структуры подразделений, которые будут выполнять плановые задания). При организации выполнения действий необходимо уделить внимание персоналу, который будет задействован в выполнении действий. Персонал должен быть снабжен средствами и инструментами, необходимыми для выполнения действий.

3. Мотивация - связана с процессом побуждения себя и других людей к деятельности через формирование мотивов поведения для достижения личных целей организации. Стимулирование - это функция, связанная с процессом активации деятельности людей и трудовых коллективов, обеспечивает работников в повышении результатов своего труда. Эта функция используется для морального и материального поощрения работников. Кроме того, эта функция обеспечивает заинтересованность в достижении высокой эффективности работы всего предприятия.

4. Координация (руководство) – выполняется руководителем при выполнении исполнителями плановых, установленных заданий. Координировать деятельность своих подчиненных необходимо с учетом изменений внешней среды, а также с учетом возможностей предприятия заниматься инновационной деятельностью. Вовремя введенные изменения в плановые задания и инновационную деятельность является гарантом успеха.

5. Контроль - это системное наблюдение за выполнением планов, заданий и результатами хозяйственной деятельности. Учет и контроль необходимы для управления плановой, финансовой, производственной и трудовой дисциплины на предприятии. Контроль объединяет все виды управленческой деятельности, связанные с формированием информации о состоянии и функционировании объекта управления (учет), изучения информации о процессах и результатах деятельности (анализ), работой по диагностике и оценке процессов развития и достижения поставленных целей.

Основная функция менеджмента  – это умение достигать поставленных целей. В мелких фирмах эту роль выполняет сам директор, а в крупных – менеджер (организатор, управляющий, руководитель). С одной стороны, в связи с многоуровневой системой управления директор не может довести свои решения сам и контролировать их выполнение на более низких ступенях, к тому же, у него много других дел, более глобальных задач и проблем. С другой стороны, профессиональный менеджер решит многие проблемы зачастую лучше директора. Так что менеджер порой является важнейшим человеком на фирме.

В современном понимании менеджер – это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы.

Термин “менеджер” имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно к:

Информация о работе Сущность менеджмента