Сущность менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 00:55, контрольная работа

Краткое описание

Менеджмент как искусство управления базируется на том, что организации — это сложные социально-технические системы, на которые воздействуют многочисленные и разнообразные факторы как внешней, так и внутренней среды. Поэтому управление является и искусством, которому можно научиться через опыт и которым в совершенстве овладевают только люди, имеющие к этому талант. Управляющие должны учиться на опыте и соответственно модифицировать последующую практику с учетом выводов теории. Такой подход позволяет соединить науку и искусство управления в единый процесс, требующий не только постоянного пополнения научных знаний, но и развития личностных качеств менеджеров, их способностей применять знания в практической работе.

Оглавление

Сущность менеджмента 1
Заключение 1
Практическое задание 1
Список литературы 1

Файлы: 1 файл

готовая контрольная.doc

— 109.50 Кб (Скачать)
    • организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп;
    • руководителю предприятия в целом или его подразделений  (управлений, отделений, отделов);
    • руководителю по отношению к подчиненным;
    • администратору любого уровня управления, организующего работу, руководствуясь современными методами и др.

К менеджеру любого уровня предъявляются  высокие требования. Это понятие  прошло большую эволюцию в процессе развития экономического строя общества.

Первый тип менеджера, который появился на предприятии, был диктаторский тип, позднее ему на смену пришел менеджер-патерналист. Он как бы играл роль главы семьи, относился к рабочим по-отечески, что очень положительно сказывалось на росте производительности труда. Но постепенно патерналист начал утрачивать свои позиции.

На смену ему пришел менеджер-маклер. В годы кризиса фирмам были нужны  оборотистые люди, умеющие сбывать  продукцию и тем самым двигать  производство. Такие люди становились  во главе как мелких, так и крупных предприятий. Работа данного типа менеджеров во многом напоминала работу дипломатов. Руководящим началом здесь выступал принцип: «Делай все возможное, чтобы смягчить недовольство рабочих».

Далее появился новый тип менеджер-организатор. Этому способствовали два обстоятельства. Во-первых, разросшиеся капиталистические предприятия сделали невозможным единоличное управление производством. Чтобы принимать решения, менеджеру стало требоваться мнение довольно большого круга лиц. В обиход вошли управленческие советы. Во-вторых, новые условия привели к тому, что во главе становился не основатель производства или один из его наследников, а избранный советом директор-управляющий. Держателями акций и руководителями производства оказались разные люди. Менеджеры расширили функции по работе с людьми. Они стали общаться не только с работниками производства, но и с лидерами разнообразных общественно-политических организаций. Успех менеджера стал зависеть от умелого осуществления целого пакета различных социальных функций.

В настоящее время менеджер выступает  в системе общественного производства как:

а) управляющий;

б) дипломат;

в) лидер;

г) воспитатель;

д) инноватор;

е) человеческое существо.

Менеджер-управляющий

Эта функция считается традиционной, изначально присущей менеджеру. Менеджер-управляющий, как считают, должен быть честным, верным своему слову, правдивым и бескорыстным. Он должен иметь высокую профессиональную подготовку, владеть навыками делового общения, обладать мастерством оратора, консультанта, педагога и психолога.

От него также требуется:

    • наличие общих знаний в области управления предприятием;
    • компетентность в вопросе технологии производства в той отрасли производства, к которой относится фирма по виду и характеру своей деятельности;
    • владение не только навыками администрирования, но и предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах применения;
    • принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками и распределение участия каждого в их исполнении.

Менеджер-дипломат

Среди серии менеджерских умений и  навыков наиболее важны те, которые  связаны с процедурами переговоров. Сегодня менеджеры среднего и  высшего звена тратят свое рабочее время в основном на установление и развитие человеческих контактов, углубление деловых связей, заключение сделок, разрешение споров, улаживание отношений с властями.

Менеджер-лидер

Современный менеджер осуществляет не только менеджерские функции, но и лидерские. Американские теоретики менеджмента уже давно провозгласили лозунг — «Каждый менеджер должен быть лидером!» Функции менеджера и функции лидера далеко не идентичны. Когда у нас говорят о менеджерских функциях, то часто подразумевают лишь совокупность профессиональных действий, необходимых для поддержания деятельности материальной подсистемы бизнеса (ресурсы, процедуры производства, технологические процессы). Это у нас от прошлого. Здесь как-то затеняется проявление другой, человеческой, подсистемы бизнеса - главного объекта управления. А чтобы эффективно справиться с этой задачей, нужно быть способным вести за собою людей - быть лидером. В современном понимании лидерские функции складываются из двух компонентов — профессионально-технократических и эмоционально-личностных.

Менеджер-воспитатель

По мере усложнения производственных процессов, возрастают требования к  персоналу. С одной стороны появляется потребность в повышенной технологической  эрудиции работников, а с другой — в совершенствовании их нравственных сторон жизнедеятельности. Усложнившаяся техника и технология диктует необходимость постоянного профессионального обучения специалистов, это не вызывает сомнения. Это очевидно и мы, не задумываясь, тратим на это немалые ресурсы и средства. А вот по поводу нравственной стороны совершенствования персонала мы проявляем замедленную реакцию. И платим за это издержками производства. Между тем степень воспитанности, высокая нравственность работников является решающим условием перемещения пика экономического прогресса из региона в регион.

Менеджер, претендующий на успех, обязан сделать для себя надлежащий вывод: этическое, эмоциональное воспитание работников — существенная сторона  всех менеджерских функций.

Менеджер-инноватор

Производительность труда гораздо проще повысить на базе новой техники и технологий, чем постоянно ремонтировать старое оборудование.

В условиях третьей волны научно-технического прогресса, которую называют информационной (первая волна связана с введением сельскохозяйственной культуры, вторая — с промышленным переворотом) одной из главнейших сторон менеджерских функций является деятельность по инновациям. В условиях бурного процесса НТР тот, кто проявляет медлительность в отношении инноваций, незамедлительно отбрасывается в хвост прогресса.

Менеджер - человеческое существо

Менеджер не машина, которая работает от внешних источников энергии. Менеджер - человек, ничто человеческое ему  не чуждо. У каждого менеджера  есть свой характер, спаянный из совокупности поведенческих черт. Однако далеко не каждая черта характера способствует осуществлению менеджерских функций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Менеджмент – это  деятельность, направленная на эффективное  и производительное использование  организационных ресурсов, обеспечивающая достижение целей организации, рост эффективности и производительности.

Качество менеджмента  в организации влияет на общественную эффективность - повышает ее или, напротив, снижает и, в конечном счете, характеризует  использование ресурсов страны. Неэффективный менеджмент приводит к расточительству в потреблении имеющихся ресурсов, что особенно недопустимо по отношению к человеческим ресурсам. Поэтому так важно добиваться достижения высоких результатов деятельности менеджеров во всех организациях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическое  задание

 

Менеджеры могут проанализировать свою деятельность при  помощи следующего опросника:

Где я черпаю информацию? Какую информацию я распространяю  внутри своего организационного подразделения? Находятся ли у меня в равновесии деятельность и накопление информации? Каких изменений я могу требовать от своей организации? Достаточно ли я информирован, чтобы иметь возможность оценивать предложения своих сотрудников? Каким я вижу будущее направление работы своей организации? Как реагируют подчиненные на стиль моего руководства? Какие внешние связи я поддерживаю? Распределяю ли я рабочее время в соответствии с определенной системой или же реагирую на требования настоящего момента? Взваливаю ли я на себя слишком много работы? Не действую ли я слишком поверхностно? Не направлена ли моя активность на решение поверхностных проблем? Соразмерно ли я использую в своей деятельности различные средства? Как я сочетаю свои личные права и обязанности?

 

Попытайтесь, благодаря совокупной собственной деятельности, определить следующее:

1. Что  вам удается в  менеджменте, что  нет и почему?

2. В  чем вы видите  дополнительные резервы  для повышения  эффективности своей  деятельности?

 

  1. Я работаю инструктором в закрытом плавательном бассейне в ФСК.

Сфера моей деятельности далека от сферы управления, поэтому  я не могу дать конкретный ответ  на вопрос. В качестве менеджера мне удаётся налаживать дружеские отношения с коллегами, решать проблемы, касающиеся моей деятельности, организовывать и проводить различного рода мероприятия. Но я думаю, что, остановив свой выбор именно на профессии менеджера, я не только укреплю имеющиеся качества характера, но и буду развивать новые, необходимые для данной профессии, а также получу знания, навыки и новые возможности.

Профессия менеджера  требует от специалиста умения управлять, прежде всего, собой. Ведь как может  человек руководить другими людьми, целой организацией, если он не может  управлять даже собой?

Самоуправление занимает важное место в жизни человека. Ведь последовательное и целенаправленное использование испытанных методов работы в повседневной практике помогает оптимально и со смыслом использовать свое время. Максимально использовать собственные возможности, сознательно управлять течением своей жизни и преодолевать внешние обстоятельства, как на работе, так и в личной жизни, - вот к чему должен стремиться каждый человек, а тем более менеджер, руководитель.

В процессе изучения вопроса, я поняла, что не зря выбрала эту специальность. Думаю, у меня есть все шансы стать хорошим менеджером. По крайней мере, многие качества, необходимые для этого, у меня есть. Главное – развивать их в себе. Каких-то качеств, конечно, не достает, но зато теперь я знаю, над, чем нужно работать, что развивать в себе. Так, например, раньше я и не задумывалась о том, организованный ли я человек. Но, посмотрев на себя со стороны, поняла, что в этом направлении мне надо еще много работать. Да и вообще работать над собой нужно всегда и всем, так как даже самый безупречный со стороны человек может найти то, чего ему еще не достает, к чему нужно стремиться. Ведь не зря же говорят, что «нет предела совершенству». Я согласна с этим высказыванием, так как «совершенство» само по себе есть нечто недосягаемое. Но стремиться к нему каждый человек не только может, но и должен. Мы всегда должны стараться измениться в лучшую сторону, развивать в себе качества, как деловые, так и личные, которые помогут нам добиться новых успехов в своей деятельности. Мы постоянно должны пытаться «вырасти», как в глазах окружающих, так и в своих собственных. И здесь дело не в неоправданном чувстве превосходства. Я считаю, что стараться быть лучше, самосовершенствоваться – нормальное желание любого уважающего себя человека.

 

2. Дополнительные резервы для повышения эффективности своей деятельности я вижу в:

-   оказание более широкой системы дополнительных услуг;

- размещение собственного сайта  в Интернете, где представлен  прейскурант цен и полная информация об услугах;

-  разработка оздоровительных программ «Спорт для всех», которая учитывает не только возможности обеспеченных людей, но и детей, подростков, пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных граждан, применяя гибкую финансовую политику.

-   привлечение  и заключение  договоров с организациями и  предприятиями для посещения ФСК.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Акопов В. С., Бакштанский В. Л., Магазанник В. Д. Менеджмент жизни и предпринимательство// Акопов В. С., Бакштанский В. Л., Магазанник В. Д. Менеджмент в России и за рубежом. – 2004. – № 3.
  2. Ванюрихин Г.И. Творчество в менеджменте./ Ванюрихин Г.И., Вестник Международного Университета. Серия "Менеджмент". - М., 2004. - Вып. 3.
  3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник/ Виханский О.С., Наумов А.И. - М.: Гардарика, 2004. – 200с.
  4. Гительман Л.Д. Преобразующий менеджмент. Лидерам реорганизации и консультантам по управлению. Учебное пособие./ Гительман Л.Д. - М.: Дело, 2002. – 130с.
  5. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления. Руководство для высшего управленческого состава./ Гончаров В.В., - М.: МНИИПУ, 2001. – 150с.
  6. Рубин А. В. Российский менеджмент сегодня/ Рубин А. В., Менеджмент в России и за рубежом. – 2004. – № 8.
  7. Коротков Э.М. Концепция менеджмента. Учебное пособие./ Коротков Э.М. - М.: Дека, 1997г. – 160с.

 

 

 

 




Информация о работе Сущность менеджмента