Эволюция менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 16:56, реферат

Краткое описание

Древние философы полагали, что причиной бедственного положения общества, как правило, является отсутствие должного управления. Вопрос о природе и принципах эффективного управления занимал многих великих мыслителей, а основы управления как процесса, возникающего из-за возникновения целей, достижение которых требовало совместных усилий людей, были заложены еще в античности.

Файлы: 1 файл

Эволюция менеджмента.docx

— 30.84 Кб (Скачать)

Эволюция  менеджмента.

 

  1. Условия и предпосылки зарождения менеджмента.

Древние философы полагали, что причиной бедственного положения  общества, как правило, является отсутствие должного управления. Вопрос о природе  и принципах эффективного управления занимал многих великих мыслителей, а основы управления как процесса, возникающего из-за возникновения целей, достижение которых требовало совместных усилий людей, были заложены еще в  античности.

Платон, например, рассматривал управление как науку об общем  питании людей и доказывал, что  управление является важным элементом  системы жизнеобеспечения общества. Мудрое управление, полагал он, должно основываться на всеобщих и разумных законах. Однако законы сами по себе слишком  абстрактны и догматичны для того, чтобы на их основе можно было бы отыскать правильное решение в каждой конкретной ситуации. А на практике управление обществом есть своего рода искусство и поэтому целесообразней будет принадлежность полномочий не законам, а некоему политику, владеющему искусством управления общественными  делами на основах разума, способного к правильному пониманию и  применению этих законов.

Аристотель заложил основы учения о домохозяйстве (прообраз современной  экономической теории), которым указывал на необходимость разработки "господской науки", обучающей рабовладельцев навыкам обращения с рабами, искусству  управления ими. Впрочем, замечал Аристотель, дело это довольно хлопотное, а поэтому  у тех, кто имеет возможность  избежать таких хлопот, управляющий  берет на себя такую обязанность, сами же они занимаются политикой  или философией.

Эпоха рабовладения в целом  характеризовалась преобладанием  методов прямого принуждения, насилия  и страха наказания в качестве главных средств побуждения к  труду. В дальнейшем, с развитием  общественного производства, принудительный труд стал неэффективным, и заменившая его система наемного труда зарождавшейся  буржуазной эпохи основывалась на принципиально  ином механизме социального принуждения, широко использующем материальное стимулирование работников и экономические рычаги в управлении трудом.

С накоплением собственности, с усложнением технического строения капитала владельцы производства стали  передавать часть своих полномочий по управлению персоналом высококвалифицированным  наемным служащим - менеджерам. Как  профессионалы в сфере организации  и управления социально-экономическими процессами, менеджеры выступают  исполнителями, проводниками воли капиталиста  на предприятии.

Возникновение и совершенствование  рыночной экономики вызвало к  жизни потребность в творческих управляющих, которые лучше информированы  о том, как наилучшим образом  управлять организациями. В современных  условиях конкурентной, изменчивой среды  менеджеры являются носителями знаний о том, как лучше использовать ресурсы предприятия.

Наряду с эволюционным развитием теории и практики управления на протяжении истории человечества можно выделить и определенные "скачки" или "управленческие революции", которые резко продвигали вперед управленческие отношения. Первой управленческой революцией принято считать зарождение письменности в древнем Шумере и  образование особой касты "жрецов-коммерсантов", связанных с торговыми операциями.

За этой религиозно-коммерческой революцией последовали и другие. Вторую управленческую революцию относят  к 1760 г. до н.э. и связывают с деятельностью  вавилонского царя Хаммурапи, издавшего  свод законов управления государством для регулирования отношений  между различными социальными группами. Третью управленческую революцию относят  к временам правления вавилонского царя Навуходоносора II (VII в. до н.э.) и  связывают с соединением государственных  методов управления с контролем  за деятельностью в сфере производства и строительства. Следующий этап развития управления связан с возникновением и распространением христианства, которое, признав труд делом необходимым  и угодным Богу, изменило отношение  к труду и способствовало распространению  инноваций через монастыри. Четвертая  управленческая революция в менеджменте  практически совпадает с великой  индустриальной революцией XVIII - XIX веков, которая стимулировала развитие европейского капитализма. Индустриальная революция оказала гораздо более  существенное влияние на теорию и  практику управления, чем все предыдущие революции.

По мере того как индустрия  перерастала границы вначале  мануфактуры (ручной фабрики), а затем  старой фабричной системы (ранней машинной фабрики XIX века), и созревала современная  система акционерного капитала, владельцы  все более удалялись от занятия  бизнесом как экономической деятельностью, нацеленной на извлечение прибыли. Руководитель собственник, т.е. капиталист, постепенно был заменен сотнями акционеров, т.е. совместных владельцев капитала. Вместо единственного руководителя-собственника - несколько наемных менеджеров-несобственников.

Новая система собственности  ускорила развитие промышленности. Она  привела к отделению управления от производства и капитала, а затем  к превращению администрации  и менеджмента в самостоятельную  экономическую силу.

Очередная трансформация  управления произошла в конце XIX - начале XX века. Этот период характеризовался концентрацией производства, применением  дорогостоящего оборудования, осуществлением сложнейших технологических процессов, основанных на последних достижениях научно-технического прогресса. На предприятиях - гигантах были заняты тысячи и десятки тысяч рабочих и инженеров. При этом среди рабочих становилось все больше образованных и грамотных людей, которые начинали осознавать себя как личности и стали понимать свою роль в производстве и собственные возможности. В этих условиях возникла необходимость в коренном изменении управления производством, т.е. в создание научного менеджмента.

Эволюция менеджмента - процесс его изменения, исторического развития и оформления в систематизированную научную дисциплину.

Первый взрыв интереса к управлению был отмечен в 1911 г. Именно тогда Фредерик У. Тейлор опубликовал  свою книгу " Принципы научного управления", традиционно считающуюся началом  признания управления наукой и самостоятельной  областью исследования. Естественно, понимание  того, что организацией можно управлять  научно, чтобы более эффективно достигать  поставленных целей, не возникло в один момент. Эта концепция развивалась  в течение длительного периода  времени, начиная с середины XIX в. до 20-х г. XX в. Первоначально интерес  к управлению подстегнула начавшаяся в Англии промышленная революция. Но идея того, что управление само может  внести существенный вклад в развитие и успех организации, впервые  зародилась в Америке.

Развитие управления как  научной дисциплины не представляло собой серию последовательных шагов  вперед. Скорее это было несколько  подходов, которые часто совпадали. Объекты управления - это техника  и люди. Успехи в теории управления всегда зависели от успехов в других, связанных с управлением областях, таких как математика, инженерные науки, психология, социология и антропология. По мере того как развивались эти  области знаний, исследователи в  области управления узнавали все  больше о факторах, влияющих на успех  организации. Эти знания помогали специалистам понять, почему некоторые более ранние теории иногда не выдерживали проверки практикой, и находить новые подходы  к управлению.

По мере того как в мире происходили перемены, все более  частыми и значимыми становились  научно - технические нововведения, правительства начали все более  решительно определяться в своем  отношение к бизнесу. Эти и  другие факторы заставили представителей управленческой мысли глубже осознать существование внешних по отношению  к организации сил и приступить к разработке новых подходов.

 

  1. Школа научного управления.

Школа научного менеджмента (1885-1920) наиболее тесно связана с  именами Ф. У. Тейлора, Ф. и Л. Гилберт и Г. Гантта. Основателем её по праву считают Ф. У. Тейлора, который начал свои научные эксперименты по управлению производственными процессами в 1880 году в «Мидвейл стил компании» в американском городе Филадельфия. Основные черты научного подхода Тейлора опубликованы в 1903 году в докладе «Управление циклом». И хотя в теории Тейлора много противоречий, его учение стало главным теоретико-историческим источником современных концепций менеджмента.

Главная цель научного менеджмента - обеспечить эффективность производства по формуле «вход - выход». Отсюда суть её состоит в том, что управляющая  система в целом и каждый менеджер в отдельности несут ответственность  за рациональное размещение и расходование ресурсов, а также за совершенствование  всей производственной системы. Тейлор также подчёркивал, что менеджеры  несут ответственность за главные  функции: определение задач каждому  работнику; выбор работника, способного выполнить данную работу; мотивирование  работника выполнять свои функции  с высокой производительностью. Если менеджеры выполняют эти  функции, то задача повышения эффективности  и производительности труда считалась  выполненной.

Научный подход по управлению исходил из того, что на основании  наблюдений, замеров и анализа  трудовых операций можно усовершенствовать  процессы ручного труда и выполнять  их с большей эффективностью. Основной упор делается на принцип отделения  управленческих функций от выполнения работ, т.е. на разделение труда по управлению от труда рабочих. При таком подходе управление рассматривалось как самостоятельная сфера деятельности, а рабочий сосредотачивался на том, что он способен сделать успешнее всего.

Ф. Тейлор на практике в ряде случаев определил объём работ, который может выполнить рабочий, наиболее рационально отдавая свою рабочую силу в течение длительного  времени.

Теоретические разработки Ф. Тейлора были обоснованы немецким социологом М. Вебером. Ему принадлежит мысль, что если каждый служащий в аппарате управления будет чётко знать, что он должен делать, как он должен это делать, и будет исполнять всё точно по инструкции, то весь аппарат станет работать как хорошо заведённый часовой механизм.

Теория Макса Вебера, по сути, является идеологией бюрократии. Однако, это не означает, что бюрократия как форма организации возникла лишь в период, когда появилась  эта теория. Бюрократия была свойственна  практически всем формам автократического управления в древние, средние века и сохранилась до нашего времени. Бюрократия, в непредвзятом понимании  её сущности, является довольно жизненной  и мощной формой организации и  имеет свои положительные и отрицательные  стороны. Положительное главным  образом связано с чёткой регламентацией основных функций, задач, обязанностей и полномочий не только каждого подразделения в структуре управления, но и каждого исполнителя, что, безусловно, придаёт процессу управления в целом большую согласованность и организованность. Отрицательные стороны бюрократии связаны с тем, что практически не оставляет пространства для творчества и свободы выбора в случае изменения ситуации. А ведь любой регламент, инструкция, положение ограничены, не отображают всего многообразия жизненных ситуаций. Документ устаревает, по существу, в момент, когда в его тексте ставится последняя точка. Это делает бюрократическую организацию менее гибкой и потому менее жизненной. Как это ни парадоксально, бюрократическая организация не только не повышает ответственность отдельно взятого чиновника, хотя расписывает все его обязанности, а, напротив, снижает его ответственность в конкретных ситуациях, позволяя «прятаться» за букву инструкции.

Важный вклад в научное  управление внесли супруги Френк и Лилиан

Гилберт, которые с помощью  изобретённых ими специальных часов - микрохронометров в сочетании с кинокамерой выявили и описали 17 основных элементарных движений кисти руки. Это позволяет определить сколько, какие именно движения выполняются при определённых трудовых операциях и сколько времени занимает выполнение каждого движения и всей операции. Суть подхода состояла в том, чтобы свести трудовые операции к меньшему числу основных движений и исключить ненужные или бесполезные действия.

Утверждению научного менеджмента  способствовал Г. Гантт. Низкую производительность труда рабочих он объяснял тем, что задачи и методы работы формулируются на основании старого опыта без необходимого научного обоснования того, что нужно делать. Различие между старым и новым подходами состояло в способах планирования и распределения задач, а также способах поощрения рабочих (работников) за их выполнение. Г. Гантт обновил систему постановки задач перед работниками и распределения поощрений за их выполнение. Если система Тейлора позволяла платить всем работникам сдельно одинаково, то по системе Г. Гантта работники могли заслужить премию в дополнение к сдельной оплате. Если им удавалось перевыполнить дневную норму. Этим подчеркивалась роль человеческого фактора в производстве. Стало ясно, что оплату работников необходимо привести в соответствие с её результатами не только с помощью дневной оплаты, но и сверхнормативными результатами с помощью премий.

По мнению Д. Гвишиани учение Ф. Тейлора, или, как его называют,«тейлоризм» - это:. Создание научного фундамента, заменившего старые, традиционные, практически сложившиеся методы работы, научные исследования каждого её элемента;

Отбор рабочих на основе научных  критериев, их тренировка и обучение;

Сотрудничество между  администрацией и рабочими для практического  внедрения разработанной системы  организации труда;

Равномерное распределение  труда и ответственности между  администрацией и рабочими.

  1. Административная школа (классическая).

Работы Ф. Тейлора и  его последователей посвящены вопросам управления на его нижнем уровне, где  происходит непосредственное соединение рабочей силы со средствами и предметами труда. Вопросами же управления на более  высоком уровне уделялось мало внимания. Бурное развитие промышленности в первой четверти ХХ века дало толчок эволюции взглядов на проблемы управления и  формированию нового подхода. Дальнейшее развитие теория управления получила в работе французского промышленника  А. Файола и его последователей: Д. Муни, А. С. Рейли, Л. Гулик, Л. Урвик, Р. Дейвис, Г. Кунтц, С. О. Доннел, создавших так называемую функциональную, или административную школу управления. В американской литературе её называют ещё классической школой.

Информация о работе Эволюция менеджмента