Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 16:56, реферат
Древние философы полагали, что причиной бедственного положения общества, как правило, является отсутствие должного управления. Вопрос о природе и принципах эффективного управления занимал многих великих мыслителей, а основы управления как процесса, возникающего из-за возникновения целей, достижение которых требовало совместных усилий людей, были заложены еще в античности.
Если сторонники научного
менеджмента концентрировали
В дальнейшем Л. Гулик и Л. Урвик более чётко разграничили и систематизировали эти функции. Они сформулировали принципы административного управления, которые практически не изменились до настоящего времени:
Планирование - постановка подлежащих выполнению задач и указание способов их решения для достижения целей предприятия;
Организация - создание формальной структуры для разделения управленческих работ между подразделениями, определения функций и координации их деятельности по достижению конкретной цели;
Комплектование штата - подбор и подготовка кадров, создание необходимых условий для трудовой деятельности;
Руководство - постоянная функция принятия решения и их оформление;
Координация - обеспечение согласованности в работе всех подразделений предприятия, образующих единое целое;
Отчётность - обеспечение
информацией вышестоящих
Составление бюджета - составление финансовых планов и контроль финансовой деятельности.
Наиболее важной частью управления А. Файол считал администрирование, которое основывается на 14 общих принципах: разделение труда, полномочия и ответственность, дисциплина, единоначалие, единство направлений (целей), подчинённость личных интересов общим, вознаграждение персонала (оплата), оптимальная централизация, иерархия, порядок, справедливость, стабильность кадров, инициатива, корпоративный дух. Эти принципы наряду с производственно-техническими учитывают и некоторые человеческие факторы.
Главная заслуга А. Файола , наряду с прочими, состоит в том, что он впервые высказал мысль о необходимости выделения вопросов организации и управления в самостоятельную теорию, носящую универсальный характер, по сути, положив начало профессиональному менеджменту. Его исследования не только совершенствовали систему Ф. Тейлора, но и привели к разделению проблем управления на два направления:
1. Организация и управление
непосредственно
2. управление производственными системами (теория управления производством).
Интересен взгляд А. Файола на организационное планирование.
Рассматривая его как
общую функцию управления, он отмечал
трудности планирования в постоянно
меняющихся условиях рынка. План должен
вытекать не из возможного повторения
прошлого периода, а из представления
о неизбежных изменениях в будущем.
Появляется понятие «неопределённости»,
причём не в смысле незнания, а как
постоянная изменчивость условий, поведения
(в частности возникновение
Школы научного менеджмента и административного управления (функционального) управления формировались без должного учёта влияния человеческих отношений на эффективность деятельности в сфере производства и управления. Значение человеческого фактора в управлении ограничивалось такими аспектами как справедливая оплата труда, экономическое стимулирование и установление формальных функциональных отношений между работниками управления. Опыт показал, что расчленение процесса управления на ряд функций, которые в совокупности ориентировались на достижение цели управления, закрепление функций за соответствующими подразделениями и отдельными работниками само по себе ещё не вело к повышению производительности труда и не гарантировало достижения целей предприятия.
Роль человека в организации,
его способность к
Было установлено, что
отношения между людьми в трудовых
коллективах нередко больше способствовали
росту эффективности труда, чем
чёткая организация труда и
Оригинально М. Фоллет определила управление как обеспечение выполнения работы с помощью других лиц.
С 50-х годов переросла в школу поведенческих наук, развивающуюся и в настоящее время. С этим направлением связаны имена А. Маслоу, предложившего пирамиду мотивов поведения человека в организации, Р. Лайкерта, Д. Макгрегора, Ф. Грецберга, К. Арджирис. Свой подход к определению мотивов и соответствующего комплекса стимулов предложили сторонники так называемого бихевиористского (поведенческого) направления, в числе которых были названные авторы и др. Развитие социологии и психологии позволило подвести научную базу в изучение поведения людей в трудовых коллективах.
Как показал К. Арджирис, усиление давления и контроля со стороны руководителей для повышения производительности труда подчинённых порождает конфликт в системе управления и работниками и не способствует предотвращению низкой производительности труда, прогулов, текучести кадров, потери интереса к работе. Наоборот, по мнению Р. Лайкерта, разрешению конфликтов способствуют конструктивные взаимоотношения между членами коллектива, опыт и навыки регулирования отношений в коллективе и высокая степень взаимного доверия в коллективе. Взаимное доверие, уважение, благоприятные отношения в коллективе создают хороший морально- психологический климат, оказывающий существенное влияние на мотивацию работников к высокоэффективному труду.
Школа поведенческих наук
сосредоточилась в основном на методах
налаживания межличностных
Развитие математики и
вычислительной техники заложило основу
нового направления в теории управления,
получившего название «наука управления».
В её основе лежит количественный
подход, который предполагает использование
научных методов анализа
Применение данного подхода,
по мнению его приверженцев, возможно
при наличии четырёх условий:
проблемы управления настолько сложны,
что менеджеры нуждаются в
помощи при анализе большого количества
переменных величин; большое число
факторов производства легче поддаются
количественному анализу по средствам
науки управления, причём экономические
показатели используются в качестве
ориентиров при принятии решений; наука
управления характеризуется применением
математических моделей для получения
представления о реальном положении
вещей и путях улучшения
После изучения ситуации и
постановки той или иной проблемы
управления группа специалистов по исследованию
операций разрабатывает модель ситуации
(ситуационную модель). Модель - это
форма представления
Эффективность применения моделей зависит в первую очередь от достоверности исходных данных, ограничении в получении информации, слабого применения на практике, чрезмерно высокой стоимости.
Вклад этой школы в теорию управления состоит в следующем:
1. Углубление понимания
сложных проблем управления
2. Развитие количественных
методов при решении