Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 21:51, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является изучение методологии концептуального моделирования стратегического видения, миссии и философии ОАО «БелАЦИ».
На основании данной цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
1. Определить основные теоретические понятия концептуального моделирования стратегического видения, миссии и философии организации.
2. Исследовать внутреннюю и внешнюю среду ОАО «БелАЦИ».
3. Разработать рекомендации концептуального моделирования стратегического видения, миссии и философии ОАО «БелАЦИ».
Введение
Раздел 1. Теоретические основы концептуального моделирования стратегического видения, миссии и философии организации
Раздел 2. Анализ концептуального моделирования стратегического видения, миссии и философии в ОАО «БелАЦИ»
Раздел 3. Разработка рекомендаций по концептуальному моделированию стратегического видения, миссии и философии организации в ОАО «БелАЦИ»
Заключение
Список использованной литературы
Подробный
анализ делового окружения ОАО “БелАЦИ”выполним
с помощью таблицы 1.
Таблица 1
Факторы непосредственного окружения
Фактор | Проявление | Влияние на предприятие |
Возможная реакция со стороны предприятий |
Потребители | Спрос на рынке кровельных материалов | Прибыль, объем продаж, рентабельность | Реклама, сегментация рынка, товар с подкреплением, ассортиментная политика |
Поставщики | Поставка сырья и материалов | Оборачиваемость оборотных активов, выполнение производственной программы | Контроль за качеством сырья и материалов, сроками и объемами поставок |
Конкуренты | Захват рынков, ценовое и неценовое давление, разработка новой продукции | Ограничение прибыли, спад продаж, угроза банкротства, ухода с рынка | Производство конкурентоспособной продукции (по цене, качеству, потреб. свойствам) |
Органы местной власти | Административные стимулы и барьеры | Влияют на объем продаж, конкурентоспособность фирмы | Сотрудничество или стремление к независимости от власти |
Контактные аудитории | Общественное мнение о продукции и предприятии | Влияет на объем продаж | PR, дни открытых дверей |
В соответствии с содержанием таблицы, применительно к ОАО “БелАЦИ”, влияние каждого из факторов непосредственного окружения может быть как положительным, так и отрицательным, остановимся на некоторых из них:
1. Асбестоцементные изделия, особенно шифер, проигрывают многим своим аналогам по эстетическим свойствам, но являются более дешевыми, именно низкая цена поддерживает спрос на асбестовые листы на высоком уровне, они являются (единственными) лидерами в своей ценовой группе.
Для конкуренции с более эстетичными и современными кровельными материалами необходимо расширение ассортимента без ущерба для качества изделий и сохранения незначительного преимущества в цене, в противном случае из сегмента кровель “среднего” класса шифер может быть вытеснен.
2. Качество и цена поставляемого асбестового волокна подвергается жесткому контролю, как со стороны потребителей, так и со стороны производителей. Имеющаяся взаимозависимость снижает риск недобросовестности как поставщиков, так и потребителей. Зависимость ОАО “БелАЦИ”от одного поставщика цемента является ярко выраженным отрицательным фактором из-за незначительных возможностей влиять на цену поставляемого сырья.
3. Конкуренция на рынке асбестоцементных изделий ограничена из-за широты географии распределения основных производителей, значительных транспортных издержек, различной производственной мощности предприятий, использования разработок одной научной организации (НИИ “Асбестоцемент”). Более значимой является конкуренция не в рамках отрасли, а в рамках продукции одинакового потребительского назначения (кровельные материалы, технические трубопровод.
4. Посредниками на рынке асбестовых строительных материалов выступают торговые и производственные строительные организации, с которыми существуют давно налаженные связи, что обеспечивает в основном доверительные отношения (поставки в кредит, скидки, соблюдение ценовой политики комбинат.
В тоже время, у некоторых строительных организаций наблюдается негативное отношение к новым видам продукции предприятия, которое выражается в их нежелании использовать ее в строительстве, продвигать на рынок.
5. Общественное мнение наиболее чутко реагирует на вопросы, связанные с экологической безопасностью асбестоцементных изделий, следовательно, необходимо целенаправленно информировать общество посредством наиболее распространенных средств массовой информации, не замыкаясь на специализированных изданиях.
После анализа внешней среды проанализируем сильные и слабые стороны предприятия, анализ которых необходим нам для того, чтобы перейти к диагностике проблемы, противоречиям, существующим на самом предприятии, а также к связанным со средой непосредственного окружения.
Анализ
сильных и слабых сторон предприятия по
основным элементам внутренней среды
представим в табл. 2.
Таблица 2.
Сильные и слабые стороны ОАО “БелАЦИ”
Аспект среды | Сильные стороны | Слабые стороны |
Производство | 1) Высокое качество
выпускаемой продукции.
2) Контроль качества сырья и готовой продукции. 3) Высокая производственная мощность. 4) Широкий ассортимент выпускаемой продукции. |
1) Высокая степень
износа ОФ (76%)
2) Технологические линии, требующие больших производственных площадей. |
Персонал | 1) Хорошая динамика
структуры и опыт персонала.
2) Квалифицированный персонал. |
1) Определенная пассивность в деятельности по улучшению результатов работы организации. |
Финансы | 1) Устойчивое финансовое
состояние.
2) Регулярно получаемая прибыль направляется на расширенное воспроизводство и выплату дивидендов. |
1) Неликвидный
баланс.
2) Неспособность рассчитаться с текущими обязательствами максимально быстро. |
Организация | 1) Простота организационной
структуры.
2) Четкие отношения подчинения. 3) Разделение труда. |
Осложнены горизонтальные
связи.
Отсутствует отдел маркетинга. Большой объем информации у руководителей. |
Маркетинг | 1) Налаженные каналы
сбыта.
2) Участие в выставках, конференциях и т. п. |
Плохо изучена
конъюнктура рынка.
Отсутствуют программы по продвижению товаров. Отсутствие собственных каналов продвижения продукции до конечного потребителя. |
Отправной точкой для разработки стратегии является рыночная среда, которая является с высокой долей вероятности прогнозируемой.
Мы будем исходить из следующих основных факторов изменения спроса на асбестоцементные листы в ближайшие 5 лет:
1. Рост сельскохозяйственного производства в стране и странах СНГ.
2. Увеличение малоэтажного и индивидуального жилищного строительства.
3. Полная потеря эстетических свойств кровель домов послевоенной постройки.
4. Рост благосостояния основной массы населения будет сопоставим с темпами роста экономики.
5. Асбестосодержащие материалы и в дальнейшем будут применяться для покрытия кровель жилых зданий.
Наиболее перспективной для ОАО “БелАЦИ” является стратегия сочетания сил и возможностей. В рамках данной стратегии предполагается расширение производственной программы предприятия по трубопроводам и асбестоцементным кровельным листам, сворачивание непрофильных производств.
На сегодняшний день производственные мощности предприятия в среднем по трубам используются на 40%, по асбестоцементным листам - на 65%, то есть существуют существенные резервы повышения объемов производства без значительных капитальных вложений. Использование мощности сейчас ограничивается только спросом на продукцию, который последние пять лет постоянно растет, в тоже время это касается в первую очередь традиционных кровельных материалов.
Попытка предприятия в 2002 году выпустить мелкоразмерную “черепичную” плитку не увенчалась успехом, она не пользовалась спросом. Интегральный индекс конкурентоспособности данной продукции по сравнению с металлочерепицей (наиболее распространенного на рынке современного кровельного материала) при смелых допущениях превосходит единицу, но организации, занимающиеся кровельными работами, не взяли на себя обязанность продвижения данного товара на рынок, настил данной плитки требует специальных навыков. Поэтому, в рамках предлагаемой стратегии развития необходимо осуществления организационного проекта по созданию на предприятии подразделения по кровельным работам, что будет являться прекрасной возможностью продвижения новых товаров.
Конкурентоспособность данной услуги, оказываемой ОАО “БелАЦИ” будет основываться на низких расценках, обусловленных ценообразованием, нацеленным на покрытие издержек по текущей деятельности подразделения. Окупаемость данного проекта будет определяться главным образом с помощью учета операционной прибыли от производства новых видов кровельных материалов (плитки), монтаж которых был осуществлен с помощью данного подразделения. Основной статьей затрат по данному подразделению будут расходы на оплату труда, предполагается применение сдельно-премиальной системы, которая будет стимулировать работников к высокопроизводительному труду.
В рамках стратегии сочетания “сил и возможностей”, с учетом повышения жизненного уровня населения, ориентации на малоэтажное строительство, расширения и сегментации рынка сбыта продукции уже сейчас актуальным был бы проект по организации на предприятии выпуска цементно-песчаной черепицы, для чего предприятие располагает производственными площадями, частью необходимого оборудования, доступными и конкурентоспособными производителями основного сырья.
Данный вид кровельного материала сейчас наиболее распространен в Европе и его доля постоянно растет из-за сочетания высоких эксплуатационных свойств, эстетической привлекательности и т.д. Из-за высокой стоимости транспортировки данный материал практически отсутствует на российском рынке, но основная доля импорта приходится на Московскую область и юг России, где позиции ОАО “БелАЦИ”достаточно сильны. У предприятия есть возможность стать лидером в центральной части России по производству данного вида продукции. Оборудование для производства цементно-песчаной черепицы позволяет выходить на оптимальное использование производственной мощности при производстве сравнительно небольших объемов продукции.
Создание на предприятии проектной группы для производства нового вида неасбестового кровельного материала при четко определенной руководством стратегии и организационной структуры реализации данного проекта должны стать успешным опытом проектного управления на предприятии.
В условиях конкуренции предприятие должно постоянно повышать свой потенциал для получения прибыли в будущем. Уровень конкурентоспособности предприятия (то есть его позиция на рынке) является интегральным показателем этого потенциала. Повышение потенциала подразумевает совершенствование деятельности предприятия.
Поясним данное утверждение на примере (рис. 1). Предположим, что за четыре года произошло относительное улучшение деятельности предприятия по сравнению с прежним уровнем развития. Одновременно большими темпами развивались лидеры отрасли. Таким образом, в действительности отставание предприятия от передовой мировой практики увеличилось - произошла деградация предприятия, снизился его потенциал. При сохранении данной тенденции предприятие не сможет заработать необходимую для его существования прибыль и будет вынуждено покинуть сферу большого бизнеса.