Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 10:34, курсовая работа
Стратегия – это план управления фирмой, направленный на укрепление ее позиций, удовлетворение потребителей и достижение поставленных целей.
Управляющие (менеджеры) разрабатывают стратегии, чтобы определить, в каком направлении будет развиваться компания, и принимать обоснованные решения при выборе способа действия. Без стратегии у менеджера нет продуманного плана действий.
Стратегический менеджмент является быстро развивающейся областью науки и практики управления, возникшей в ответ на возрастание динамизма внешней среды бизнеса.
ВВЕДЕНИЕ .............................................................................................................3
1. СТРЕТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ ...5
1.1. Сущность стратегии………………………………………………………5
1.2. Цели фирмы………………………………………………………………8
2. СТРУКТУРА ФИРМЫ И ЕЕ СВЯЗИ С ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ.................................12
2.1. Структура фирмы………………………………………………………..12
2.2. Оценка и анализ внешней среды организации………………………...14
2.3. Изучение стратегических альтернатив…………………………………17
3. ОПИСАНИЕ ИСХОДНОЙ СИТУАЦИИ………………………………………...18
4. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ФИРМОЙ…………………….20
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ РАССЧЕТОВ………………………………………………21
ФИНАНСОВЫЙ ОТЧЕТ………………………………………………………………31
БАЛАНС ФИРМЫ……………………………………………………………………35
5. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМ ЗА 1 КВАРТАЛ………………………………………………………………..39
6. МОДЕЛИРОВАНИЕ МЕЖОТРАСЛЕВОЙ И ВНУТРИОТРАСЛЕВОЙ КОНКУРЕН – ЦИИ НА РЫНКЕ...........................................................................................................40
6.1. Моделирование емкости отраслевого рынка…………………………...40
6.2. Распределение отраслевого рынка между фирмами……………….......44
6.3. Перераспределение емкости рынка……………………………………..46
7. ОТЧЕТ ФИРМЫ ПО МАРКЕТИНГУ…………………………………………….47
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………………..48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………..50
Ключевым процессом
Социальный фактор.
Изучение социального фактора макроокружения направлено на то, чтобы уяснить влияние на бизнес таких социальных явлений и процессов, как отношение людей к работе и качест¬ву жизни, как существующие в обществе обычаи и верова¬ния, как разделяемые людьми ценности, как демографи¬ческая структура общества, рост населения, уровень образования, мобильность людей и т.п. Особенность со-циального фактора состоит в том, что он влияет как на другие факторы макроокружения, так и на внутреннюю среду фирмы. Еще одной отличительной особенностью социальных про-цессов является то, что они изменяются относительно медленно, но приводят ко многим очень существенным изменениям в окружении фирмы. Поэтому фирма должна серьезно отслеживать возможные социальные изменения.
Процессы, протекающие в социальном факторе внешнего окружения, оказывают воздействие, как на вход фирмы, так и на ее выход. Именно этот фактор оказывает наибольшее влия¬ние на формирование потребительских предпочтений, от которых очень сильно зависит направленность и величина потребительско¬го спроса, а следовательно, и возможность фирмы реализовать свою продукцию.
Технологический фактор.
Анализ технологического
фактора позволяет своевременно
уви¬деть те возможности, которые развитие
науки и техники открывает
для производства новой продукции,
для усовершенствова¬ния
Одним из мощных процессов обновления продукции и техноло¬гии ее изготовления является так называемый процесс переноса технологии, который состоит в том, что лабораторные разработки, производимые в высокотехнологичных отраслях, выносятся на рынок, где их могут приобрести производители продукции различ¬ных отраслей. В результате этого процесса устоявшиеся в течение многих лет и ставшие традиционными рынки отдельных видов про¬дукции могут практически в одночасье претерпеть кардинальные изменения. Это произошло с рынком конторских машин в резуль¬тате развития компьютеров, это произошло с рынком часов в ре¬зультате введения в механизм часов интегральных схем, это произошло с рынком аудиотехники в результате создания систем цифровой записи звука. Множество революционных изменений в производстве новой продукции ожидается в скором будущем в ре¬зультате тех разработок, которые ведутся в области высоких техно¬логий.
2.3. Изучение стратегических альтернатив.
Конечной целью внешнего
анализа явля¬ется формирование
альтернативных стратегических решений,
их оценка и окончательный выбор
наилучшего варианта стратегии. Эти
решения должны быть ориен¬тированы
на использование возможностей и
защиту от угроз, связан¬ных с изменением
внешней среды. Более узкие цели
анализа связаны с
Фирма может располагать несколькими альтернативами своего развития при тех или иных вариантах изменений внешней среды.
Возможные критерии выбора альтернативных стратегий можно объединить в пять групп:
1.Реакция на возможности /угрозы внешней среды
2.Получение конкурентных преимуществ
2.1Использование сильных сторон фирмы, слабых сторон конкурентов
2.2Нейтрализация слабых сторон фирмы, сильных сторон конкурентов;
3.Соответствие целям
3.1Достижение заданных долгосрочных показателей;
3.2Совместимость целей с миссией;
4.Выполнимость стратегии:
4.1Достаточность наличных ресурсов;
4.2Совместимость
стратегии с внутренней
5.Учет взаимосвязей с
другими стратегиями
5.1Достижение портфельного баланса;
5.2Учет выполнимости стратегии;
5.3Использование эффекта синергизма.
Выбранная стратегия должна соответствовать внешнему окружению, целям фирмы, быть реализуемой и не противоречить другим стратегиям предприятия.
Возможно, наиболее важным критерием является то, как предполагаемая стратегия соотносится со стратегическими факторами, полученными в результате SWOT-анализа. Если стратегическая альтернатива не использует внешние возможности и ключевые, сильные стороны фирмы, а кроме того, не учитывает внешние угрозы и слабые стороны предприятия, то она, вероятно, обречена на неудачу.
Другой важный аспект при выборе стратегии – может ли стратегическая альтернатива выполнение ранее поставленных целей? Находится ли она в соответствии с корпоративной миссией (Какую пользу фирма может принести потребителям, достигая при этом большего успеха на рынке?).
Необходимо убедиться, что функциональные стратегии, которые поддерживают данную стратегическую альтернативу, взаимосвязаны.
Достаточна ли предполагаемая в рамках стратегического плана доля рынка для того, чтобы поддержать необходимый уровень дохода от инвестиций и прибыли?
Необходимо оценить риск данной стратегической альтернативы, особенно если речь идет о вовлечении крупных активов.
Следует оценить также реакцию на данную стратегическую альтернативу различных заинтересованных групп в микросреде.
Наиболее распространенным методом оценки вероятного экономического воздействия каждой альтернативы на будущее корпорации является разработка детальных сценариев, в которых предусмотрены три варианта развития событий : оптимистический, пессимистический и наиболее вероятный.
Если эти сценарии адекватно
отображают отношение менеджмента
к риску, давление со стороны внешней
и внутренней среды, личные интересы
высшего руководства, то они являются
эффективным инструментом, помогающим
менеджеру выбрать
3. ОПИСАНИЕ ИСХОДНОЙ СИТУАЦИИ
На рынке конкурируют три
- «Ника»
- «Марина»
- «ВИК»
Вначале каждого квартала
менеджеры фирм принимают решение
по планированию на предстоящий квартал
показателей по основным направлениям
хозяйственной деятельности фирм путем
задания величин
Маркетинговая деятельность фирм направлена на завоевание максимально возможной доли отраслевого рынка в конкурентной борьбе с другими фирмами отрасли.
В работе она будет осуществляться путем задания :
- цены на продукцию
- бюджета маркетинга
- инвестиций в НИОКР
с целью увеличения
Условно будем считать, что чем выше запланирован бюджет маркетинга и инвестиций в НИОКР , тем большую активность в маркетинговой деятельности проявляют фирмы.
Производственная деятельность состоит в изготовлении фирмой на имеющемся оборудовании продукции из сырья, завезенного на склад к началу каждого квартала.
Количество выпускаемой продукции должно планироваться в зависимости от прогноза рыночного спроса в предстоящем квартале, так как оборудование в процессе эксплуатации будет изнашиваться, его производительность будет снижаться.
С целью реноваций нужно
делать соответствующие
В случае необходимости увеличения производства товаров следует предусмотреть необходимые средства на покупку нового оборудования и привлечение дополнительной рабочей силы, т.е. запланировать инвестиции на увеличение мощности.
Другим путем увеличения количества выпускаемых товаров является использование сверхурочных работ. Выпуск таким образом товаров может быть увеличен не более чем на 40%.
Снабженческая деятельность состоит в обеспечении фирмы на начало каждого квартала сырьем, полуфабрикатами и покупными изделиями в соответствии с потребностями производственного плана. Для этого необходимо произвести своевременный заказ и покупку сырья. Под заказом понимается оформление документов, погрузка, транспортировка и разгрузка сырья на складе фирмы. Хранение сырья также требует соответствующих затрат, т.е. для организации снабженческой деятельности нужно предусмотреть средства на заказ, закупку и хранение сырья. Максимальное количество сырья, доставляемое на фирму при одном заказе, составляет 5000000у.е., при этом затраты на один заказ равны 50000у.е. не зависимо от количества сырья.
Инвестиционная политика
должна обеспечивать решение вопросов
о дальнейшем увеличении мощности фирмы
с целью роста объема выпуска
товаров и увеличение конкурентоспособности
товаров. Это связано с проведением
соответствующих НИОКР с целью
модификации старых и разработки
новых товаров, отличающихся более
высоким качеством и
Следует учитывать, что инвестиции на увеличение мощности носят краткосрочный характер и поэтому реализуются уже в данном квартале, а инвестиции в НИОКР носят долгосрочный характер.
Дивидендная политика связана с выплатой дивидендов своим акционерам. Выплата больших дивидендов снижает возможности инвестирования на увеличение мощности фирмы, па проведение НИОКР и решение других вопросов.
Кредитная политика будет определяться потребностью в заемных средствах. Если фирма решает взять кредит, то необходимо тщательно оценить к какому увеличению дохода это приведет, и как фирмы собираются погашать проценты и суммы кредита.
Коммерческая деятельность
состоит в инвестировании свободных
средств в портфель ценных бумаг
с целью получения
В соответствии с названными направлениями деятельности к группе управляющих параметров такие параметры как:
цену продукции – Ц,
бюджет маркетинга – Rмарк,
объем производства продукции – Nпроизв,
затраты на заказ сырья – Ззак,
затраты на закупку сырья – Зсыр,
инвестиции на увеличение мощности – Имощ,
инвестиции на проведение НИОКР – Инио,
дивиденды – Див,
средства на приобретение ценных бумаг – Дцб,
размер кредита – Дкред,
процент сверхурочных работ – αсв%.
Эти параметры должны бытии спланированы для каждой фирмы менеджерами в начале предстоящего квартала таким образом, чтобы добиться увеличения чистой прибыли для фирмы «Ника» - не менее чем на 13%, «Марина» - не менее чем на13%, «ВИК» - не менее чем на 14%.
Размеры отраслевого рынка будут изменяться вследствие изменения внешних и внутренних факторов. К числу внешних факторов относятся: состояние экономики страны (подъем или спад), сезонность и инфляция. К числу внутренних факторов относятся суммарные маркетинговые усилия всех фирм, входящих в отрасль, а также усилия по повышению качества конкурентоспособности товаров (суммарные инвестиции всех фирм в НИОКР). Последние факторы будут влиять на остроту межотраслевой конкуренции.
Доля отраслевого рынка определяется с одной стороны общим размером отраслевого рынка в результате межотраслевой конкуренции с другой стороны маркетинговыми усилиями фирмы по сравнению с двумя другими, т.е. в результате внутриотраслевой конкуренции.
4.МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ФИРМОЙ
Для построения и изучения модели фирмы используется «нулевой» квартал, который характеризуется следующими условиями:
• все фирмы на начало «нулевого» квартала имеют одинаковые финансовые, экономические и производственные показатели;
• в результате того, что главные менеджеры всех конкурирующих фирм приняли одинаковые решения по значениям управляющих параметров, в течение «нулевого» квартала производственная, финансовая, экономическая и маркетинговая деятельность будет идентичной;
Ц = 60
RМАРК = 200000у.е.
NПРОИЗВ = 100000 изделий
ЗСЫР =1000000у.е.
ЗЗАК = 100000у.е. (два заказа)
ИМОЩ =500000у.е.
ИНИО = 100000у.е.
ДИВ = 300000у.е.
ДЦБ = 430000у.е.
ДКРЕД = 0
α св = 0
• отраслевой рынок распределится между фирмами поровну (» 33,3)
• в конце «нулевого» квартала все фирмы достигнут одинаковых финансовых и экономических показателей.
В этих условиях построение
модели функционирования фирмы и
все расчеты будут
1. первичным документом
является баланс фирмы на
АКТИВ У.е. ПАССИВ У.е.
Здания, сооружения, оборудование. 7641875 Акционерный капитал 10000000
Деньги на р.с. фирмы 3627505 Нераспределенная прибыль 3165130
Ценные бумаги 430000 Счета к оплате 0
Запасы готовых товаров 165750
Запасы сырья 1200000
Незавершенные НИОКР 100000
ОБЩИЙ АКТИВ 13165130 ОБЩИЙ ПАССИВ 13165130
2. В процессе эксплуатации
основные средства (пункт 1 актива
баланса) подвергаются