Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 10:34, курсовая работа
Стратегия – это план управления фирмой, направленный на укрепление ее позиций, удовлетворение потребителей и достижение поставленных целей.
Управляющие (менеджеры) разрабатывают стратегии, чтобы определить, в каком направлении будет развиваться компания, и принимать обоснованные решения при выборе способа действия. Без стратегии у менеджера нет продуманного плана действий.
Стратегический менеджмент является быстро развивающейся областью науки и практики управления, возникшей в ответ на возрастание динамизма внешней среды бизнеса.
ВВЕДЕНИЕ .............................................................................................................3
1. СТРЕТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ ...5
1.1. Сущность стратегии………………………………………………………5
1.2. Цели фирмы………………………………………………………………8
2. СТРУКТУРА ФИРМЫ И ЕЕ СВЯЗИ С ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ.................................12
2.1. Структура фирмы………………………………………………………..12
2.2. Оценка и анализ внешней среды организации………………………...14
2.3. Изучение стратегических альтернатив…………………………………17
3. ОПИСАНИЕ ИСХОДНОЙ СИТУАЦИИ………………………………………...18
4. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ФИРМОЙ…………………….20
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ РАССЧЕТОВ………………………………………………21
ФИНАНСОВЫЙ ОТЧЕТ………………………………………………………………31
БАЛАНС ФИРМЫ……………………………………………………………………35
5. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМ ЗА 1 КВАРТАЛ………………………………………………………………..39
6. МОДЕЛИРОВАНИЕ МЕЖОТРАСЛЕВОЙ И ВНУТРИОТРАСЛЕВОЙ КОНКУРЕН – ЦИИ НА РЫНКЕ...........................................................................................................40
6.1. Моделирование емкости отраслевого рынка…………………………...40
6.2. Распределение отраслевого рынка между фирмами……………….......44
6.3. Перераспределение емкости рынка……………………………………..46
7. ОТЧЕТ ФИРМЫ ПО МАРКЕТИНГУ…………………………………………….47
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………………..48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………..50
В-пятых, цели должны быть совместимыми. Совместимость предполагает, что долгосрочные цели соответствуют миссии, а краткосрочные цели — долгосрочным. Но иерархическая совмес¬тимость — не единственное направление установления совмести¬мости целей. Важно, чтобы не противоречили друг другу цели, от¬носящиеся к прибыльности и к установлению конкурентной пози¬ции, или цели усиления позиции на существующем рынке и цели проникновения на новые рынки, цели прибыльности и благотвори¬тельности. Также всегда важно помнить, что совместимости требу¬ют цели роста и цели поддержания стабильности.
В-шестых, цели должны быть приемлемыми для основных субъ¬ектов влияния, определяющих деятельность фирмы, и в первую очередь для тех, кому придется их достигать.
При форму¬лировании
целей очень важно учитывать
то, какие желания и по-требности
имеют работники. Учитывая
Естественно, что при установлении
целей очень трудно свести воедино
разнонаправленные интересы субъектов
влияния. Собст¬венники ожидают, что
фирма обеспечит высокую
Решающая роль во всех случаях должна принадлежать высшему руководству.
2.СТРУКТУРА ФИРМЫ И ЕЕ СВЯЗИ С ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ
2.1.Структура фирмы
Американский историк
предпринимательства А.Чандлер
Простая структура(первая стадия).
На этой стадии фирма имеет
структуру, позволяющую предпринимателю
непосредственно управлять
Функциональная структура (вторая стадия):
Предприниматель заменяется
или дополняется группой
Дивизиональная структура (третья стадия):
Фирма фокусирует внимание на управлении различными видами бизнеса. Такие фирмы растут, диверсифицируя выпуск продукции и расширяя географию своей деятельности. Эти фирмы развиваются в направлении к филиальной структуре с центральным штабом и децентрализованными оперативными подразделениями, причем каждое подразделение, или единица бизнеса, является функционально организованной компанией во второй стадии развития. Таким образом, различные единицы бизнеса можно рассматривать как самостоятельные производственно – коммерческие подразделения, объединяющие все виды деятельности по производству и реализации какого – либо вида продукции и позволяющие руководителям развивать навыки работы на конкретном рынке. Такие самостоятельные хозяйственные подразделения получили название стратегических единиц бизнеса. Стратегическая единица бизнеса отвечает за выработку стратегии фирмы в одном или нескольких сегментах целевого рынка (сегментация рынка – это определенным образом выделенная часть рынка, где может быть реализована продукция фирмы).
Можно выделить следующие критерии идентификации стратегических единиц бизнеса:
-стратегическая единица
бизнеса имеет определенный
- бизнес – единица
- деятельность бизнес
– единиц оценивается на
Стратегические единицы бизнеса были призваны стать центральным звеном как планирования, так и реализации долгосрочных стратегических программ на соответствующих рынках.. Для этого они наделялись правом распоряжения всеми необходимыми для этого ресурсами.
Все большее число современных исследователей приходят к выводу, что следующая стадия в развитии организационных структур управления – это сетевая структура («оболоченная» или «пустотелая» фирма, в которой часть бизнес – функций, прежде всего производство, передана на конкретной основе сторонним подрядчикам). Таким образом, сетевая структура предполагает групповое ведение бизнеса, обеспечивающее гибкость и адаптивность изменениям спроса, правилам международной торговли и конкуренции.
Для сохранения конкурентоспособности
фирмы организационная
2.2. Оценка и анализ внешней среды организации.
Среда изучается для того,
чтобы вскрыть сильные и слабые
стороны фирмы, а внешнее окружение
изучается стратеги¬ческим
Внешний анализ является частью так называемого SWOT-анализа, связанный с выявлени¬ем сильных и слабых сторон фирмы.
Основное предназначение внешнего анализа — определить и понять возможности и угрозы, которые могут возникнуть для фирмы в настоящем и будущем, а также определить стратегические альтернативы.
Возможности— это
Угрозы — это отрицательные тенденции и явления, которые могут привести при отсутствии соответствующей реакции фирмы к значительному уменьшению объема продаж и прибыли. Это снижение покупательной способности населения и предприятий, усиление кон¬куренции на рынке, неблагоприятные демографические изменения, ужесточение государственного регулирования и т. д.
Влияние внешней среды
на деятельность фирмы зависит от
результатов анализа и его
последствий: после анализа будут
приняты необходимые
Внешняя среда (окружение бизнеса) состоит из двух частей:
• макросреда (или отдаленное окружение);
• микросреда (отраслевое или ближнее окружение).
Считается, что микросреда включает все заинтересованные группы, которые прямо влияют или находятся под непосредственным влиянием основной деятельности фирмы. Это акционеры, поставщики, местные организации, конкуренты, покупатели, кредиторы профсоюзы, торговые и иные организации.
Макросреда включает общие факторы, которые не касаются пря мо краткосрочной деятельности фирмы, но могут влиять на его долгосрочные решения. Стратегическими факторами макросреды счи¬таются такие направления ее развития, которые, во-первых, имеют высокую вероятность реализации и, во-вторых, высокую вероятность влияния на функционирование фирмы.
Поскольку число возможных факторов макросреды достаточно ве¬лико, то, чтобы не увязнуть в анализе, рекомендуется ограничиться теми сферами, которые оказывают существенное влияние на деятель¬ность фирмы.
Основные направления анализа внешней среды:
- экономический фактор;
-правовой фактор;
-политический фактор;
-социальный фактор;
-технологический фактор.
Экономический фактор.
Изучение экономического
фактора макроокружения позволяет
понять то, как формируются и
Для стратегического управления
при изучении перечисленных показателей
и факторов представляют интерес
не значения показа¬телей как таковые,
а в первую очередь то, какие
возможности для ведения
Анализ экономического фактора
ни в коем случае не должен сводиться
к анализу отдельных его
Правовой фактор.
Анализ правового
При изучении правового фактора макроокружения стратеги¬ческое управление интересует степень правовой защищенности, динамизм правовой среды, уровень общественного контроля за де¬ятельностью правовой системы общества. Очень важными являют¬ся выяснение степени обязательности действия правовых норм, а также того, распространяется ли их действие на все организации или же существуют исключения из правил, и, наконец, уяснение того, насколько неотвратимо применение санкций к фирме в случае нарушения ею правовых норм.
Политический фактор.
Политическая составляющая макроокружения должна изучаться в первую очередь для того, что бы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в отноше¬нии развития общества о средствах, с помощью которых госу¬дарство намерено проводить в жизнь свою политику. Изучение по¬литической компоненты должно концентрироваться на выяснении того, какие программы пытаются провести в жизнь различные пар¬тийные структуры, какие группы лоббирования существуют в орга¬нах государственной власти, как правительство относится к различ¬ным отраслям экономики и регионам страны, какие изменения в законодательстве и правовом регулировании возможны в результа¬те принятия новых законов и новых норм, регулирующих экономи-ческие процессы. При этом важно уяснить базовые характеристики политической системы: какая идеология определяет политику пра¬вительства, насколько стабильно правительство, насколько оно в состоянии проводить свою политику, какова степень общественно¬го недовольства и насколько сильны оппозиционные политические структуры.