Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 10:34, курсовая работа
Стратегия – это план управления фирмой, направленный на укрепление ее позиций, удовлетворение потребителей и достижение поставленных целей.
Управляющие (менеджеры) разрабатывают стратегии, чтобы определить, в каком направлении будет развиваться компания, и принимать обоснованные решения при выборе способа действия. Без стратегии у менеджера нет продуманного плана действий.
Стратегический менеджмент является быстро развивающейся областью науки и практики управления, возникшей в ответ на возрастание динамизма внешней среды бизнеса.
ВВЕДЕНИЕ .............................................................................................................3
1. СТРЕТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ ...5
1.1. Сущность стратегии………………………………………………………5
1.2. Цели фирмы………………………………………………………………8
2. СТРУКТУРА ФИРМЫ И ЕЕ СВЯЗИ С ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ.................................12
2.1. Структура фирмы………………………………………………………..12
2.2. Оценка и анализ внешней среды организации………………………...14
2.3. Изучение стратегических альтернатив…………………………………17
3. ОПИСАНИЕ ИСХОДНОЙ СИТУАЦИИ………………………………………...18
4. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ФИРМОЙ…………………….20
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ РАССЧЕТОВ………………………………………………21
ФИНАНСОВЫЙ ОТЧЕТ………………………………………………………………31
БАЛАНС ФИРМЫ……………………………………………………………………35
5. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМ ЗА 1 КВАРТАЛ………………………………………………………………..39
6. МОДЕЛИРОВАНИЕ МЕЖОТРАСЛЕВОЙ И ВНУТРИОТРАСЛЕВОЙ КОНКУРЕН – ЦИИ НА РЫНКЕ...........................................................................................................40
6.1. Моделирование емкости отраслевого рынка…………………………...40
6.2. Распределение отраслевого рынка между фирмами……………….......44
6.3. Перераспределение емкости рынка……………………………………..46
7. ОТЧЕТ ФИРМЫ ПО МАРКЕТИНГУ…………………………………………….47
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………………..48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………..50
- обеспечивает координацию и коммуникации, как по горизонтали , так и по вертикали;
- помогает справиться
с изменениями и провести
- дает возможность предвидеть тенденции развития бизнеса;
помогает делать
Обзоры показывают, что
большинство фирм имеют тенденцию
придерживаться определенной стратегической
ориентации в течение 15-20 лет, прежде
чем они предпринимают
- смена руководства предприятия;
-вмешательство внешних организаций;
- угроза смены владельца или поглощения предприятия;
-осознание менеджерами
необходимости «прорыва» в
процессе функционирования
При изучении стратегического управления особенно важно понимание роли высших менеджеров. Т. Питерс и Р. Уотермен отмечают, что практически с любой выдающейся компанией ассоциируется сильный лидер, роль которого в становлении компании огромна. Такой лидер должен обладать ясным пониманием миссии компании, внушать уважение, быть наделенным магнетизмом, чтобы заражать своей энергией всю компанию.
Г. Минцберг, проведший фундаментальное исследование по изучению труда руководителей высшего звена, называет три основных образа действий при формулировке стратегии, которые определяются личностью и системой ценностей высшего руководства: предпринимательский, адаптивный и плановый.
1. Предпринимательский образ действий
Стратегия формулируется одной сильной личностью. Делается акцент на возможностях , существующие проблемы вторичны. Направления стратегического развития определяются собственным видением основателя компании, доминирующая цель – рост компании.
2. Адаптивный образ или обучение посредством опыта.
Он характеризуется в большей мере оперативным решением существующих проблем, чем поиском новых возможностей. Стратегия вылепливается, она фрагментарна; движение вперед пошаговое; обеспечивается небольшой, но предсказуемый ежегодный доход. Процесс разработки стратегии может быть спонтанным или управляемым. Стратегии могут вырастать из динамизмы фирмы, затрагивая большое число людей, которые могут наполнить новым смыслом, изменить поведение предприятия в целом. Такой образ действий типичен для многих крупных корпораций.
3. Плановый образ действий.
Стратегическое управление
состоит как в активном поиске
новых возможностей, так и в
оперативном решении
Следует отметить, что высшие менеджеры часто имеют дело с парадоксом стратегического управления. С одной стороны , обязанность высших менеджеров состоит в том , чтобы обеспечить эффективность функционирования фирмы и получение ожидаемой прибыли. С другой стороны они должны быть способны осуществить быстрый маневр по воздействием внешних угроз и возможностей. К сожалению многие руководители , преуспевшие в обеспечении эффективного функционирования фирмы, оказываются более пассивными и менее подготовленными к изменениям внешней среды . Напротив, руководители, достигшие гибкости и адаптивности своих фирм к внешней среде, не гарантируют выживание фирмы в конкурентной борьбе, если они игнорируют проблемы функционирования. Для успешного руководства эти два аспекта должны быть сбалансированы.
В целом исследования показывают, что стратегическое планирование может улучшить конкурентную позицию фирмы, а также обеспечить долговременную прибыль. Для того чтобы быть эффективным, стратегическое планирование не обязательно должно быть формализованным процессом. Например мелкие компании могут осуществлять планирование не формально и не регулярно.
1.2.Цели фирмы
Понятие и виды целей
Кон¬кретное конечное состояние, к которому в каждый момент времени стремится фирма, фиксируется в виде ее целей. Иначе говоря, цели — это конкретное состояние отдельных характе¬ристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее дея¬тельность. Значимость целей для фирмы невозможно переоценить. Цели являются исходной точкой планирования деятельности, цели лежат в основе построения организационных отношений, на целях базируется система мотивирования, используемая в фирме, наконец, цели являются точкой отсчета в процессе контроля и оценки результатов труда отдельных работников, подразделений и фирмы в целом.
В зависимости от периода времени, требуемого для их достиже¬ния, цели делятся на долгосрочные и краткосрочные. В принципе в основе разделения целей на эти два типа лежит временной период, связанный с продолжительностью производственного цикла. Цели, достижение которых предполагается к концу производственного цикла, — долгосрочные. Отсюда следует, что в различных отраслях должны быть различные временные промежутки для достижения долгосрочных целей. Однако на практике обычно краткосрочными считаются цели, которые достигаются в течение одного - двух лет, и, соответственно, долгосрочными — цели, достигаемые через три— пять лет.
Разделение целей на долгосрочные
и краткосрочные имеет
Направления установления целей
В зависимости от специфики отрасли, особенностей состояния среды, характера и содержания миссии в каждой фирме устанавлива¬ются свои собственные цели, особенные как по набору параметров фирмы, желательное состояние которых выступает в виде целей фирмы, так и по количественной оценке этих параметров. Одна¬ко, несмотря на ситуационность в фиксации набора целей, существу¬ет четыре сферы, в которых фирмы устанавливают свои цели:
1) доходы фирмы ;
2) работа с клиентами;
3) потребности и благосостояние сотрудников;
4) социальная ответственность.
Эти четыре сферы касаются интересов всех влия¬ющих на деятельность фирмы субъектов.
Наиболее распространенными направлениями, по которым в деловых организациях устанавливаются цели, являются сле¬дующие.
1. В сфере доходов:
- прибыльность, отражаемая в показателях типа величины прибыли, рентабельности, дохода на акцию и т.п.;
- положение на рынке,
описываемое такими
- производительность, выражающаяся
в издержках на единицу
- финансовые ресурсы,
- мощности организации
, выражаемые в целевых
- разработка, производство
продукта и обновление техноло¬
сроки выведения нового продукта на рынок, качество продукта и т.п.
2. В сфере работы с клиентами:
- работа с покупателями,
выражаемая в таких
3. В сфере работы с сотрудниками:
- изменения в организации
управлении, отражаемые в пока¬зателях,
устанавливающих задания по
- человеческие ресурсы,
описываемые с помощью
4. В сфере социальной ответственности - оказание помощи обществу, описываемо такими показателя¬ми, как объем благотворительности, сроки проведения благотвори¬тельных акций и т.п.
Иерархия целей
В любой крупной фирме,
имеющей несколько различных
структурных подразделений и
несколько уровней управления, складывается
иерархия целей, представляющая собой
декомпози¬цию целей более
- цели более высокого уровня всегда носят более широкий ха¬рактер и имеют более долгосрочный временной интервал достиже¬ния;
- цели более
низкого уровня выступают
для достижения целей более высокого уровня.
Например, краткосрочные цели выводятся из долгосрочных, яв¬ляются их конкретизацией и детализацией, «подчинены» им и определяют деятельность фирмы в ближайшей перспективе. Краткосрочные цели как бы устанавливают вехи на пути достиже-ния долгосрочных целей. Именно посредством достижения кратко¬срочных целей фирма шаг за шагом продвигается в направле¬нии достижения своих долгосрочных целей.
Иерархия целей играет очень важную роль, так как она устанав¬ливает «связность» фирмы и обеспечивает ориентацию деятельности всех подразделений на достижение целей верхнего уровня. Если иерархия целей построена правильно, то каждое под¬разделение, достигая своих целей, вносит необходимый вклад в до¬стижение целей фирмы в целом.
Цели роста
Одними из самых
важных для стратегического
Цель быстрого роста является очень привлекательной, однако и очень сложной для достижения. В этом случае фирма должна развиваться быстрее отрасли. Фирме в том случае, если для достижения данной цели есть все необходимые предпо¬сылки, следует отдавать предпочтение именно этой цели роста. Чтобы справиться с быстрым ростом, руководство фирмы должно обладать такими качествами, как глубокое понимание рынка, умение выбрать наиболее подходящую часть рынка и скон¬центрировать свои усилия на этой части рынка, умение хорошо использовать имеющиеся у фирмы ресурсы, умение чутко ощущать ход времени и хорошо контролировать по времени проте¬кающие в фирме процессы. В случае быстрого роста фирмы необходимо иметь опытных менеджеров, умеющих риско¬вать. Стратегия фирмы должна быть сформулирована очень ясно.
Цель стабильного роста предполагает, что при ее достижении фирма развивается примерно таким же темпом, как и от¬расль в целом. Данная цель не предполагает экспансии фирмы, а означает, что фирма стремится сохранить неизменной свою долю рынка.
Цель сокращения ставится фирмой тогда, когда по целому ряду причин она вынуждена развиваться более медленным темпом, чем отрасль в целом, либо даже в абсолютном выражении сокращать свое присутствие на рынке. Постановка такой цели от-нюдь не означает, что в организации протекают кризисные явле¬ния. Например, после периода быстрого роста может возникнуть необходимость сокращения.
Здесь проявляется одна из интересных особенностей трех пере¬численных целей роста. Являясь совершенно различными по своей направленности, они могут спокойно, последовательно сменять одна другую. При этом отсутствует какой-либо обязательный поря¬док в следовании этих целей.
Требования к целям
Цели совершенно необходимы
для успешного функционирования
и выживания фирмы в
Накопленный в бизнесе большой опыт по установлению целей позволяет выделить несколько ключевых требований, которым должны удовлетворять правильно сформулированные цели.
Во-первых, цели должны быть достижимыми. Конечно, в целях должен быть заключен определенный вызов для сотрудников. Они не должны быть слишком легкими для достижения. Но они также не должны быть нереалистичными, выходящими за предельные возможности исполнителей. Нереальная цель приводит к демотивации работников и потере ими ориентира, что очень негативно сказывается на деятельности фирмы.
Во-вторых, цели должны быть гибкими. Цели следует устанав¬ливать таким образом, чтобы они оставляли возможность для их корректировки в соответствии с теми изменениями, которые могут произойти в окружении. Менеджеры должны помнить об этом и быть готовыми провести модификации установленных целей с учетом новых требований, выдвигаемых к фирме со стороны окружения, либо же новых возможностей, появившихся у фирмы.
В-третьих, цели должны быть измеримыми. Это означает, что цели должны быть сформулированы таким образом, чтобы их можно было количественно измерить, либо же можно было бы каким-то другим объективным способом оценить, была ли цель до¬стигнута. Если цели неизмеримы, то они порождают разночтения, затрудняют процесс оценки результатов деятельности и вызывают конфликты.
В-четвертых, цели должны быть
конкретными, обладающими необходимыми
характеристиками для того, чтобы
можно было однозначно определить,
в каком направлении должно осущест¬вляться
движение фирмы. Цель должна четко фиксировать,
что необходимо получить в результате
деятельности, в какие сроки следует
ее достичь и кто должен ее достигать.
Чем более конкретна цель, тем
легче выработать стратегию ее достижения.
Если цель сформулирована конкретно, то
это позволяет добиться того, что
все или подавляющее