Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 10:34, курсовая работа
Стратегия – это план управления фирмой, направленный на укрепление ее позиций, удовлетворение потребителей и достижение поставленных целей.
Управляющие (менеджеры) разрабатывают стратегии, чтобы определить, в каком направлении будет развиваться компания, и принимать обоснованные решения при выборе способа действия. Без стратегии у менеджера нет продуманного плана действий.
Стратегический менеджмент является быстро развивающейся областью науки и практики управления, возникшей в ответ на возрастание динамизма внешней среды бизнеса.
ВВЕДЕНИЕ .............................................................................................................3
1. СТРЕТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ ...5
1.1. Сущность стратегии………………………………………………………5
1.2. Цели фирмы………………………………………………………………8
2. СТРУКТУРА ФИРМЫ И ЕЕ СВЯЗИ С ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ.................................12
2.1. Структура фирмы………………………………………………………..12
2.2. Оценка и анализ внешней среды организации………………………...14
2.3. Изучение стратегических альтернатив…………………………………17
3. ОПИСАНИЕ ИСХОДНОЙ СИТУАЦИИ………………………………………...18
4. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ФИРМОЙ…………………….20
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ РАССЧЕТОВ………………………………………………21
ФИНАНСОВЫЙ ОТЧЕТ………………………………………………………………31
БАЛАНС ФИРМЫ……………………………………………………………………35
5. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМ ЗА 1 КВАРТАЛ………………………………………………………………..39
6. МОДЕЛИРОВАНИЕ МЕЖОТРАСЛЕВОЙ И ВНУТРИОТРАСЛЕВОЙ КОНКУРЕН – ЦИИ НА РЫНКЕ...........................................................................................................40
6.1. Моделирование емкости отраслевого рынка…………………………...40
6.2. Распределение отраслевого рынка между фирмами……………….......44
6.3. Перераспределение емкости рынка……………………………………..46
7. ОТЧЕТ ФИРМЫ ПО МАРКЕТИНГУ…………………………………………….47
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………………..48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………..50
К числу методов повышения рентабельности в долгосрочной перспективе относятся, развитие инфраструктуры сбыта и технического обслуживания продукции, снижение серийности производства (при высокой унификации узлов, деталей, технологических процессов). Децентрализация управления (при создании автоматизированной информационной системы), техническое содействие поставщикам (на основе долгосрочных связей), выделение структурных единиц в дочерние малые предприятия и т. д.
4. Многообразие стратегий
управления в зависимости от
рыночных позиций фирмы и сфер
деятельности, где она может рассчитывать
на успех. Так, завод «Импульс»
5. Организация сотрудничества
крупного и малого бизнеса. 80_е
годы XX века стали во всем мире
периодом возрождения малого
бизнеса. Стало очевидным, что
теоретические положения нашей
политэкономии о замене мелких
производителей корпорациями
С середины XX века в мире начала
разворачиваться научно-
Фактически именно НТР привела к возрождению малого бизнеса, ибо существенно повысила его возможности. Отметим, что малый бизнес имеет ряд существенных преимуществ:
а) он открывает большие просторы для самовыражения личности. Классическим примером стало создание персональной ЭВМ. Как известно, на Западе два молодых инженера вынуждены были уйти из одной из ведущих в данной области фирм, шедшей в то время по пути увеличения размеров ЭВМ и не поддержавшей идею создания микроЭВМ. Уволившись, они взяли кредит и, работая по 14-15 часов в сутки, вместе с тремя механиками создали в непромышленных условиях персональную ЭВМ. В результате их собственная компания достигла оборота в 7 млрд. долларов;
б) способствует снижению экологической нагрузки;
в) снижает транспортные расходы и др.
Для 90_х годов характерно, что развитие малого бизнеса не ведет к уменьшению роли крупного бизнеса: каждый из них имеет свою нишу. В этом плане, на наш взгляд, следует критически отнестись к методам осуществления приватизации в России, приведшей к делению крупных промышленных комплексов на независимые части, разрушению наукоемкого производства.
2. Этапы стратегического управления
Рассмотрим подробно, что конкретно должен делать стратегический менеджер компании, какова последовательность его работы, в чем ему помогают консультанты (референты, помощники).
1 этап - выбор цели с учетом финансового положения фирмы. Здесь можно выделить следующие варианты (типы целей):
а) восстановление платежеспособности. Такая цель очень актуальна для нашей экономики, когда рабочие сидят без оплаты, а главная забота руководителя - избежать банкротства;
б) увеличение массы и нормы прибыли;
в) диверсификация, то есть освоение
новых сфер деятельности. Например,
Ижорский завод обычно ассоциируется
с производством оборудования для
АЭС, атомных реакторов прокатных
станов, скальных экскаваторов. Однако
сейчас он является учредителем примерно
20 компаний, занимающихся и финансовыми,
и внешнеторговыми операциями, и
туризмом. По существу, с резким уменьшением
спроса на традиционную продукцию фирмы
ее генеральной целью стала
г) конверсия - полная смена профиля для оборонных заводов.
2 этап - уточнение, дифференциация цели. Исходя из рыночной ситуации намечается:
а) проникновение на новый рынок - наступательная стратегия фирмы на основе вытеснения конкурентов с этого рынка или сотрудничество с ними.
б) сохранение и развитие рыночных позиций - оборонительная стратегия. К примеру, наша алюминиевая промышленность и некоторые другие отрасли вышли на мировой рынок неорганизованно, отечественные предприятия сами сбивали друг другу цены. В результате за три года объем экспорта по ряду позиций существенно вырос, а выручка, напротив, снизилась на 15-20 %. Очевидно, необходимо заключение картельных соглашений об урегулировании экспортных квот и цен. У нас подобные соглашения заключили пока только предприятия - экспортеры лесного комплекса;
в) отступление, уход с неперспективных рынков. Фирме не нужно цепляться за все виды деятельности, пытаться обязательно закрепиться на всех возможных рынках. Можно и уходить с рынка, но уходить достойно, путем нормального свертывания своей деятельности.
3 этап - выбор типа маркетинговой,
конкурентной стратегии. Можно
выделить четыре варианта
А. Неценовая конкуренция при широком ассортименте. Данный тип маркетинговой стратегии означает, что фирма конкурирует уникальным качеством, а не низкой ценой продукции. Это самый перспективный вид конкуренции. Он означает, что только данное предприятие умеет изготавливать определенные изделия и, не снижая цены, конкурирует качеством. Примером может быть мировое судостроение. Так, Япония - единственная страна, строящая крупнотоннажные танкеры более 100 тыс. тонн водоизмещением с уникальной степенью автоматизации.
Заметим, что такой тип стратегии подходит только для крупных фирм, обладающих большим научно-техническим потенциалом.
Б. Неценовая конкуренция
при узком ассортименте. Например,
судостроение Скандинавии специализируется
на выпуске пассажирских лайнеров (их
можно заказать в Швеции и Норвегии),
а Финляндия специализируется на
ледоколах, на платформах для бурения.
Имеет место узкая
В. Ценовая конкуренция при широком ассортименте. Ее могут избрать крупные фирмы, которые обладают сравнительно дешевыми материальными ресурсами или рабочей силой.
В качестве примера можно
указать, что это - возможная стратегия
отечественного судостроения. В качестве
примера можно привести судостроительный
завод «Адмиралтейские верфи», который
успешно вошел в рыночные отношения.
Он нашел свою нишу, заключив контракт
со швейцарским бизнесменом. Завод
может производить любые суда,
кроме уникальных. При этом массовая
продукция создается по цене на 20-30
% ниже, чем за границей - (например, танкеры
по 10-15 тыс. тонн водоизмещением, которые
нужны, в частности, в арабских странах,
в Греции для перевозки топлива
на острова). В результате своих усилий
в настоящее время фирма
Г. Ценовая конкуренция при узком ассортименте (например, при производстве каботажных судов).
4 этап - дифференциация целей
в зависимости от этапов
5 этап - сегментация рынка
и выбор цели для каждого
сегмента. Цели фирмы дифференцируются
по различным сферам
6 этап - разработка целевых программ, обеспечивающих достижение целей.
Базовая цель предприятия дифференцируется для отдельных областей (сегментов) его деятельности - стратегических зон хозяйствования. Они могут выделяться по следующим признакам:
- характер рынков сбыта (товары, предназначенные для массового потребителя, для экспорта в развитые страны и элитных групп в России, выпускаемые по индивидуальным заказам);
- общность используемого сырья;
- единство технологии
и фазы научно-
- патентная защита (выпуск
по зарубежным лицензиям, на
основе собственных
По каждой из этих зон целесообразно провести анализ по нескольким направлениям:
1. Удельный вес данной
зоны (сегмента) в общем доходе (объеме
продаж) фирмы и его динамика.
Этот показатель отражает
2. Удельный вес данной
группы товаров в общем объеме
реализации на рынке и его
динамика. При этом учитывается
доля покупателей, которые
3. Стадия жизненного цикла,
на которой находится товар.
Стадия внедрения на рынок
начинается в Процессе
Фазы жизненного цикла могут различаться на разных рынках. При спаде выручки в Москве и Санкт-Петербурге товар нередко лишь входит в моду в других регионах и государствах СНГ.
О различиях стратегии на разных этапах цикла дает представление табл. 1.
На первом этапе особое значение имеет фактор времени, сокращение (без ущерба для качества) сроков разработки и освоения нововведения, интенсивная реклама нового товара, укрепление связей с поставщиками и потенциальными покупателями. После начала серийного выпуска главное - полное использование производственных мощностей, поддержание проектного, гарантируемого качества, достижение планового уровня издержек, формирование семейства изделии на базе основной модели с учетом запросов различных покупателей. Прекращение роста доходов требует смены ценовой стратегии (ориентация не на высокую цену и прибыль с каждой единицы товара, а на общую сумму прибыли за счет увеличения числа покупателей). Для стимулирования сбыта приходится идти на снижение цен, продажу в рассрочку и в кредит, оказание дополнительных льготных услуг по доставке, ремонту, оформлению (покупки и соответствующих товаров), модернизации базового образца, а при первых признаках спада - проводить уценку и распродажу остатков, ускорять внедрение на рынок новых товаров.
Табл. 1. Стратегия на различных этапах жизненного цикла товара
ФАЗЫ ЦИКЛА
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ВНЕДРЕНИЕ
РОСТ
ЗРЕЛОСТЬ
СПАД
СБЫТ
низкий
растущий
высокий
снижающийся
ДОХОД
минимальный (до убытка)
высокий
максимальный
низкий (до убытка)
КОНКУРЕНЦИЯ
высокая
средняя
высокая
максимальная
ЦЕНА
невысокая
средняя
снижающаяся
низкая
ТОВАР
базовая модель
модификация базовой модели
модернизация
индивидуальные заказы
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ
сокращение сроков выхода на рынок
наращивание объема производства
стимулирование сбыта
смена ассортимента
ОБЪЕКТЫ ОСОБОГО УПРАВЛЕНИЯ
рынок НИР и ОКР
производство
маркетинг
НИР и ОКР
4. Общая конкурентоспособность и стратегическая уязвимость данной зоны хозяйствования (степень коммерческого риска).
3. Стратегическое планирование
Рассмотрим и проанализируем теперь детально, пожалуй, наиболее важный аспект стратегического управления - стратегическое планирование.
Стратегическое планирование является важнейшей составной частью управления предприятием, и без него вряд ли возможна успешная работа предприятия в условиях рыночной экономики. В современной быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий.