Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 10:34, курсовая работа
Стратегия – это план управления фирмой, направленный на укрепление ее позиций, удовлетворение потребителей и достижение поставленных целей.
Управляющие (менеджеры) разрабатывают стратегии, чтобы определить, в каком направлении будет развиваться компания, и принимать обоснованные решения при выборе способа действия. Без стратегии у менеджера нет продуманного плана действий.
Стратегический менеджмент является быстро развивающейся областью науки и практики управления, возникшей в ответ на возрастание динамизма внешней среды бизнеса.
ВВЕДЕНИЕ .............................................................................................................3
1. СТРЕТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ ...5
1.1. Сущность стратегии………………………………………………………5
1.2. Цели фирмы………………………………………………………………8
2. СТРУКТУРА ФИРМЫ И ЕЕ СВЯЗИ С ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ.................................12
2.1. Структура фирмы………………………………………………………..12
2.2. Оценка и анализ внешней среды организации………………………...14
2.3. Изучение стратегических альтернатив…………………………………17
3. ОПИСАНИЕ ИСХОДНОЙ СИТУАЦИИ………………………………………...18
4. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ФИРМОЙ…………………….20
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ РАССЧЕТОВ………………………………………………21
ФИНАНСОВЫЙ ОТЧЕТ………………………………………………………………31
БАЛАНС ФИРМЫ……………………………………………………………………35
5. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМ ЗА 1 КВАРТАЛ………………………………………………………………..39
6. МОДЕЛИРОВАНИЕ МЕЖОТРАСЛЕВОЙ И ВНУТРИОТРАСЛЕВОЙ КОНКУРЕН – ЦИИ НА РЫНКЕ...........................................................................................................40
6.1. Моделирование емкости отраслевого рынка…………………………...40
6.2. Распределение отраслевого рынка между фирмами……………….......44
6.3. Перераспределение емкости рынка……………………………………..46
7. ОТЧЕТ ФИРМЫ ПО МАРКЕТИНГУ…………………………………………….47
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………………..48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………..50
Стратегическое планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов.
3.1 Понятие стратегического планирования
Понятие «стратегия» вошло
в число управленческих терминов
в 50_е годы, когда проблема реакции
на неожиданные изменения во внешней
среде приобрела большое
В то время многие управляющие, а также некоторые ученые сомневались в полезности нового понятия. На их глазах в течение полувека американская промышленность великолепно обходилась безо всякой стратегии, и они задавали вопрос, зачем она вдруг стала нужна и какая от нее польза фирме.
По своему существу стратегия есть набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности. Существует четыре различные группы.
1. Правила, используемые
при оценке результатов
2. Правила, по которым
складываются отношения фирмы
с ее внешней средой, определяющие:
какие виды продукции и
3. Правила, по которым
устанавливаются отношения и
процедуры внутри организации.
Их нередко называют
4. Правила, по которым фирма ведет свою повседневную деятельность, называемые основными оперативными приемами.
Стратегии имеют несколько отличительных черт:
1. Процесс выработки стратегии
не завершается каким-либо
2. Сформулированная стратегия
должна быть использована для
разработки стратегических
3. Необходимость в стратегии
отпадает, как только реальный
ход развития выведет
4. В ходе формулирования
стратегии нельзя предвидеть
все возможности, которые
5. Как только в процессе
поиска открываются конкретные
альтернативы, появляется и более
точная информация. Однако она
может поставить под сомнение
обоснованность
6. Поскольку для отбора
проектов применяются как
7. Наконец, стратегия и
ориентиры взаимозаменяемы как
в отдельные моменты, так и
на различных уровнях
Короче говоря, стратегия - понятие трудноуловимое и несколько абстрактное. Ее выработка обычно не приносит фирме никакой непосредственной пользы. Кроме того, она дорого обходится как по денежным расходам, так и по затратам времени управляющих.
Сам термин «стратегическое планирование» был введен в обиход на стыке 60-70_х гг. для того, чтобы обозначить разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Необходимость фиксации такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях ведения бизнеса. Разработка идей стратегического управления нашла отражение в работах таких авторов, как Frankenhofs and Granger (1971), Ansoff (1972), Schendel and Hatten (1972), Irwin (1974) и др. Ведущей идеей, отражающей сущность перехода от оперативного управления к стратегическому, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение, для того чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения.
Можно указать на несколько
конструктивных определений, которые
были предложены авторитетными разработчиками
теории стратегического управления.
Шендел и Хаттен рассматривали его
как «процесс определения и (установления)
связи, организации с ее окружением,
состоящий в реализации выбранных
целей и в попытках достичь
желаемого состояния
3.2 Сущность и функция стратегического планирования
Будучи функцией управления, стратегическое планирование является фундаментом, на котором строится вся система управленческих функций, или основой функциональной структуры системы управления. Стратегическое планирование является инструментом, с помощью которого формируется система целей функционирования предприятия и объединяются усилия всего коллектива предприятия по ее достижению.
Стратегическое планирование
представляет собой набор процедур
и решений, с помощью которых
разрабатывается стратегия
Рис. 2. Логика стратегического планирования
Процесс стратегического
планирования является инструментом,
с помощью которого обосновываются
управленческие решения в области
хозяйственной деятельности. Его
важнейшая задача обеспечить нововведения
и организационные изменения, необходимые
для жизнедеятельности
1. Распределение ресурсов.
Данный процесс включает
Рис. 3. Функциональная структура стратегического планирования
2. Адаптация к внешней
среде. Адаптацию следует
3. Координация и регулирование.
Данная функция предполагает
согласование усилий
4. Организационные изменения.
Эта деятельность
организационные изменения проводились не как реакция предприятия на сложившуюся ситуацию, что характерно для ситуационного управления, а были результатом организационного стратегического предвидения.
Стратегическое планирование
как обособившийся вид
* Первый элемент - умение
смоделировать ситуацию. В основе
этого процесса лежит
* Второй элемент - способность
выявить необходимость
- Готовности работников
аппарата управления
- Научно-технического