Стратегия управления фирмой

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 10:34, курсовая работа

Краткое описание

Стратегия – это план управления фирмой, направленный на укрепление ее позиций, удовлетворение потребителей и достижение поставленных целей.
Управляющие (менеджеры) разрабатывают стратегии, чтобы определить, в каком направлении будет развиваться компания, и принимать обоснованные решения при выборе способа действия. Без стратегии у менеджера нет продуманного плана действий.
Стратегический менеджмент является быстро развивающейся областью науки и практики управления, возникшей в ответ на возрастание динамизма внешней среды бизнеса.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ .............................................................................................................3
1. СТРЕТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ ...5
1.1. Сущность стратегии………………………………………………………5
1.2. Цели фирмы………………………………………………………………8
2. СТРУКТУРА ФИРМЫ И ЕЕ СВЯЗИ С ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ.................................12
2.1. Структура фирмы………………………………………………………..12
2.2. Оценка и анализ внешней среды организации………………………...14
2.3. Изучение стратегических альтернатив…………………………………17
3. ОПИСАНИЕ ИСХОДНОЙ СИТУАЦИИ………………………………………...18
4. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ФИРМОЙ…………………….20
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ РАССЧЕТОВ………………………………………………21
ФИНАНСОВЫЙ ОТЧЕТ………………………………………………………………31
БАЛАНС ФИРМЫ……………………………………………………………………35
5. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМ ЗА 1 КВАРТАЛ………………………………………………………………..39
6. МОДЕЛИРОВАНИЕ МЕЖОТРАСЛЕВОЙ И ВНУТРИОТРАСЛЕВОЙ КОНКУРЕН – ЦИИ НА РЫНКЕ...........................................................................................................40
6.1. Моделирование емкости отраслевого рынка…………………………...40
6.2. Распределение отраслевого рынка между фирмами……………….......44
6.3. Перераспределение емкости рынка……………………………………..46
7. ОТЧЕТ ФИРМЫ ПО МАРКЕТИНГУ…………………………………………….47
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………………..48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………..50

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 121.92 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

 

По дисциплине: «Менеджмент»

 

На тему: «Стратегия управления фирмой»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление:

ВВЕДЕНИЕ .............................................................................................................3

1. СТРЕТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ ...5

1.1. Сущность стратегии………………………………………………………5

      1.2. Цели  фирмы………………………………………………………………8

     2.   СТРУКТУРА  ФИРМЫ И ЕЕ СВЯЗИ С ВНЕШНЕЙ  СРЕДОЙ.................................12

          2.1. Структура фирмы………………………………………………………..12

          2.2. Оценка и анализ внешней  среды организации………………………...14

          2.3. Изучение стратегических альтернатив…………………………………17

      3.   ОПИСАНИЕ  ИСХОДНОЙ СИТУАЦИИ………………………………………...18

      4.   МОДЕЛИРОВАНИЕ  ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ФИРМОЙ…………………….20

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ РАССЧЕТОВ………………………………………………21

ФИНАНСОВЫЙ ОТЧЕТ………………………………………………………………31

БАЛАНС ФИРМЫ……………………………………………………………………35

      5. АНАЛИЗ  РЕЗУЛЬТАТОВ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМ ЗА 1 КВАРТАЛ………………………………………………………………..39

      6.   МОДЕЛИРОВАНИЕ  МЕЖОТРАСЛЕВОЙ И ВНУТРИОТРАСЛЕВОЙ  КОНКУРЕН – ЦИИ  НА РЫНКЕ...........................................................................................................40

           6.1. Моделирование емкости отраслевого  рынка…………………………...40

           6.2. Распределение отраслевого рынка  между фирмами……………….......44

           6.3. Перераспределение емкости рынка……………………………………..46

     7.   ОТЧЕТ  ФИРМЫ ПО МАРКЕТИНГУ…………………………………………….47

ВЫВОДЫ……………………………………………………………………………..48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..49

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………..50

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 Стратегия – это  план управления фирмой, направленный  на укрепление ее позиций, удовлетворение  потребителей и достижение поставленных  целей.

Управляющие (менеджеры) разрабатывают  стратегии, чтобы определить, в каком  направлении будет развиваться  компания, и принимать обоснованные решения при выборе способа действия. Без стратегии у менеджера  нет продуманного плана действий.

Стратегический менеджмент является быстро развивающейся областью науки и практики управления, возникшей  в ответ на возрастание динамизма  внешней среды бизнеса.

В настоящее время существует много определений стратегии, но всех их объединяет понятие стратегии  как осознанной и продуманной  совокупности норм и правил, лежащих  в основе выработки и принятия стратегических решений, влияющих на будущее  состояние фирмы, как средство связи  предприятия с внешней средой.

Стратегия - это генеральная  программа действий, выявляющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения основной цели. Она формулирует главные  цели и основные пути их достижения таким образом, что предприятие  получает единое направление движения.

Стратегическое управление – это процесс принятия и осуществления  стратегических решений, центральным  звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении  собственного ресурсного потенциала предприятия  с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно действует. Стратегию можно рассматривать  как основное связующее звено  между тем, что организация хочет  достичь – ее целями, и линией поведения, выбранной для достижения этих целей.

В самом общем виде стратегия  может быть определена как эффективная  деловая концепция (концепция бизнеса), дополненная набором реальных действий, который способен привести эту деловую  концепцию к достижению реального  конкурентного преимущества, способного сохраняться длительное время. Разработка стратегии должна основываться на глубоком понимании рынка, оценке позиции  предприятия на рынке, осознании  своих конкурентных преимуществ.

Выбор стратегии и её реализация составляют основное содержание стратегического  управления.(является одной из основных функций менеджмента)

 

Подходы к выработке стратегии:

 

Как считает один из ведущих  теоретиков и специалистов в области  стратегического управления М.Портер, существует три основных подхода  к выработке стратегии поведения  фирмы на рынке .

Первый подход связан с  лидерством в минимизации издержек производства. Данный тип стратегий  связан с тем, что компания добивается самых низких издержек производства и реализации своей продукции. В  результате этого она может за счет более низ¬ких цен на аналогичную продукцию добиться завоевания большей доли рынка. Фирмы, реализующие такой тип стратегии, должны иметь хорошую организацию производства и снабжения, хорошую технологию и инженерно-конструкторскую базу, а также хорошую систему распределения продукции. Чтобы добиваться наименьших издержек, на высоком уровне исполнения должно осуществляться все то, что связано с себестоимостью продукции, с ее снижением. Маркетинг же при данной стратегии не обязательно должен быть высоко развит.

Второй подход к выработке  стратегии связан со специализацией в производстве продукции. В этом случае фирма должна осущест¬влять  высокоспециализированное производство и качественный маркетинг для  того, чтобы становиться лидером  в своей области. Это приводит к тому, что покупатели выбирают продукцию данной фирмы, даже если цена и достаточно высокая. Фирмы, реализую¬щие этот тип стратегии, должны иметь  высокий потенциал для про¬ведения  НИОКР, иметь прекрасных дизайнеров, прекрасную сис¬тему обеспечения высокого качества продукции, а также развитую систему маркетинга.

Третий подход относится  к фиксации определенного сегмента рынка и концентрации усилий фирмы  на выбранном рыночном сегменте. В  этом случае фирма досконально выясняет потреб¬ности определенного сегмента рынка в определенного типа продукции. В этом случае фирма может стремиться к сниже¬нию издержек либо же проводить  политику специализации в производстве продукта. Возможно и совмещение этих двух под¬ходов. Однако что является совершенно обязательным для про¬ведения  стратегии третьего типа, так это  то, что фирма должна строить свою деятельность прежде всего на анализе  потребнос¬тей клиентов определенного  сегмента рынка. То есть должна в своих  намерениях исходить не из потребностей рынка вообще, а из потребностей вполне определенных или даже конкретных клиентов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО

ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ

1.1.Сущность стратегии

 

Значение стратегического  поведения, позволяющего фирме выжи¬вать  в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние  десятилетия. Все компании в условиях жест¬кой конкуренции, быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать  внимание на внутреннем состоянии дел  в компа¬нии, но и вырабатывать стратегию  долгосрочного выживания, ко¬торая позволяла бы им поспевать, за изменениями, происходящими в их окружении. В  прошлом многие фирмы могли успешно  функ¬ционировать, обращая внимание в основном на ежедневную рабо¬ту, на внутренние проблемы, связанные с  повышением эффектив¬ности использования  ресурсов в текущей деятельности. Сейчас же, хотя и не снимается задача рационального использования потен-циала  в текущей деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адапта¬цию фирмы к быстро меняющейся окружающей среде.

Если раньше считалось, что  большой имеет лучшие шансы по¬бедить  в конкуренции по сравнению с  маленьким, то теперь все более ясным  становится факт, что преимущества в конкурентной борьбе получает более  быстрый. Ускорение изменений в  окружаю¬щей среде, появление новых  запросов и изменение позиции  потре¬бителя, возрастание конкуренции  за ресурсы, интернационализа¬ция бизнеса, появление новых, зачастую совершенно неожиданных возможностей для осуществления  бизнеса, развитие информаци¬онных  сетей, делающих возможным молниеносное распростране¬ние и получение информации, широкая доступность современных  технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других факторов привели к резкому возрастанию  значения страте¬гического управления.

Практика бизнеса показала, что не существует стратегии, еди¬ной  для всех компаний, как и не существует единого универсально¬го стратегического  управления. Каждая фирма уникальна  в своем роде, и процесс выработки  стратегии для каждой фирмы уникален, так как он зависит от позиции  фирмы на рынке, динамики ее разви¬тия, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых ею услуг, состояния эконо¬мики, культурной среды  и еще многого другого. В то же время есть ряд основополагающих моментов, которые позволяют говорить о некоторых обобщенных принципах  осуществления стратегического  управления. Конечно, всегда следует  помнить, что стратегическое управление — это в первую очередь продукт  творчества высшего руководства, но в то же время можно говорить и  о некой теории стратегического  управления, знание которой позволяет  более эф¬фективно осуществлять управление организацией.

Сущность стратегического  управления заключается в ответе на три важнейших вопроса:

- В каком положении  предприятие находится в настоящее  время?

- в каком положении  оно хотело бы находиться через  три, пять, десять лет?

- каким способом достигнуть  желаемого положения?

Для ответа на первый вопрос менеджеры должны хорошо понимать текущую  ситуацию, в которой находится  предприятие, прежде чем решать, куда двигаться дальше. А для этого  необходима информационная основа, обеспечивающая процесс принятия стратегических решений  соответствующими данными для анализа  прошлых, настоящих и будущих  ситуаций. Второй вопрос отражает такую  важную особенность стратегического  управления, как его ориентация на будущее. Для ответа на него необходимо четко определить, к чему стремиться, какие цели ставить. Третий вопрос стратегического  управления связан с реализацией  выбранной стратегии, в ходе которой  может происходить корректировка  двух предыдущих этапов. Важнейшими составляющими  или ограничениями данного этапа  являются имеющиеся или доступные  ресурсы, система управления, организационная  структура и персонал, который  будет реализовывать выбранную  стратегию.

По своему предметному  содержанию стратегическое управление обращается лишь к основным базисным процессам на предприятии и за его пределами, уделяя внимание не столько  наличным ресурсам и процессам, сколько  возможностям наращивания стратегического  потенциала предприятия. В основе стратегического  управления лежат стратегические решения.

Стратегические решения- это управленческие  решения, которые:

-ориентированы на будущее  и закладывают основу для принятия  оперативных управленческих решений  ;

- сопряжены со значительной  неопределенностью, поскольку учитывают  неконтролируемые внешние факторы,  воздействующие на фирму;

- связаны с вовлечением  значительных ресурсов и могут  иметь чрезвычайно серьёзные,  долгосрочные последствия для  фирмы.

К числу стратегических решений  можно отнести:

- реконструкцию фирмы:

- внедрение новшеств (новая  продукция, новые технологии) :

- организационные изменения  ( изменения организационно-правовой  формы фирмы, , структуры производства  и управления, новые формы организации  и оплаты труда, взаимодействия  с поставщиками и потребителями  );

- выход на новые рынки  сбыта ;

- приобретение, слияние фирм  и т.д.

Стратегические решения  характеризуются тем, что они :

- инновационны по своей  природе, а поскольку человеку  и организации свойственно отторгать  все новинки , то требуются  особые меры по преодолению  отторжения  (убеждение, обучение, привлечение исполнителей к процессу  разработки стратегии и , наконец,    принуждение ). Такие решения должны  быть открытыми и понятными  сотрудникам, что может быть  реализовано на основе использования  внутреннего маркетинга;

- направлены на перспективные  цели фирмы, на возможности,  а не на задачи, на будущее,  а не на стоящее;

- отличаются от тактических  решений тем, что множество  альтернатив не определено, процедура  их формирования играет важную  самостоятельную роль;

- направлены в будущее  и являются, следовательно, неопределенными  по своей природе;

- требуют знаний – результат,  как правило, больше зависит  от качества решения, чем от  быстроты или своевременности  его принятия. Для них нет жестких  временных рамок;

- субъективны по своей  природе, не поддаются , как  правило, объективной оценке;

- необратимы и имеют  долгосрочные последствия.

Стратегическое управление основано на принятии управленческих решений, ориентированных на учет специфики  внешней среды, на достижение конкурентоспособности  фирмы на рынке, на успех в конкурентной борьбе.

Возрастание коммерческих рисков вынуждает менеджеров обращаться к  стратегическому управлению как  к средству сохранения конкурентоспособности  фирмы в динамичной внешней среде. В целом можно сказать, что эффективность системы стратегического управления определяется тем, что она:

- обеспечивает комплексный  , системный взгляд на фирму  и ее внешнее окружение;

- облегчает принятие стратегических  решений на основе использования  специальных понятий, методов  и подходов к сбору и обработке  информации;

Информация о работе Стратегия управления фирмой