Стратегия и анализ внешней среды фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 19:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является разработка новой технологии, по которой предприятие может производить продукцию низкой себестоимостью, что поможет фабрике закрепить позиции как конкурентоспособное предприятие. Исходя из цели вытекают следующие задачи:
- раскрытие внешней среды организации
- анализируя, дали характеристику предприятию, а так же анализ его основных экономических показателей и анализ конкурентов на примере АО «Рахат». Объектом исследования является АО «Баян Сулу».

Оглавление

Введение 4
1 Внешняя среда организации 5
Сущность внешней среды 5
Характеристика внешней среды 9
1.2.1 Факторы прямого воздействия 11
1.2.2 Факторы косвенного воздействия 15
1.2.3 Международное окружение 18
2. Анализ внешней среды 22
2.1 Характеристика предприятия 22
2.2 Анализ основных экономических показателей отрасли 25
2.3 Анализ конкурентной среды 32
2.4 SWOT-Анализ 36
3 Усовершенствование работы предприятия, с использованием
новой технологии 38
Заключение 52
Список литературы 53

Файлы: 1 файл

курсовой сиковский.docx

— 375.19 Кб (Скачать)
 

      Из  таблицы видно, что ОАО «баян-Сулу»  имело краткосрочные кредиты  в ОАО «Банк Апогей», а затем  в ОАО «АТФ Банк» все три  анализируемых периоды и к  концу 2010г. данная статья баланса увеличилась на 56975 тыс. тн.

      Кредиторская  задолженность сократилась на 73794 тыс. тн. за счет сокращения следующих показателей: счета и векселя сократились на 26020 тыс. тн., авансы полученные на  21808 тыс. тн. При этом выросли такие статьи баланса  как расходы к оплате на 5935 тыс. тн. и дивиденды к выплате на 330 тыс. тн.

      Таким образом, выводы из подобного анализа  существенно влияют на уровень кредитоспособности предприятия.

     Факторами, позитивно влияющими на доходность продаж являются: - рост объемов продаж (в том числе высокорентабельной продукции – конфет, шоколада); - снижение себестоимости отгруженной продукции, коммерческих и административных расходов (расходов периода). Объем реализованной продукции за два последних года. Указаны в таблице 2.2.6. 

     Таблица 2.2.6

     Объем реализованной продукции за два  последних года

Объем реализованной продукции  2009 год 2010год Темп роста, (%)
1 2 3 4
Кондитерские  изделия 
- в натуральном выражении (тн) 10 438 13 349 127,9
- в стоимостном выражении (тыс.  тенге)  1709260 2244984 131,3
 

     Как показывают отчетные данные, годовой  прирост объемов реализованной  продукции составил 27,9% в натуральном выражении и 31,3% в денежном.  

     2.3 Анализ конкурентной среды 

     Акционерное общество «Рахат» является одним из крупнейших производителей кондитерской продукции в Казахстане, ведущим свою историю более 60-ти лет. Первое производство кондитерских изделий было организовано в 1942 году на площадях ликероводочного завода, на оборудовании, эвакуированном во время войны из Москвы и Харькова.  
        В АО «Рахат» работает около 3500 человек. Производственные мощности расположены на двух площадках в г.Алматы и г.Шымкент и позволяют выпускать более 65000 тонн кондитерских изделий в год.. Универсальный характер производства, его масштаб и наличие собственной линии по переработке какао-бобов позволяют компании иметь наиболее широкий среди отечественных производителей ассортимент кондитерских изделий. На сегодняшний день ассортиментный портфель АО «Рахат» включает более 250 наименований разнообразных кондитерских изделий, относящихся к 10-ти различным группам.

     «Рахат» – это и первое предприятие в Казахстане, имеющее полную цепочку по производству шоколада – от переработки какао-бобов до выпуска готовых изделий и полуфабрикатов. Высокопроизводительное оборудование, не имеющее аналогов на территории Центральной Азии, позволяет выпускать не только традиционный плиточный шоколад, но и плитки нового европейского формата с крупными наполнителями: изюмом, орехами, воздушным рисом, а также пористый шоколад.

     На  предприятии организована и действует  внутренняя система качества, базирующаяся на единой ответственности и комплексной  системе контроля качества. Эта система  включает в себя контроль за качеством сырья и продукции на каждой стадии производства. На предприятии внедрена и действует система менеджмента качества, сертифицированная на соответствие стандарту СТ РК ИСО 9001 - 2009.

     Продукция АО «Рахат» хорошо известна, как на отечественном рынке, так и на рынках ближнего и дальнего зарубежья. АО «Рахат» осуществляет политику максимальной доступности своей продукции на внутреннем рынке. География продаж АО «Рахат» охватывает весь Казахстан, поскольку компания имеет системы распространения продукции в 18 городах, включая 14 областных центров. Распространение продукции по г.Алматы осуществляется через крупных оптовых покупателей, а также через фирменные розничные магазины. В других регионах республики доступность продукции АО «Рахат» обеспечивается созданием широкой дистрибьюторской сети (дочерние организации), которые осуществляют продажу качественной фирменной продукции (рисунок 4). 

       

     Рисунок  4 -  Охват рынка кондитерских изделий АО «Рахат» 

     Таким образом, география продаж АО «Рахат» охватывает весь Казахстан и соседнюю Киргизию, где у компании также имеется дочерняя торговая организация. Экспортные поставки осуществляются в страны центрально-азиатского региона, где нет высокой конкуренции, и политико-экономические условия не препятствуют внешней торговле (Афганистан, Азербайджан, Кыргызстан, Таджикистан). В перспективе, в связи с интересом к продукции АО «Рахат» со стороны других республик СНГ и дальнего зарубежья, компания планирует наращивать объёмы производства и расширять рынки сбыта посредством увеличения объёмов экспорта.

     Для того чтобы сделать продукцию  фабрики более доступной для  потребителей, наглядно показать все  ее достоинства и особенности, создана  сеть фирменных магазинов. И сегодня  наиболее полно, с характерным корпоративным  стилем обслуживания покупателей, продукция  фабрики представлена в фирменных  магазинах в южной столице, а  так же в магазинах, созданных  дочерними предприятиями. В этих предприятиях розничной торговли покупатель может получить квалифицированные  консультации о свойствах тех  или иных кондитерских изделий, планируемых  к выпуску новинках, выразить свое мнение о качестве, вкусовых параметрах продукции, об оказываемых населению  торговых услугах. Основные  экономические показатели АО «Рахат» представлены в таблице. 

     Таблица 2.3.1

     Основные  экономические показатели  АО «Рахат»  за  2008-2010годы 

Показатели Единица измерения Годы Изменения  2010г. в %

к уровню

2008 2009 2010
2008г. 2009.
1 Доход от реализации млн.тенге 11323676 13822223 16449124 145,26 119,05
2 Обьем товарооборота млн.тенге 10282338 11632862 14274316 138,82 122,71
3 Себестоимость продукции млн.тенге 8584656 10966718 12714782 148,11 115,93
4 Валовой доход млн.тенге 2739020 2949416 3734342 136,34 126,61
5 Подоходный  налог  млн.тенге 407489 446421 465574 114,25 104,3
6 Чистая прибыль  млн.тенге 946782 1060072 1018412 107,6 96,07
7 Затраты на продвижение

в том числе:

 
тыс. тенге
 
96045
 
96518
 
99193
 
103,3
 
102,8
           
– затраты  на рекламу тыс. тенге 47448 84482 56787 119,7 67,22
– затраты  на стимулирование сбыта

- другие затраты

 
тыс. тенге

тыс. тенге

 
40097 

8500

 
30965 

8940

 
32756 

9650

 
103,7 

113,5

 
105,8 

107,94

    Как видно из таблицы доход от реализации продукции за 3 года работы стал выше на 19%. Себестоимость продукции увеличилась на 15,9%.

    За  последние два года существенно  улучшилось финансовое положение предприятия, за счет значительного прироста валового дохода, который в 2010году против 2009 года возрос на 26,6%, а против 2008 года – на 36,3%.

    В такой ситуации соответственно улучшились основные оценочные показатели деятельности АО «Рахат», что можно видеть из данных приведенных в таблице 2.  Чистая прибыль в 2010году по сравнению с 2009 годом возросла на 6,07%, а к 2008 году на 7,6%. Из чего следует, что прибыльность предприятия растет.

    Затраты на маркетинг увеличились на 3,3% в  2008 году против 2010года, в том числе на рекламу 19,7 % и на  стимулирование  сбыта  в  целом 3,7 %.

    Оценивая  затраты на рекламу можно констатировать, что они весьма эффективны. Так  затраты на рекламу возросли как  мы указали на 19,7%, в то время как  темпы роста товарооборота увеличились  в 2010году на 38,8%, иначе говоря каждый тенге вложенный в рекламу приносил больший объем товарооборота.

    Такие показатели свидетельствуют о динамичном развитии АО «Рахат» и способствуют формированию инновационного фонда  для дальнейшего развития предприятия.

    Благодаря упорной работе и высокому профессионализму сотрудников компания не только успешно  преодолела трудности транзитного  периода, но и с 1995 года вышла на стадию стабильного роста. Сегодня ей принадлежит 24% всего отечественного рынка кондитерских изделий. В течение последних  пяти лет ежегодный рост продаж продукции  предприятия составляет в среднем  порядка 15-20%.

    В условиях высокой конкуренции компания заняла свою нишу на рынке, сделав ставку, прежде всего на качество и вкусовые свойства сладостей. Высокое качество выпускаемых кондитерских изделий  стало фирменной чертой марки "Рахат". Стабильное качество и экологическая безопасность рахатовской продукции обеспечивается благодаря специально созданной системе комплексного контроля. Она охватывает все этапы производства – от сырья до готовой продукции, включая условия ее хранения и реализации.

    Таким образом, АО «Рахат» является одним из крупнейших производителей кондитерской продукции в Казахстане, а так же крупнейшим конкурентом АО «Баян сулу», которая хорошо известна как на отечественном рынке, так и на рынках ближнего и дальнего зарубежья. АО «Рахат» с каждым годом увеличивает затраты на маркетинг, которые, как мы указали, весьма эффективны. В течении последних пяти лет ежегодный рост продаж продукции предприятия составляет в среднем порядка 15-20% .

    А одним из российских конкурентов  продукции «БаянСулу» выступает Кондитерское объединение «Славянка», которое работает более 75 лет, предлагая потребителям самый широкий выбор высококачественной продукции. Фабрика представляет собой несколько современных комплексов, оснащенных новейшим высокотехнологичным оборудованием, мощностью более 100 тысяч тонн кондитерских изделий в год. Установленное современное оборудование ведущих европейский производителей обеспечивает мировой уровень качества кондитерский изделий. Ассортимент кондитерского объединения «Славянка» представлен более чем 400 наименованиями: вафельные конфеты торговой марки «Чудо», группа продуктов серии «Птичья сласть», жевательный мармелад, не имеющие аналогов конфеты на основе нуги, мягкой карамели и нежнейшей помады с различными добавками, шоколад, конфеты, наборы конфет, карамель, печенье, вафли, вафельные торты, мармелад, зефир, драже. 

     Основными потребителями продукции, являются семьи, имеющие несовершеннолетних детей, а также незамужние женщины. Сезонность спроса на данную продукцию неярко выражена, т.к. кондитерские изделия могут приобретаться как на общеизвестные праздники, так и на дни рождения и другие внутрисемейные даты, не поддающиеся учёту.  
При выборе кондитерского изделия важны такие критерии, как калорийность и размер/вес. B случае спонтанной покупки приобретаются небольшие по весу изделия традиционной калорийности, либо низкокалорийные изделия. Но надо заметить, что такая ситуация потребления в большей степени характерна для молодых несемейных покупателей с относительно высоким доходом. 

     Что касается потребителей фото-тортов, то они значительно отличаются от потребителей остальных кондитерских изделий, так  как услуга достаточно новая и  дорогостоящая. Согласно исследованиям, основным потребителем тортов с индивидуальным дизайном остаются крупные организации, которые заказывают их на корпоративные  праздники, юбилеи или дни рождения руководства, где просят изобразить логотип компании или какой-то предмет, связанный с ее деятельностью.   
 

    2.4 SWOT-Анализ  
 

    Что бы объективно подходить к анализу  внешней и внутренней среды организации  нужно, привести все преимущества и  недостатки организации в Swot-анализ,  что объективно рассматривает сильные, слабые стороны предприятия, возможности и угрозы. Swot-анализ представлен в таблице: 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Стратегия и анализ внешней среды фирмы