Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 22:06, курсовая работа
Необходимость разработки стратегии бизнеса в строительстве – это объективная реальность, связанная со становлением рыночных отношений в нашей стране. Все в большей мере строительная организация становится зависимой от факторов внешней среды, прямо или косвенно влияющих на возможности ее успешного развития. Поэтому для строительной организации жизненно необходимым становится умение анализировать и оценивать потенциал спроса на свою продукцию, внутриотраслевую структуру и силу конкуренции, привлекательность отрасли для бизнеса, собственные сильные и слабые стороны, свои конкурентные преимущества. От этого зависит выбор эффективной стратегии организации – генерального направления деятельности, распределения приоритетов и ресурсов на длительную перспективу.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………
1. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ……………………………………………………………………………...
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА СПРОСА……………………………………………………………………………….
3. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ФИРМЫ……………………………………………………………………………….
3.1. Отраслевые показатели и динамики рынка..................................................................................................................................
3.2. Продукция и позиции конкурентов на рынке……………………………………………………………………………………
3.3. Анализ основных конкурентных сил……………………………………………………………………………………….
3.4. Оценка привлекательности отрасли………………………………………………………………………………….
4. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ФИРМЫ……………………………………………………….........................................
4.1. SWOT-анализ……………………………………………………………………………….........
4.2. Оценка конкурентного преимущества фирмы…………………………………………………………………………………….
5. ОБОСНОВАНИЕ СТРАТЕГИИ БИЗНЕСОВ ФИРМЫ…………………………………………………………………………………
5.1. Матричный анализ стратегических альтернатив………………………………………………………………………………
5.2. Обоснование корпоративной стратегии фирмы…………………………………………..................................................................
5.3. Обоснование бизнес - стратегий фирмы…………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………… .
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………...
Таблица 4.4
Факторы перспективного конкурентного преимущества фирмы
Фактор | Оценочная характеристика фактора | Оценка |
1. Развитие инфраструктуры | Возможно освоение новых сегментов рынка за счет развития инфраструктуры. | 4 |
2. Районы застройки | Рост качественных характеристик жилья для привлечения потребителей, в том числе особые предложения для потребителей, ориентирующихся на жилье типа «В» | 5 |
3. Цена 1 м2 | Повышение цены, ввиду повышения качества продукции, престижности фирмы и понижения материальных затрат | 3 |
4.Стратегия фирмы | Стадии: зрелости, насыщения | 5 |
Результаты оценки и расчета приведены в табл. 4.5.
Таблица 4.5
Параметры перспективного конкурентного преимущества фирмы
|
Расчетная оценка КПФ равна 4,332 – сильная
конкурентная позиция. Таким образом,
показатель КПФ нашей фирмы стабилен и
является достаточно высоким как на текущий,
так и на перспективный периоды. Тем не
менее, для сохранения КПФ необходимы:
укрепление лидерства по ценам; значительные
усилия по вытеснению конкурентов; выход
на новые сегменты рынка.
5.
ОБОСНОВАНИЕ СТРАТЕГИИ
БИЗНЕСОВ ФИРМЫ
5.1.Матричный анализ стратегических альтернатив
В отличие от анализа на уровне одного заданного бизнеса (разделы 3–4) матричный анализ проводится на корпоративном уровне с охватом всех (А, Б, В, Г) бизнесов фирмы.
Построение матриц используется как инструмент для оценки следующих параметров:
Предварительно подготовим данные для построения матриц. Исходные данные по трем видам бизнеса представлены в таблице И5,перенесем их для удобства в таблицу 5.1 данного раздела. Данные для рынка «В» и подразделения «1В» возьмем из разделов 3 и 4.
Таблица 5.1
Характеристики отрасли и бизнес-портфеля фирмы
Показатели по рынкам | А | Б | В | Г |
1.Объем рынка в Х0 году, млн р. | 134,5 | 436,5 | 1425,4 | 2856 |
2.Стадии
жизненного цикла отрасли:
– на Х+1 год –на перспективу |
Рост Рост |
Зрелость Насыщение |
Рост Насыщение |
Рост Развертывание |
Показатели по подразделениям фирмы | 1А | 1Б | 1В | 1Г |
3.Объем продукции в Х0 г.,млн р./ доля % | 63,5/6 | 162/10 | 282,9/21 | 1085,5/63 |
4.Доля рынка в Х0 году | 0,47 | 0,37 | 0,198 | 0,38 |
5.Привлекатель-ность
отрасли:
– на Х+1 год –на перспективу |
4,19 4,85 |
4,10 3,75 |
2,73 3,13 |
2,40 3,52 |
6.Оценка
конкурентной позиции КПФ:
– на Х+1 год –на перспективу |
3,10 3,00 |
4,38 4,55 |
3,27 3,538 |
3,22 4,52 |
7.Прирост продукции за Х–2 – Х0 годы: РР % | 12,0 |
20,8 |
9,8 |
25,0 |
8.Относительная доля рынка в Х0 году: ОДР | 0,8 | 1,9 | 0,7 | 2,2 |
Стадии жизненного цикла выписываем из табл. 2.2, показатели привлекательности отрасли и КПФ из табл. 3.12, 3.14, 4.3 и 4.5. Долю рынка в Х0 году рассчитываем по показателям данной таблицы:0,37=162/436,5. Относительную долю рынка в Х0 году также рассчитываем по данным табл. 3.1 как отношение годового объема продукции (в млн. р.) конкурента № 4 (подразделение нашей фирмы) к годовому объему работ главного конкурента(конкурент 2):0,402=162/402,8 . Главный конкурент – это конкурент с наибольшим объемом продукции на рынке. Если все конкуренты имеют меньший объем продукции, то принимается ближайший из них с наибольшим объемом работ. Прирост продукции (показатель 7) определяется по рекомендациям авторов матрицы как среднегодовой за n = 3 года по данным табл. 3.1. Сначала рассчитывается индекс прироста как корень n–1 степени из частного от деления объема продукции Х0 года на объем продукции Х–2 года.
ИП=√162/214,6=0,869.
Матрица GЕ/МсКinsey – «матрица привлекательности отрасли» [10, с. 66–72]. Матрица компании General Electric и консалтинговой фирмы McKinsey & Co состоит из девяти квадрантов (см. табл. 7И). Привлекательность рынка (ось Y) может быть установлена по оценкам, полученным нами в п. «Оценка привлекательности отрасли», или по аналогичным, рассчитанным по какой-либо другой методике. Конкурентная позиция (X) может быть оценена показателями конкурентного преимущества фирмы (КПФ), рассчитанными нами в п. 4.2. Результатом анализа матрицы является определение приоритета инвестирования тех или иных видов бизнеса. В результате построения матрицы определяется позиция каждого вида бизнеса – он попадает в один из девяти ее квадрантов.
Таблица 7И
Возможные стратегии в модели GE/МсКinsey
Привле-катель-ность
отрасли |
Конкурентные позиции | ||
Сильные | Средние | Слабые | |
Сильная |
Победитель (1).
Компания-лидер рынка, стратегии должны быть направлены на удержание позиций: дополнительные инвестиции в развитие, глобальная диверсификация, поглощение конкурентов. Приоритет инвестирования – высокий |
Победитель (2).
Стабильные позиции, но не лидерство. Определяющей является не корпоративная, а бизнес-стратегия, борьба за лидерство на рынке. Приоритет инвестирования – высокий |
Вопрос.
После оценки долгосрочных перспектив и сильных сторон фирмы необходимо найти привлекательную нишу и инвестировать (если возможно), либо бросать бизнес |
Средняя |
Победитель (3).
Необходимы инвестиции для обеспечения роста в наиболее привлекательных сегментах |
Средней
бизнес.
Основная цель – защита позиций. Необходимы инвестиции в сегменты, обеспечивающие стабильные прибыли и минимальные риски. Приоритет средний |
Проигравший (1). Воможные стратегии: небольшое расширение, минимизация инвестиций либо переход в более привлекательный сегмент, либо выход из бизнеса |
Слабая |
Создатели прибыли. Средний приоритет инвстирования: ориентиры на краткосрочную перспективу, сегментация рынка, политика занятия ниш | Проигравший (2). Целесообразна продажа бизнеса или защита конкурентных позиций при минимизации инвестиций | Проигравший (3). Целесообразен уход с рынка или продажа бизнеса, либо функциональные стратегии, направленные на снижение издержек |
Расчет 8.
Построение матрицы GE/МсКinsey. Для построения матрицы вычерчивается табл. 5.2 (аналогична рекомендуемой табл. 7И). Затем наносится шкала показателей привлекательности отрасли (ось Y), согласно принятой ранее градации. Наносится шкала показателей конкурентной позиции бизнеса, согласно принятой ранее градации (см. п. 4.2, пример 7). Далее, по координатам (показатели 5 и 6 табл. 5.1) определяются центры кругов – позиций каждого из видов бизнеса на поле матрицы. Позиция конкретного вида бизнеса графически представляется в виде круга, площадь которого пропорциональна размеру соответствующего рынка (показатель 1). Для наглядности в каждом круге выделяется сектор – доля бизнеса фирмы (показатель 4). Сплошной линией в матрице показываются круги по состоянию на Х+1 год, пунктирной линией – прогнозируемое состояние на перспективу.
Таблица 5.2
Матрица GE/МсКinsey для отраслей (рынков) А, Б, В, Г
Привлекательные
отрасли |
Конкурентная позиция бизнеса (КПФ) | |||
Сильная | Средняя | Слабая | ||
5 4,5
4 3,5
3
2
1 0 |
Сильная |
Б
|
А |
|
Средняя |
|
|
| |
Слабая |
ВВВВВВ В |
5
4,5
4
3
2,5 2
1
Стрелочка
между кругами указывает
Согласно полученной матрице, на рынке имеется один сильный бизнес (Г), один средний (В) и два малых (А,Б). Доля нашей фирмы в среднем бизнесе больше средней величины. С учетом наметившихся тенденций на рынке (см. пунктирные круги) целесообразен следующий вариант приоритета инвестиций: бизнес Г – дополнительные высокие инвестиции в развитие; бизнес В – средний(но по размеру почти такой же как для бизнеса Г; А – инвестиции под вопросом; В – инвестиции для обеспечения роста в наиболее привлекательных сегментах.
Матрица Hofer/Schendel – «матрица жизненных циклов» [5, с. 85–96]. В этой матрице Ч. Хофера и Д. Шенделя позиции бизнеса определяются, исходя из стадии жизненного цикла рынка и конкурентной позиции бизнеса (табл. 8И). Стратегическое поле матрицы состоит из 12, 15 или 16, как в нашем случае, квадрантов. При построении матрицы определяется позиция каждого вида бизнеса – он попадает в определенный квадрант. Описание стратегий для каждой позиции приведено в соответствующих ячейках табл. 8И.
Матрица чаще используется для определения типа бизнес-портфеля и его сбалансированности. Выделяют три типа сбалансированных и четыре несбалансированных бизнес-портфеля. [11,стр.66]
Таблица 8И
Рекомендуемые стратегии в модели Hofer/Schendel
Стадии эволюции рынка | Относительная конкурентная позиция бизнеса | |||
Сильная | Средняя | Слабая | Худшая | |
Рождение | Стратегия увеличения доли на рынке | Раскрутка или ликвидация или отказ от бизнеса | ||
Рост, развертывание | Стратегии роста | |||
Зрелость, насыщение | Стратегия увеличения прибыли | Концентрация
на своем рынке | ||
Сокращение, разложение | Стратегия сокращения активов фирмы | или |
Информация о работе Стратегическое планирование развития предприятия