Стратегическое планирование развития предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 22:06, курсовая работа

Краткое описание

Необходимость разработки стратегии бизнеса в строительстве – это объективная реальность, связанная со становлением рыночных отношений в нашей стране. Все в большей мере строительная организация становится зависимой от факторов внешней среды, прямо или косвенно влияющих на возможности ее успешного развития. Поэтому для строительной организации жизненно необходимым становится умение анализировать и оценивать потенциал спроса на свою продукцию, внутриотраслевую структуру и силу конкуренции, привлекательность отрасли для бизнеса, собственные сильные и слабые стороны, свои конкурентные преимущества. От этого зависит выбор эффективной стратегии организации – генерального направления деятельности, распределения приоритетов и ресурсов на длительную перспективу.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………

1. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ……………………………………………………………………………...


2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА СПРОСА……………………………………………………………………………….


3. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ФИРМЫ……………………………………………………………………………….

3.1. Отраслевые показатели и динамики рынка..................................................................................................................................

3.2. Продукция и позиции конкурентов на рынке……………………………………………………………………………………

3.3. Анализ основных конкурентных сил……………………………………………………………………………………….

3.4. Оценка привлекательности отрасли………………………………………………………………………………….


4. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ФИРМЫ……………………………………………………….........................................

4.1. SWOT-анализ……………………………………………………………………………….........

4.2. Оценка конкурентного преимущества фирмы…………………………………………………………………………………….


5. ОБОСНОВАНИЕ СТРАТЕГИИ БИЗНЕСОВ ФИРМЫ…………………………………………………………………………………

5.1. Матричный анализ стратегических альтернатив………………………………………………………………………………

5.2. Обоснование корпоративной стратегии фирмы…………………………………………..................................................................

5.3. Обоснование бизнес - стратегий фирмы…………………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………… .


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию.docx

— 169.54 Кб (Скачать)
align="justify">   

   Начальным этапом применения МАИ является структурирование проблемы в виде иерархии или сети. В самом элементарном виде иерархия строится с вершины (цели – с точки зрения управления), через промежуточные уровни (факторы, от которых зависят вышерасположенные уровни) к самому нижнему уровню, который в общем случае является набором альтернатив.

   В данном пособии проблему характеризует  простейшая двухуровневая доминантная  иерархия. В ее вершине будет показатель «привлекательность отрасли». Второй уровень образуют 3–5 факторов привлекательности  отрасли, которые были ранее отобраны. Далее факторы привлекательности  попарно сравниваются с точки  зрения того, насколько они отражают «привлекательность отрасли». Система  парных сравнений снижает требования к экспертам, оценивающим проблему, упрощает их работу, так как гораздо  проще сравнивать по два показателя (определяя, какой из них более  важен), чем оценивать все показатели совместно. 

   Результат парных сравнений представляется в  виде обратно - симметричной квадратной матрицы. Элементом матрицы а(i, j) является балльная оценка фактора i относительно фактора j, оцениваемая по шкале интенсивности от 1 до 9, где балльные оценки имеют следующий смысл:

   1 равная важность;

   3 – умеренное превосходство одного  над другим;

   5 – существенное или сильное  превосходство; 
 

   7 – значительное превосходство;

   9 – очень сильное превосходство;

   2, 4, 6, 8 – промежуточные значения.

   Если  при сравнении фактора i с фактором j получено а(i, j) = b, то при обратном сравнении фактора j с фактором i получаем а(j, i) = 1/b. Сравнение факторов выполняется в основном по следующим критериям:

   – какой из них важнее или имеет  большее воздействие (если сравнивают критерии);

   – какой из них более вероятен (при  сравнении сценариев);

   – какой из них желательнее (при  сравнении альтернатив).

В пособии  используется оценка важности, так  как сравниваются факторы привлекательности. Относительная важность каждого  фактора определяется оценкой соответствующего ему элемента собственного вектора  матрицы приоритетов, нормализованного к единице. Процедура определения  собственных векторов матриц осуществляется с помощью вычисления геометрической средней.

   Приведем  характеристики стадий жизненного цикла  отрасли, с набором основных факторов привлекательности и замещающих показателей.

   Стадия  зрелости. Все показатели рынка стабилизируются, фирмы снижают издержки (в том числе оптимизируя доли субподряда и вертикальной интеграции), рентабельность во многом определяется конкуренцией, финансовый поток становится стабильно положительным, цены на продукцию самые низкие. Стабилизируется и ситуация в конкуренции, поведение конкурентов зависит от сложившегося типа рынка, в большинстве случаев оно направлено на сохранение или частичное усиление позиций за счет снижения конкурентоспособности других участников рынка. Главная стратегическая задача фирмы состоит в повышении эффективности производственной и маркетинговой деятельности, направленной  на отстаивание доли рынка и поддержание уровня прибыльности.

   Основные  факторы привлекательности: потенциал роста отрасли (потенциал спроса, темпы роста); возможность захватить лидерство (цена, качество товара, доля рынка); возможность создания сильной конкурентной позиции (доля рынка, рентабельность); инновационные возможности (затраты на исследования); степень риска и неопределенности перспектив отрасли (величина потенциала спроса).

   Стадия  роста. Характеризуется высокими и нарастающими темпами роста, появляется большое количество новых конкурентов, доли и места их существенно колеблются. Конкуренция усиливается, но она не носит вытесняющего характера, рыночного пространства еще хватает всем. Идет борьба за новых потребителей, новые сегменты на рынке, и успех в этой борьбе определяется возможностями роста предложения конкурентов. Фирмы пытаются наращивать объемы производства такими же (или более высокими) темпами, с которыми растет рынок, это требует значительных капитальных вложений за короткий период в развитие производственной базы. Формируются стабильные связи с потребителями и поставщиками, совершенствуется продукция и технологии, цены на продукцию снижаются. Главная стратегическая задача фирмы состоит в завоевании максимальной доли на рынке.

   Основные  факторы привлекательности: возможность увеличения рыночной доли (темпы прироста рыночной доли); возможность достижения и наращивания конкурентного преимущества (динамика показателей, по которым фирма лидирует);

   

   

     конкурентное влияние извне (возможность  прихода новых конкурентов, ограничительная  роль поставщиков); возможность вертикальной  интеграции (наличие и объем интегрированных  производств). 
 
 
 
 

   Поясним не раз упоминающиеся эффект опыта  и эффект масштаба. Суть их в том  [3, с.57-59], что более низкий уровень себестоимости (удельные затраты на единицу продукции) достигается по мере увеличения накопленного объема производства. Это эффект опыта – многократное изготовление одного и того же вида продукции приводит к нахождению более эффективного метода производства. При большем масштабе производства (объеме продукции) чем у конкурента, вы также будете иметь выигрыш в себестоимости. Это эффект масштаба – экономия на лучшем использовании оборудования, площадей, экономия на накладных расходах.

   Расчет 5.

   Выполним  оценку привлекательности для конкурента № 4 на начало текущего планового периода (Х+1 год) и на перспективу (Х+3 год). Конкурент № 4 действует на рынке жилья «В», занимает 3 место в отрасли по уровню рентабельности, четвертую позицию по доле рынка и объему продукции, является аутсайдером в стратегической группе № 3 (см. табл. 3.3 - 3.8). Рынок жилья «В» в Х+1 году вступает на стадию рождения, в Х+3 году – на стадию на зрелости (табл. 3.2).

   Выбираем  факторы привлекательности отрасли  «В» с учетом приведенных выше четырех правил. Для Х+1 года выбираем четыре наиболее значимые, на наш взгляд, фактора из перечня «стадия рождения». Предварительно устанавливаем порядок факторов по критерию «важность» для привлекательности отрасли и в этом  порядке заносим их в табл. 3.11. Выставляем каждому фактору балл от 1 до 5, ориентируясь на среднеотраслевые показатели (уровень рентабельности 23%, прирост ВНП 11 %). Обоснование величины баллов приведено в табл. 3.11. Балльные оценки переносим в аналитическую табл. 3.12 и выполняем процедуру МАИ по определению веса этих оценок. 

Таблица 3.11

Факторы текущей привлекательности отрасли

   
Фактор Оценочная характеристика фактора Балльн. оценка
1. возможность увеличения рыночной доли Четвертое место по удельному весу рыночной доли, по   величине близка к среднеотраслевой (табл.3.8), балл 3    3
2. возможность достижения и наращивания конкурентного преимущества Низкая цена при потенциале спроса, выше среднего и низкой себестоимости   (табл. 3.3, 2.8), максимальный балл    5
3. конкурентное влияние извне Второе место в конкурентной группе №3, балл между 3 и 4    3,5
4. инновационные  возможности Отсутствие  показателей вертикальной интеграции, минимальный балл    1

     Производим  парное сравнение факторов по степени важности с использованием девятибалльной шкалы интенсивности МАИ. На стадии роста для фирмы фактор «увеличение рыночной доли» важнее остальных, умеренно важнее фактора «возможность достижения и наращивания конкурентного преимущества», важнее фактора «конкурентное влияние извне» и важнее фактора «возможность вертикальной интеграции».

   

     Проставляем в ячейках по главной диагонали (табл. 3.12) единицы (ячейки 1.1, 2.2, 3.3, 4.4 – сравнение фактора самого с собою). Затем проставляем значения парных оценок для фактора 1 (первая строка) – 3, 5, 7.

   

   

     В ячейки симметричные относительно  диагонали (первый столбец) проставляем соответственно 1/3, 1/5, 1/7. Затем аналогично рассматриваем факторы 2, 3, 4 и проставляем баллы в незаполненные клеточки. Заметим, что соотношения в значениях парных оценок сохраняются (в примере разрыв в 2 балла) и строки 2, 3, 4 заполняются автоматически. 

   Таблица 3.12

                    Параметры текущей привлекательности отрасли

   
Факторы        Значения  парной оценки факторов    П

   по  строке

    Нормированный вес    Балльная  оценка
1    2    3    4
   1 1 3 5    7 105,000    3,201    0,564    3
   2 1/3 1 3    5    5,000    1,495    0,263    5
   3 1/5 1/3 1    3    0,200    0,668    0,118    3,5
   4 1/7 1/5 1/3    1    0,010    0,312    0,055    1
   Итого                5,678    1,000    5,54
 

   Теперь, когда заполнены все ячейки  матрицы, можно выполнить третий  шаг МАИ – рассчитать нормированные  веса важности факторов, взвешенную  среднегеометрическую величину  балльных оценок всей совокупности  факторов. Последняя и будет служить  интегральным показателем привлекательности  отрасли. Рассмотрим порядок расчета  весов на примере фактора 1 (первая строка):

   а) рассчитываем произведение парных оценок по строке:      105 =1*3* 5 *7 и т.д.;

   б) определяем среднюю геометрическую, т.е. вычисляем корень четвертой  степени из произведения: 3,201 = и т.д.;

   в) определяем сумму корней по всем факторам (строкам):     5,678 = 3,201+1,495+0,668+0,312;

   г) находим нормированный вес важности каждого фактора:  0,564 = 3,201 / 5,678 и  т.д.;

   д) проверяем на равенство 1 суммы нормированных  весов:   1,00 = 0,564+0,263+0,118+0,055.

   Рассчитываем  интегральную (взвешенную среднегеометрическую) величину балльных оценок (нормированные  веса служат показателями степени) –  показатель привлекательности отрасли: ППО = 30,564 . 50,263 . 3,50,118 . 10,055 = 5,54

   Таким образом, отрасль «В» в Х+1 году будет максимально привлекательной для конкурента № 4.

         Через 3 года рынок вступит на стадию зрелости. Для Х+3 года выбираем наиболее значимые, на наш взгляд, три фактора из перечня «стадия зрелости». Также как и в предыдущем случае, только предварительно прогнозируя оценочные характеристики, обосновываем и выставляем каждому фактору балл от 1 до 5 (табл. 3.13).

Таблица 3.13

Факторы перспективной привлекательности  отрасли

   
Фактор Оценочная характеристика фактора Оценка
1. Возможности поддержания уровня продаж(объем и потенциал спроса) По объему спроса рынок спроса жилья «В» значительно  выше среднеотраслевого (табл. 2.7), доля рынка незначительно ниже среднеотраслевой (табл. 3.8) , балл 4 4
2. Возможность поддержания уровня прибыльности(уровень рентабельности) Уровень рентабельности нарастает в течении трех лет  и выше среднеотраслевого (талб. 3.3), балл максимальный 5
3. Возможность снижения издержек. Структура себестоимости  (табл. И1) лучше среднеотраслевой, но не значительно, балл между 3 -4 3,5
4. Возможность сохранения стабильного положения в отрасли(динамика места  в конкуренции) Сохраняет место  лидирующей  стратегической  группе № 3,  балл между 3 и 4 3,5

Информация о работе Стратегическое планирование развития предприятия