Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 22:06, курсовая работа
Необходимость разработки стратегии бизнеса в строительстве – это объективная реальность, связанная со становлением рыночных отношений в нашей стране. Все в большей мере строительная организация становится зависимой от факторов внешней среды, прямо или косвенно влияющих на возможности ее успешного развития. Поэтому для строительной организации жизненно необходимым становится умение анализировать и оценивать потенциал спроса на свою продукцию, внутриотраслевую структуру и силу конкуренции, привлекательность отрасли для бизнеса, собственные сильные и слабые стороны, свои конкурентные преимущества. От этого зависит выбор эффективной стратегии организации – генерального направления деятельности, распределения приоритетов и ресурсов на длительную перспективу.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………
1. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ……………………………………………………………………………...
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА СПРОСА……………………………………………………………………………….
3. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ФИРМЫ……………………………………………………………………………….
3.1. Отраслевые показатели и динамики рынка..................................................................................................................................
3.2. Продукция и позиции конкурентов на рынке……………………………………………………………………………………
3.3. Анализ основных конкурентных сил……………………………………………………………………………………….
3.4. Оценка привлекательности отрасли………………………………………………………………………………….
4. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ФИРМЫ……………………………………………………….........................................
4.1. SWOT-анализ……………………………………………………………………………….........
4.2. Оценка конкурентного преимущества фирмы…………………………………………………………………………………….
5. ОБОСНОВАНИЕ СТРАТЕГИИ БИЗНЕСОВ ФИРМЫ…………………………………………………………………………………
5.1. Матричный анализ стратегических альтернатив………………………………………………………………………………
5.2. Обоснование корпоративной стратегии фирмы…………………………………………..................................................................
5.3. Обоснование бизнес - стратегий фирмы…………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………… .
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………...
Начальным этапом применения МАИ является структурирование проблемы в виде иерархии или сети. В самом элементарном виде иерархия строится с вершины (цели – с точки зрения управления), через промежуточные уровни (факторы, от которых зависят вышерасположенные уровни) к самому нижнему уровню, который в общем случае является набором альтернатив.
В
данном пособии проблему характеризует
простейшая двухуровневая доминантная
иерархия. В ее вершине будет показатель
«привлекательность отрасли». Второй
уровень образуют 3–5 факторов привлекательности
отрасли, которые были ранее отобраны.
Далее факторы
Результат парных сравнений представляется в виде обратно - симметричной квадратной матрицы. Элементом матрицы а(i, j) является балльная оценка фактора i относительно фактора j, оцениваемая по шкале интенсивности от 1 до 9, где балльные оценки имеют следующий смысл:
1 – равная важность;
3
– умеренное превосходство
5
– существенное или сильное
превосходство;
7 – значительное превосходство;
9 – очень сильное превосходство;
2, 4, 6, 8 – промежуточные значения.
Если при сравнении фактора i с фактором j получено а(i, j) = b, то при обратном сравнении фактора j с фактором i получаем а(j, i) = 1/b. Сравнение факторов выполняется в основном по следующим критериям:
– какой из них важнее или имеет большее воздействие (если сравнивают критерии);
– какой из них более вероятен (при сравнении сценариев);
– какой из них желательнее (при сравнении альтернатив).
В пособии используется оценка важности, так как сравниваются факторы привлекательности. Относительная важность каждого фактора определяется оценкой соответствующего ему элемента собственного вектора матрицы приоритетов, нормализованного к единице. Процедура определения собственных векторов матриц осуществляется с помощью вычисления геометрической средней.
Приведем характеристики стадий жизненного цикла отрасли, с набором основных факторов привлекательности и замещающих показателей.
Стадия зрелости. Все показатели рынка стабилизируются, фирмы снижают издержки (в том числе оптимизируя доли субподряда и вертикальной интеграции), рентабельность во многом определяется конкуренцией, финансовый поток становится стабильно положительным, цены на продукцию самые низкие. Стабилизируется и ситуация в конкуренции, поведение конкурентов зависит от сложившегося типа рынка, в большинстве случаев оно направлено на сохранение или частичное усиление позиций за счет снижения конкурентоспособности других участников рынка. Главная стратегическая задача фирмы состоит в повышении эффективности производственной и маркетинговой деятельности, направленной на отстаивание доли рынка и поддержание уровня прибыльности.
Основные факторы привлекательности: потенциал роста отрасли (потенциал спроса, темпы роста); возможность захватить лидерство (цена, качество товара, доля рынка); возможность создания сильной конкурентной позиции (доля рынка, рентабельность); инновационные возможности (затраты на исследования); степень риска и неопределенности перспектив отрасли (величина потенциала спроса).
Стадия роста. Характеризуется высокими и нарастающими темпами роста, появляется большое количество новых конкурентов, доли и места их существенно колеблются. Конкуренция усиливается, но она не носит вытесняющего характера, рыночного пространства еще хватает всем. Идет борьба за новых потребителей, новые сегменты на рынке, и успех в этой борьбе определяется возможностями роста предложения конкурентов. Фирмы пытаются наращивать объемы производства такими же (или более высокими) темпами, с которыми растет рынок, это требует значительных капитальных вложений за короткий период в развитие производственной базы. Формируются стабильные связи с потребителями и поставщиками, совершенствуется продукция и технологии, цены на продукцию снижаются. Главная стратегическая задача фирмы состоит в завоевании максимальной доли на рынке.
Основные факторы привлекательности: возможность увеличения рыночной доли (темпы прироста рыночной доли); возможность достижения и наращивания конкурентного преимущества (динамика показателей, по которым фирма лидирует);
конкурентное влияние извне (
Поясним не раз упоминающиеся эффект опыта и эффект масштаба. Суть их в том [3, с.57-59], что более низкий уровень себестоимости (удельные затраты на единицу продукции) достигается по мере увеличения накопленного объема производства. Это эффект опыта – многократное изготовление одного и того же вида продукции приводит к нахождению более эффективного метода производства. При большем масштабе производства (объеме продукции) чем у конкурента, вы также будете иметь выигрыш в себестоимости. Это эффект масштаба – экономия на лучшем использовании оборудования, площадей, экономия на накладных расходах.
Расчет 5.
Выполним оценку привлекательности для конкурента № 4 на начало текущего планового периода (Х+1 год) и на перспективу (Х+3 год). Конкурент № 4 действует на рынке жилья «В», занимает 3 место в отрасли по уровню рентабельности, четвертую позицию по доле рынка и объему продукции, является аутсайдером в стратегической группе № 3 (см. табл. 3.3 - 3.8). Рынок жилья «В» в Х+1 году вступает на стадию рождения, в Х+3 году – на стадию на зрелости (табл. 3.2).
Выбираем
факторы привлекательности
Таблица 3.11
Факторы
текущей привлекательности
Фактор | Оценочная характеристика фактора | Балльн. оценка |
1. возможность увеличения рыночной доли | Четвертое место по удельному весу рыночной доли, по величине близка к среднеотраслевой (табл.3.8), балл 3 | 3 |
2. возможность достижения и наращивания конкурентного преимущества | Низкая цена при потенциале спроса, выше среднего и низкой себестоимости (табл. 3.3, 2.8), максимальный балл | 5 |
3. конкурентное влияние извне | Второе место в конкурентной группе №3, балл между 3 и 4 | 3,5 |
4. инновационные возможности | Отсутствие показателей вертикальной интеграции, минимальный балл | 1 |
Производим парное сравнение факторов по степени важности с использованием девятибалльной шкалы интенсивности МАИ. На стадии роста для фирмы фактор «увеличение рыночной доли» важнее остальных, умеренно важнее фактора «возможность достижения и наращивания конкурентного преимущества», важнее фактора «конкурентное влияние извне» и важнее фактора «возможность вертикальной интеграции».
Проставляем в ячейках по главной диагонали (табл. 3.12) единицы (ячейки 1.1, 2.2, 3.3, 4.4 – сравнение фактора самого с собою). Затем проставляем значения парных оценок для фактора 1 (первая строка) – 3, 5, 7.
В ячейки симметричные
Таблица 3.12
Параметры текущей привлекательности отрасли
|
Теперь, когда заполнены все ячейки
матрицы, можно выполнить
а) рассчитываем произведение парных оценок по строке: 105 =1*3* 5 *7 и т.д.;
б) определяем среднюю геометрическую, т.е. вычисляем корень четвертой степени из произведения: 3,201 = и т.д.;
в) определяем сумму корней по всем факторам (строкам): 5,678 = 3,201+1,495+0,668+0,312;
г)
находим нормированный вес
д) проверяем на равенство 1 суммы нормированных весов: 1,00 = 0,564+0,263+0,118+0,055.
Рассчитываем интегральную (взвешенную среднегеометрическую) величину балльных оценок (нормированные веса служат показателями степени) – показатель привлекательности отрасли: ППО = 30,564 . 50,263 . 3,50,118 . 10,055 = 5,54
Таким образом, отрасль «В» в Х+1 году будет максимально привлекательной для конкурента № 4.
Через 3 года рынок вступит на стадию зрелости. Для Х+3 года выбираем наиболее значимые, на наш взгляд, три фактора из перечня «стадия зрелости». Также как и в предыдущем случае, только предварительно прогнозируя оценочные характеристики, обосновываем и выставляем каждому фактору балл от 1 до 5 (табл. 3.13).
Таблица 3.13
Факторы
перспективной
Фактор | Оценочная характеристика фактора | Оценка |
1. Возможности поддержания уровня продаж(объем и потенциал спроса) | По объему спроса рынок спроса жилья «В» значительно выше среднеотраслевого (табл. 2.7), доля рынка незначительно ниже среднеотраслевой (табл. 3.8) , балл 4 | 4 |
2. Возможность поддержания уровня прибыльности(уровень рентабельности) | Уровень рентабельности нарастает в течении трех лет и выше среднеотраслевого (талб. 3.3), балл максимальный | 5 |
3. Возможность снижения издержек. | Структура себестоимости (табл. И1) лучше среднеотраслевой, но не значительно, балл между 3 -4 | 3,5 |
4. Возможность сохранения стабильного положения в отрасли(динамика места в конкуренции) | Сохраняет место лидирующей стратегической группе № 3, балл между 3 и 4 | 3,5 |
Информация о работе Стратегическое планирование развития предприятия