Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 22:06, курсовая работа
Необходимость разработки стратегии бизнеса в строительстве – это объективная реальность, связанная со становлением рыночных отношений в нашей стране. Все в большей мере строительная организация становится зависимой от факторов внешней среды, прямо или косвенно влияющих на возможности ее успешного развития. Поэтому для строительной организации жизненно необходимым становится умение анализировать и оценивать потенциал спроса на свою продукцию, внутриотраслевую структуру и силу конкуренции, привлекательность отрасли для бизнеса, собственные сильные и слабые стороны, свои конкурентные преимущества. От этого зависит выбор эффективной стратегии организации – генерального направления деятельности, распределения приоритетов и ресурсов на длительную перспективу.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………
1. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ……………………………………………………………………………...
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА СПРОСА……………………………………………………………………………….
3. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ФИРМЫ……………………………………………………………………………….
3.1. Отраслевые показатели и динамики рынка..................................................................................................................................
3.2. Продукция и позиции конкурентов на рынке……………………………………………………………………………………
3.3. Анализ основных конкурентных сил……………………………………………………………………………………….
3.4. Оценка привлекательности отрасли………………………………………………………………………………….
4. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ФИРМЫ……………………………………………………….........................................
4.1. SWOT-анализ……………………………………………………………………………….........
4.2. Оценка конкурентного преимущества фирмы…………………………………………………………………………………….
5. ОБОСНОВАНИЕ СТРАТЕГИИ БИЗНЕСОВ ФИРМЫ…………………………………………………………………………………
5.1. Матричный анализ стратегических альтернатив………………………………………………………………………………
5.2. Обоснование корпоративной стратегии фирмы…………………………………………..................................................................
5.3. Обоснование бизнес - стратегий фирмы…………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………… .
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………...
5.
Согласно матрице Hofer/
Согласно матрице BCG бизнес А и В относится к категории «Собак», от которых следует избавляться. Бизнесы Б и Г на текущий момент дают наилучшую комбинацию. Матрица рекомендует поддержку бизнесов Б и Г за счет прибыли от продажи бизнеса А и В. Вместе с тем, при поддержке бизнеса слабых бизнесов А и В они могут перейти в стадию «Вопросительные знаки». Бизнес-портфель составят только «Звезды», что негативно скажется на перспективах развития фирмы. Чтобы сохранить и в перспективе лучшую комбинацию, фирме необходим новый бизнес типа «В» с другими характеристиками. Согласно карте стратегических групп (табл. 3.5.1) имеется ниша на рынке – квартиры со средним уровнем планировки и низком уровне обеспеченности коммунальными услугами. Становление этого бизнеса можно осуществить за счет долгосрочных кредитов. Таким образом, окончательный выбор корпоративной стратегии фирмы полагает включение в ее бизнес-портфель Б, А и Г бизнесов и нового бизнеса типа В– квартиры со средним уровнем планировки и низком уровне обеспеченности коммунальными услугами.
5.3. Обоснование бизнес-стратегий фирмы
Обоснование
бизнес-стратегий фирмы
Для заданного вида бизнеса (в нашем случае бизнес Б) осуществляется более полное описание выбора стратегии. Дополнительно к описанной выше процедуре выполняется функциональный анализ по данным приложения. Функциональный анализ выполняется в два или три этапа.
На
первом этапе анализируются
На втором этапе рекомендуемые действия и стратегии уточняются в зависимости от позиции лидерства бизнеса на рынке (вторая часть приложения).
Третий
этап выполняется, если предыдущие этапы
предусматривают использование
наступательных и оборонительных стратегий.
На этом этапе выбирается конкретный
вид такой стратегии (третья часть
приложения).
Базовые конкурентные стратегии роста [Ф. Котлер, 12]:
– ограниченный рост;
– рост;
– сокращение;
– сочетание.
Разновидности роста: интенсивный (углубление на рынок, расширение границ рынка, совершенствование товара); интеграционный (вертикальная и горизонтальная интеграция); диверсификационный (новые товары и технологии).
Базовые конкурентные стратегии лидерства [М. Портер, 7]:
– лидерства по издержкам;
– лидерства по качеству;
– фокусирования и низких издержек (рыночной ниши);
– фокусирования и дифференциации (рыночной ниши).
– широкой дифференциации;
– оптимальных издержек.
Базовые портфельные стратегии [К. Боумен, 3]:
– связанной диверсификации;
– несвязанной диверсификации;
– откачки капитала и ликвидации;
– изменения курса и реструктуризации;
– международной диверсификации.
Расчет 12.
Обоснование бизнес-стратегий фирмы. Предварительно определим используемые в обоснованиях показатели деятельности фирмы и рынка. Общий объем продукции фирмы в Х0 году (табл. 5.1) составил 1593,9 млн р. (63,5 + 162 + 282,9 + 1085,5). Общий объем рынка – 4852,4 млн р. (134,5+436,5+1425,4+2856). Доля бизнесов А, Б, В, Г на рынке/в портфеле фирмы в процентах, соответственно: 47/6, 37/10, 19,8/21, 38/65.
Выписываем для каждого отдельного вида бизнеса рекомендации из доминантной и двух других матриц, согласовываем и обобщаем их. Указываем конкретные виды стратегий из описанных выше перечней и приложения.
Бизнес А. Доля на рынке – 47 %, в портфеле фирмы – 6 %. Стадии жизненного цикла: рост и рост.
Матрица GE/McKinsey: бизнес – «Вопрос», слабая конкурентная позиция. После оценки долгосрочных перспектив и сильных сторон фирмы необходимо найти привлекательную нишу и инвестировать (если возможно) либо бросать бизнес. Матрица Hofer/Schendel: стратегия увеличения доли на рынке. Осуществление этой стратегии требует больших капитальных вложений, соизмеримых с темпами роста рынка. На стадии роста можно добиться наращивания объемов производства, что опять же требует капитальных вложений за короткий период в развитие производственной базы. Также сформулировать стабильные связи с потребителями и постовщиками, совершенствуя продукцию и технологии. Матрица BCG – по возможности избавляться от «Собак», если нет веских причин их сохранять.
Бизнес
остается в портфеле
фирмы, используются
базовые стратегии:
роста, сохранение доли
на рынке.
Бизнес Б. Доля на рынке – 37 %, в портфеле фирмы – 10 %. Стадии жизненного цикла: зрелость и насыщение, отрасль – средне привлекательная, конкурентная позиция – сильная.
Матрица GE/McKinsey: бизнес – «Победитель (1)». Стратегии должны быть направлены на удержание позиций: дополнительные инвестиции в развитие, глобальная диверсификация, поглощение конкурентов. Приоритет инвестирования – высокий. Матрица Hofer/Schendel: Стратегии прибыли. На стадии зрелости жизненного цикла, когда конкуренция стабилизируется и темпы роста рынка замедляются, основной целью развития бизнеса должна стать его рентабельность, а не рост. Инвестиции должны сохраняться на уровне, необходимом для поддержания соответствующих объемов, а прибыль должна быть доведена до максимума. Матрица BCG – позиция «Звезды» оберегать и укреплять.
Функциональный анализ. На стадиях зрелости и насыщения для фирмы предпочтительны стратегии: модернизации производственных процессов, увеличения продаж существующим потребителям, приобретения по низкой цене слабого конкурента № 4. Возможно применение также и наступательных стратегий: использования слабостей конкурентов и захвата незанятых пространств.
Бизнес
остается в портфеле,
используются базовые
стратегии: ограниченного
роста, лидерства по
издержкам, функцинальные
стратегии, описанные
выше, и мероприятия
по устранению слабых
сторон, указанные в
табл. 4.1 SWOT-анализа.
Бизнес В. Доля на рынке – 19,8%, в портфеле фирмы – 21 %. Стадии жизненного цикла: рост и насыщение.
Матрица GE/McKinsey: бизнес – «Проигравший (3)». Целесообразен уход с рынка или продажа бизнеса либо функциональные стратегии, направленные на снижение издержек. Матрица Hofer/Schendel: Концентрация рынка и стратегия сокращения активов. На стадиях роста и насыщения, если доля бизнеса на рынке составляет до 15 %, необходимо пересмотреть свой рынок, ограничив его сегментами, где больше всего проявляются конкурентные преимущества. Матрица BCG – по возможности избавляться от «Собак», если нет веских причин их сохранять.
Бизнес остается в портфеле фирмы, используются базовые стратегии: ограниченного роста, дифференциации, лидерства по качеству.
Бизнес Г. Доля на рынке – 38 %, в портфеле фирмы – 65 %. Стадии жизненного цикла: рост и развертывание.
Матрица GE/McKinsey: Средней бизнес. Основная цель – защита позиций. Необходимы инвестиции, обеспечивающие стабильные прибыли и минимальные риски. Приоритет средний. Матрица Hofer/Schendel: Стратегии увеличения доли на рынке. Основная цель – увеличение доли на рынке. Осуществление этой стратегии требует больших капитальных вложений, соизмеримых с темпами роста рынка. На стадии развертывания конкурентного преимущества можно добиться за счет особенностей самого продукта, сегментации рынка, ценообразования, улучшения обслуживания или повышения эффективности дистрибьюции. Матрица BCG: «Звезды» оберегать и укреплять.
Бизнес
остается в портфеле
фирмы, используются
базовые стратегии:
роста, лидерства
по доли рынка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Внимательно
ознакомившись с материалами
учебного пособия, можно отметить, что
его цель в определенной мере достигнута.
В разделах пособия последовательно
описаны методы или модели, предлагаемые
ведущими теоретиками для решения
задач стратегического
Рассмотренный в пособии сквозной пример выполнения всех этапов стратегического планирования убеждает, что можно решить трудную задачу выбора эффективной стратегии развития бизнесов строительной организации, используя предлагаемый набор методов и моделей.
Рассмотренная фирма В имеет высокую долю в структуре реального спроса и долю выше среднеотраслевой в потенциале спроса. Обладает низкой рентабельностью, низкой ценой и себестоимостью средней величины. На данный момент находится на стадии роста, в перспективе - на стадии насыщения. Высокий показатель загрузки ПМ, превышающий экономически целесообразный предел 85%. Занимает стратегическую группу №3, являясь аутсайдером в ней, будет вытеснена в обособленную стратегическую группу №4. В Х+1 году фирма будет привлекательна для конкурента 4, и в перспективе эта позиция сохранится. На данный момент фирма обладает средней конкурентной позицией, в будущем конкурентная позиция будет сильной.
Список
литературы:
1.Манаков
Л.Ф. Разработка стратегии
2.Экономический
анализ: ситуации, тесты, примеры,
задачи, выбор оптимальных решений,
финансовое прогнозирование:
3.
Боумен К. Основы
4. Экономическая стратегия фирмы: Учеб. пособие / Под ред. А.П. Градова. – СПб.: Специальная литература, 1999. – 589 с
5. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф. – СПб.: Питер, 1999. – 416 с.
6.
Азоев Г.Л. Конкуренция:
7.
Томпсон А.А. Стратегический
8. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. / Ф. Котлер. – М.: Прогресс, 1990. – 736 с.
9. Экономическая стратегия фирмы:
10. Ефремов В.С. Стратегия
11.Лось
В.А., Шерстяков А.А. Методы и
модели стратегического
Информация о работе Стратегическое планирование развития предприятия