Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:00, курсовая работа
Цель данной работы представляется в исследовании необходимости анализа проблем стратегического управления на российских предприятиях малого торгового бизнеса, стабилизации экономического положения и их перехода на стратегию устойчивого экономического роста на основе концепции управления конкурентоспособности.
Задачи, которые решаются в данной работе, представлены в виде:
определения стратегического планирования,
определение вопросов, связанных с разработкой стратегии российского предприятия на примере малого торгового предприятия (определение стратегии, сущности стратегического менеджмента в торговле, его принципы, этапы).
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Стратегическое планирование 4
1.2 Вопросы, связанные с разработкой стратегии развития предприятия. Определение стратегии 8
1.3 Стратегический менеджмент в торговле: сущность принципы и этапы 10
1.4 Стратегический менеджмент как средство повышения конкурентоспособности российских предприятий на примере малого торгового бизнеса 17
2. Разработка стратегии развития турфирмы «ДЕДДИ» 23
2.1. Характеристика организации «ДЕДДИ» 23
2.2. Анализ внутренней и внешней среды организации 24
2.2.1. Анализ отрасли и конкурентной среды 24
2.2.2. Анализ состояния организации 27
2.2.3. Матрица SWOT – АНАЛИЗА 36
2.3.Миссия и цели организации 37
2.4. Анализ стратегических альтернатив 40
2.4.1. Анализ стратегий конкуренции 41
2.4.2. Анализ стратегий развития организации 43
2.5. Выбор стратегии 45
Заключение 48
Список используемой литературы 50
По периодам разработки выделяют краткосрочные (до года), среднесрочные (2-3 года) и долгосрочные (5 и более лет) стратегии.
Краткосрочные
стратегии позволяют
В настоящее время относительной стабилизации торговым предприятиями стали использоваться среднесрочные и, реже, долгосрочные стратегии. Именно их можно назвать в полной мере стратегиями развития, в то время как краткосрочные стратегии относятся к стратегиям выживания.
Базовыми конкурентными стратегиями, которые могут использоваться в торговле, являются стратегии, опирающиеся на два вида конкурентных преимуществ: лидерство по издержкам (лидерство в минимизации систем издержек) и дифференциация (создание отличительных свобод). При соединении с рыночной сферой (глобальный или специализированный рынок) получают четыре базовые конкурентные стратегии, известные в стратегическом менеджменте.
При
практическом применении базовых конкурентных
стратегий специалисты
Чтобы получить логически последовательную, реальную, реализуемую, эффективную и единую стратегию торговли, все этапы преодоления стратегического управления должны выполняться последовательно и скоординировано. При этом малые торговые предприятия отличаются от средних и тем более крупных своими возможностями в исследовании режима привлечения квалифицированного персонала к проработке стратегии по рассмотрению и полной оценке различных вариантов и определения совокупности необходимых показателей для планирования и реализации стратегии.
В хозяйственной практике России механизм стратегического менеджмента находится в стадии становления. [10,6]. Отечественные и международные аналитики считают, что российский бизнес вступил в ту стадию, когда отсутствие разработанной стратегии необходимо предприятиям на каждом шагу. Сиюминутные стратегические решения, которые принесли некоторым компаниям успех сразу после 1991 г., теперь не работают, многие новые компании исчезли или, достигнув определенного уровня, перестали расти. Поэтому руководители новых компаний, а также директора многих государственных предприятий подходят к пониманию необходимости разработки стратегии развития. Этому способствует идентификация предприятия как целостной обособленной системы формирование новых целевых установок и интересов предприятия.
Быстрые
изменения внешней среды
Финансово-экономический кризис 1998 г. нанес особо ощутимый удар как раз по тем предприятиям, которые были вовлечены в операции финансовых пирамид. Он заставил в первую очередь предприятия среднего и малого бизнеса стремиться к максимизации своей выгоды за счет минимизации риска в долгосрочной перспективе. Такой путь открывается только тогда, когда предприятие начинает заниматься стратегическим планированием.
Наметились признаки некоторого экономического роста, достигнута политическая стабильность, вырисовываются контуры государственной промышленной политики, уточняются основные параметры среднесрочной программы социально-экономического развития страны.
Необходимость
становления системы
Следующей важной предпосылкой развития стратегического менеджмента является процесс глобализации бизнеса, который затронул и нашу страну. Глобальные фирмы рассматривают мир как единое целое, а когда стираются национальные различия и предпочтения, происходит стандартизация потребления. Продукции глобальных фирм - Mars, Siemens, Sony, L´Oreal и множества других продается во всех странах мира и является важным фактором конкуренции на национальных рынках. Противостоять натиску товаров глобальных фирм можно, только действуя аналогичными методами, т.е., разрабатывая стратегию работы в конкурентной среде. [2]
Таким образом, у директоров российских компаний растет понимание важности формирования долговременных целей и планирования развития долгосрочной перспективы. Дело осложняется тем, что многие российские предприятия оказались своего рода в информационном вакууме. С другой стороны, обилие неупорядоченной внешней информации, отсутствие систематизированных ориентиров для выбора направления развития. Кроме того, инструменты разработки и реализации собственной стратегии существенно отличаются от принятой ранее системы планирования, и известно о них пока сравнительно мало. Большая часть отечественных предпринимателей только подходит к пониманию того, что называют стратегическим менеджментом [10 с.126].
Изначально стратегическое планирование, а затем весь арсенал из различных видов стратегического менеджмента был нацелен на конкурентоспособности предприятий, работающих в условиях жестокой конкурентной борьбы, характерной для рыночной экономики.
Существует множество путей конкуренции и стратегий предпринимателей: производственная, товарная, ценовая и т. п. Но в основе любой стратегии должны быть конкурентные преимущества. Стратегическое управление можно определить как управление конкурентными преимуществами и конкурентоспособностью предпринимательской структуры.
Обобщенное
понятие конкурентоспособности
формулируют следующим образом:
конкурентоспособность как
Очевидно,
что конкурентоспособными фирмами
и организациями могут быть те,
которые функционируют
Конкурентоспособность торгового предприятия - это характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от других конкурентных фирм, обслуживающих ту же населенную территорию по уровню обслуживания и степени удовлетворения потребности людей в своем спектре, своей «торговой ниши» и по эффективности торговой деятельности. Конкурентоспособность торгового предприятия характеризуется возможностью и динамикой его приспособления к условиям жесткой рыночной конкуренции. [2, с.26]
Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда таких факторов как:
Поскольку
конкуренция торговых предприятий
на рынке принимает вид
Конкуренция выступает как высшая побудительная сила, которая заставляет тортовые предприятия повышать качество обслуживания, снижение цены на продаваемые товары и затраты на торгово-закупочную деятельность, повышать производительность труда. [8, с.6-7]
Таким образом, рассмотрев понятие о конкурентоспособности торговых предприятий, можно сделать следующие выводы:
1) под конкурентоспособностью понимают:
2) к коммерческим условиям конкурентоспособности относят:
3) к организационным условиям относят:
Система стратегического менеджмента может помочь руководителю предвидеть тенденции развития бизнеса и изменения конкурентных ситуаций на обслуживаемом рынке; отслеживать и понимать влияние внешнего окружения особенно потребителей; делать стратегический выбор и реализовать стратегию.
Специальные
методы и приемы стратегического
менеджмента помогают руководителям
оценить и проанализировать различные
виды ситуаций, сфокусировать внимание
на решающих проблемах и направлениях,
в конечном итоге обеспечить устойчивое
развитие предприятия и конкурентоспособность
в долгосрочной перспективе.
В качестве объекта исследования я выбрала турфирму ООО «ДЕДДИ». Данная турфирма расположена в г. Иркутск, на улице Красноказачья 115, имеет удобные подъездные пути, что способствует большей проходимости клиентов.
Туристическая фирма «ДЕДДИ» - была основана в 2006 году, через год был открыт филиал турфирмы в Калининграде. На настоящий момент Туристическая фирма «ДЕДДИ» - это развитая сеть представительств, работающих в Иркутске, отправляющая своих клиентов отдыхать в более чем сорок стран мира круглый год. «Наши опытные менеджеры учтут все ваши пожелания и превратят ваш отдых в настоящий рай или сделают бизнес-поездку еще удобнее».
Основные виды деятельности данного предприятия:
1.Выездной
туризм (групповые и индивидуальные
туры на курорты