Стратегический подход к управлению организацией на примере ОАО «ГМК «Норильский никель»

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 09:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является разработка подходов к формированию системы стратегического управления и обоснование ее эффективности для развития ОАО «Норильский никель».
В качестве задач рассматриваются следующие аспекты:
1) Краткая характеристика деятельности ОАО «Норильский никель» и его современного состояния;
2) Анализ макро- и микросреды организации;
3) Анализ внутренней среды организации;
4) Оценка позиций и перспектив бизнес-единиц, их стратегии и системы мероприятий по их реализации;
5) Оценка ключевых факторов успеха;
6) Формулирование стратегического видения будущего организации;
7) Оценка необходимости стратегического подхода к управлению в ОАО «Норильский никель».

Оглавление

Введение. 3
1.Краткая характеристика деятельности ОАО «Норильский никель» и его современного состояния. 5
Собственники и руководство.На конец мая 2010 года, номинально 9
2.Анализ макро- и микросреды организации. 11
2.1. PEST- анализ компании «Норильский никель». 11
2. 2.Анализ отрасли ОАО «Норильский никель» 12
2.3.Анализ конкурентной среды (Модель пяти сил М. Портера). 14
2.4.Карта стратегических групп ОАО «Норильский никель». 16
3. Анализ внутренней среды ОАО «Норильский никель». 18
3.1..«Цепочка ценностей» фирмы М.Портера. 18
3.2. SNW- анализ ОАО «Норильский никель». 18
4. Стратегическое видение будущего на основе SWOT-анализа ОАО «Норильский никель». 21
5. Позиции и перспективы продукции ОАО «Норильский никель». 22
5.1.. Матрица БКГ для ОАО «Норильский никель». 22
5.2. Матрица И. Ансоффа для ОАО «Норильский никель». 24
5.4. Матрица GE (General Electric) /McKinsey ОАО «Норильский никель». 25
6. Оценка ключевых факторов успеха. 28
7.Стратегическое видение будущего ОАО «Норильский никель». 29
8. Оценка соответствия реализуемых в организации мероприятий миссии, целям, стратегии. 30
9. Люди-лидеры и разработка стратегии. 31
10. Необходимость стратегического подхода к управлению в ОАО «Норильский никель» 33
Заключение. 35
Список используемой литературы. 36

Файлы: 1 файл

Нор Никель.doc

— 527.50 Кб (Скачать)

3.1..«Цепочка ценностей» фирмы М.Портера.

Вспомогательная деятельность Логистика и транспорт
Создание  и поддержание основного технологического оборудования, Энергетика и топливный комплекс,
Управление  социальной сферой,НИР и ОКР, Материально-техническое  снабжение
Основная  деятельность поиск, разведка, добыча, обогащение и переработка  полезных ископаемых Обогащение, Металлургия
маркетинг и реализация цветных  и драгоценных металлов.

 

На основе «цепочки ценностей» можно выделить конкурентные преимущества в следующих областях:

  • Минерально-сырьевая база(поиск, разведка, добыча, обогащение и переработка полезных ископаемых): Компания обладает значительными запасами руды, достаточными для обеспечения стабильной деятельности на Таймыре на период до 2020-2025 гг.
  • Производство цветных и драгоценных металлов :благодаря высокому содержанию в руде драгоценных металлов Компания удерживает позицию самого низкозатратного производителя никеля в отрасли.
  • Система маркетинга и сбыта:  компания обладает эффективной  системой сбыта и продвижения продукции на рынок. «Повысив прозрачность закупок, мы значительно сократили количество затрачиваемых на эти цели средств, причем без ущерба для производства»4. Большая часть производимых металлов реализуются по долгосрочным контрактам прямым потребителям. Это означает, что компания не зависит от спекулятивных колебаний цен на мировых биржевых рынках.
 
  • Производственные подразделения  находятся на трех континентах в пяти странах мира – России, Австралии, Ботсване, Финляндии и ЮАР: помимо увеличения объемов производства металлов, эти сделки привносят в компанию качественно новые элементы - технологии, новые  месторождения. В производственную корзину ГМК добавляются новые продукты, а значит -  расширяются рынки сбыта и укрепляются позиции компании в отрасли.

3.2. SNW- анализ  ОАО «Норильский никель».

       

  Качественная  оценка  
Комментарии
п/п Наименование  стратегической позиции S

Сильная

N

Нейтральная

W

Слабая

1 Стратегия организации 86     Компания обладает эффективной стратегией, охватывающей все функциональные подсистемы, и  стремится неукоснительно следовать  данной стратегии.
2 Бизнес - стратегии (в целом), в том числе:   67    
  Бизнес №1(производство никеля) 83      
  Бизнес №2(производство меди)   54    
  Бизнес №3 (производство кобальта)     31  
  Бизнес № 5(платина)   56    
  Бизнес №6(палладий) 81      
  Бизнес №8(золото)   48    
3 Организационная структура   50   Дивизиональная структура -типичная структура для подобных сырьевых конгломератов
4 Общее финансовое положение, в том числе   64   Компания испытывает на себе негативное воздействие кризиса. В 2009 году выручка от реализации снизилась по сравнению с

2008 годом на 27%.Однако в целом, финансовое положение НН лучше чем у конкурентов.

4.1 состояние баланса   63    
4.2 уровень бухгалтерского учета 70      
4.3 структура финансов   55    
4.4 доступность инвестиционных ресурсов   53    
4.5 уровень финансового  менеджмента   48    
5 Конкурентоспособность продукции (в целом), в том числе:   60   Высококачественная  продукция, обеспечивающая лидерство на рынках никеля, платины и палладия.
  Продукт №1- никель 88      
  Продукт №2- медь   40    
  Продукт №3 - кобальт     33  
  Продукт №4 – платина 70      
  Продукт№5 –  палладий 82      
  Продукт №6 –  золото     32  
  Структура затрат (уровень себестоимости) по бизнесу (в целом), в том числе:   65    
  Бизнес №1(производство никеля) 77      
  Бизнес №2(производство меди)     32  
  Бизнес №3 (производство кобальта)   34 24  
  Бизнес № 5(платина)   49    
  Бизнес №6(палладий) 63      
  Бизнес №8(золото) 71 67 19  
6 Эффективность системы реализации продукта (в целом), в том числе:   63   эффективная система  прямых деловых взаимоотношений  с потребителями продукции Компании.
6.1 Как материальная структура   65    
6.2 Как умение торговать   66    
7 Использование информационных технологий 75     НН уделяет  очень  большое внимание развитию информационных технологий как ключевого инструмента  повышения эффективности производства и управления. Укрепляя статус высокотехнологичной компании, «Норильский никель» традиционно поддерживает высокий уровень инвестиций в ИТ
8 Инновации как  способность к реализации на рынке  новых продуктов   42    
9 Способность к  лидерству в целом (как синтез субъективных и объективных факторов), в том числе:   48    
9.1 Способность к  лидерству 1-го лица   60    
9.2 Способность к  лидерству всего персонала   64    
9.3 Способность к  лидерству как совокупность субъективных факторов   49    
10 Уровень производства (в целом), в том числе: 68      
10.1 Качество материальной базы   65   Компания регулярно  осуществляет значительные вложение на обновление материальной базы
10.2 Профессионализм ключевых специалистов   59   В компании работает высококлассный профессиональный коллектив, соответствующий уровню компаний такого рода.
10.3 Профессионализм персонала  основной сферы деятельности 73      
11 Уровень маркетинга   50   Нн проводит  систематическое  исследование рынков сбыта и по результатам  анализа полученной информации проводит работу по обеспечению оптимальной географической и отраслевой диверсификации продаж продукции, обеспечивающей успешную реализацию всей произведенной продукции. Компания гарантирует поставки  продукции, соответствующей установленным требованиям и пожеланиям потребителей.
12 Уровень менеджмента (т.е. качество и способность обеспечить рыночный успех всей системой менеджмента  в целом) 70     Менеджмент компании обладает гибкостью и адаптивностью к изменяющимся условиям внешней среды, исходя из этого производит корректировку стратегии, стремясь обеспечить развитие и сохранение лидерства компании.
13 Известность товарного  знака, политика брэндирования 69     Один из самых  известных брендов на мировом рынке цветных металлов. Бренд-лидер на рынках никеля и палладия. Акции НН торгуются на фондовых биржах России, США, Лондона идр.
14 Качество персонала (в целом)   65    
15 Репутация на рынке 77     Репутация надежного  производителя качественной продукции
16 Репутация как  работодателя 81     Компания входит в десятку наиболее привлекательных крупных компаний-работодателей для россиян.
17 Отношения с  органами власти (в целом), в том  числе:   60    
17.1 С федеральным  правительством   51   Налажен конструктивный диалог с государством
17.2 С правительством субъекта федерации 77     НН поддерживает деловые отношения с региональными  властями на территориях присутствия  Компании, налажено сотрудничество с  губернаторами Красноярского края и Мурманской области. 
17.3 С органами местного самоуправления 93     Группа производит отчисления средств на социальные программы, осуществляет поддержание объектов социальной сферы в регионах, где  расположены ее основные производственные предприятия.
17.4 С системой налогового контроля   66   Компания всегда своевременно и в соответствии с нормативами платила и платит налоги в бюджеты всех уровней.
18 Отношения с  профсоюзами (в целом), в том числе   54    
18.1 С корпоративным   60    
18.2 С отраслевым     32  
19 Отношения со смежниками (качество ключевых звеньев кооперационной сети организации)   64    
20 Инновации как  исследования и разработки 90      
21 Степень вертикальной интегрированности 87     Компания является вертикально интегрированным холдингом, что снизить издержки и усилить технологическую независимость производства.
22 Корпоративная культура 76      
23 Стратегические  альянсы   51    
 

Примечание:Сравнение осществлялось с основными конкурентами компании: VALE DO RIO DOCE ,BHP BILLITON , Inco 

Spider-Map

 

2009г

2008 

Вывод: в результате экономического кризиса компания столкнулась с рядом негативных для себя тенденций. В 2009 году произошло стремительное падение мировых цен на цветные металлы. Из- за этого произошло снижение показатель компании практически по всем параметрам. Снизились выручка, рентабельность и другие финансовые показатели. Сузились возможности по рефинансированию кредитов и привлечению новых ресурсов.

"Основной  фактор, позитивно влияющий на  уровень рейтингов "Норильского  никеля", - обширные запасы высококачественного  сырья и высокая обеспеченность  добычи запасами, что позволяет  группе занимать лидирующие позиции на мировом рынке таких металлов, как никель, палладий, платина, и, в меньшей степени, медь. Это обеспечивает низкий уровень издержек, который способствует поддержанию рентабельности группы и обеспечивает ее устойчивость к спадам на сырьевых рынках. Низкий уровень издержек и принимаемые дополнительные меры по сокращению затрат и снижению капитальных расходов позволили смягчить негативное влияние экономического спада на основные показатели кредитоспособности группы в 2009 г.

В 2010г. ситуация нормализовалась: чистая прибыль "Норильского никеля" за первое полугодие 2010 года по МСФО выросла на 434% до  $2,345 млрд, против $439 млн за аналогичный период в 2009 году, сообщает пресс-служба компании. Выручка компании выросла  увеличилась на 68% и составила $46,837 млн $4,078 млн в первом полугодии 2009 года. Выручка от реализации металлов увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2009 года на 78% и составила $5,852 млн против $3,289 в первом полугодии 2009 года. В отчетном периоде запасы готовой продукции, незавершенного производства, сырья и материалов увеличились на 10% и составили $2 197 млн. Это объясняется возросшим спросом на цветные металлы и соответственный рост цен на данную продукцию. 

4. Стратегическое видение  будущего на основе  SWOT-анализа ОАО «Норильский никель».

 
          
 
Возможности:

постоянный рост объемов производства и потребления  металлопродукции

повышение цен на цветные металлы в краткосрочной перспективе

поддержка со стороны  государства

ресурсосбережение и снижение экологического воздействия на фоне мирового повышения стоимости энергоресурсов и требований к охране окружающей среды;

Инвестиционная привлекательность  металлургического сектора

Угрозы:

Зависимость от политических факторов

Зависимость от состояния мировой экономики

Зависимость изменение курса национальной валюты по отношению к доллару США

Сильные стороны:

Компания имеет сильные позиции на рынке никеля и меди;

низкая себестоимостью продукции по сравнению с зарубежными производителями.

Эффективная дивидендная  политика.

  СИВ:

Ведущая позиция в отрасли по качеству и количеству минеральных ресурсов. Исходя из этого можно выделить следующие направления развития: сохранение позиции низкозатратного производителя в отрасли за счет развития уникальной ресурсной базы; концентрация на российских производственных площадках, их последовательная модернизация и, как следствие, снижение вредных выбросов; дальнейшая интеграция зарубежных активов в производственную цепочку ГМК.

СИУ:

За счет диверсификации бизнеса компания снижает свою зависимость от колебаний цен на рынке никеля.

 Фокус на проектах с высокой отдачей на инвестированный капитал;

Компания имеет  хорошую репутацию лидера  поэтому необходимо решать  задачи по регулированию отношений с государством (имеются в виду вопросы по квотам, лицензиям, экспорту).

Слабые  стороны:

    Износ оборудования

  Высокая соц  ответственность

 Истощение месторождений  на Кольском полуострове 

СЛВ:

За счет роста  объемов потребления на рынке  цветных металлов, компания получает высокую прибыль, которую может использовать на поиск новых месторождений ,и обновление  основных промышленно-производственных фондов,инвестирование в минерально-сырьевую базу с целью сохранения объема производства

СЛУ:

Компании следует  с некоторой осторожностью проводить  свою социальную политику. В случае полного исчерпания запасов  компания столкнется с социальными проблемами, так как Норильский Никель является единственным работодателем и градообразующим предприятием и в случае чего попадет «в немилость» государства. Необходимо сохранять свою приверженность социальной политике в области персонала.

5. Позиции и перспективы продукции ОАО «Норильский никель».

5.1.. Матрица БКГ для ОАО «Норильский никель».

 
 
Номер СХП Объем продаж организации, тыс тонн Объем продаж ведущего конкурента (тыс тонн) Емкость рынка, тыс тонн Темп роста  рынка, % Относительная доля рынка СХП Доля рынка  СХП.% 
 1-Никель 283 228 1500 7% 1,24 19%
2-Медь 402 582,6 1340 6% 0,69 3%
3- Платина

Тыс унций

661 845 7344 1,9% 0,78 9%
4-Палладий

Тыс.унций

 
2684
 
1677,5
7063  
-4%
 
1,6
 
38%
5-Кобальт 5,4 7,1 108 2% 0,76 5%
6-Золото

Тыс унций

130 200 6500 12% 0,65 2%
Родий (тонн) 2,18 20,62 23,95 10,8% 0,1% 9%
 
 
 
 
 
    Относительная доля рынка
Выше,чем  у ближайшего конкурента Ниже,чем у  ближайшего конкурента
Темп  роста спроса Высокий
Низкий

5.2. Матрица И. Ансоффа  для ОАО «Норильский  никель».

 
  Старый  рынок Новый рынок
Старый  товар Совершенствование деятельности (1) Стратегия развития рынка (3)
Новый товар Товарная экспансия (2) Диверсификация (4)

 

1.Стратегия  «Улучшай то, что ты уже делаешь»  компания реализует в отношении  никеля, платины, палладия, кобальта родия,рутенияиридия,золота,серебра и др., т.к. на данных рынках компания занимает сильные позиции и стремится расширить сбыт этих продуктов и увеличить объемы производства. Вся произведенная металлопродукция ОАО «ГМК «Норильский никель» в 2009 году реализована по ценам выше среднегодовых рыночных. Компания постоянно повышает качество продукции и услуг и имеет эффективную систему прямых деловых взаимоотношений с потребителями продукции Компании.

 2.Данный вид стратегии не реализуется компанией, т.к. компания уже имеет различные формы выпускаемой продукции на рынке. К примеру, никель имеет след разновидности:

  • Никель первичный электролитический.Формы изготовления: а)Нерезаные катодные листы марок Н1У, Н1, Н2, Н3, Н4 размерами не более 1030х870х12 мм ; б)Резаные катодные листы марок Н1У, Н1 размерами 100х100 мм и 25х25 мм; в)Гранулы марки Н3
  • Никель карбонильный (порошок, дробь). Формы изготовления: а)Порошок никелевый карбонильный; б )Дробь никелевая карбонильная марок

3. К  этой стратегии относится географическое расширение рынка сбыта цветных металлов, выпускаемых ГМК. География поставок продукции охватывает свыше двух десятков стран. В последние годы увеличились продажи никеля и меди на азиатском рынке, в частности в Китае и Индонезии. Компания также вышла на новые региональные рынки, включая Индонезию и Таиланд.

Информация о работе Стратегический подход к управлению организацией на примере ОАО «ГМК «Норильский никель»