Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 09:14, реферат
Система1 [3, c.18] – это целое, созданное из частей и элементов, взаимодействующих между собой, для целенаправленной деятельности. Среди её основных признаков следует назвать: множественность элементов, целостность и единство между ними, наличие определённой структуры и т.д. Вместе с тем система имеет свойства, отличные от свойств своих элементов.
1.Система управления в организации.
Система1 [3, c.18] – это целое, созданное из частей и элементов, взаимодействующих между собой, для целенаправленной деятельности. Среди её основных признаков следует назвать: множественность элементов, целостность и единство между ними, наличие определённой структуры и т.д. Вместе с тем система имеет свойства, отличные от свойств своих элементов. Всякая система, в общем виде, имеет входное воздействие, систему обработки, конечные результаты и обратную связь.
Управление2 [3, c.18] – это процесс воздействия на систему с целью поддержания заданного или перевода её в новое состояние.
При этом любая система управления должна иметь четыре основных элемента:
1.выход основной системы.
2.воспринимающее устройство, измеряющее и передающее информацию о состоянии выхода.
3. канал обратной связи.
4.блок управления, сравнивающий фактический и заданный выход и в случае необходимости вырабатывающий управляющее воздействие
Очевидно, что именно система управления организации имеет возможность адекватно реагировать на внешние и внутренние воздействия, что придаёт организации способность к адаптации в изменяющихся условиях, делает её саморегулируемой.
В настоящее время в составе системы управления организации выделяют следующие подсистемы3 [5, c.251]:
1. структура управления;
2. техника управления.
3. функции управления.
4. методология управления
Систему управления можно рассматривать как с позиции статики, т.е. как некий механизм (механизм управления), так и с позиции динамики, как управленческую деятельность.
Структура и техника управления являются элементами механизма управления и включают себя соответственно:
-
функциональную и
- компьютерную и оргтехнику, мебель, каналы передачи информации (сети связи), систему документооборота. Структура управления будет рассмотрена отдельно, а в отношении техники управления следует отметить, что стройность и действенность системы управления в немалой степени зависит от системы документооборота предприятия. От неё напрямую зависит и число ошибок учёта и планирования, и оперативность реагирования на определённое воздействие. «Бумажная» бухгалтерия неизбежно отступает перед "компьютерной". Неизбежно уходит в прошлое «наказуемость» инициативы. Доказано на практике и находит всё более широкое практическое применение понимание того, что функциональность организации рабочего места повышает производительность труда работника и управленца не только технически, но и в результате получения ими положительного эмоционального настроя.
Процесс управления, как элемент управленческой деятельности, включает в себя: систему коммуникаций, разработку и реализацию управленческих решений, информационное обеспечение.
Методология же включает в себя цели, законы, принципы, методы и функции, технологии управления и практику управленческой деятельности. Основной задачей системы управления организации ставится формирование профессиональной управленческой деятельности. Как процесс управленческая деятельность – это совокупность действий, ведущая к образованию и совершенствованию связей между частями системы. Как явление – это объединение элементов (цели, программы, средства) для реализации миссии организации. Управленческая деятельность рассматривается, как синтез науки и искусства. Научная часть управленческой деятельности состоит из прагматичных управленческих технологий, правил, закономерностей, т.е. мало зависит от личности управленца. Искусство же, в данном контексте, представляет собой использование менеджером своего творческого начала, интуиции, субъективного опыта, здравого смысла и т.д. Здесь наблюдается прямая зависимость от личных качеств управленца, причём такие качества, как здравый смысл и интуиция, точнее их присутствие в большей или меньшей степени, практически являются врождённой особенностью данного субъекта.
Наибольший интерес представляет структура управления организации, как, во многом, определяющая по отношению к другим элементам. Структура органов управления и должностей, распределение между ними полномочий и ответственности часто предопределяет и технику управления, и процесс, и методы, и функции.
Среди этапов понимания сущности управления и построения управленческих структур следует выделить пять этапов4 [6, c.245]:
1. Организация представляется, как сумма трудовых операций. Управлять организацией – значит правильно организовать производственные процессы и повышать производительность труда. Организация конструируется и контролируется менеджерами.
2.
Организация – это
3. Организация – бюрократия, где человек – это винтик огромной машины, материал для построения целого, не имеющий право на индивидуальные особенности. Индивидуальность личности подавляется разработкой и предписанием точного соблюдения инструкций практически «на все случаи жизни».
4. Элтон Мэйо в 30-х 40-х годах двадцатого столетия предложил рассматривать организацию как общину и соответственно ей управлять. В его понимании люди были не винтиками машины, а являлись членами организации, семьи, он подчёркивал право на индивидуальность каждого, возможность иметь собственное мнение, взаимоотношения, как внутри, так и вне организации. При такой концепции на первый план выходят межличностные и межгрупповые отношения. Управление должно вписываться в психологическую структуру группы, осознавать возможность спонтанного, неконтролируемого, самоорганизации.
5.
Всё большую роль, как указывалось
выше, в организации начинает
играть технологическая основа.
Организация – это
Таким
образом, организация характеризуется,
как сложная, разнородная вероятностная
система.
2. Анализ системы управления организацией на примере ООО «УАЗ-Автотранс»
2.1 Характеристика ООО «УАЗ-
Общество с ограниченной ответственностью «УАЗ-Автотранс» создано 22 октября 2002 г. в соответствии с Гражданским Кодексом РФ, Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью». Общество имеет Устав, утвержденный Решением Учредителя №1 от 28.10. 2004. Учредителем Общества является физическое лицо. Для обеспечения деятельности Общества создан уставный капитал в размере 10 000 рублей за счет вклада учредителя денежными средствами.
Форма собственности: частная.
Полное фирменное наименование Общества: Общество с ограниченной ответственностью «УАЗ-Автотранс». Сокращенное наименование Общества: ООО «УАЗ-Автотранс».
Местонахождение Общества: 432049, г.Барнаул, ул. Азовская 99.
Целью деятельности Общества является получение прибыли.
Общество осуществляет любые виды деятельности, не запрещенные, законом, в том числе предметом деятельности общества являются: перевозка грузов автомобильным транспортом; перевозки пассажирские, багажа, грузобагажа и грузовые перевозки; услуги строительно-дорожными машинами, автоуслуги; транспортно-экспедиторские, погрузо-разгрузочные, такелажные, складские работы и услуги; деятельность по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, осуществляемая на коммерческой основе, в том числе: услуги по техническому обслуживанию и ремонту легковых и грузовых автомобилей, автобусов, кузовов, рабочих органов, оборудования и оснастки специальных и специализированных автотранспортных средств.
Главным критерием развития ООО «УАЗ-Автотранс» является:
- улучшение качества обслуживания клиентов компании;
- увеличение парка собственного подвижного состава и скорости доставки;
-снижение стоимости услуг.
Основные рынки сбыта:
- г. Барнаул
- Алтайский край
Основные конкуренты предприятия:
ООО «СтройАвто» (г.Барнаул, ул. Брестская, 80);
ООО «Симбирск-Автотранс» (г.Барнаул, Московское шоссе, 24);
«Симбирский УТЭП» (г. Барнаулул. Урицкого, 23);
Среднесписочная численность работников – 34 чел.
Организационная
структура ООО «УАЗ-Автотранс» представлена
на рис.3.
Рис.3.
Организационная структура ООО
«УАЗ - Автотранс».
Высшим органом управления общества является общее собрание участников общества.
Руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом – директором Общества; избираемым (назначаемым) на общем собрании участников общества сроком на 5 лет.
Структура управления ООО «УАЗ-Автотранс» является линейно-функциональной. Линейно-функциональная структура обеспечивает такое разделение управленческого труда, при котором линейные звенья управления призваны командовать, а функциональные – консультировать, помогать в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов.
Звенья управления показаны в табл.1.
Таблица 1. Звенья управления организационной структуры ООО «УАЗ-Автотранс»
Звено | Подразделение / структурная единица |
Линейное | Производственное подразделение во главе с главными механиками |
Функциональное | Инженер
по ТБ
Диспетчер Кладовщик Бухгалтерия во главе с главным бухгалтером |
Уровни управления ООО «УАЗ-Автотранс»:
I. Высшее руководство организации:
- учредитель;
- генеральный директор.
II. Средний уровень отсутствует.
III. Менеджмент первого уровня:
- механик;
- главный бухгалтер.
Достоинства структуры управления ООО «УАЗ-Автотранс»:
- освобождение линейных руководителей от решения многих вопросов, связанных с планированием финансовых расчетов, материально-техническим обеспечением и др.;
- построение связей «руководитель – подчиненный» по иерархической лестнице, при которых каждый работник подчинен только одному руководителю.
Недостатки структуры:
- каждое звено заинтересовано в достижении своей узкой цели, а не общей цели фирмы;
- отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между подразделениями;
- чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали;
- аккумулирование
на верхнем уровне полномочий
по решению наряду со стратегическими,
множества оперативных задач.
2.2. Анализ внешней среды ООО «УАЗ-Автотранс»
Анализ внешней среды5 [1, c.457]: представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к предприятию факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы. Анализ внешней среды помогает получить важные результаты. Он дает организации время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в любые выгодные возможности.
Внешняя
среда ООО «УАЗ-Автотранс» по своей
структуре неоднородна и
Таблица 2 Анализ внешней среды ООО «УАЗ-Автотранс»
Наименование фактора | Степень значимости | Характер воздействия |
Факторы прямого воздействия: | ||
поставщики | С позиции макроскопического представления организация – это система преобразования «входов» и «выходов». Основные разновидности входов – это рабочая сила, материалы, оборудование, энергия, капитал. | Зависимость между ООО«УАЗ-Автотранс» и поставщиками, обеспечивающими ввод указанных ресурсов, - это прямое воздействие внешней среды на организацию. Изменчивость качества и цены ресурсов создаёт определённые проблемы. |
материалы | Невозможность обеспечить поставки в нужных объёмах и в необходимые сроки может создать большие трудности для ООО «УАЗ-Автотранс». | Такая система снабжения требует тесного взаимодействия ООО «УАЗ-Автотранс» с поставщиками. |
капитал | Для роста и процветания ООО «УАЗ-Автотранс» нужны «поставщики» капитала. | Существует
много видов потенциальных |
трудовые ресурсы | Для
реализации задач, связанных с достижением
поставленных целей, ООО «УАЗ-Автотранс»
обеспечено персоналом нужных специальностей
и квалификации. |
Люди,
способные эффективно использовать
сложную технологию, капитал и
материалы, представляют главный ресурс,
использование которого обеспечивает
эффективность и |
законы и государственная власть | ООО «УАЗ-Автотранс» имеет определённый правовой статус, являясь частным предприятием. Это определяет, как организация может вести дела и какие налоги должна платить. | Состояние законодательства часто характеризуется не только его сложностью, но и изменчивостью. В РФ принимается множество законов, непосредственно влияющих на предприятие, регулирующие деятельность ООО «УАЗ-Автотранс». |
государственные органы | Эти органы обеспечивают принудительное выполнение законов в соответствующих сферах своей компетенции, а также вводят свои собственные требования, имеющие силу закона. | Министерства и ведомства Правительства, Центральный банк, департаменты, управления и отделы местных органов власти занимаются контролем, лицензирование деятельности по различным направлениям. |
законотворчество региональных и муниципальных органов власти | Дополнительно усложняют деятельность ООО «УАЗ-Автотранс» регулирующие решения субъектов Федерации и местных органов власти. | Каждый субъект Федерации, каждое муниципальное образование требуют от ООО «УАЗ-Автотранс» приобретение лицензий, ограничивают возможности выбора места для ведения дела, облагают налогами. |
потребители | Эффективность ООО «УАЗ-Автотранс» зависит от её способности находить или создавать для себя потребителя результатов деятельности. | |
конкуренты | Если
не удовлетворять нужды |
Потребители – не единственный объект соперничества. Конкурентную борьбу ООО «УАЗ-Автотранс» ведёт за трудовые ресурсы, капитал и право использовать определённые технические нововведения. |
Факторы косвенного воздействия: | ||
технология | Скорость изменения технологий быстро растёт, и эта тенденция сохранится в дальнейшем. ООО «УАЗ-Автотранс» должно быстро реагировать на новые разработки. | Технологические нововведения влияют на эффективность работы ООО «УАЗ-Автотранс», конкурентоспособность, на процесс обновления услуг |
состояние экономики | Состояние экономики может сильно повлиять на возможности получения ООО «УАЗ-Автотранс» капитала для своих нужд. | Состояние экономики влияет на стоимость всех ресурсов и способность потребителей покупать определённые товары и услуги ООО «УАЗ-Автотранс». |
социокультурные факторы | Это установки, жизненные ценности и традиции. Изменение установок влияет на то, что работники считают положительным в деятельности ООО «УАЗ-Автотранс». | Эти факторы влияют на услуги, являющиеся результатом деятельности ООО «УАЗ-Автотранс», поскольку они определяют вкусы потребителей. |
политические факторы | Они имеют для руководителя ООО «УАЗ-Автотранс» особое значение. Один из них – отношение органов власти и управления, судебных органов к предпринимательству. Больше значение имеет фактор политической стабильности. | Для экспорта продукции политические изменения могут привести к ограничению прав собственности, к установлению специальных пошлин. |