Стратегический подход к управлению организацией на примере ОАО «ГМК «Норильский никель»

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 09:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является разработка подходов к формированию системы стратегического управления и обоснование ее эффективности для развития ОАО «Норильский никель».
В качестве задач рассматриваются следующие аспекты:
1) Краткая характеристика деятельности ОАО «Норильский никель» и его современного состояния;
2) Анализ макро- и микросреды организации;
3) Анализ внутренней среды организации;
4) Оценка позиций и перспектив бизнес-единиц, их стратегии и системы мероприятий по их реализации;
5) Оценка ключевых факторов успеха;
6) Формулирование стратегического видения будущего организации;
7) Оценка необходимости стратегического подхода к управлению в ОАО «Норильский никель».

Оглавление

Введение. 3
1.Краткая характеристика деятельности ОАО «Норильский никель» и его современного состояния. 5
Собственники и руководство.На конец мая 2010 года, номинально 9
2.Анализ макро- и микросреды организации. 11
2.1. PEST- анализ компании «Норильский никель». 11
2. 2.Анализ отрасли ОАО «Норильский никель» 12
2.3.Анализ конкурентной среды (Модель пяти сил М. Портера). 14
2.4.Карта стратегических групп ОАО «Норильский никель». 16
3. Анализ внутренней среды ОАО «Норильский никель». 18
3.1..«Цепочка ценностей» фирмы М.Портера. 18
3.2. SNW- анализ ОАО «Норильский никель». 18
4. Стратегическое видение будущего на основе SWOT-анализа ОАО «Норильский никель». 21
5. Позиции и перспективы продукции ОАО «Норильский никель». 22
5.1.. Матрица БКГ для ОАО «Норильский никель». 22
5.2. Матрица И. Ансоффа для ОАО «Норильский никель». 24
5.4. Матрица GE (General Electric) /McKinsey ОАО «Норильский никель». 25
6. Оценка ключевых факторов успеха. 28
7.Стратегическое видение будущего ОАО «Норильский никель». 29
8. Оценка соответствия реализуемых в организации мероприятий миссии, целям, стратегии. 30
9. Люди-лидеры и разработка стратегии. 31
10. Необходимость стратегического подхода к управлению в ОАО «Норильский никель» 33
Заключение. 35
Список используемой литературы. 36

Файлы: 1 файл

Нор Никель.doc

— 527.50 Кб (Скачать)

9. Люди-лидеры и  разработка стратегии.

 

Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. Основой лидерства является специфический тип отношений управления, или лидерский тип. Это отношения “лидер – последователи”7.Лидер становится привлекательным для последователей, благодаря умению видеть то, что, в конечном счете, будет достигнуто в результате его и последователей усилий. Однако это не любая цель или любое состояние организации в будущем. В большей степени это то, что последователи хотят (неэффективное лидерство) или могут (эффективное лидерство) иметь. Кроме того, видение становится привлекательным, если оно больше или лучше, чем существующая реальность, т.е. в определенной мере допускается идеализация будущего состояния. Образ видения захватывает воображение последователей и побуждает их посвятить себя претворения его в жизнь в той мере, в какой они разделяют лидерское видение. Видение, которое вселяет силы в последователей, заставляет их верить в успех дела.8

Яркий пример – бывший генеральный директор «Норильского никеля» - Михаил Прохоров, сделавший  из  локальной, обремененной стратегически угрожающими самому существованию проблемами компании в одного из лидеров мирового горно-металлургического бизнеса.

М. Прохоров свой период работы в «Норильском никеле» охарактеризовал следующим образом: «На этой должности ты фактически олицетворяешь власть в городе Норильск. Самая тяжёлая часть работы была не бизнесовая и не социальная, а именно ощущение власти над людьми. Меня это больше всего коробило. Ощущение власти над людьми мне не нравится.». Лидер — слуга народа, интересы которого представляет. 9Чтобы осуществлять свои полномочия, он нуждается в помощи других членов организации. Эффективный способ завоевать доверие людей – отстаивать их права и интересы, показывать своими делами, что руководитель заботится о своих коллегах и защищает их интересы.

Из блога Михаила  Прохорова:10

В 2001 году задача, которую я поставил себе и команде, была очень. Необходимо было не просто перестроить гигантскую компанию, но необходимо было, в первую очередь, убедить и мотивировать менеджмент и коллектив огромного производства на осуществление этих перемен. Без работы с  «средой» реализовать такие планы было бы просто невозможно. Именно поэтому я начал с того, что озвучил, сначала Правлению, а затем постепенно и всему коллективу  сверхзадачу «НН» на «ближайшую пятилетку»: стать мировым лидером в горно-металлургическом бизнесе. 

Надо честно признать, что большинство «норильчан»  сразу отнеслись к стратегии, мягко говоря, прохладно. Во-первых, потому что меня воспринимали как  «кабинетного банкира», а такую концепцию, по мнению коллектива, должен был бы писать «директор, крепкий производственник». А, во-вторых, в представленной мною стратегии не было ни слова о том, как решать накопившиеся «норильские» проблемы, где оказались тесно переплетены беды голодающих пенсионеров, разрушающиеся жилые дома, бегущие с производства специалисты, грозные профлидеры и непредсказуемые губернаторы. Добавлю, что  и тогдашнему «норильскому» руководству компании было просто не до мирового лидерства. Наконец, один из важнейших вопросов – обеспечение трудовому коллективу достойной заработной платы – не фигурировал прямым текстом в стратегии. К сожалению, каждому человеку из более чем 100 тысячного коллектива не просто объяснить, что увеличение заработной платы возможно именно в связи с реализацией стратегии, обеспечивающей стабильное положение и перспективы компании. 

Итак. Необходимо было сделать почти невозможное - сменить точку зрения на положение  дел в компании.  Мы объявили, что «Норильский никель» – это не локальная экспортная компания, а стратегический участник мировой экономики. Что «Норильский никель» следует воспринимать как компанию с сильными конкурентными преимуществами и высоким потенциалом развития. Что мы способны диверсифицировать бизнес и «сделать всех» на внешнем рынке.

Сегодня «Норильский Никель» - крупнейший в мире производитель  никеля и палладия, ведущим производителем платины, кобальта, меди и родия. Производственные подразделения группы ГМК «Норильский никель» расположены в России в Норильском промышленном районе и на Кольском полуострове, а также в Финляндии, Австралии, Ботсване и ЮАР.

10. Необходимость стратегического подхода к управлению в ОАО «Норильский никель»

Стратегический  подход является необходимым компонентом  управления современной компанией. Без  перспективного подхода невозможно представить себе функционирование любой крупной корпорации, какой и является «Норильский никель». Компании необходимо ставить перед собой средне- и долгосрочные цели и стремиться реализовать эти цели на практике. Составление подробного плана действий на будущее обеспечивает поэтапное осуществление намеченных планов, вносит определенность в видение будущего компании.

 К достоинствам стратегического подхода можно отнести:

  • нацеленность на постоянное развитие в условиях нестабильности внешней среды;
  • объединение решений высших руководителей в одно общее решение;
  • позволяет рассмотреть варианты наиболее эффективного использования ресурсов.

Недостатки стратегического  подхода:

  • не может дать точной и картины будущего, всегда присутствует риск неопределенности
  • не имеет дает ответов на, что и как делать при решении определенных задач и в конкретных ситуациях.
  • требуются большие усилия, для того, чтобы в организации начал осуществляется процесс стратегического управления;
 

Как ни была хорошо и полно разработана стратегия «Норильского никеля» всегда присутствует риск того, что представления о будущем, которое составило руководство, будет идти в расхождение с фактическим состоянием.

 

Заключение.

ОАО «ГМК «Норильский  никель»»- диверсифицированная горно-металлургическая компания, являющаяся крупнейшим в мире производителем никеля и палладия, ведущим производителем платины, кобальта, меди и родия. В компании осуществляется стратегический подход к управлению. В состав компании входит большое количество подразделений, расположенных на разных континентах, а также сеть дочерних сбытовых компаний,что обеспечивает эффективную систему реализации продукции. Кроме того продукция также может продаваться трейдерам или непосредственно на склад биржи (например, Лондонской биржи металлов, LME). Норильский никель является крупнейшей российской компанией цветной и драгоценной металлургии, а по некоторым группам металлов – единственной.Согласно результатам матрицы БКГ, компания имеет относительно сбалансированный номенклатурный портфель товаров, т.е. соотношение количества товаров «звезд», «трудных детей», «дойных коров » и товаров- «собак» близко к идеальному.Компания обладает рядом сильных сторон, которые активно использует в конкурентной борьбы. Однако в тоже время имеет и сильные стороны о которых не стоит забывать. Также угрозы внешней среды требуют к себе постоянного внимания со стороны руководства компании.Таким образом, компания уделяет большое внимание разработки своей стратегии. Производственная Стратегия развития компании до 2025 года была представлена на Совете директоров компании в декабре 2010 года и в целом одобрена. «Стратегия определяет, в каком направлении мы движемся магистрально, какими силами, средствами мы обладаем и что нам надо для этого необходимо. Все заинтересованные в развитии компании будут видеть, на что эта компания ориентирована», - подчеркнул генеральный директор Компании.Сегодняшняя стратегия «Норильского никеля» направлена на сохранение и укрепление своих лидерских позиций в будущем и конкретизируется конкретными стратегическими целями во всех областях деятельности  компании. 

Список  используемой литературы.

 
  1. Гусев Ю.В., Лемеш И.В.- Стратегический менеджмент: Учебно-методический комплекс- Новосибирск: НГАЭиУ,2003- 158с.
  2. Официальный сайт ОАО «ГМК «Норильский никель»»- http://www.nornik.ru/about/
  3. Сбыт никеля – высокое и спорное искусство – ссылка на электрон. ресурс: http://www.interfax.ru/business/txt.asp?id=157204
  4. Глобализация. На примере реализации Стратегии ГМК «Норильский никель». 2001-2006гг.- Блог Михаила Прохорова- http://md-prokhorov.livejournal.com/17806.html
  5. «ОАО «ГМК «Норильский никель» завершает доработку стратегии развития до 2025 года» - http://www.stplan.ru/news/1102192047.htm
  6. В чем различие между менеджером и лидером? – «Журнал управления компанией»- № 11-  2009. Ссылка: http://www.zhuk.net/page.php?id=296
 
  1. Ларионов В.Г., Мельников О.Н. – Природа лидерства.-"Российское предпринимательство" -  № 4 - 2001.Ссылка: http://creativeconomy.ru/library/prd582.php
 
  1. П. Касс- Лидерство  как религия. Должен ли топ-менеджер стремиться стать божеством для  подчиненных?- http://www.forbes.ru/column/46508-liderstvo-kak-religiya

Информация о работе Стратегический подход к управлению организацией на примере ОАО «ГМК «Норильский никель»