Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 18:59, курс лекций
Стратегическое управление это процесс принятия и осуществления стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно действует
Стратегическое рыночное управление призвано помочь руководителям компаний принимать стратегические решения (причем делать это быстро), а также формулировать стратегическое видение.
1. Понятие и сущность стратегического рыночного управления 3
2. Стратегическое мышление и его роль в современном управлении 3
3. Классификация (виды) стратегий в современном управлении 3
4. Классические военные стратегии и методы в современном 4
5. Школа дизайна в теории стратегического управления. 5
6. Школа планирования в теории стратегического управления. 6
7. Школа позиционирования в теории стратегического управления 7
8. Школа предпринимательства в теории стратегического управления 8
9. Когнитивная школа в стратегическом управлении 9
10. Школа обучения в стратегическом менеджменте 9
11. Школа власти в теории стратегического управления. 10
12. Школа культуры в стратегическом управлении. 10
13. Школа внешней среды в теории стратегического управления 10
14. Школа конфигурации в стратегическом управлении 11
15. Стратегическая разведка, ее назначение, методы и средства. 12
16. Служба безопасности предприятия и деловая контрразведка 13
17. Процесс стратегического менеджмента, его задачи и основные 14
этапы. 14
18. Прогнозирование как основа стратегического планирования. 15
Этапы экспертного оценивания 15
19. Стратегическое планирование, его содержание, организация и основные этапы 16
20. Факторы макроокружения фирмы, модели и методы их анализа 16
21. Анализ непосредственного окружения фирмы (клиенты и поставщики). 17
22. Конкурентные преимущества фирмы. Уровни конкурентоспособности. Пять основных сил конкуренции по М. Портеру. 18
23. Позиции фирмы в конкурентной среде 20
24. Матрица «Продукт-рынок» как практический инструмент классификации рынков и потребителей. 20
25. SWOT-анализ деятельности фирмы: сущность, значение, сфера практического применения 21
26. PEST- анализ внешней среды фирмы. 22
28. Стратегический маркетинг: анализ маркетинговых возможно_ 22
стей, разработка и реализация маркетинговых стратегий. 22
29. SPACE_методика: сущность, значение, сфера практического при_ 23
менения. 23
30. Эталонные (базовые) стратегии развития фирмы 24
31. Стратегии концентрированного роста: содержание, условия выбора 25
32. Стратегии интегрированного роста: содержание, условия выбора. 25
33. Стратегии диверсифицированного роста: содержание, условия выбора 25
34. Стратегии сокращения: содержание, условия выбора 26
35. Корпоративные политические стратегии, их типы и возможности в управлении внешней средой. 27
36. Анализ внутренней среды фирмы: сущность, значение, факторы 27
37. Модель последовательных стадий жизненного цикла бизнеса: 28
концепция и критика. 28
38. Графическая модель «Профиль фирмы». 29
39. Стратегическое оценивание активов организации. 29
40. Анализ товарного портфеля фирмы 30
41. SNW-подход к анализу внутренних ресурсов. 31
44. Модель БКГ (матрица «Рост — доля рынка»): сущность, возможности и область практического применения. 32
45. Матрица МакКинзи «Привлекательность отрасли — конкурентная позиция»: сущность, возможности и область практического применения. 32
47. Стратегия системы бизнесов и стратегическая синергия. 34
48. Разработка стратегий функциональных подсистем. 35
49. Продуктово_маркетинговая стратегия фирмы 36
50. Производственная стратегия фирмы. 36
51. Финансовая стратегия фирмы 37
52. Стратегия управления персоналом. 38
53. Рекламные стратегии фирмы. 40
54. Стратегии ценообразования 40
55. Основные этапы реализации стратегии фирмы?? 42
56. Сопротивление изменениям в организации. Матрица «Изменение — сопротивление 43
57. Методы и стили проведения стратегических изменений. 44
58. Перестройка («реинжиниринг») организационной структуры и 45
бизнес_процессов в соответствии со стратегией. 45
59. Корпоративная культура как ключ к эффективной реализации 46
стратегии. 46
61. Стратегическое лидерство, его типы и функции при реализации 46
стратегических перемен. 46
62. Бюджет как метод распределения стратегических ресурсов 47
63. Система стратегического контроля в организации, его функции 48
и этапы.__ 48
Второй — методология стратегического тонирования. Она представляет собой инструмент познания социально-экономических процессов и использования полученных в процессе их государственного регулирования, а также планирования деятельности хозяйствующих субъектов. Для того, чтобы все это стало возможным и осуществлялось эффективно, необходимо иметь четкое представление о сущности и закономерностях развития самого объекта стратегического планирования — национальной экономики в целом, ее отдельных подсистем и коммерческих организаций, — так и непосредственно всех процедур плановой работы, совершенствовать логику, методологические подходы, систему методов решения проблем стратегического планирования, уметь практически использовать всю систему знаний этой науки.
Третий аспект науки стратегического планирования — организационный. Он охватывает комплекс вопросов, связанных с постановкой ряда задач, решаемых системой органов, принимающих участие в процессе стратегического планирования, с определением функций, выполняемых ими, организацией их работы, а также приданием определенной организационной формы конечным результатам стратегического планирования.
К числу общих факторов
макроокружения предприятия относятся
четыре основных фактора: политические
и правовые; экономические; социокультурные
и технологические. Эти факторы общей
окружающей среды влияют на фирму и, в
свою очередь, испытывают влияние с ее
стороны. Однако эти факторы в краткосрочном
плане находятся вне контроля руководства
фирмы. Вторая группа факторов внешней
среды – это факторы среды отрасли. К их
числу относятся факторы той конкретной
отрасли, в которой действует фирма, например,
поставщики, конкуренты, потребители,
а также государство и акционеры фирмы
Используя различные аналитические методы,
руководитель фирмы может определить
возможности и угрозы для организации,
существующие во внешней среде.
Анализ факторов макроокружения предприятия
начинается с анализа политических, экономических,
социальнокультурных и технологических
факторов затем проводится анализ конкурентных
условий отрасли, позволяющий выявить
представляющиеся фирме возможности и
угрожающие ей опасно
1. Первый шаг в анализе
макроокружения предприятия - определение
степени влияния общих
2)На втором этапе анализа макроокружения предприятия, как правило, проводится анализ отрасли, в которой непосредственно действует предприятие. Привлекательность фирмы в пределах отрасли, несомненно, важна, поскольку определяет ее прибыльность. По этой причине важно, чтобы разработчик стратегии предприятия включил анализ отрасли в сферу проводимого анализа макроокружения. Существует несколько различных методов анализа отрасли. В основную схему анализа отрасли включаются анализ основных характеристик и особенностей отрасли, анализ конкурентной ситуации в отрасли, выявление стратегических групп и определение ключевых факторов успеха в отрасли.
Очень важно проанализировать характеристики и особенности отрасли, в которой действует фирма. Однако это требует определения того, что понимается под отраслью. В целом отрасль определяется как группа компаний или организаций, которые производят и/или поставляют практически одни и те же продукты и услуги. Задача анализа основных характеристик отрасли для целей предприятия состоит в определении границ и ограничений отрасли в части, касающейся потребителей, конкурентов, поставщиков, производства, сервиса и всех прочих факторов, значимых для функционирования данной отрасли. Некоторые отрасли требуется определять и анализировать не только с точки зрения их функций. То есть, для анализа характеристик отрасли можно использовать следующие основные критерии:
– прибыльность отрасли;
– размер и структуру рынка отрасли;
– жизненный цикл отрасли;
– технологические перемены в отрасли.
3. Выявление потенциальных
и фактических конкурентов
Изучение непосредственного
окружения организации
Покупатели
Анализ покупателей как компоненты непосредственного окружения организации в первую очередь имеет своей задачей составление профиля тех, кто покупает продукт, реализуемый организацией. Изучение покупателей позволяет организации лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься покупателями, на какой объем продаж может рассчитывать организация, в какой мере покупатели привержены продукту именно данной организации, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что ожидает продукт в будущем и многое другое.
Профиль покупателя может быть составлен по следующим характеристикам:
• географическое местоположение;
• демографические характеристики (возраст, образование, сфера деятельности и т.п.);
• социально-психологические характеристики (положение в обществе, стиль поведения, вкусы, привычки и т.п.);
• отношение покупателя к продукту (почему он покупает данный продукт, является ли он сам пользователем продукта, как оценивает продукт и т.п.).
Изучая покупателя, фирма также уясняет для себя, насколько сильны его позиции по отношению к ней в процессе торга. Если, например, покупатель имеет ограниченную возможность выбора продавца нужного ему товара, то его сила торговаться существенно ниже. Если же наоборот, то продавец должен стремиться заменить данного покупателя другим, который имел бы меньше свободы в выборе продавца. Торговая сила покупателя зависит, например, также от того, насколько существенно для него качество покупаемой продукции.
Существует ряд факторов, определяющих торговую силу покупателя, которые обязательно должны быть вскрыты и изучены в процессе анализа. К числу таких факторов относятся:
• соотношение степени зависимости покупателя от продавца со степенью зависимости продавца от покупателя;
• объем закупок, осуществляемых покупателем;
• уровень информированности покупателя;
• наличие замещающих продуктов;
• стоимость для покупателя перехода к другому продавцу;
• чувствительность покупателя к цене, зависящая от общей стоимости осуществляемых им закупок, от его ориентации на определенную марку, от наличия определенных требований к качеству товара, от величины его дохода.
При измерении показателя важно обращать внимание на то, кто платит, кто покупает и кто потребляет, так как необязательно все три функции выполняет одно и то же лицо.
Поставщики
Анализ поставщиков
направлен на выявление тех аспектов
в деятельности субъектов, снабжающих
организацию различным сырьем, полуфабрикатами,
энергетическими и
Поставщики материалов и комплектующих изделий, если они обладают большой конкурентной силой, могут поставить организацию в очень высокую зависимость от себя. Поэтому при выборе поставщиков важно глубоко и всесторонне изучить их деятельность и их потенциал, с тем чтобы суметь построить такие отношения с ними, которые обеспечивали бы организации максимум силы во взаимодействии с поставщиками. Конкурентная сила поставщика зависит от следующих факторов:
• уровень специализированности поставщика;
• величина стоимости для поставщика переключения на других клиентов;
• степень специализированности покупателя в приобретении определенных ресурсов;
• концентрированность поставщика на работе с конкретными клиентами;
• важность для поставщика объема продаж.
При изучении поставщиков материалов и комплектующих в первую очередь следует обращать внимание на следующие характеристики их деятельности:
• стоимость поставляемого товара;
• гарантия качества поставляемого товара;
• временной график поставки товаров;
• пунктуальность и обязательность выполнения условий поставки товара.
Конкурентные преимущества фирмы обеспечиваются в процессе конкурентной борьбы с так называемыми пятью силами (направлениями) конкуренции, то есть с другими продавцами аналогичной продукции, фирмами – потенциальными конкурентами, производителями заменителей, поставщиками ресурсов, покупателями ее продукции. Их можно рассматривать как основные рыночные силы.
Конкурентное преимущество
- активы и другие достоинства фирмы,
дающие ей преимущество над конкурентами.
В современной теории управления принято
выделять четыре уровня или стадии конкурентоспособности.
Каждому из них соответствуют свои подходы
к организации управления и маркетинга.
При первом уровне конкурентоспособности
предприятий менеджеры
Компании второго уровня конкурентоспособности стремятся сделать свои производственные и управленческие системы "внешне нейтральными". Это означает, что такие предприятия должны полностью соответствовать стандартам, установленным их основными конкурентами на конкретном рынке (в отрасли или регионе). Они пытаются воспроизвести у себя то, что делают фирмы-лидеры: стремятся максимально заимствовать технические приемы, технологии, методы организации производства у ведущих предприятий отрасли, приобретать сырье и материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия из тех же источников, что и их главные конкуренты.
Такие компании следуют тем же принципам и подходам в управлении качеством продукции и в контроле за уровнем запасов, и внутрипроизводственных заделов, устанавливают такие же по характеру отношения с работниками на своем производстве.
Отличительные черты компаний третьего уровня конкурентоспособности проявляются в следующем:
В данном случае успех будет зависеть уже от того, насколько эффективно каждая из компаний использует одну и ту же технику, от того, какими сравнительными преимуществами обладает не только производственная система предприятия, но и ее система управления.