Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 18:59, курс лекций
Стратегическое управление это процесс принятия и осуществления стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно действует
Стратегическое рыночное управление призвано помочь руководителям компаний принимать стратегические решения (причем делать это быстро), а также формулировать стратегическое видение.
1. Понятие и сущность стратегического рыночного управления 3
2. Стратегическое мышление и его роль в современном управлении 3
3. Классификация (виды) стратегий в современном управлении 3
4. Классические военные стратегии и методы в современном 4
5. Школа дизайна в теории стратегического управления. 5
6. Школа планирования в теории стратегического управления. 6
7. Школа позиционирования в теории стратегического управления 7
8. Школа предпринимательства в теории стратегического управления 8
9. Когнитивная школа в стратегическом управлении 9
10. Школа обучения в стратегическом менеджменте 9
11. Школа власти в теории стратегического управления. 10
12. Школа культуры в стратегическом управлении. 10
13. Школа внешней среды в теории стратегического управления 10
14. Школа конфигурации в стратегическом управлении 11
15. Стратегическая разведка, ее назначение, методы и средства. 12
16. Служба безопасности предприятия и деловая контрразведка 13
17. Процесс стратегического менеджмента, его задачи и основные 14
этапы. 14
18. Прогнозирование как основа стратегического планирования. 15
Этапы экспертного оценивания 15
19. Стратегическое планирование, его содержание, организация и основные этапы 16
20. Факторы макроокружения фирмы, модели и методы их анализа 16
21. Анализ непосредственного окружения фирмы (клиенты и поставщики). 17
22. Конкурентные преимущества фирмы. Уровни конкурентоспособности. Пять основных сил конкуренции по М. Портеру. 18
23. Позиции фирмы в конкурентной среде 20
24. Матрица «Продукт-рынок» как практический инструмент классификации рынков и потребителей. 20
25. SWOT-анализ деятельности фирмы: сущность, значение, сфера практического применения 21
26. PEST- анализ внешней среды фирмы. 22
28. Стратегический маркетинг: анализ маркетинговых возможно_ 22
стей, разработка и реализация маркетинговых стратегий. 22
29. SPACE_методика: сущность, значение, сфера практического при_ 23
менения. 23
30. Эталонные (базовые) стратегии развития фирмы 24
31. Стратегии концентрированного роста: содержание, условия выбора 25
32. Стратегии интегрированного роста: содержание, условия выбора. 25
33. Стратегии диверсифицированного роста: содержание, условия выбора 25
34. Стратегии сокращения: содержание, условия выбора 26
35. Корпоративные политические стратегии, их типы и возможности в управлении внешней средой. 27
36. Анализ внутренней среды фирмы: сущность, значение, факторы 27
37. Модель последовательных стадий жизненного цикла бизнеса: 28
концепция и критика. 28
38. Графическая модель «Профиль фирмы». 29
39. Стратегическое оценивание активов организации. 29
40. Анализ товарного портфеля фирмы 30
41. SNW-подход к анализу внутренних ресурсов. 31
44. Модель БКГ (матрица «Рост — доля рынка»): сущность, возможности и область практического применения. 32
45. Матрица МакКинзи «Привлекательность отрасли — конкурентная позиция»: сущность, возможности и область практического применения. 32
47. Стратегия системы бизнесов и стратегическая синергия. 34
48. Разработка стратегий функциональных подсистем. 35
49. Продуктово_маркетинговая стратегия фирмы 36
50. Производственная стратегия фирмы. 36
51. Финансовая стратегия фирмы 37
52. Стратегия управления персоналом. 38
53. Рекламные стратегии фирмы. 40
54. Стратегии ценообразования 40
55. Основные этапы реализации стратегии фирмы?? 42
56. Сопротивление изменениям в организации. Матрица «Изменение — сопротивление 43
57. Методы и стили проведения стратегических изменений. 44
58. Перестройка («реинжиниринг») организационной структуры и 45
бизнес_процессов в соответствии со стратегией. 45
59. Корпоративная культура как ключ к эффективной реализации 46
стратегии. 46
61. Стратегическое лидерство, его типы и функции при реализации 46
стратегических перемен. 46
62. Бюджет как метод распределения стратегических ресурсов 47
63. Система стратегического контроля в организации, его функции 48
и этапы.__ 48
Большинство стратегических решений, которые принимает любая компания, лежат в сфере маркетинга. Создание нового бизнеса, слияние и поглощение, освоение новой рыночной ниши, дилерская политика, сужение или расширение продуктовой линейки, выбор поставщиков и партнеров - все эти и многие другие решения принимаются в рамках маркетинговой стратегии. От адекватности маркетинговой стратегии компании зависит успех бизнеса.
Маркетинговая стратегия предприятия, фирмы или компании разрабатывается с учетом комплекса факторов, таких как ситуация, сложившаяся на рынке, влияние внешнего окружения, приоритеты развития компании, внутренние ресурсы фирмы и т.д. После сбора и анализа необходимых данных о внешней и внутренней среде компании, вам будут предложены несколько возможных сценариев стратегического развития бизнеса. Каждый может сценарий включать в себя: сегментацию потребителей, SWOT-анализ, необходимые ключевые компетенции компании, оценку сценария в терминах риск/доход. Для наиболее перспективного сценария может быть разработана маркетинговая стратегия и стратегический план перехода на выбранную стратегию.
Маркетинговая стратегия: содержание и этапы разработки
Маркетинговая стратегия обычно содержит:
долгосрочные планы компании на потребительских рынках
анализ структуры
прогноз тенденции развития рынка
принципы ценообразования и конкурентные преимущества
выбор и обоснование эффективного позиционирования компании на рынке
Разработка маркетинговой стратегии содержит следующие этапы:
анализ сильных и слабых сторон предприятия;
анализ возможностей рынка;
отраслевой анализ;
оценка рыночного потенциала;
анализ конкурентов;
изучение взаимоотношений с клиентами и партнерами;
анализ влияния внешней среды;
ревизия маркетинга;
маркетинговый аудит внутренней среды;
определение направлений совершенствования старой и разработки новой продукции;
разработка плана маркетинга;
мониторинг и контроль маркетинговых мероприятий.
PACE-метод позволяет определить стратегическое положение предприятия, оценить в целом привлекательность сферы деятельности предприятия, а также способность его конкурировать на рынках. Для этого необходимо оценить влияние 4 групп внутренних и внешних факторов на деятельность предприятия (см. табл. 2.10). Для оценки влияния указанных факторов использовалась 100-бальная шкала оценок. При этом 0 соответствовал минимальному влиянию того или иного фактора, а 100 – максимальному.
Таблица 2.10 – Оценка факторов влияния SPACE-методом
Факторы |
Оценка (баллы) |
Факторы стабильности обстановки (ES) |
|
1 Технологические изменения |
67 |
2 Изменчивость спроса |
72 |
3 Диапазон цен конкурирующих продуктов |
75 |
4 Препятствия для доступа на рынок |
44 |
5 Давление конкурентов |
63 |
6 Ценовая эластичность спроса |
65 |
Средняя оценка |
64,33 |
Факторы промышленного потенциала (IS) |
|
1 Уровень технологии |
82 |
2 Потенциал роста производства |
74 |
3 Степень использования ресурсов |
65 |
4 Легкость доступа на рынок |
56 |
Средняя оценка |
69,25 |
Факторы конкурентных преимуществ (СА) |
|
1 Качество продукции |
82 |
2 Этапы жизненного цикла товара |
63 |
3 Цикл замещения продукта |
36 |
4 Лояльность покупателей |
73 |
5 Степень использования конкурентных преимуществ |
62 |
Средняя оценка |
63,20 |
Факторы финансового потенциала (FS) |
|
1 Ликвидность |
85 |
2 Денежный поток |
68 |
3 Легкость ухода с рынка |
55 |
4 Риск предприятия |
77 |
Средняя оценка |
71,25 |
30. Эталонные (базовые) стратегии развития фирмы.
Вce мнoгooбpaзиe cтpaтeгий, кoтopыe кoммepчecкиe и нeкoммepчecкиe opгaнизaции дeмoнcтpиpyют в peaльнoй жизни, являютcя paзличными мoдификaциями нecкoлькиx бaзoвыx cтpaтeгий. Кaждaя из этиx cтpaтeгий эффeктивнa в oпpeдeлeннoй cитyaции, oпpeдeляeмoй фaктopaми внyтpeннeй и внeшнeй cpeды, пoэтoмy вaжнo paccмaтpивaть пpичины выбopa oпpeдeлeннoгo вapиaнтa.
Бaзoвыe cтpaтeгии cлyжaт вapиaнтaми oбщeй cтpaтeгии opгaнизaции. Онa нaпoлняeтcя кoнкpeтным coдepжaниeм в пpoцecce дoвoдки, кoтopый включaeт в ceбя:
31. Стратегии концентрированного роста: содержание, условия выбора.
Первую группу эталонных стратегий составляют так называемые стратегии концентрированного роста. Сюда попадают те стратегии, которые связаны с изменением продукта и (или) рынка и не затрагивают три других элемента. В случае следования этим стратегиям фирма пытается улучшить свой продукт или начать производить новый, не меняя при этом отрасли. Что касается рынка, то фирма ведет поиск возможностей улучшения своего положения на существующем рынке либо же перехода на новый рынок.
Конкретными типами стратегий первой группы являются следующие:
Ко второй группе эталонных
стратегий относятся такие
Выделяются два основных типа стратегий интегрированного роста:
33. Стратегии диверсифицированного роста: содержание, условия выбора.
Третьей группой эталонных стратегий развития бизнеса являются стратегии диверсифицированного роста. Эти стратегии реализуются в том случае, когда фирма дальше не может развиваться на данном рынке с данным продуктом в рамках данной отрасли. Сформулированы основные факторы, обуславливающие выбор стратегии диверсифицированного роста:
Стратегии диверсифицированного роста:
– стратегия центрированной диверсификации
(поиск дополнительных возможностей для
изготовления новых продуктов на неизменной
производственной базе);
– стратегия горизонтальной диверсификации
(производство новой продукции по новой
технологии, отличной от используемой
на освоенных рынках);
– стратегия конгломератной диверсификации
(фирма расширяется за счет производства
новых продуктов, технологически не связанных
с производимыми; новые продукты реализуются
на новых рынках).
34. Стратегии сокращения: содержание, условия выбора.
Сокращение или стратегия последнего средства. Эта стратегия выбирается организациями реже всего. Для нее характерно установление целей ниже уровня, достигнутого в прошлом. К стратегии сокращения прибегают тогда, когда показатели деятельности организации приобретают устойчивую тенденцию к ухудшению и никакие меры не изменяют этой тенденции.
Одним из типов эталонных стратегий развития бизнеса являются стратегии сокращения. Они реализуются тогда, когда предприятие нуждается в перегруппировке сил после длительного периода роста или в связи с необходимостью повышения эффективности, когда наблюдаются спады и кардинальные изменения в экономике, такие, как, например, структурная перестройка и т.п. В этих случаях предприятия прибегают к использованию стратегий целенаправленного и спланированного сокращения. Реализация таких стратегий часто проходит не безболезненно для предприятия, но необходимо осознавать, что при определенных обстоятельствах этих стратегий невозможно избежать. В определенных обстоятельствах это единственно возможные стратегии обновления бизнеса, так как в подавляющем большинстве случаев обновление и всеобщее ускорение - взаимоисключающие процессы развития бизнеса. Выделяются четыре типа стратегий целенаправленного сокращения бизнеса: