Стратегичекский менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 18:59, курс лекций

Краткое описание

Стратегическое управление  это процесс принятия и осуществления стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно действует
Стратегическое рыночное управление призвано помочь руководителям компаний принимать стратегические решения (причем делать это быстро), а также формулировать стратегическое видение.

Оглавление

1. Понятие и сущность стратегического рыночного управления 3
2. Стратегическое мышление и его роль в современном управлении 3
3. Классификация (виды) стратегий в современном управлении 3
4. Классические военные стратегии и методы в современном 4
5. Школа дизайна в теории стратегического управления. 5
6. Школа планирования в теории стратегического управления. 6
7. Школа позиционирования в теории стратегического управления 7
8. Школа предпринимательства в теории стратегического управления 8
9. Когнитивная школа в стратегическом управлении 9
10. Школа обучения в стратегическом менеджменте 9
11. Школа власти в теории стратегического управления. 10
12. Школа культуры в стратегическом управлении. 10
13. Школа внешней среды в теории стратегического управления 10
14. Школа конфигурации в стратегическом управлении 11
15. Стратегическая разведка, ее назначение, методы и средства. 12
16. Служба безопасности предприятия и деловая контрразведка 13
17. Процесс стратегического менеджмента, его задачи и основные 14
этапы. 14
18. Прогнозирование как основа стратегического планирования. 15
Этапы экспертного оценивания 15
19. Стратегическое планирование, его содержание, организация и основные этапы 16
20. Факторы макроокружения фирмы, модели и методы их анализа 16
21. Анализ непосредственного окружения фирмы (клиенты и поставщики). 17
22. Конкурентные преимущества фирмы. Уровни конкурентоспособности. Пять основных сил конкуренции по М. Портеру. 18
23. Позиции фирмы в конкурентной среде 20
24. Матрица «Продукт-рынок» как практический инструмент классификации рынков и потребителей. 20
25. SWOT-анализ деятельности фирмы: сущность, значение, сфера практического применения 21
26. PEST- анализ внешней среды фирмы. 22
28. Стратегический маркетинг: анализ маркетинговых возможно_ 22
стей, разработка и реализация маркетинговых стратегий. 22
29. SPACE_методика: сущность, значение, сфера практического при_ 23
менения. 23
30. Эталонные (базовые) стратегии развития фирмы 24
31. Стратегии концентрированного роста: содержание, условия выбора 25
32. Стратегии интегрированного роста: содержание, условия выбора. 25
33. Стратегии диверсифицированного роста: содержание, условия выбора 25
34. Стратегии сокращения: содержание, условия выбора 26
35. Корпоративные политические стратегии, их типы и возможности в управлении внешней средой. 27
36. Анализ внутренней среды фирмы: сущность, значение, факторы 27
37. Модель последовательных стадий жизненного цикла бизнеса: 28
концепция и критика. 28
38. Графическая модель «Профиль фирмы». 29
39. Стратегическое оценивание активов организации. 29
40. Анализ товарного портфеля фирмы 30
41. SNW-подход к анализу внутренних ресурсов. 31
44. Модель БКГ (матрица «Рост — доля рынка»): сущность, возможности и область практического применения. 32
45. Матрица МакКинзи «Привлекательность отрасли — конкурентная позиция»: сущность, возможности и область практического применения. 32
47. Стратегия системы бизнесов и стратегическая синергия. 34
48. Разработка стратегий функциональных подсистем. 35
49. Продуктово_маркетинговая стратегия фирмы 36
50. Производственная стратегия фирмы. 36
51. Финансовая стратегия фирмы 37
52. Стратегия управления персоналом. 38
53. Рекламные стратегии фирмы. 40
54. Стратегии ценообразования 40
55. Основные этапы реализации стратегии фирмы?? 42
56. Сопротивление изменениям в организации. Матрица «Изменение — сопротивление 43
57. Методы и стили проведения стратегических изменений. 44
58. Перестройка («реинжиниринг») организационной структуры и 45
бизнес_процессов в соответствии со стратегией. 45
59. Корпоративная культура как ключ к эффективной реализации 46
стратегии. 46
61. Стратегическое лидерство, его типы и функции при реализации 46
стратегических перемен. 46
62. Бюджет как метод распределения стратегических ресурсов 47
63. Система стратегического контроля в организации, его функции 48
и этапы.__ 48

Файлы: 1 файл

1.doc

— 824.50 Кб (Скачать)

3. Эта школа рассматривает разработку стратегии не как сложный и динамичный процесс, а как достаточно упорядоченный и стабильный.

4. Школа позиционирования исследует  в основном достаточно узкий  контекст стратегического управления, связанный с анализом основополагающих  стратегий в сложившихся отраслях.

5. Она делает акцент на изучении  внешних условий развития компании, прежде всего отраслевых и  конкурентных, недооценивая при  этом внутренние ее возможности.

6. Школа позиционирования рассматривает  стратегию не как уникальную  перспективу, а как генерическую позицию. При этом процесс стратегического планирования обычно сводится к формуле, позволяющей, опираясь на ограниченный перечень условий, выбрать единственно верную стратегию развития.

 

8. Школа предпринимательства в теории стратегического управления.

Школа предпринимательства  рассматривает разработку стратегии  развития фирмы не как коллективный процесс а как индивидуальное творчество ее руководителя. Сторонники данной школы считают, что развитие фирмы в полной мере зависит от диктата индивидуума.

Центральным понятием школы предпринимательства  является видение, под которым понимается мысленное представление стратегии, возникшее или отображенное в  сознании руководителя фирмы. Поскольку  видение представляет собой некий  призрачный образ, постольку оно отличается гибкостью, и в силу этого любой руководитель легко адаптируется к своему опыту. Следовательно, по мнению представителей данной школы, любую предпринимательскую стратегию можно характеризовать одновременно и как предначертанную, и как развивающуюся.

Таким образом, представители школы  предпринимательства считают, что  ключевым фактором, обеспечивающим успешное развитие фирмы, является персонализированное  руководство, основывающееся на стратегическом предвидении. Основатели: Й. Шумптер, А.Коул, К.Найт

Содержание школы предпринимательства  раскрывают следующие принципиальные положения:

1. Стратегия развития любой фирмы  существует в сознании ее руководителя  в виде своеобразной перспективы,  а именно - интуитивного выбора  направления движения и предвидения будущего фирмы.

2. Процесс формирования стратегии  развития фирмы базируется на  жизненном опыте и интуиции  ее руководителя, независимо от  того, рождается идея стратегии  в его сознании или он воспринимает  ее извне.

3. Для стратегического предвидения характерна гибкость, а предпринимательская стратегия является одновременно и продуманной, и неожиданно возникающей.

4. Предпринимательскую организацию  отличает гибкость, поскольку она  представляет собой относительно  простую структуру, которая достаточно чутко реагирует на указания своего руководителя.

5. Предпринимательская стратегия  в определенной мере является  защищенной от влияния прямой  конкуренции в рыночной нише.

Таким образом, школа предпринимательства  выдвинула на первый план такие важнейшие аспекты разработки стратегии, как упреждающий характер этого процесса и та роль, которую играют в нем индивидуальное руководство и стратегическое видение. Однако при этом процесс формирования стратегии сводится к поведению одного человека - руководителя. В силу этого ключевые решения относительно стратегии и управления принимаются руководителем. Подобная централизация, по мнению представителей школы предпринимательства, в определенной мере гарантирует, что стратегические реакции будут отражать всю полноту знаний руководителя о данной сфере деятельности.

Школа предпринимательства рассматривает как ключевой фактор успеха персонализированное руководство, базирующееся на стратегическом видении. Будущее компании зависит от личных качеств, предпринимательского и организаторского таланта людей, которые ею руководят. Предпринимательство рассматривается широко, в небольших организациях — это классический предприниматель, организовавший собственное дело, однако это может быть и интрапренерство (люди, которые берут на себя риск принятия стратегических решений внутри крупных организаций). Школа исходит из того, что многие оригинальные решения и прорывы компаний связаны с именами талантливых менеджеров (Л. Якокка , Д. Уэлч и т.д.). Как правило, предприниматель делает акцент не столько на планировании, сколько на поиске новых возможностей. Он больше полагается на личную власть или харизму. Реализация стратегии принимает форму важных решений — так называемых смелых ходов. Предприниматель имеет целью достижение успеха, внешним проявлением которого является рост и развитие организации.

Ключевая фигура стратегического планирования: лидер.

Процесс стратегического  планирования представляет собой формирование видения на основе интуиции, здравого смысла и опыта лидера организации. Стратегия уникальна, она рассматривается как перспектива, то есть мысленное представление о направлении действий, рожденное в сознании руководителя, или видение.

Изменения редкие, умеренные или революционные.

Основные посылки:

1) стратегия  существует в сознании руководителя  как видение;

2) процесс формирования  стратегии полусознательный, базируется  на жизненном опыте или интуиции  руководителя;

3) руководитель  целеустремленно продвигает свое  видение, лично контролируя реализацию  стратегии, вносит необходимые  коррективы;

4) стратегия тяготеет к поиску рыночной ниши.

9. Когнитивная школа в стратегическом управлении.

Основатели: М. Лайлс, Р.К. Регер, Э.Хафф, Г.Томас, Г.Саймон

Когнити́вность (лат. cognitio, «познание, изучение, осознание») — обозначающий способность к умственному восприятию и переработке внешней информации. В психологии это понятие ссылается на психические процессы личности и особенно на изучение и понимание так называемых «психических состояний» (т.е. убеждений, желаний и намерений). Термин «когнитивность» также используется в более широком смысле, обозначая сам «акт» познания или само знание. В этом контексте он может быть интерпретирован в культурно-социальном смысле как обозначающий появление и «становление» знания и концепций, связанных с этим знанием, выражающих себя как в мысли, так и в действии.

Когнитивная школа (школа  познания) рассматривает построение стратегии как ментальный процесс. Представители данной школы, опираясь на когнитивную психологию, анализируют стратегический процесс с точки зрения познавательных способностей человека. Когнитивная школа стратегического управления приобрела особую популярность за рубежом в 1980-е годы.

В рамках данной школы можно достаточно четко выделить два вполне самостоятельных направления. Первое направление трактует формирование стратегии как попытку создания некоей объективной картины мира. Второе направление, основываясь на субъективности процесса познания, рассматривает стратегию как интерпретацию мира.

Большинство представителей когнитивной школы считают, что  каждый стратег обладает своим индивидуальным когнитивным стилем, на который значительное влияние оказывает коллективная система обработки информации, называемая организацией. Они предлагают определенную модель параллельной обработки информации в процессе принятия стратегических решений

Согласно теоретическим  воззрениям представителей когнитивной  школы любой опытный руководитель руководствуется некими причинными (каузальными) картами или ментальными моделями, оказывающими влияние на его поведение.

Такого рода карты, по мнению представителей когнитивной  школы, являются своеобразным ключом к  постижению процесса формирования стратегии. Другими словами, поскольку стратегия - это понимание, постольку построение стратегии рассматривается как «достижение понимания».

Второе направление  когнитивной школы рассматривает  стратегию как конструирование  интерпретаций. Основные принципиальные положения когнитивной школы состоят в следующем:

1. Процесс формирования  стратегии рассматривается как  процесс познания, протекающий в  сознании стратега.

2. Стратегия - это перспектива,  которая раскрывает способы получения  информации из окружающей среды.

3. Информация из окружающей среды является интерпретацией мира, который существует только в том виде, в каком он воспринимается. Согласно мнению представителей когнитивной школы взаимный мир можно моделировать, структурировать и конструировать.

4. Когнитивная школа  уделяет значительное внимание конкретным стадиям процесса формирования стратегии, особенно периоду первоначального понимания стратегии и периоду переосмысления принятой стратегии.

5. Понимание стратегического  процесса способствует дальнейшему  познанию законов мышления.

 

10. Школа обучения в стратегическом менеджменте.

Основатели: Р.Лапьер, Ч.Линдблом, Г.Рэпп, С.Уинтер. Школа обучения рассматривает процесс разработки стратегии развития фирмы как развивающийся процесс. Содержание данной школы раскрывают следующие важнейшие положения:

1. Выработку стратегии развития  фирмы следует рассматривать  как форму процесса обучения.

2. Процедура обучения должна  носить развивающийся характер, через поведение, которое способствует ретроспективному мышлению, направленному на осмысление предпринимавшихся действий.

3. Стратегические инициативы реализуются  теми, у кого имеются способности  и ресурсы для обучения.

4. Удачные инициативы в процессе  разработки стратегии формируют опыт деятельности, который может перерасти в определенную схему, то есть развивающуюся стратегию.

5. Роль руководителя фирмы заключается  в том, чтобы управлять процессом  стратегического обучения там,  где могут развиваться новые  стратегии.

6. По мнению представителей школы  обучения, стратегии первоначально  появляются как схемы действий  из прошлого, которые затем превращаются  в планы на будущее.

Необходимо отметить, что в последние  годы в зарубежных странах значительно  возрос интерес к исследованию когнитивных аспектов процесса формирования стратегии. Особенно популярной среди зарубежных специалистов в сфере стратегического управления становится точка зрения, согласно которой стратегия зависит от обучения, а обучение зависит от способностей. Это мнение получило название «динамического подхода к развитию способностей». В соответствии с этим стратегическое управление рассматривается как процесс «коллективного обучения». Результатом такого процесса является разработка стержневых компетенций.

рамках школы обучения поставлен вопрос: как формируются, а не формулируются стратегии. Часто в основе политического курса лежит не организованный и контролируемый процесс, а хаотичные шаги, посредством которых руководители пытаются справиться с ситуацией. Таким образом, налицо ограниченность рационального менеджмента. Вклад в процесс создания стратегии может внести практически любой приобщенный к организации человек. В организации совершается много рутинных действий, которые обеспечивают ее стабильность. В случае столкновения с новыми обстоятельствами, эти рутинные действия видоизменяются и распространяются по организации (происходит обучение). Элементы стратегии возникают в иерархической системе организации и обретают своих защитников, которые добиваются санкционирования высшим руководством. Управление процессом стратегического планирования — это осознание появления стратегии.

Идеологи: японские топ-менеджеры.

Генератором стратегии может стать любое лицо в организации

Стратегическое  планирование — неформальный, неорганизованный поиск, стратегия формируется на ходу, она уникальна и представляет собой сложившийся образец действий.

Изменения: непрерывные, постепенные, частичные.

Основные посылки:

1) формулирование  и внедрение неразделимы, выработка  стратегии имеет форму процесса  обучения;

2) стратегия  создается усилиями самых разных  сотрудников;

3) стратегия  развивается, представляя собой  осмысление предпринимавшихся действий;

4) стратегическое руководство — управление процессом обучения.

11. Школа власти  в теории стратегического управления.

Основатели: А. Макмиллан, Д.Сарразин, Э. Петигрю, Дж. Боуер

Школа власти трактует процесс  разработки стратегии развития фирмы как процесс переговоров. Содержание данной школы раскрывается следующими основными положениями:

1. Процесс формирования  стратегии развития любой организации  определяется действием политических  сил как внутри нее, так и  во внешней по отношению к ней среде.

2. Стратегия развития  организации носит, как правило,  спонтанный характер.

3. Властные структуры на уровне  организации рассматривают процесс  разработки стратегии как взаимодействие, основывающееся на методах убеждения  и переговоров, а в отдельных случаях и прямой конфронтации.

4. Властные структуры на макроэкономическом  уровне рассматривают организацию  как стремящуюся к своему благополучию  посредством контроля над действиями  других агентов рынка или путем  кооперации с ними. В этом случае  компании опираются как на стратегическое маневрирование, так и на коллективные стратегии в различного рода союзах.

Информация о работе Стратегичекский менеджмент