Современные технологии подбора, отбора, найма персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 18:53, дипломная работа

Краткое описание

Работа любой российской организации неизбежно связана с необходимостью комплектования штата. Отбор новых работников не только обеспечивает режим нормального функционирования организации, но и закладывает фундамент будущего успеха. От того, насколько эффективно поставлена работа по отбору персонала, в значительной степени зависит качество человеческих ресурсов, их вклад в достижение целей организации и качество производимой продукции или предоставляемых услуг. Поиск и отбор персонала является продолжением кадровой политики российских предприятий, реализуемой предприятием, и одним из ключевых элементов системы управления персоналом, тесно увязанным практически со всеми основными направлениями работы в этой сфере.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы системы подбора и отбора персонала…………..6
1.1 Цели и задачи подбора и отбора персонала в организации…………...6
1.2 Источники и методы подбора персонала……………………………..10
1.3 Технология отбора персонала…………………………………………20
2. Анализ системы подбора персонала ГП гостиница «Арена»…………..25
2.1 Общая характеристика ГП гостиница «Арена» ……………………..25
2.2 Анализ системы подбора персонала ГП гостиница «Арена»……….26
3. Совершенствование системы подбора и отбора персонала ГП гостиница «Арена»…………………………………………………………………………..32
3.1 Разработка рекомендаций по совершенствованию системы подбора персонала ГП гостиница «Арена»……………………………………………...32

Заключение………………………………………………………………………41
Список использованных источников и литературы ………………………….45

Файлы: 1 файл

Копия курсовая.doc

— 316.50 Кб (Скачать)

В процедуре подбора  персонала в гостиницу «Арена» используется внутренний и внешний рынки рабочей силы, то есть привлекаются либо свои сотрудники, либо сотрудники со стороны.

Можно предположить, что  внутренний рынок предпочтительнее. «Старый» сотрудник уже адаптирован  к условиям труда организации. Кроме того, нельзя не учитывать и желание каждого работника двигаться по служебной лестнице.

Рис. 2.7 - Внутренние и  внешние рынки рабочей силы в  гостинице «Арена»

 

По данным рисунка 2.7 видно, что основная часть персонала  в гостинице «Арена» набирается за пределами организации, это 70% от общей численности, сюда же относится набор нового персонала уже через сотрудников гостиницы, по их рекомендациям, и всего 30% набирается внутри гостиницы, за счет продвижения сотрудников по карьерной лестнице, по причине увольнения или ухода на пенсию.

Анализ источников набора персонала в гостинице «Арена»  показал, что 42% - набор по знакомству через работников гостиницы, 35% - Газеты и журналы, через интернет – 20%, и  всего лишь 3% через кадровые агентства. Такой малый процент связан возможно с достаточно высокой стоимостью услуг кадровых агентств.

 

Рис. 2.8 - Критерии отбора персонала в гостинице «Арена»

 

По данным таблицы 2.8, видно, что основным и главным  критерием отбора персонала в  гостинице «Арена» является образование и производственный опыт – 60%, 20% - это поведение (манера держаться), целеустремленность – 5%, и 15% - манера разговора. Проанализировав данную диаграмму, можно сделать вывод, что образование и опыт является на сегодняшний день в гостинице самым актуальным критерием при отборе кадров.

Первичная подготовка отобранных сотрудников в гостинице «Арена»  осуществляется методом четырехступенчатого  обучения:

Первая ступень –  ПОДГОТОВКА. На этом этапе инструктор – специально обученный сотрудник  для подготовки кадров (из числа наиболее опытных и коммуникабельных работников) знакомится с вновь прибывшими работниками, подготавливает их психологически, создает непринужденную и дружественную атмосферу.

Вторая ступень –  ПРЕДСТАВЛЕНИЕ. На этом этапе инструктор знакомит обучающихся с внутренним строением гостиницы, организацией служебных помещений, показывает основные службы и помещения и коротко объясняет, какие функции на каких из них выполняют работники гостиницы.

Третья ступень –  ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ. Этот этап обычно проводится в помещении комнаты отдыха, оборудованной видео техникой. Обучающиеся получают глубокие теоретические знания в области трудовой дисциплины, техники безопасности труда. Инструктор подробно объясняет каждую производственную ступень отдельно, демонстрирует обучающие видео фильмы.

Четвертая ступень –  ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ. На этом этапе  обучающиеся получают практические навыки работы в определенных службах  отеля. Инструктор показывает и объясняет (до 90% информации запоминается при  использовании этого приема). Затем обучающиеся пробуют работать сами, а инструктор обращает внимание на их ошибки, объясняет почему они происходят и как их устранить.

Анализ методов профессионального  обучения в гостинице «Арена»  показал, что 40% обучения происходят на рабочем месте, сюда относятся инструктаж старшего по обучению, самостоятельное  обучение, ученичество и наставничество, лекции и другое. 60% обучения происходит вне рабочего места, это лекции, рассмотрение практических ситуаций, деловые игры в коллективе, а так же самостоятельное обучение.

Рис. 2.9 - Персонал гостиницы  «Арена», прошедший подготовку и  переподготовку за пять лет

По данным рисунка 2.9, видно, что в 2003 году подготовку и переподготовку прошли 15% от общей численности персонала, 2004 – 10%, 2005 – 20%, 2006 – 30%, 2007 – 25%. Эти показатели являются ниже среднего.

В гостинице «Арена»  существует четыре принципа обучения сотрудников, указанных на рис. 2.10.

 








 

Рис. 2.10 - Принципы обучения сотрудников в гостинице «Арена»

 

При расчете основных технико-экономических показателей  деятельности гостиницы «Арена», выяснились негативные изменения, а именно, несмотря на рост объема реализации услуг, ухудшились показатели эффективности деятельности предприятия – рентабельность продаж и рентабельность деятельности.

Так же выяснился ряд  недостатков в организационной  структуре отдела кадров. Для лучшей работы по подбору, отбору кадров необходимо ввести полноценную службу отдела кадров, так как один менеджер не может в полную силу выполнять эту обязанность, потому что имеет ряд других обязанностей в гостинице.

По результатам проведенного анализа структуры гостиницы  «Арена» можно сделать вывод  о том, что наибольшее внимание администрации и руководству гостиницы нужно уделить мотивации персонала, т.е. повышение заработной платы, улучшение социального пакета, введение поощрений и вознаграждений, тогда текучесть кадров на данном предприятии уменьшится.

Необходимо ввести в действие некоторые дополнительные службы гостиницы, что бы было больше возможностей продвижения кадров, а так же набора новых сотрудников в новые службы. Это значительно повысит доходы гостиницы и сократит текучесть кадров.

Так же выяснились основные причины текучести кадров в гостинице «Арена» разные. В основном они такие: Неясные шансы для роста, низкий заработок, слишком много работы (переработки), чрезмерные требования, слишком сильные физические нагрузки, недостаточное обеспечение, разочарование в ожиданиях.

Так же выяснилось, что  в 2003 году подготовку и переподготовку прошли 15% от общей численности персонала, 2004 – 10%, 2005 – 20%, 2006 – 30%, 2007 – 25%. Эти  показатели являются ниже среднего.

Анализ методов профессионального  обучения в гостинице «Арена» показал, что 40% обучения происходят на рабочем месте, сюда относятся инструктаж старшего по обучению, самостоятельное обучение, ученичество и наставничество, лекции и другое. 60% обучения происходит вне рабочего места, это лекции, рассмотрение практических ситуаций, деловые игры в коллективе, а так же самостоятельное обучение.

Анализ источников подбора  персонала в гостинице «Арена»  показал, что 42% - набор по знакомству через работников гостиницы, 35% - Газеты и журналы, через интернет – 20%, и всего лишь 3% через кадровые агентства. Такой малый процент связан возможно с достаточно высокой стоимостью услуг кадровых агентств.

 

3. Совершенствование системы  подбора и отбора персонала  ГП гостиницы «Арена»

3.1 Разработка  рекомендаций по совершенствованию системы подбора персонала ГП гостиница «Арена»

 

В процессе анализа было выявлено, что управлением персоналом на предприятии занимаются все уровни управления: генеральный директор, заместитель директора. Анализируя тенденции работы с персоналом в ближайшем можно увидеть, что в выполнении функций руководства все большее значение приобретают стратегическое, однако сохраняются и классические традиционные методы работы с персоналом, такие, как планирование в области кадров, привлечение рабочей силы, повышение квалификации, администрирование кадров.

Для оптимизации процесса отбора и набора персонала предлагается ввести две должности, ответственных  за подбор и отбор при найме  персонала Персонал в отдел управления персоналом предлагается набрать со стороны.

В обязанности начальника проектируемого отдела входит главная  цель управления персоналом, состоящая  в формировании численности и  состава работников, отвечающих специфике  деятельности данного предприятия  и способных обеспечить основные задачи его развития в предстоящем периоде. Начальник отдела должен также решать все вопросы в пределах предоставленных прав и поручать выполнение отдельных производственно-хозяйственных функций другим должностным лицам своим заместителям, а также функциональных и производственных подразделений организации.

В качестве следующего мероприятия  можно разработать схему отбора персонала.

Для удобства сотрудников, ответственных за проведение процедуры  отбора, строится общая схема отбора персонала, в которой указываются  этапы отбора, их содержание, документы, ответственные исполнители и сроки исполнения.

Для отбора персонала  в Гостинице «Арена» используется многоступенчатый подход. Общая схема  отбора персонала представлена в  табл. 3.1.

 

Таблица 3.1 - Общая схема  отбора персонала

п/п

Содержание этапа отбора персонала

Документы

Ответственные исполнители

Приблизительные сроки  исполнения

1

На каждую вакантную должность  составляется заявка на подбор персонала, включающая в себя: наименование должности; наименование подразделения; размер оплаты труда; основные требования к кандидату; дополнительные требования к кандидату

Заявка на подбор персонала

Руководители подразделений, в  которых появилась вакансия

1-3 дня с момента возникновения  вакансии

2

Анализ внутренних и внешних  источников привлечения персонала, составление объявления об открытой вакансии.

Объявления в СМИ, объявление на доске объявлений, заявка в службу занятости

Ведущий менеджер по персоналу

Объявление подготавливается в  течение 3-х дней с момента подачи заявки на подбор персонала

3

Проведение анализа поступающих  резюме, отбор из общего числа кандидатов наиболее подходящих по формальным критериям

Резюме

Отдел кадров

В зависимости от срочности заполнения вакансии

4

Проведение первичного интервью. Осуществление  возможно в 2-х вариантах: телефонное интервью; собеседование в отделе кадров.

Заявка на подбор персонала, Резюме

Ведущий менеджер по персоналу

 

5

Заполнение кандидатами анкеты

Анализ анкет с целью отсева части кандидатов и установления степени достоверности и соответствия сведений, представленных в резюме кандидатов

Стандартная форма (анкета),

Бланк опроса рекомендателя

Отдел кадров

Анализ проводится в течение 3-5 дней с учетом результатов последующих  собеседований

6

Собеседование с менеджером по персоналу

Заявка на подбор персонала, Резюме, Стандартная форма (анкета)

Начальник отдела кадров

 

7

Собеседование с линейным руководителем

Заявка на подбор персонала,

Резюме,

Стандартная форма (анкета)

Руководители подразделений

 

В зависимости от вакантной должности  и сроков покрытия потребности в персонале 6 и 7 этапы могут быть объединены.

8

Проведение тестирований (психологические  тестирования, решение профессиональных задач и ситуаций)

Формы тестирований, согласованные  с руководством предприятия

Отдел кадров, руководители подразделений, (психолог)

В течение 1-2 дней

9

Принятие решения относительно приема на работу наиболее подходящего  по всем показателям специалиста.

Проект приказа о приеме

Отдел кадров, руководители подразделений,

Генеральное руководство (при необходимости)

В течение 1-2 дней

10

Прохождение медицинского осмотра  принимаемым работником и заключение трудового договора с ним.

Медицинские справки,

Трудовой договор

Отдел кадров

Не более 2-х недель


 

В качестве третьего мероприятия, можно предложить схему взаимодействия с рекрутинговым агентством

Построение схемы взаимодействия организации с рекрутинговыми агентствами  даёт возможность отследить весь процесс взаимодействия организации  с рекрутинговыми агентствами, отображает всех задействованных в этом процессе лиц и их непосредственные функции.

 

Таблица 3.2 - Оперограмма  отбора персонала с привлечением рекрутингового агентства

Исполнители Функции

Сотрудник отдела кадров

Рекрутинговое агентство 

Руководитель отдела кадров

Руководитель структурного подразделения

Разработка требований к должности

Привлечение кандидатов. Внешние источники

 

   

Первичное собеседование (оценка профессиональных, личностных качеств кандидата)

 

   

Рассмотрение данных соискателя и  принятие решения о повторном  собеседовании.

 

   

Повторное собеседование

   

Принятие решения о приёме на работу

   

 

 

Для совершенствования  системы подбора персонала в  Гостинице «Арена» можно предложить следующие мероприятия:

1. Выработка единого  стандарта подбора. 

Здесь имеется ввиду вычленение ключевых признаков «подходящих» кандидатов для работы в Гостинице «Арена». Это – не портрет «идеального кандидата вообще», а именно – подходящего для данной конкретной компании, с её реальной (а не декларируемой!) корпоративной культурой.

2. Доведение стандарта  подбора до руководителей 

Данное мероприятие  включает в себя воспитание у начальников  подразделений ответственности  за принимаемые ими решения о  приёме в подразделение того или  иного сотрудника.

3. Качественное информирование  принимаемых в организацию кандидатов.

Максимально корректная, четкая информация должна предоставляться  кандидату, в котором реально  заинтересована гостиница «Арена»  на всех этапах взаимодействия с ним  – от специалиста по подбору персонала, до лица, принимающего окончательное решение.

Четкость информирования на всех этапах взаимодействия, с правильными  акцентами, дает кандидату, во-первых, возможность принять верное и  взвешенное решение относительно будущего места работы, во-вторых, формирует  у него благоприятное впечатление от взаимодействия с представителями компании, которое у него останется, независимо от принятого решения.

Информация о работе Современные технологии подбора, отбора, найма персонала