Совершенствование социально-психологического климата в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 16:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – разработать мероприятия, направленные на улучшение производственного климата, через выработку методов управления конфликтами, возникающими в процессе производственной деятельности компании «НОРБИТ».
В соответствии с поставленной целью, в работе решаются следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты управления конфликтными ситуациями;
осуществить анализ природы конфликтов и действующие методы их разрешения в компании «НОРБИТ»;
разработать и экономически обосновать эффективность мероприятий по совершенствованию принятых в компании «НОРБИТ» методов разрешения производственных конфликтов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 6
1.1 Понятие конфликта, структура и типы конфликтов в организациях 6
1.2 Функции конфликтов в современной организации 10
1.3 Методы разрешения конфликтов и их последствия 18
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ И ФАКТОРОВ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ КОНФЛИКТОВ В КОМПАНИИ “НОРБИТ” 24
2.1 Общая характеристика предприятия 24
2.2 Анализ типов конфликтов и методов их разрешения в компании “НОРБИТ” 27
2.3 Анализ возможных последствий конфликтных ситуаций на предприятии «НОРБИТ»………………………....……………………………...…….33
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО УПРАВЛЕНИЮ КОНФЛИКТАМИ В КОМПАНИИ “НОРБИТ” 36
3.1 Рекомендации по совершенствованию процесса управления конфликтами в компании “НОРБИТ” 36
3.2 Экономическая эффективность от внедрения предложенных мероприятий 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
БИБЛИОГРАФИЯ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Fedotova18 (1).doc

— 342.50 Кб (Скачать)

     Порой бывает очень трудно провести разницу  между этими двумя типами конфликтов. Внутриорганизационный конфликт, тем  не менее, чаще всего ассоциируется  с противостоянием и столкновениями, возникающими на почве того, как были спроектированы отдельные работы или организация целом, а также на почве того, как формально распределена власть в организации. Выделяются четыре разновидности этого конфликта: вертикальный, горизонтальный, линейно-функциональный, ролевой. В реальной жизни эти конфликты тесно переплетены друг с другом, но каждый из них имеет свои, достаточно отличные черты. [10]

     Вертикальный  конфликт – это конфликт между  уровнями управления в организации. Его возникновение и разрешение обусловлено теми сторонами жизни  организации, которые влияют на вертикальные связи в организационной структуре: цели, власть, коммуникации, культура и т.п. [8]

     Горизонтальный  конфликт вовлекает равные по статусу  части организации и чаще всего  выступает как конфликт целей. [10] Развитие горизонтальных связей в структуре организации во многом помогает его разрешению.

     Линейно-функциональный конфликт чаще носит сознательный или  чувственный характер. Его разрешение связано с улучшением отношений  между линейным руководством и специалистами, например, путем создания целевых или автономных групп. [10]

     Ролевой конфликт возникает тогда, когда  индивид, выполняющий определенную роль, получает неадекватное его роли задание. [10]

       1.3 Методы разрешения  конфликтов и их  последствия

     В конфликтной ситуации противники могут агрессивно атаковать друг друга, уклоняться от столкновения, отступать, сдавая позиции одну за другой, прятаться, а то и полностью «менять окраску». Зачастую для ведения боевых действий образуются мощные союзы. Но никто не доказал, что нет неразрешимых конфликтов, которые нельзя разрешить без применения силы, поэтому любую попытку урегулирования ситуации «мирным путем» нужно обязательно использовать. Однако подходы здесь бывают разными. Способы управления конфликтной ситуацией и разрешения конфликтов делятся на структурные и межличностные. Существует четыре структурных метода разрешения конфликтов:

     - разъяснение требований к работе. Один из лучших методов управления. Здесь должны быть упомянуты такие параметры как уровень результатов, кто предоставляет и кто получает различную информацию, система полномочий и ответственности, а также четко определены политика, процедуры и правила, чтобы подчиненные поняли, чего ждут от них и в какой ситуации; [9]

     - координарные и интеграционные механизмы. Один из самых распространенных механизмов - цепь команд. В управлении конфликтной ситуацией очень полезны средства интеграции, такие как управленческая иерархия, использование служб, осуществляющих связь между функциями, целевые группы. [6] Исследования показали, что организации, которые поддерживали нужный для них уровень интеграции, добились большей эффективности, чем те, которые не сделали этого;

     - общеорганизационные комплексные цели. Установление общеорганизационных комплексных целей - еще один структурный метод управления структурной ситуацией. Эффективное осуществление этих целей требует совместного усилия двух или более сотрудников, групп или отделов. Идея, которая заложена в эти высшие цели - направит усилия всех участников на достижение общей цели; [6]

     - структура системы вознаграждений. Вознаграждения можно использовать как метод управления конфликтной ситуацией, оказывая влияние на поведение людей. Люди, которые вносят свой вклад в достижение общеорганизационных комплексных целей, помогают другим группам организации и стараются подойти к решению проблемы комплексно, должны вознаграждаться благодарностью, премией, признанием или повышением по службе. Не менее важно, чтобы система вознаграждений не поощряла неконструктивное поведение отдельных лиц или групп. [9] Каждый человек может в какой-то степени использовать все эти формы поведения, но обычно имеется приоритетная форма.

     Уклонение (избежание, уход). Данная форма поведения  выбирается тогда, когда индивид  не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения, воздерживается от высказывания своей позиции, уклоняется от спора. Этот стиль предполагает тенденцию ухода от ответственности за решения. Такое поведение возможно, если исход конфликта для индивида не особенно важен, если ситуация слишком сложна и разрешение конфликта потребует много сил, либо у индивида не хватает власти для решения конфликта в свою пользу. [9]

     Противоборство, конкуренция характеризуется активной борьбой индивида за свои интересы, применением всех доступных ему  средств для достижения поставленных целей: применением власти, принуждения, других средств давления на оппонентов, использованием зависимости других участников от него. Ситуация воспринимается индивидом как крайне значимая для него, как вопрос победы или поражения, что предполагает жесткую позицию по отношению к оппонентам и непримиримый антагонизм к другим участникам конфликта при их сопротивлении.

     Уступчивость, приспособление. Действия индивида направлены на сохранение или восстановление благоприятных  отношений с оппонентом путем сглаживания разногласий за счет собственных интересов.[9] Такое поведение в конфликте используется, если ситуация не особенно значима, если важнее сохранить хорошие отношения с оппонентом, чем отстаивать свои собственные интересы, если у индивида мало шансов на победу.

     Сотрудничество  означает, что индивид активно  участвует в поиске решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, но, не забывая при этом и свои интересы. Предполагается открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников конфликта в выработке общего решения. Данная форма требует положительной работы и участия всех сторон. Если у оппонентов есть время, а решение проблемы имеет для всех важное значение, то при таком подходе возможно всестороннее обсуждение вопроса, возникших разногласий и выработка общего решения с соблюдением интересов всех участников. [6]

     При компромиссе действия участников направлены на поиски решения за счет взаимных уступок, выработку промежуточного решения, устраивающего обе стороны. Такой стиль поведения применим при условии, что оппоненты обладают одинаковой властью, имеют взаимоисключающие интересы, у них нет большого резерва времени на поиск лучшего решения, их устраивает промежуточное решение на определенный период времени.

     Стили избежание и уступчивости не предполагают активного использования конфронтации при решении конфликта. При противоборстве и сотрудничестве конфронтация является необходимым условием выработки решения. Учитывая, что решение конфликта предполагает устранение его причин, можно сказать, что только стиль сотрудничества реализует данную задачу полностью. При избежании и уступчивости решение конфликта откладывается, а сам конфликт переводится в скрытую форму. Компромисс может принести лишь частичное разрешение конфликтного взаимодействия, т.к. остается достаточно большая зона взаимных уступок, а полностью причины не устранены.

     Возможно  несколько функциональных последствий  конфликта. Одно из них заключается  в том, что проблема может быть решена таким путём, который приемлем для всех сторон, и в результате люди будут больше чувствовать свою причастность к решению этой проблемы, что сводит к минимуму трудности в осуществлении решений - враждебность, несправедливость. Другое функциональное последствие состоит в том, что стороны будут больше расположены к сотрудничеству, а не к антагонизму в будущих ситуациях.

     Дисфункциональные последствия. Если конфликтом не управляли или управляли неэффективно, то могут образоваться следующие последствия, т.е. условия, мешающие достижению целей: неудовлетворённость, плохое состояние духа, рост текучести кадров и снижение производительности; сильная преданность своей группе и больше непродуктивной конкуренции с другими группами в организации, представление о другой стороне как о «враге»; представление своих целей положительными, а цели другой стороны - отрицательными; сворачивание взаимодействия и общения между конфликтующими сторонами и увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения взаимодействия и общения; смещение акцента: придание «победе» в конфликте большего значения, чем решению реальной проблемы.

     Таким образом, на основании вышеизложенного  материала можно сформулировать следующие выводы:

     Организация может быть отнесена к сложным  вероятностным системам, т.е. имеет ряд подсистем, между которыми могут возникать противоречия. Если противоречие получает развитие, говорят о возникновении конфликта. Следует отметить, что бесконфликтных организаций не существует, а чем активнее и динамичнее организация, тем чаще в ее деятельности возникают основания для больших и малых конфликтов. Поэтому руководителю необходимо понимать истоки конфликта и уметь управлять его течением и разрешением.

     Наука о конфликтах - конфликтология - возникла в границах социологии и связана  прежде всего с работами Т. Парсонаса, Г. Зиммеля и Л. Козера. В настоящее время происходит интенсивная дифференциация ее направлений, выделяются: юридическая, педагогическая, политическая, экологическая конфликтологии, социология и психология конфликта. Основное в фундаментальной конфликтологии - прояснение конфликта, его механизмов, закономерностей развития, а не активное участие в нем. Принято различать два основных подхода к конфликту. В рамках первого подхода конфликт определяется как столкновение интересов, противоречие, борьба и противодействие (Т. Парсонс). С позиции второго подхода (Зиммель, Козер) конфликт рассматривается как процесс развития взаимодействия. Представители первого подхода рекомендуют гасить конфликты, представители второго считают, что блокада конфликта хуже конфликта, а сам конфликт обладает рядом неоценимых преимуществ с точки зрения развития организации.

 

     ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ И ФАКТОРОВ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ КОНФЛИКТОВ В КОМПАНИИ “НОРБИТ”

       2.1 Общая характеристика деятельности предприятия

     Компания  «НОРБИТ» (группа компаний ЛАНИТ) расположена  по адресу: 103030, Москва, Новослободская, 24, стр. 2

     Компания  «НОРБИТ» является Центром Компетенции  группы компаний ЛАНИТ по разработке и внедрению интегрированных  систем управления предприятием на основе решений mySAP Business Suite, Microsoft Dynamics AX (Microsoft Axapta) и MFG/PRO, а также систем управления отношениями с клиентами – Microsoft Dynamics CRM (Microsoft CRM) и mySAP CRM.

     Отдельное направление компании составляет практика создания решений для электронного бизнеса и автоматизации торгово-закупочной деятельности государственных (система «ГосЗаказ») и коммерческих структур (система NORBIT Business Trade). По оценкам Национальной ассоциации участников электронной торговли в 2005 году компания «НОРБИТ» была признана Лучшим разработчиком решений для автоматизации процедур формирования, размещения и контроля исполнения государственного заказа.

     Таблица 1 – Численный состав организации  “НОРБИТ”

Наименование Численность
  Административный  персонал:

  - директор;

  - зам. директора;

  - главный бухгалтер;

  - бухгалтер;

  - начальники отделов.

14 человек
  Основные  рабочие:

  - водители;

  - работники отделов;

  - грузчики;

  - сотрудники охраны и др.

54 человек
  Вспомогательные рабочие:

  - уборщицы и др.

10 человек
Итого: 78 человек

     Для решения локальных управленческих и интеграционных задач компания «НОРБИТ» развивает собственную  программную платформу - NORBIT Business Suite, позволяющую в короткие сроки  создавать различные учетные  и аналитические системы.

     Накопленный в компании опыт и стратегия развития ориентированы на достижение конкурентных преимуществ при работе со следующими отраслевыми сегментами:

Информация о работе Совершенствование социально-психологического климата в организации