Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 19:37, дипломная работа
Формирование собственной системы управления с подготовкой преемников требует разработки комплекса таких мероприятий, как определение идеологии, целей и задач системы, создания нормативной документации, внедрение основных и вспомогательных бизнес-процессов, развитие информационного и регламентного сопровождения.
Цель дипломного проекта состоит в выявлении путей совершенствования работы с персоналом (на примере филиала управления «Надымгазснабкомплект» ООО «Газпром добыча Надым»).
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….....
3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С КАДРОВЫМ РЕЗЕРВОМ.…
7
1.1.
Сущность и порядок формирования кадрового резерва……………...
7
1.2.
Планирование и организация работы с кадровым резервом ……….
15
1.3.
Критерии отбора и оценка персонала для кадрового резерва ……….
22
2.ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С КАДРОВЫМ РЕЗЕРВОМ В ФИЛИАЛЕ УПРАВЛЕНИЯ «НАДЫМГАЗСНАБКОМПЛЕКТ» ООО «ГАЗПРОМ ДОБЫЧА НАДЫМ………………………………………………………………………
33
2.1.
Общая характеристика организации…………………………………...
33
2.2.
Анализ кадрового состава………………………………………………
42
2.3.
Характеристика организации работы с кадровым резервом………...
50
ГЛАВА 3. ПРОЕКТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ С КАДРОВЫМ РЕЗЕРВОМ В ФИЛИАЛЕ УПРАВЛЕНИЯ «НАДЫМГАЗСНАБКОМПЛЕКТ» ООО «ГАЗПРОМ ДОБЫЧА НАДЫМ» ……………………………………………………………………
63
3.1.
Проектные мероприятия по совершенствованию работы с кадровым резервом ……………………………………………………
63
3.2.
Социально-экономическая эффективность предлагаемых мероприятий……………………………………………………………..
67
3.3.
План реализации мероприятий по совершенствованию работы с кадровым резервом ……………….……………………………………
73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..............................
75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………..…………….
79
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….....
85
По завершению процесса планирования и формирования резерва следует не менее важный этап планирования индивидуальной карьеры резервиста.
1.3.Критерии отбора и оценка персонала для кадрового резерва
Естественный вопрос, который возникает еще в процессе планирования резерва, - это вопрос о четких критериях отбора и методологии оценки персонала.
В соответствии с принципом актуальности резерва подбирать конкретных исполнителей необходимо, исходя из соответствия требованиям, предъявляемым к конкретным должностям, включенным в план резерва. Иными словами, главный критерий отбора - максимальное соответствие кандидата требованиям, предъявляемым к кандидатуре претендента на выдвижение в кадровый резерв по определенной должностной позиции [30,с.522].
В свою очередь, базовые требования подразделяются на три категории: профессиональные, должностные и специальные.
Перечень профессиональных требований,
предъявляемых к кандидату на
ту или иную должность, определяется
направленностью
В случае, когда речь идет
о формировании резерва для
вертикального (
Блок социально-
Коммуникабельность – способность быстро инициировать коммуникативный контакт (с любым партнером в широком социальном диапазоне) и поддерживать его на необходимом уровне в зависимости от задачи; психологическая готовность к сотрудничеству с группой с учетом ее ценностей и традиций – коллективизм; оптимальное представительство в общении естественно-эмоционального компонента («обаяние»), приветливости и дружелюбия; выносливость в условиях повышенных нервно-эмоциональных нагрузок, связанных с общением в неблагоприятной социальной среде; отсутствие выраженного эгоцентризма или враждебности [32,с.87].
Лидерство – наличие личностных качеств лидера; способность возглавить группу для решения конкретных задач; самостоятельность в принятии решений и готовность нести ответственность за их последствия; амбициозность и стремление к статусному росту; авторитетность и требовательность; стрессоустойчивость; упорство и настойчивость в отстаивании своей позиции и интересов [33,с.438].
Целеустремленность - способность стратегически грамотно ставить цели и достигать их независимо от обстоятельств; энергичность; волевые задатки; сопротивляемость внешним воздействиям.
Организованность - способность рационально организовывать и планировать деятельность свою и подчиненных; самодисциплина; последовательность, логичность и практичность в подходе к решению текущих задач; соблюдение принятых нормативов и регламентаций как гарантия надежности для деловых партнеров [34,с.57].
Социальный интеллект - интуитивно-опытное знание человеческой психологии; знание и правильное применение социальных норм и стандартов; способность адаптироваться в различных социальных группах; гибкость коммуникативной тактики посредством «чувства ситуации»; деликатность, терпимость и терпеливость в общении.
Блок интеллектуальных качеств
Вербальный интеллект - лексический запас; способность к выявлению аналогий и установлению логических связей между различными видами вербальной информации; способность комбинировать знания из различных областей знаний, гибкость и скорость переключения вербального мышления; способность находить наиболее точное решение из ряда приблизительных [16,с.230].
Невербальный интеллект - способность устанавливать логические закономерности по отношению к невербальным (математическим) видам информации; способность к анализу и прогнозу (экстраполяции событий); способность разрабатывать и расшифровывать сложные алгоритмы; общий потенциал интеллектуального развития.
Обучаемость - гибкость и активность интеллекта в целом; скорость усвоения новой информации и способность отказываться от непродуктивных стереотипов; способность к эффективному использованию, адекватному переносу и комбинированию информации из различных областей знания; элементы творческих способностей [35,с.26].
Позитивное мышление - реализм и практичность в постановке целей и определении средств их достижения; прагматическая направленность творческих подходов, их «привязка» к решению текущих и перспективных управленческих задач; опора на критерии деловой эффективности в оценке социальных ресурсов [36,с.118].
Креативность - аналитический склад ума в сочетании с развитым воображением; независимость и оригинальность мышления; способность и стремление находить нетривиальные решения и генерировать идеи; критичность к общепринятым подходам (штампам и стереотипам); склонность к экспериментированию и новаторству; любознательность и чутье по отношению к новым, перспективным идеям и проектам.
Анализ степени выраженности и
взаимной динамики проявления, как
отдельных качеств, так и блоков
качеств позволяет
Вместе с тем,
Поскольку в каждой организационной
структуре на одно и то же должностное
лицо могут возлагаться различные
функции, требующие от конкретного
специалиста дополнительной компетентности
в самых различных сферах деятельности,
возникает необходимость
К кандидатам на выдвижение, кроме профессиональных и должностных, зачастую предъявляются также специальные требования. В их числе могут быть [17,с.387]:
Очевидно, что далеко не каждая
должность требует построения
столь сложной и
Что касается организации самой процедуры отбора, то ее целесообразно проводить в рамках общей плановой аттестации персонала организации. Тем более что это позволяет охватить всех потенциальных кандидатов и подобрать по несколько кандидатур на каждую резервируемую должностную позицию. Наличие двух кандидатов, во-первых, позволяет в дальнейшем сравнить динамику роста их компетентности и, во-вторых, стимулирует здоровую конкуренцию между ними. Вместе с тем, нецелесообразно чрезмерно преумножать перечень резервистов, поскольку это крайне усложняет дальнейшую работу с резервом, а снижение вероятности будущего назначения - снижает мотивацию достижений [39,с.51].
При помощи процедуры аттестации результатов труда можно оценить, что кандидат может делать сейчас.
Необходимо установить чёткую и обоснованную границу в аттестации, с какими результатами кандидат проходит в резерв, а с какими не проходит.
Методы аттестации могут быть различными [26,с.498]:
Для формирования кадрового резерва
целесообразно применять
Надо помнить, что каждый метод имеет свои ограничения: метод по MBO работает только при наличии пирамиды целей в организации и четкого планирования; метод 360 градусов работает при позитивной атмосфере в коллективе и демократической культуре в организации; метод сравнения может быть нерезультативным при оценке сложного интеллектуального труда сотрудника; тестирование валидно проводить только специалистами по работе с тестами или психологами [40,с.170].
При оценке результатов труда кандидатов в резерв можно обратить внимание не только на показатели выполнения работы кандидатом, но и на показатели выполнения работы отдела, подразделения этого кандидата (если он уже руководитель). И что важно, не только на количественные показатели труда отдела, но и на «качественные характеристики» подразделения: текучесть персонала в отделе, социально-психологический климат в отделе.
При формировании резерва важный метод оценки кандидатов в резервисты анализ личных документальных данных. Анализу подвергаются: автобиография сотрудника, его личная карточка, прошлые результаты аттестации, оценки, информация о прошедшем обучении, планы личного развития [8,с.185].
Цель такого анализа: собрать информацию по динамике его результатов труда, по уровню образования сотрудника, по стратегии его развития. Эта информация поможет оценить кандидата в резерв по таким критериям как: стремление к развитию, к саморазвитию; усвоение и применение знаний, полученных в ходе обучения, в своей деятельности.
Для формирования кадрового резерва необходимо оценить кандидатов ещё по двум направлениям: оценка управленческих способностей кандидата и оценка потенциала сотрудника [30,с.527].
Оценка управленческих способностей кандидата.
Цель оценки: определить наличие или отсутствие управленческих способностей сотрудника, определить на каком уровне развития способности находятся, в чем особенность личности кандидата как руководителя.
Проводить оценку надо как сотрудников-специалистов,
так и сотрудников-
Оценка потенциала сотрудника.
Цель оценки: определить наличие или отсутствие у сотрудника потенциала в дальнейшем развитии способностей, в развитии специфических компетенций, которые необходимы для резерва.
Желательно обратить внимание на следующие критерии оценки [25,с.89]: