Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 09:29, дипломная работа
Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития как и отдельно взятого муниципального образования, так и страны в целом. По своему уровню жизни и социальному положению он принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственным производителем, так и потребителем товаров и услуг.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...
3
1
РОЛЬ И МЕСТО МАЛОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ…...………………………………………………….
7
1.1
Малые предприятия в структуре экономики ……………………..
7
1.2
Роль малых предприятий в решении экономических, социальных и политических проблем ………………………………………….
15
1.3
Особенности становления малого бизнеса ………………………..
22
2
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО…………………………….……….
28
2.1
Роль органов местного самоуправления в развитии предпринимательства ………………………………………………..
28
2.2
Анализ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Хабаровском муниципальном районе ….
33
3
Проект создания Центра развития и поддержки малого и среднего предпринимательства Хабаровского района….
44
3.1
Обоснование проекта. Цель и задачи создания Центра развития и поддержки малого и среднего предпринимательства Хабаровского района ………………………………………………...
44
3.2
Структурно-функциональное строение Центра ……..…………….
49
3.3
Ожидаемая социальная и экономическая эффективность проекта..
54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………….
60
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………
63
Финансовую поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, помимо банков, оказывает Фонд поддержки малого предпринимательства Хабаровского края. Здесь особо следует упомянуть, что Фонд работает только с социально ответственным бизнесом. Под этим понимается, в первую очередь, отсутствие задолженности предприятия по выплате заработной платы своим работникам и по осуществлению платежей в бюджеты всех уровней. Поддержка осуществляется по таким направления, как: поручительство перед кредитными учреждениями г. Хабаровска, субсидирование процентной ставки по кредитам и предоставление микрозаймов.
Микрокредитование сегодня чрезвычайно востребовано в бизнес-среде.
С 4 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», где критерием «микро» является сумма не выше 1,0 млн. рублей. Потребовалось три года, чтобы закон о малом и среднем предпринимательстве был обеспечен финансовыми инструментами.
Главное преимущество займа - возможность составления индивидуального графика его погашения по согласованию с заемщиком, а также возможность получения займа вновь созданными предприятиями.
Новый вид финансовой поддержки начинающим предпринимателям - предоставление грантов. На этот вид поддержки выделено 19,050 млн. рублей, из них 15,0 млн. рублей или 79% - субсидия из федерального бюджета.
В 2009 году финансовую поддержку, в виде предоставления займов, получили 7 предпринимателей нашего района, на сумму 6 700,0 тыс. рублей:
- ООО «Даниловка» (разведение крупного рогатого скотта, с. Ракитное) - 1 000,0 тыс. рублей;
- ООО «Рыбоперерабатывающий комплекс Ярощенко А.Ю.» (переработка рыбопродукции, с. Осиновая речка) - 1 000,0 тыс. рублей;
- ООО «Золотой ключик» (организация деятельности кафе и ресторанов, с. Ракитное) - 1 000, 0 тыс. рублей;
- ИП У Александр (рыбодобыча и переработка рыбы, с. Мирное) -1 000,0 тыс. рублей;
- ООО «Стройкомплекс «Русский зодчий» (изготовление изделий из древисины, с. Краснореченское) - 700,0 тыс. рублей;
- ООО НО «Чуин» (лесозаготовка, с. Ильинка) -1 000,0 тыс. рублей;
- ООО «Аквалюкс Трейд» (производство минеральных вод, с. Сосновка) - 1 000,0 тыс. рублей.
В 2010 году финансовую поддержку получили 14 предпринимателей района, на сумму 9 850,0 тыс. рублей, в том числе:
- ООО «Северострой ДВ» (строительство зданий и сооружений, с. Тополево) - 1 000,0 тыс. рублей;
- ИП Желдыбина, с. Осиновая речка - 2 000,0 тыс. рублей;
- по 600,0 тыс. рублей получили - ИП Пак Валентин, ИП Мартыненко Ю.А., ИП глава КФХ Косицын Б.С., ИП Чапковская А.Г., ИП Полякова О.Н., ИП Кирсанова Н.С., ООО «Аквалюкс Трейд», ИП Агафонова И.В., ИП Астахов Д.Н., ИП Панина Т.Н.;
- ИП Токмаков И.Н. – 550,0 тыс. рублей;
- ООО «Центр отдыха и развлечений «РОСТОК»
Помимо финансовой помощи Фонд предоставляет образовательную и консультационную поддержку. 37 человек прошли подготовку на курсе "Начинающий предприниматель» (в 2009 году прошли подготовку - 8 человек, в 2010 году - 29 человек).
По мимо прямых взаимодействий, с целью оказания поддержки, с предпринимателями, в крае действует Программа дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Хабаровского. Предоставление безвозмездной субсидии безработному гражданину осуществляется за счет субсидий из федерального бюджета, средств краевого бюджета в сумме 12-кратной максимальной величины пособия по безработице (58800 руб.) и 12-кратной максимальной величины пособия по безработице на каждое дополнительно созданное рабочее место для трудоустройства безработных граждан на основании заключенных договоров между КГУ ЦЗH и безработным гражданином, решившим открыть собственное дело.
Центром занятости Хабаровского района заключены договора с 26 безработными гражданами на оказание содействия в организации предпринимательской деятельности, создано 18 дополнительных рабочих мест, для трудоустройства безработных граждан, на общую сумму 2 587,2 тыс. рублей.
Главным связующим звеном между муниципальной властью и бизнес-сообществом является Совет по предпринимательству и экономике при главе Хабаровского муниципального района. За последние несколько лет можно отметить позитивные перемены в развитии диалога между предпринимателями и администрацией района.
Однако, несмотря на принимаемые со стороны администрации района усилия и активную позицию отдельных предпринимателей, с помощью которых строятся отношения с деловым сообществом в целом, подавляющее большинство представителей бизнеса пока еще не структурировано. К тому же слабая инициатива предпринимателей не позволяет органам власти более эффективно строить работу по оказанию содействия в создании отраслевых ассоциаций предпринимателей.
На протяжении ряда лет в администрации района в целях повышения образовательного уровня руководителей предпринимательских структур и предпринимателей проводились обучающие семинары и совещания с участием налоговых, контролирующих и надзорных служб, органов УВД.
Для стимулирования деловой активности предпринимательства и поднятия престижа предпринимательской деятельности организации района принимают активное участие в выставках-ярмарках в таких как: Приамурская торгово-промышленная ярмарка, Хабаровской международной ярмарке «ДальАгроПищеПром 2010. Технологии. Оборудование, Упаковка». ООО «Фирма Мостовик-1» и ООО «Восточное» стали победителями XIY-го Всероссийского форума - конкурса предприятий пищевой промышленности «Покупайте российское». Участие в данных мероприятиях способствует созданию благоприятного имиджа Хабаровского муниципального района и Хабаровского края в целом, и помогает установить партнерские взаимоотношения с регионами Дальневосточного Федерального округа, способствует расширению рынков сбыта.
Несмотря на положительные результаты деятельности малого предпринимательства в крае, все же потенциал его используется пока не в полной мере. Проблемы малого предпринимательства, в основном, те же, что и у крупного и среднего бизнеса, но проявляются они гораздо острее.
Ключевыми факторами, негативно влияющими на развитие малого предпринимательства в Хабаровском районе, по-прежнему являются:
- недостаточность мер по развитию инновационной деятельности в районе;
- нехватка инвестиций;
- отсутствие площадей для ведения хозяйственной деятельности в муниципальной собственности;
- недостаточно развитая инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства;
- сложность доступа к ресурсам коммерческих банков, недостаточное развитие системы микрофинансирования, неразвитая система гарантий (поручительств);
- нехватка стартового капитала и профессиональной подготовки для успешного начала предпринимательской деятельности, а также средств на развитие предпринимательской деятельности;
- недостаточный профессиональный уровень предпринимателей, нехватка квалифицированных специалистов;
- низкий уровень информационного обеспечения предпринимательства;
- частые изменения нормативной правовой базы в сфере бизнеса;
Проблемы развития малого и среднего предпринимательства носят цикличный характер, но вместе с тем предпринимательство является наиболее мобильным и приспосабливающимся к внешним изменениям сектором экономики. Именно малый бизнес может стать движущей силой, способной не только оздоровить экономику, но и сохранить социальную устойчивость, в которой заинтересованы все слои населения. Однако это возможно лишь тогда, когда собственники предприятия, его работники совместно стремятся к повышению производительности труда, сокращению издержек, росту эффективности производства. В то же время это требует взаимного согласия, понимания и стимулирующих действий со стороны государства.
Определенно, исходя из вышеизложенного органами местного самоуправления Хабаровского муниципального района уделяется особое внимание вопросам стимулирования деятельности малого бизнеса, так как это в первую очередь напрямую способствует повышению занятости населения, во вторую увеличению доходной части бюджета, а значит и социально-экономического развития района в целом.
3. Проект создания Центра развития и поддержки малого и среднего предпринимательства Хабаровского района
3.1 Обоснование проекта. Цель и задачи создания Центра развития и поддержки малого и среднего предпринимательства Хабаровского района
Идея создания Центра развития и поддержки малого и среднего предпринимательства Хабаровского района (далее Центр) обусловлена несколькими показателями. В первую необходимо понимать, что администрации района как орган местной власти в рамках своих полномочий, определенных Федеральным законом №131-ФЗ не может оказывать поддержку представителям малого и среднего предпринимательства, как бы этого не хотелось руководству района. Во вторых Центр будет являться самостоятельной организационной единицей, двигателем поддержки и новаторства под контролем властей, но делать действительно то, что от него будут требовать предприниматели района.
Организация Центра позволяет реализовать концепцию государственной политики поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае, создает условия, стимулирующие развитие предпринимательства, в том числе и молодежного, и способствует обеспечению благоприятных условий для такого развития.
Создание Центра позволит решать задачи по развитию многоуровневой инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в Хабаровском районе через развитие сети информационно консультационных центров в поселениях, формированию единой информационной среды, будет содействовать реализации федеральных, региональных и муниципальных программ, проектов, направленных на поддержку и развитие предпринимательства (Приложение №1).
Предполагаю, что Центр будет осуществлять свою деятельность через свои отделения (филиалы) в том числе и на поселениях по кустовому методу. Например, села Некрасовка, Дружба, Ильинка, Корфовское, Бычиха, Краснореченское, Ракитное территориально относительно близки, центром для проведения организационных работ может выступить село Ильинка, так как оно находится по середине, таким образом при определенной подготовительной работе (рекламе) Центр сможет в одном селе объединить несколько сел. И так далее.
Деятельность Центра направлена на организацию взаимодействия субъектов малого и среднего предпринимательства с органами местного самоуправления и государственной власти края.
Члены Центра получат возможность регулярно участвовать в краевых и межрегиональных выставках, совершенствовать свои системы учета, нарастить ассортимент производимой продукции и услуг, поэтапно увеличивают оборот деятельности за счет постоянной микрокредитной поддержки.
Центр развития и поддержки малого и среднего предпринимательства Хабаровского района необходимо создавать при непосредственном участии и только по решению Совета по предпринимательству при главе Хабаровского муниципального района. В состав учредителей должны входить как руководящий состав Совета так и администрация муниципального образования. На мой взгляд наиболее подходящая организационно-правовая форма для Центра будет являться Автономная некоммерческая организация.
Данная правовая форма обусловлена несколькими причинами.
Во первых, На мой взгляд общественные организации являются неотъемлемым элементом любого демократического общества. На современном этапе общественно-политического развития нашего государства, они выступают своего рода соединительным звеном между политическим и гражданским обществом, между ”верхами” и ”низами”. Именно в этом состоит их стабилизирующая интеграционная роль в обществе.
Если оглянуться немного назад, то можно усмотреть что, с распространением демократии и ростом уровня политической культуры усиливается тенденция к разнообразию общественных объединений в социально-политической жизни, их влиятельности в конкретно-исторических ситуациях. Россияне стали больше интересоваться общественной жизнью и регистрировать новые общественные организации – об этом красноречиво свидетельствует статистика Министерства юстиции российской Федерации.
Социально-политическое назначение общественных организаций состоит, прежде всего, в том, что они помогают людям в решении социальных проблем и задач повседневной жизни, открывают широкие возможности для проявления общественно-политической инициативы, осуществления функций самоуправления.
Несколько меньшую, но довольно значительную нишу в общественной жизни страны занимают благотворительные организации, деятельность которых направлена на улучшение материального положения получателей благотворительной помощи.
Однако наиболее отчетливо общественно-политическая активность граждан проявляется в создании и деятельности политических партий и их структурных образований. Политические партии являются центром кристаллизации политических интересов, средством контроля за деятельностью правительства, развития демократии, гражданского общества, формирование общественного мнения.
Мировой опыт свидетельствует о том, что надлежащая поддержка государством общественных (неприбыльных) организаций имеет положительный политический, социальный и экономический эффект. В политической сфере институты гражданского общества формируют гражданскую активность и давление для принуждения государственных институтов стать более ответственными.
Во вторых, в Федеральном законе от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в статье 69 сказано о том, что «представительные органы муниципальных образований могут принимать решения о создании некоммерческих организаций в форме автономных некоммерческих организаций и фондов», и в своем решением Собрание депутатов Хабаровского муниципального района может поручить администрации района выступить в качестве учредителя.